Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 05:19, реферат
Антитрадиционализм - вот основа философии Декарта. Когда мы говорим о научной революции XVII века, то именно Декарт являет собой тип революционеров, усилиями которых и была создана наука нового времени, но и не только она: речь шла о создании нового типа общества и нового типа человека. Вот принцип новой культуры, как его с предельной четкостью выразил сам Декарт: "...никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью... включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и столь отчетливо, что не даст мне никакого повода подвергать их сомнению". Истинное знание мы должны получить для того, чтобы руководствоваться им также и в практической жизни, в своем жизнестроительстве. То, что прежде происходило стихийно, должно ныне стать предметом сознательной и целенаправленной воли, руководствующейся принципами разума.
Введение 3
Жизнь и творчество Р. Декарта. 5
Рассуждение о методе. 7
Часть 1. Соображения, касающиеся наук. 8
Часть 2. Основные правила метода. 9
Часть 3. Несколько правил морали, извлеченных из этого метода. 11
Часть 4. Доводы, доказывающие существование Бога и бессмертие души, или основания метафизики. 13
Часть 5. Порядок физических вопросов. 15
Часть 6. Что необходимо, чтобы продвинуться вперед в исследовании природы. 15
Заключение. 18
Список литературы. 19
И последнее правило: «Делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено» (Р.Декарт). Здесь имеется ввиду, что для того чтобы избежать спешки, матери всех ошибок, следует контролировать отдельные этапы работы.
Выше изложенные правила просты. Они подчеркивают необходимость полного осознания этапов, на которое распадается любое исследование. Они являются моделью знания именно потому, что ясность и отчетливость защищают от возможных ошибок или поспешных обобщений. С этой целью – как при решении сложных проблем, так и при выяснении непонятных явлений – следует выделить простые элементы, далее неделимые, чтобы потом полностью высветить их лучом разума. Поэтому Декарт замечает: «…что точное соблюдение немногих избранных мною правил позволило мне так легко разрешить вопросы, которыми занимаются геометрический анализ и алгебра, что, начав с простейших и наиболее общих и пользуясь каждой найденной истинной для нахождения новых, справился со многими вопросами, казавшиеся мне прежде трудными, но и пришел к тому какими средствами и в каких пределах возможно решить даже неизвестные мне задачи» (Р.Декарт).
В этой главе Декарт знакомит читателя с правилами морали, которые он выработал для себя, «чтобы иметь возможность прожить как можно более счастливо» (Р.Декарт).
«Во-первых, повиноваться законам и обычаем моей страны, неотступно придерживаясь религии, в которой по милости божьей, я был воспитан с детства, и руководствуясь во всем остальном наиболее умеренными и чуждыми крайностей мнениями, сообща выработанными самыми благоразумными людьми, в кругу которых мне приходилось жить» (Р.Декарт). Декарт отмечает далее, что для того, чтобы изучить эти мнения необходимо наблюдать за поведением людей, а не слушать, что они говорят. Отличая созерцание и стремление к истине от ежедневных потребностей жизни, он обращает внимание на то, что непременные признаки истины - очевидность и отчетливость, и достаточно здравого смысла, воплощенного в обычаях народа, среди которого проходит его жизнь. В науке необходима очевидность истины, в быту достаточно вероятности. Уважение к законам страны продиктовано необходимостью спокойствия, без которого невозможны поиски истины.
«Моим вторым правилом было оставаться настолько твердым и решительным в своих действиях, насколько это было в моих силах, и с не меньшим постоянством следовать даже самым сомнительным мнениям, если я их принял за вполне правильные» (Р.Декарт). Декарт, аргументируя это правило, приводит пример с путником, заблудившемся в лесу: «… он не должен кружить или блуждать из стороны в сторону, ни тем паче оставаться на одном месте, но должен идти как можно прямее в одну сторону, не меняя направления по ничтожному поводу, хотя первоначально всего лишь случайность побудила его избрать это направление» (Р.Декарт). Это весьма прагматичное правило. Оно призывает покончить с медлительностью и преодолеть неуверенность и нерешительность, поскольку жизнь торопит, постоянным остается только обязательство истины и доброты, которые служат регулирующими идеалами человеческой жизни. Чтобы преодолеть нерешительность Декарт предлагает «… мы должны решиться на какое-нибудь одно мнение и уверенно принимать его по отношению к практике не как сомнительное, но как вполне истинное, т.к. соображения, заставшие нас избрать, его были верны» (Р.Декарт).
«Третьим моим правилом было всегда побеждать скорее себя, чем судьбу, изменять свои желания, а не порядок мира и вообще привыкнуть к мысли, что в полной нашей власти находятся только наши мысли и что после того, как мы сделали все возможное с окружающими нас предметами, то, что нам не удалось, следует рассматривать как нечто абсолютно не возможное» (Р.Декарт). Таким образом, главная идея Декарта – это изменение самого себя, что возможно напряжением разума с помощью правил ясности и отчетливости. Изменяя мысли, мы укрепляем волю.
«И, наконец, я не мог бы ограничить свои желания, ни быть довольным, если бы не шел по пути, который не только обеспечивал мне приобретение всех знаний, к которым я способен, но и вел к приобретению всех доступных мне истинных благ…» (Р.Декарт). Этих правил, возможно не бесспорных, Декарт придерживался всю свою оставшуюся жизнь.
Прежде всего, отметим, что большая часть традиционного знания имеет в качестве основы чувственный опыт. Однако Декарт не считает, что знание, полученное таким путем, является бесспорным. Он говорит: «поскольку чувства иногда нас обманывают, я счел нужным допустить, что нет ни одной вещи, которая была бы такова, какой она нам представляется нашим чувствам» (Р.Декарт). Таким образом, Декарт склоняется к мысли «об иллюзорности всего на свете при этом необходимо, чтобы я сам, таким образом рассуждающий существовал». Продолжая свои рассуждения он пишет: «И заметив, что истина Я мыслю, следовательно, я существую столь тверда и верна, что самые сумасбродные предположения скептиков не могут ее поколебать, я заключил, что могу без опасений принять за первый принцип искомой мной философии». Затем Декарт, следуя своему методу, говорит: «…внимательно исследуя, что такое я сам, я мог вообразить себе, что у меня нет тела, что нет ни мира, не места, где бы я находился бы, но я никак не мог представить себе, что в следствии этого я не существую, напротив, из того, что я сомневался в истинности других предметов, ясно и несомненно следовало, что я существую». Дальнейшие рассуждения философа сводятся к следующему: «Я – субстанция, вся сущность которой состоит в мышлении, и которая для своего бытия не нуждается ни в каком месте и не зависит ни от какой материальной вещи. Таким образом, мое я, т.е. моя душа, которая делает меня тем, что я есть, совершенно отлично от тела и ее легче познать, чем тело, и если бы его не было, то душа не перестала быть тем, что она есть – душа есть мышление» (Р.Декарт). Так Декарт достигает неоспоримого факта, что человек – это мыслящая реальность. Применение правил метода привело к открытию истины, которая, в свою очередь, подтверждает действенность этих правил, поскольку излишне доказывать: чтобы мыслить, нужно существовать.
Существование Бога Декарт, выводит из первого принципа своей философии. Если я сомневаюсь, значит, я не совершенен. Но тогда откуда берется мысль о том, что я несовершенен. Очевидно, что автор идеи, присутствующий во мне, не я сам, несовершенный и конечный, и никакое существо, также ограниченное. Тогда эта мысль должна происходить от другого более совершенного и бесконечного существа – Бога. Эта идея вложена Богом. Приняв во внимание отличие разумной природы от телесной, Декарт говорит: «…познав отчетливо, что разумная природа во мне отлична от телесной, и сообразив, что всякое соединение свидетельствует о зависимости, а зависимость очевидно является недостатком, я заключил отсюда, что состоять из двух природ не было бы совершенством для Бога, и следовательно, он не состоит из них». Таким образом, Бог является духовным началом.
Причиной, по которой многие убеждены, что трудно познать Бога или даже собственную душу, является, по мнению Декарта, то, что люди никогда не поднимаются умом выше того, что может быть познано чувствами, и так привыкли рассматривать все с помощью воображения, что все, что нельзя вообразить, кажется им не понятным.
С огромной верой в человека и его познавательные возможности Декарт переходит к познанию мира.
Эту главу Декарт посветил изложению вопросов естествознания, которыми он занимался. «Мне хотелось бы показать здесь всю цепь других истин, которые я вывел из этих первых, – говорит Декарт». Однако в изложении этих истин, он проявляет присущую ему осторожность, чтобы не ввязываться в споры с другими учеными и церковью. В общем, в этой главе Декарт вкратце излагает свой труд «Мир», от издания которого его удерживали многие соображения.
Декарт последовательно останавливается на вопросах, как он сам говорит, касательных света, а затем в связи с ним прибавляет кое-что о Солнце и неподвижных звездах, откуда главным образом и происходит свет, о небесных пространствах, через которые он проходит, о планетах, кометах и Земле, которые его отражают, и особо о земных телах, ибо они бывают цветные, или прозрачные, или светящиеся, и, наконец, о человеке, наблюдающем все эти тела. Он говорит обо всем этом исходя из того, что Бог создал достаточное количество вещества, привел это вещество в движение и предоставил ему действовать по законам им установленным.
Ведя свое повествование, Декарт оставался тверд в своем принципе не исходить из чего либо другого, кроме метода, которым он воспользовался для доказательства существования Бога и души.
В конце этой главы философ еще раз касается вопроса о душе и еще раз доказывает ее бессмертие, исходя из того, что разумная душа никак не может быть получена из свойств материи.
Эта глава появилась спустя три года после написания всего произведения. Все эти годы Декарт не решался опубликовать «Рассуждение о методе». В этой главе философ объясняет причины побудившие его, в конечном итоге, к публикации: «…как только я приобрел некоторые общие понятия относительно физики и заметил, испытывая их в различных трудных частных случаях, как далеко они могу вести и насколько они отличаются от принципов, которыми пользовались до сих пор, я решил, что не могу их скрывать, не греша против закона, который обязывает нас по мере сил наших содействовать общему благу всех людей» (Р.Декарт). Декарт убежден, что метод, который он открыл, поможет достичь знаний полезных как в повседневной жизни, так и в философии, и как бы стать господами и владетелями природы.
Говоря об опытах, Декарт их не только не отрицал, как чувственный метод познания, но наоборот придавал им большое значение «что касается опытов, то я заметил, что они тем более необходимы, чем дальше мы продвигаемся в знании». Декарт приводит доказательства в пользу необходимости опытов для постижения природы человеческим разумом: «Сначала отыскиваются общие принципы или первопричины всего, что есть или может быть в мире. Единственная такая причина есть Бог. Затем исследуются наиболее простые и доступные следствия, которые из этой причины можно вывести. Таковыми следствиями являются небеса, звезды, Земля, вода, воздух, огонь, минералы на Земле и другие вещи. При попытке спуститься к более частным следствиям, они предстают перед нами в столь бесчисленном многообразии, что постичь их человеческим умом невозможно. Поэтому постижение их возможно только при восхождении от следствия к причине, прибегая к проведению различных опытов» (Р.Декарт).
Многообразие природы, по мнению Декарта, столь велико, а изложенные выше принципы столь просты и общи, что единственной трудностью является возможность вывода причин несколькими различными способами. Разрешение этой проблемы он видит в проведении новых опытов. Постепенно, мы начинаем интуитивно чувствовать, под каким углом зрения необходимо подойти к рассматриваемой проблеме, чтобы сразу выполнить большую часть необходимых опытов. «Таким образом, в зависимости от большей или меньшей возможности производить опыты я буду быстрее или медленнее продвигаться вперед в деле познании природы» (Р.Декарт).
Интересны слова Декарта, высказанные им, о людях занимающихся наукой: «Те, кто мало-помалу открывает истину в науке, схожи с теми, кто, становясь богаче, тратит меньше труда на большие приобретения, чем они ранее тратили на гораздо меньшие, пока были бедны» (Р.Декарт).
В заключении Декарт еще раз возвращается к мотивам, побудившим его опубликовать свою работу «Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскать истину в науке».
Подводя итог всему выше сказанному, хотелось бы отметить, что развивая свое учение о методе, Декарт стал основателем рационализма, то есть направления в теории познания согласно которому всеобщий и необходимый характер истин математики и точного естествознания имеет источник не в опыте, а в разуме. Рационализм Декарта лег в основу всего рационализма Нового времени. Критерием достоверности Декарт провозгласил логические принципы рационального познания – ясность и отчетливость.
Разнообразные идеи Декарта оказали весьма существенное влияние на развитие всей последующей западной философии. Заложенные в учении Декарта основы деизма и механицизма активнейшим образом развивались в учении Ньютона, а позднее и многими просветителями.