Жизнь и творчество. Платон и Сократ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 14:43, реферат

Описание работы

В истории мировой культуры Платон (427-347 до н.э.) - великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель - философ, ученый, писатель - принадлежит всему человечеству. Не будь его книг, мы не только хуже понимали бы, кем были древние греки, что они дали миру, - мы хуже понимали бы самих себя, хуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое человек, в чем трудности его исканий и свершений, в чем их завлекающая сила. Платон создал и разработал один из основных типов философского мировоззрения - философский идеализм.

Содержание работы

Введение.

Жизнь и творчество. Платон и Сократ.

Философское учение Платона как объективный идеализм:

а) Философская конструкция мироздания:

Мир идей и его структура. – Демиург – Мировая душа – Чувственный мир.
Бытие и небытие.

б) Гносеология Платона как «припоминание». Мнение и истинное знание.

в) Учение о человеке и идеальном государстве.

Платон и современность.

Заключение.

Список литературы.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 36.11 Кб (Скачать файл)

«Диалектика Платона явилась  важным этапом в развитии логики. По Платону, знание возможно не для всякого. «Философия», буквально «любовь  к мудрости», невозможна ни для того, кто уже обладает истинным знанием (боги уже обладают им), ни для того, кто совсем ничего не знает (невежда и не думает, что нуждается в знании). Поэтому, философ - тот, кто стоит между полным знанием и незнанием и стремится от менее совершенного знания восходить все к более и более совершенному знанию.

Предмет диалога «Теэтэт» - вопрос о существе знания. В диалоге  опровергается три несостоятельных  с точки зрения Платона решения  этого вопроса: 1) знание есть чувственное  восприятие; 2) знание - правильное мнение; 3) знание - правильное мнение со смыслом. В первом вопросе Платон отталкивается  от учения о безусловной текучести  и относительности всего существующего. Чувственному, как текучему, должно предшествовать нечто не текучее  и не чувственное, следовательно, знание не тождественно чувственному восприятию. Во-вторых, знание нельзя определить как  истинное мнение, независимо от соотношения  мнения истинного с мнением ложным. Если брать мнение именно как мнение, то ничего нельзя сказать ни о его  истинности, ни о его ложности. Правильное мнение вообще не определимо без чистого  знания как такового. И, в-третьих, как  не понимать «смысл» - как объяснение в виде слов как таковых, как объяснение в виде целостной структуры слов, как указание на отличительный признак, - во всех этих случаях прибавка «смысла» к «правильному мнению» не может  создать знания. Итак, знание, по Платону, не есть ни ощущение, ни правильное мнение, ни соединение правильного мнения со смыслом. Знание должно быть соединением  чувственности и ума и ум должен осмысливать элементы чувственного опыта.

 

 

в) Учение о человеке и идеальном  государстве.

Свои взгляды на происхождение  общества и государства Платон обосновывает тем, что отдельный человек не способен удовлетворить все свои потребности в пище, жилище, одежде и т.д. В рассмотрении проблемы общества и государства он опирался на излюбленную  им теорию идей и идеала. «Идеальное государство» является сообществом  земледельцев, ремесленников, производящих все необходимое для поддержания  жизни граждан, воинов, охраняющих безопасность, и философов- правителей, которые осуществляют мудрое и справедливое управление государством. Такое «идеальное государство» Платон противопоставлял античной демократии, допускавшей народ к участию в политической жизни, к государственному управлению. Согласно Платону, государством призваны управлять только аристократы как лучшие и наиболее мудрые граждане. А земледельцы и ремесленники по мысли Платона, должны добросовестно выполнять свою работу, и им не место в органах государственного управления. Охранять государство должны стражи порядка, образующие силовую структуру, причем стражи не должны иметь личную собственность, обязаны жить изолированно от других граждан, питаться за общим столом. «Идеальное государство», по Платону, должно всемирно покровительствовать религии, воспитывать в гражданах благочестие, бороться против всякого рода нечестивых. Эти же цели должна преследовать и вся система воспитания и образования.

Платон выделял:

а) «Идеальное государство» (или приближающееся к идеалу)- аристократия, в том числе аристократическая  республика и аристократическая  монархия;

б) Нисходящую иерархию государственных  форм, к которым причислял тимократию, олигархию, демократию, тиранию.

Согласно Платону, тирания - наихудшая форма государственного устройства, а демократия была для него объектом острой критики. Худшие формы государства - результат «порчи» идеального государства. Тимократия (тоже худшее) - это государство чести и ценза: оно ближе к идеалу, но хуже, например, аристократической монархии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Платон и современность.

Платон является первым в Европе философом, заложившим основы объективного идеализма и разработавшим его  в целостном виде. Мир Платона - это прекрасный, материальный космос, собравший множество единичностей в одно нераздельное целое, управляемый  законами, находящимися вне его. Это самые общие закономерности, составляющие особый надкосмический мир называемый Платоном миром идей. Идеи определяют жизнь материального мира, это прекрасные вечные образцы, по которым строится множественность вещей, образованных из бесконечной материи. Сама материя ничего не может породить. Она только кормилица, принимающая в свое лоно идущие от идей эманации. Сила пронизывающего, сияющего света, исходящего из идей, оживляет темную материальную массу, придает ей ту или иную видимую форму. Самая высшая идея - это высшее благо, тождественное абсолютной красоте, это и есть по Платону начало всех начал, отец, умелый мастер, создающий видимый небесный и человеческий земной мир по самым мудрым, прекрасным законам. Но однажды созданный физический мир подвержен тлению, деформации и старению. Так давайте же, говорит Платон, созерцать в мыслях этот великолепный, добрый и прекрасный мир идей и хотя бы умственно, шаг за шагом, представим себе лестницу духовного совершенства человека, которая приведет к познанию высшей идеи. Цели совершенствования человека, его продвижению на пути к высшему благу служит и государство, построенное на принципах разделения труда, строгой иерархии и строжайшего соблюдения законов. Т.к. познание и проведение в жизнь высших идей и возможно только с помощью философии, то во главу своего государства Платон ставит философов. Два других разряда свободных граждан платоновского государства - это воинов (стражи) и ремесленников и землевладельцев. Каждый разряд должен быть строго ограничен выполнением своих обязанностей и должен воздерживаться от вмешательства в функции других разрядов. Принадлежность к одному из разрядов не является увековеченным принципом современного кастового государства, а определяется способностями и развитием человека.

Идеи Платона, как никакого другого  европейского философа, не переставали  волновать человечество на протяжении долгих веков. Его учение стало краеугольным камнем многих философских течений. До сих пор его книги притягивают  к себе как волшебный источник множество людей, помнящих, что главное  не просто овладеть этой мудростью, но вечно стремиться к ней.

Страсти – враги покоя, но без  них на этом свете не было бы ни искусства, ни наук, и каждым дремал бы нагим  на куче своего навоза.  

 

 

 

 

Заключение

Платон - основоположник объективного идеализма, его виднейший представитель. Наследник  Сократа и досократиков, основатель Академии и учитель Аристотеля, Платон стоит в центре философской мысли.  На протяжении нескольких веков происходило тщательное изучение его философии, которая явила собой фундамент для последующего развития всей европейской философии. Известно, что при создании своих философских концепций, Платон обращался к трудам своих предшественников, но это нисколько не отдалило его назад, наоборот - позволило поднять античную философию на более высокую ступень. Конечно, в разное время, к Платону относились по-разному: так например, в античности Платона называли «божественным учителем», в средние века Платон - предтеча христианского мировоззрения, а в эпоху Возрождения – политический утопист.

«В  своих трудах великий мыслитель  как бы подвел итог всему предшествующему  научно-философскому развитию в Древней  Греции. В них затронут огромный круг вопросов, которые изучаются  в настоящее время астрономией, механикой, физикой, биологией, зоологией, психологией, политической экономией, эстетикой, этикой, социологией».1

В его учениях не было четкой системы, по всей видимости, именно  благодаря этому факту, благодаря подвижности, мыслей философа, наследие Платона актуально на протяжении нескольких веков.

 

Список используемой литературы.

  1. Платон «Федон, Пир, Федр, Парменид.» – М.: Изд-во «Мысль», 1999

   ( произведения«Федр» и «Пир»)

  1. Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона - М.: Мысль, 1988.
  2. Асмус В.Ф.Античная философия М., 1976.
  3. Антология мировой философии Т 1. Изд. «Мысль», 1968.
  4. Богомолов А.С. Античная философия – М: Изд-во Мысль- 368с.
  5. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. - М.: Молодая гвардия, 1993
  6. Рассел Б. Мудрость Запада: Пер. с англ.-М.:1998.- 479с
  7. Нерсесянц В. С. Платон. – М.: Мысль, 1984 
  8. Лосев А.Ф Платон. Федон. Полн. собр. соч. в 4-х. т. Т. II.-М.: Мысль, 1999

 


Информация о работе Жизнь и творчество. Платон и Сократ