Жизнь и творчество Р. Декарта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 05:19, реферат

Описание работы

Антитрадиционализм - вот основа философии Декарта. Когда мы говорим о научной революции XVII века, то именно Декарт являет собой тип революционеров, усилиями которых и была создана наука нового времени, но и не только она: речь шла о создании нового типа общества и нового типа человека. Вот принцип новой культуры, как его с предельной четкостью выразил сам Декарт: "...никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью... включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и столь отчетливо, что не даст мне никакого повода подвергать их сомнению". Истинное знание мы должны получить для того, чтобы руководствоваться им также и в практической жизни, в своем жизнестроительстве. То, что прежде происходило стихийно, должно ныне стать предметом сознательной и целенаправленной воли, руководствующейся принципами разума.

Содержание работы

Введение 3
Жизнь и творчество Р. Декарта. 5
Рассуждение о методе. 7
Часть 1. Соображения, касающиеся наук. 8
Часть 2. Основные правила метода. 9
Часть 3. Несколько правил морали, извлеченных из этого метода. 11
Часть 4. Доводы, доказывающие существование Бога и бессмертие души, или основания метафизики. 13
Часть 5. Порядок физических вопросов. 15
Часть 6. Что необходимо, чтобы продвинуться вперед в исследовании природы. 15
Заключение. 18
Список литературы. 19

Файлы: 1 файл

Реферат по философии.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

Содержание.


Вв

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

В истории философии  творчество Рене Декарта - одна  из самых больших вершин, одно из величайших достижений. Великий  философ,  предложивший  свою систему координат  в математике (декартова прямоугольная система  координат) предложил и точку отсчета для общественного  сознания. Декарт  считал абсолютно неопровержимым   суждение   "мыслю,   следовательно,   существую". Декартовское сомнение  призвано  снести  здание  традиционной  прежней культуры и отменить прежний тип сознания, чтобы тем самым  расчистить  почву для постройки нового здания - культуры рациональной в своем существе.

Антитрадиционализм - вот основа философии Декарта. Когда  мы говорим  о научной  революции  XVII  века,  то   именно   Декарт   являет   собой   тип революционеров, усилиями которых и была создана наука нового времени,  но  и не только она: речь шла о  создании  нового  типа  общества  и  нового  типа человека. Вот  принцип  новой  культуры,  как  его  с  предельной  четкостью выразил сам Декарт: "...никогда не принимать за истинное ничего,  что  я  не познал бы таковым с очевидностью... включать в свои суждения только то,  что представляется моему уму столь ясно и  столь  отчетливо,  что  не  даст  мне никакого  повода  подвергать  их  сомнению".   Истинное  знание  мы   должны получить для того, чтобы руководствоваться им также и в практической  жизни, в своем жизнестроительстве. То,  что  прежде происходило стихийно, должно ныне стать предметом    сознательной и  целенаправленной  воли, руководствующейся принципами разума.

Декарт убежден, что создание нового метода мышления требует прочного и незыблемого основания. Такое основание должно быть найдено в  самом  разуме, точнее,  в  его  внутреннем  первоисточнике  -   в   самосознании.   "Мыслю, следовательно, существую" -  вот  самое  достоверное  из  всех  суждений.  В основу философии нового времени, таким образом,  Декарт  положил  не  просто принцип  мышления  как   объективного   процесса,   а   именно   субъективно переживаемый и сознаваемый процесс мышления, такой, от  которого  невозможно отделить мыслящего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Жизнь и творчество Р. Декарта.

Рене Декарт родился в имении  своих аристократических предков в южной Турени 31 марта 1596 г. С 1604  по  август 1612 г. Декарт был воспитанником основанной  Генрихом  IV  привилегированной коллегии Ла – Флеш, где под руководством отцов-иезуитов изучал древние  языки, риторику, поэзию, физику, математику и особенно  основательно  —  философию. 1612-1628 гг. были для Декарта временем  его первых  путешествий.  Возвращаясь из  путешествий на  родину,  он уединенно жил в парижском предместье Сен-Жермен. В 1617 г.  Декарт  поступил на военную службу волонтером, что лишало его  чинов  и жалованья,  но  зато предоставляло определенную свободу. Годы службы  в  Нидерландах  (1617-1619) совпали с периодом мира. Времени для  научных  занятий  было  достаточно. Первые наброски Декарта-ученого и были посвящены математике, точнее, ее  приложению к музыке.

          В 1619 г. в Европе разразилась война, которой было суждено  продлиться тридцать лет. Декарт вместе с армией, в  которой  он  служил,  отправился  в Германию. До 1621 г. он принимал участие в военных действиях. С 1621 по 1628 гг., живя  во Франции, Декарт совершал путешествия по Европе. В Париже, где  он  поселился с 1623 г.,  Декарт  входил  в  круг  выдающихся  французских  ученых  первой половины XVII века и постепенно завоевал славу  оригинального  математика  и философа,  искусного  спорщика,  способного  опровергать ходячие  мнения  и закрепившиеся в науке предрассудки. Есть основания предположить, что в  20-х годах Декарт делал наброски к своему методологическому  труду  «Правила  для руководства ума». Сочинение при  жизни  Декарта  полностью опубликовано  не было, хотя идеи и фрагменты из него были использованы в последующих  работах философа.  Последнюю  часть  жизни,   1629-1650   гг.,   Декарт   провел   в Нидерландах. Жизнь в Голландии – уединенная,  размеренная, сосредоточенная на научных занятиях — отвечала ценностям  и  устремлениям  ученого.  Мыслитель  оживленно  переписывался   с   учеными,   философами, теологами Франции и других стран, узнавая о новейших  открытиях  в  науке  и сообщая о  своих  идеях.  Письма  составляют  важнейшую  часть  оставленного Декартом духовного наследия.

          К 1633 г., когда осудили Галилея, Декарт уже в  основном обдумал или даже набросал свой трактат «Мир», в осмыслении  Вселенной  и  ее движения  созвучный  идеям  Галилея.  Потрясенный  инквизиторским  решением, веропослушный Декарт "почти решился сжечь все свои бумаги  или,  по  крайней мере, не показывать их никому". Однако позднее пришло более мудрое  решение: тесно объединить космологическую тематику с  методологической,  физику  —  с метафизикой  и  математикой,  подкрепить  основные  принципы  учения   более сильными доказательствами, еще более обширными данными опыта. Наброски  были сохранены.

         До  середины  30-х  годов  XVII  в.  Декарт  создавал,   вынашивал   и корректировал свою концепцию. В 1637 г. в Лейдене были  опубликованы  «Рассуждения  о методе».  Работа  содержала  первый  очерк   центральных   идей   Декартовой философии. Вместе  с  «Рассуждениями»  появились  «Диоптрика», «Метеоры»  и «Геометрия»,  задуманные  как  приложения  универсальных  правил  метода   к конкретным научным областям. В 1641 г. в Париже  на  латинском  языке  вышли первым, а  в  1642  году  —  вторым  изданием  «Метафизические  размышления» Декарта. В 1644 г. были  опубликованы  «Начала  философии»,  самое  обширное сочинение Декарта, уточняющее и резюмирующее  главные  идеи  и  разделы  его философии — теорию познания, метафизику, физику,  космологию  и космогонию. Последние произведения мыслителя  —  это  «Описание  человеческого  тела» и «Страсти души».

В конце 40-х  годов учением Декарта заинтересовалась  молодая  шведская  королева   Христина.   Она   пригласила знаменитого философа в Стокгольм, чтобы  из  его  уст  услышать  разъяснения наиболее трудных положений картезианства. Декарт колебался: его отрывали  от дел, он боялся северного климата.  Однако  ответить  отказом  на  высочайшее приглашение не счел возможным. Он прибыл в Стокгольм в октябре 1649 г.  Имея привычку проводить утренние часы в постели,  Декарт  был  вынужден  вставать зимой  посреди  ночи  и  добираться  до  королевского  дворца,   преодолевая значительное расстояние. Возвращаясь как-то с уроков,  назначенных  на  пять утра, он простудился и умер от пневмонии на девятый день болезни 11  февраля 1650.


Рассуждение о методе.

"Диоптрика", "Метеоры"  и  "Геометрия"  были изданы в 1637 году вместе  с  "Рассуждениями  о методе"    одной   книгой.   Эти   произведения содержали ряд приложений  философских принципов, выработанных  Декартом,  в  учении  о   мире,  но "Геометрия" подводила читателя  ближе к истокам   мысли  философа,  чем  "Диоптрика"  и "Метеоры".  Однако   этого   Декарту   казалось недостаточно,  и  тогда,  он решил написать еще одну работу,  которая могла бы пролить свет  на философские   основы  его  научных  взглядов  и методов.  Ее полное название - "Рассуждение  о методе,  чтобы  верно  направлять  свой разум и отыскать истину в науках".  Эта работа, изящная по  стилю,  написанная точным языком,  изобилует замечаниями,  в  которых  запечатлелся  богатый жизненный опыт автора, знание общества, людей и их    поведения.    "Рассуждение"    сжато    и выразительно излагает историю научного развития философа,  принципы  и  метод  его   учения. Эта работа состоит из  шести  частей. В первой окажутся различные соображения относительно наук; во второй — основные правила метода, найденного автором; в третьей — некоторые из правил морали, извлеченных автором из этого метода; в четвертой — доводы, с помощью коих он доказывает существование Бога и человеческой души, которые составляют основание его метафизики; в пятой можно будет найти последовательность вопросов физики, какие он рассмотрел, и, в частности, объяснение движения сердца и рассмотрение некоторых других трудных вопросов, относящихся к медицине, а также различие, существующее между нашей душой и душой животных; и в последней — указание на то, что, по мнению автора, необходимо для того, чтобы продвинуться в исследовании природы дальше, чем это удалось ему, а также объяснение соображений, побудивших его писать.


Часть 1. Соображения, касающиеся наук.

В первой части  Декарт пишет о некоторых периодах своей жизни, которые направили его к соображениям и правилам, позволившие ему составить метод, который может усовершенствовать знания и довести их до высшей степени. «…разум – от природы одинаков у всех людей, различие наших мнений происходит не от того, что одни разумнее других, а только от того, что мы направляем наши мысли различными путями… Ибо недостаточно просто иметь хороший ум, но главное – это хорошо применять его» (Р. Декарт). Однако Декарт не намеревается научить кого-либо своему методу, а лишь  показывает,  каким  образом  он направляет свой собственный разум.  Он предлагает читателю называть  "Рассуждения  о  методе" рассказом,  и если угодно,  вымыслом,  но при этом  надеется, что   для   кого-нибудь   эта  работа  окажется полезной.

 Рассказывая о  своем  образовании,  Декарт признается  в   своей   любви   к   математике: «Особенно мне нравится математика из-за достоверности и очевидности своих доводов» (Р.Декарт). В других науках Декарт    не   видит   этой   достоверности   и очевидности: «О философии скажу одно: видя, что в  течение  многих  веков  она  разрабатывается привосходнейшими умами и,  несмотря на это,  в ней доныне нет положения, которое не служило бы предметом  споров» (Р.Декарт). А так как все остальные  науки  того  времени базировались на философии, то, по мнению Декарта на столь слабых основаниях  нельзя  построить ничего прочного. Тем не менее, он не отрицает всего того,  что было достигнуто в науке до него,  он лишь предлагает отделить истинное  от  ложного. Этой   цели   и   служит   метод,  изобретенный   Декартом.


Часть 2. Основные правила метода.

Когда Декарт находился  в Германии, оказавшись там призванным в связи с войной, то в ходе размышлений он пришел к выводу, что надо разыскать «истинный метод для познания всего того, к чему способен мой ум» (Р.Декарт). Он изучал три науки или искусства, которые, по его мнению, должны были служить намеченной его цели – это логика, анализ геометров и алгебра. Но он заметил, что «… логика в самом деле содержит немало очень верных и хороших правил, но к ним примешано столько вредных и излишних, что отделить их от этих последних почти также трудно, как извлечь Диану и Минерву из куска необработанного мрамора…» (Р.Декарт). Что же касается анализа геометров и алгебры, то Декарт считает, что первый всегда ограничен рассмотрение фигур, что не может упражнять рассудок, а вторая настолько подчинилась разным правилам и знакам, что превратилась в темное и запутанное искусство, затрудняющее наш ум, а не в науку, развивающую его. Поэтому он решил искать другой метод, который совмещал бы достоинства этих трех и был бы свободен от их недостатков.        В результате Декарт выводит четыре правила,  которых затем придерживался всю жизнь.

«Первое – никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, т.е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется уму столь ясно, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению» (Р.Декарт). Это не просто правило – это фундаментальный нормативный принцип, именно потому, что все должно сводиться к ясности и отчетливости,  в чем заключается очевидность. Ясные и отчетливые идеи – это идеи очевидные. Умственное действие, посредством которого   достигается очевидность – интуитивное   действие,   или интуиция, т.е. это действие, которое служит себе и основой, и подтверждением, т.к.  оно опирается ни  на  что иное,  как на взаимную  пpозpачность интуитивного  действия. Речь идет о ясной и отчетливой идее, увиденной  сама  собой, интуитивно данной и не доказанной. Речь идет об идее,  присутствующей в уме, и об уме, открытом идее без какого бы то ни  было  посредничества. Достичь  этой взаимной пpозpачности – цель трех других правил.

«Второе – делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить» (Р.Декарт). Это  защита  аналитического  метода, который  только и может привести к очевидности, т.к. расчленяя сложное  на  простое,  светом разума  изгоняется  двусмысленность.  Если  для определенности необходима  очевидность,  а  для очевидности   необходима   интуиция,   то   для интуиции необходима простота,  достигаемая путем расчленения  сложного «на элементарные части до пределов   возможного».   Большие    завоевания достигаются постепенно, шаг за шагом.


Однако разложения  сложного   на   простое недостаточно, т.к.   оно   дает   сумму  раздельных  элементов,  а  не связь, создающее  из  них  сложное  целое.  Поэтому за анализом должен следовать синтез. Таким образом, третье правило: «Располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легко-познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу» (Р.Декарт). Здесь имеется   в   виду   синтез,   который   должен отталкиваться от элементов   абсолютных, независимых от других,  продвигаясь к элементам относительным и зависимым, открывая дорогу к цепи аргументов,  освещая сложные связи, т.е. восстановление порядка построением цепочки рассуждений  от  простого  к  сложному,  не без связи с действительностью.  Без очевидности  не было  бы  интуиции,  а  переход  от  простого к сложному необходим  для  акта  дедукции.  Может показаться,   что   в   результате  синтеза  мы получаем тот    же    предмет,     с которого начинали, но в действительности это уже реконструированный комплекс ставший  прозрачным под лучом прожектора мысли.

Информация о работе Жизнь и творчество Р. Декарта