Жизнь и учение Августина Блаженного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 18:29, реферат

Описание работы

Аврелий Августин (лат. Aurelius Augustinus; 354-430) – епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик. Святой католической и православных церквей (при этом в православии обычно именуется с эпитетом блаженный - Блаженный Августин, что, однако, является лишь наименованием конкретного святого, а не более низким ликом, чем святость, как понимается этот термин в католицизме).

Содержание работы

Введение………………………………………………………………… 2

Биография………………………………………………………………. 3

Этапы творчества………………………………………………………. 5

Влияние на христианство……………………………………………… 7

Учения Августина……………………………………………………… 8

Сочинения……………………………………………………………... 13

Высказывания Августина Блаженного……………………………….. 14


Список использованной литературы…………………………………. 16

Файлы: 1 файл

Реферат на тему философия.docx

— 46.26 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 
 
 
  • Введение…………………………………………………………………  2
 
  • Биография……………………………………………………………….   3
 
  • Этапы творчества……………………………………………………….   5
 
  • Влияние на христианство………………………………………………  7
 
  • Учения  Августина………………………………………………………  8
 
  • Сочинения……………………………………………………………...   13
 
  • Высказывания  Августина Блаженного……………………………….. 14
 
 
  • Список  использованной литературы………………………………….  16
 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Аврелий Августин (лат. Aurelius Augustinus; 354-430) – епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик. Святой католической и православных церквей (при этом в православии обычно именуется с эпитетом блаженный - Блаженный Августин, что, однако, является лишь наименованием конкретного святого, а не более низким ликом, чем святость, как понимается этот термин в католицизме). Один из Отцов Церкви, основатель августинизма. Родоначальник христианской философии истории. Христианский неоплатонизм Августина господствовал в западноевропейской философии и католической теологии до XIII века, когда он был заменён христианским аристотелизмом Альберта Великого и Фомы Аквинского. Некоторая часть сведений об Августине восходит к его автобиографической "Исповеди" ("Confessiones"). Его самый известный теологический и философский труд - "О граде Божием". Через манихейство, скептицизм и неоплатонизм пришёл к христианству, учение которого о грехопадении и помиловании произвело на него сильное впечатление. В частности, он защищает (против Пелагия) учение о предопределении: человеку заранее предопределено Богом блаженство или проклятие. Человеческая история, которую Августин излагает в своей книге "О граде Божием", "первой мировой истории", в его понимании есть борьба двух враждебных царств - царства приверженцев всего земного, врагов божьих, то есть светского мира (civitas terrena или diaboli), и царства Божия (civitas dei). При этом он отождествляет Царство Божие, в соответствии с его земной формой существования, с римской церковью. Августин учит о самодостоверности человеческого сознания (основа достоверности есть Бог) и познавательной силе любви. При сотворении мира Бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех вещей, из которых они затем самостоятельно развиваются.

 

БИОГРАФИЯ

 

Августин (Аврелий) - один из знаменитейших и влиятельнейших отцов христианской церкви, родился 13 ноября 354 г. в африканской провинции Нумидия, в Тагасте (ныне Сук-Арас в Алжире). Первоначальным своим образованием он обязан своей матери, христианке Св. Монике, умной, благородной и благочестивой женщине, влияние которой на сына, однако, нейтрализовалось отцом-язычником. В молодости своей Августин был настроен самым светским образом и, живя в Мадавре и Карфагене для изучения классических авторов, весь отдавался вихрю наслаждений. Жажда чего-то высшего пробудилась в нём лишь после чтения "Hortensius" Цицерона. Он набросился на философию, примкнул к секте манихеев, которой оставался верным около 10 лет, но не найдя нигде удовлетворения, чуть не пришёл в отчаяние; и лишь знакомство с платонической и неоплатонической философией, ставшей ему доступной благодаря латинскому переводу, на время дало пищу его уму. В 383 г. он отправился из Африки в Рим, а в 384 г. - в Милан, чтобы выступить здесь в качестве учителя красноречия. Здесь, благодаря местному епископу Амвросию, он ближе ознакомился с христианством, и это обстоятельство, в связи с чтением посланий апостола Павла, произвело радикальную перемену в его образе мыслей и жизни. Этому событию Католическая церковь посвятила даже особый праздник (3 мая). На Пасху 387 г. Августин вместе со своим сыном принял крещение от руки Амвросия. После этого он возвратился в Африку, предварительно распродав всё своё имущество и почти совершенно раздав его бедным. Некоторое время он провёл в строгом уединении главою духовной общины в 391 г., вступив в духовное звание с саном пресвитера, занялся деятельностью проповедника и в 395 г. был посвящён в епископы в Гиппоне. Августин умер 28 августа 430 г., во время первой осады Гиппона вандалами.

Отец Августина, римский гражданин, был мелким землевладельцем, а мать - Моника - благочестивой христианкой. В юности Августин не обнаружил склонности к традиционному греческому языку, но был покорён латинской литературой. По окончании школы в Тагасте он отправился учиться в ближайший культурный центр - Мадавру. Осенью 370 г., благодаря покровительству жившего в Тагасте друга семьи - Романиана, Августин отправился на трёхлетнее обучение риторике в Карфаген. В 372 г. у Августина в конкубинатe родился сын Адеодат. Через год он прочёл Цицерона и увлёкся философией, обратившись к чтению Библии. Однако вскоре Августин перешёл в модное тогда манихейство. В то время он стал преподавать риторику сначала в Тагасте, позже в Карфагене. B "Исповеди" Августин подробно остановился на девяти годах, впустую потраченных им на "шелуху" манихейского учения. В 383 г. даже духовный манихейский вождь Фавст не сумел ответить на его вопросы. В этот год Августин принял решение найти учительскую должность в Риме, но там он провёл всего год и получил должность преподавателя риторики в Медиолане. Прочитав некоторые трактаты Плотина в латинском переводе ритора Мария Викторина, Августин познакомился с неоплатонизмом, представлявшим Бога как нематериальное трансцендентное Бытие. Побывав на проповедях Амвросия Медиоланского, Августин понял рациональную убеждённость раннего христианства. После этого он стал читать послания апостола Павла и услышал от викарного епископа Симплициана историю обращения в христианство Мария Викторина. По преданию, однажды в саду Августин услышал голос ребёнка, побудивший его наугад развернуть послания апостола Павла, где ему попалось Послание к Римлянам. После этого он, вместе с Моникой, Адеодатом, братом, обоими двоюродными братьями, другом Алипием и двумя учениками, удалился на несколько месяцев в Кассициак, на виллу одного из друзей. По образцу цицероновских "Тускуланских бесед", Августин составил несколько философских диалогов. На Пасху 387 г. он, вместе с Адеодатом и Алипием, крестился в Медиолане, после чего вместе с Моникой отправился в Африку. Однако в Остии Моника скончалась. Последняя её беседа с сыном была хорошо передана в конце "Исповеди". После этого часть сведений о дальнейшей жизни Августина основана на составленном Поссидием, общавшимся с Августином почти 40 лет, "Житии".Согласно Поссидию, по возвращении в Африку Августин вновь поселился в Тагасте, где организовал монашескую общину. Во время поездки в Гиппон Регийский, где уже было 6 христианских церквей, греческий епископ Валерий охотно рукоположил Августина в пресвитеры так как ему было трудно проповедовать на латыни. Не позже 395 г. Валерий назначил его викарным епископом и через год умер.

Останки Августина  были перенесены его приверженцами  в Сардинию, чтобы спасти их от поругания  ариан-вандалов, а когда этот остров попал в руки сарацин, выкуплены Лиутпрандом, королём лангобардов и погребены в Павии в церкви св. Петра. В 1842 г., с согласия папы, они опять перевезены в Алжир и сохраняются там подле памятника Августину, воздвигнутого ему на развалинах Гиппона французскими епископами.

 

ЭТАПЫ ТВОРЧЕСТВА

 
  • Первый  этап (386-395) - характерно влияние античной (преим. неоплатонической) догматики; отвлеченность и высокий статус рационального: философские "диалоги" "Против академиков" [то есть скептиков, 386 г.], "О порядке" [386 г.], "Монологи" [387 г.], "О жизни блаженной" [386 г.], "О количестве души" [388 - 389 гг.], "Об учителе" [388 - 389 гг.], "О музыке" [388 - 389 гг.], "О бессмертии души" [387 г.], "Об истинной религии" [390 г.], "О свободной воле" или "О свободном решении" [388 - 395 гг.]); цикл антиманихейских трактатов.
 
  • Второй  этап (395-410) - преобладает экзегетическая и религиозно-церковная проблематика: "О книге Бытия", цикл толкований к посланиям апостола Павла, моральные трактаты и "Исповедь", антидонатистские трактаты.
 
  • Третий  этап (410-430) - вопросы о сотворении мира и проблемы эсхатологии: цикл антипелагианских трактатов и "О граде Божьем"; критический обзор собственных сочинений в "Пересмотрах".

Жизнь и  духовную эволюцию Августина можно  разделить на периоды:

1. Основу и  предпосылки обращения в христианство  были заложены в первую очередь  его матерью, Моникой. Она не  была высокообразованной личностью,  но, в отличие от отца Августина  была христианкой. Именно ее  вера повлияла на мировоззрение  Августина и привела его к  христианству, хотя и не сразу. 

2. Вслед за  христианскими воззрениями матери  сильнейшее влияние на него  оказали произведения Цицерона, которым он увлекся во время  учебы в Карфагене. 

3. В 373 году  он попал в среду манихеев. Их учение включало: 1) рационалистический  подход; 2) резкую форму материализма; 3) радикальный дуализм добра и  зла, понимаемых не просто как  моральные, но и онтологические, и космические начала. Рационализм  этой веры состоял в том,  что необходимость веры исключается,  объясняя всю реальность только  разумом. Кроме того, у Мани  как у восточного мыслителя  превалируют фантазийные образы. Популярность этого учения объясняется  его гибкостью - в нем нашлось  место и для Христа.

4. В 383 году  Августин постепенно отходит  от манихейства. В некоторой  степени это объясняется его  встречей с одним из главных  проповедников учения - Фавстом, не оправдавшим запросов Августина. Он увлекается философией академического скептицизма.

5. Переломным  моментом в жизни Августина  становится встреча с Амвросием,  епископом Медиоланским. Теперь  Библия стала доступной пониманию и «... новое прочтение неоплатоников открыло Августину нематериальную реальность и нереальность зла». Он, наконец, понял, что зло - это не субстанция, а лишь отсутствие добра.

6. Последний  период жизни Августина отмечен  борьбой с еретиками: «... вплоть  до 404 года продолжалась борьба  с манихеями», В юности Августин  увлекался учением Мани, та как  манихейский дуализм позволял  объяснить происхождение и почти  безграничную власть зла. Спустя  некоторое время он отверг  манихейство. По его мнению, Всякое  творение Божие реально; оно  есть часть бытия, и, следовательно,  оно есть добро. Зло не есть  субстанция, так как в нем нет  ни малейшей доли добра. Это  — отчаянная попытка спасти  единство, всемогущество и благость  Божию, отмежевывая Бога от существующего в мире.

 

ВЛИЯНИЕ НА ХРИСТИАНСТВО

 

Влияние Августина  на судьбы и догматическую сторону  христианского учения почти беспримерно. Он на несколько столетий вперёд определил  дух и направление не только африканской, но и всей западной церкви. Его полемика против ариан, присциллиан и, в особенности, против донатистов и других еретических сект, наглядно доказывают степень его значения. Проницательность и глубина его ума, неукротимая сила веры и пылкость фантазии лучше всего отражаются в его многочисленных сочинениях, которые имели неимоверное влияние и определили антропологическую сторону учения в протестантизме (Лютер и Кальвин). Ещё важнее, чем разработка учения о св. Троице, его исследования об отношении человека к божественной благодати. Сущностью христианского учения он считает, именно, способность человека к восприятию Божьей благодати, и это основное положение отражается также и на понимании им других догматов веры. Его заботы об устройстве монашества выразились в основании им многих монастырей, впрочем, скоро разрушенных вандалами.

 Вклад Августина в развитие христианства высоко ценится не только в Римском католичестве, но и в протестантизме. Он утверждал, что спасение от первородного и действительного греха является результатом благодати суверенного Бога, который неизбежно спасет тех, кого избрал, поэтому Протестанты видят в Августине предтечу Реформации.

 Католическая  церковь строит свои догматы  в соответствии с мнением Августина.  Она опирается на его суждения  и представления, имеющие непререкаемый  авторитет. Он также считается  отцом римской экклесиологии,  т. е. науки о церкви.

 

УЧЕНИЕ  АВГУСТИНА

 

Учение Августина  о соотношении свободы воли человека, божественной благодати и предопределения  является достаточно неоднородным и  не носит системного характера. О бытии Бог сотворил материю и наделил её различными формами, свойствами и назначениями, тем самым сотворив все сущее в нашем мире. Деяния Бога есть благо, а значит и все сущее, именно потому, что оно существует, есть благо.

Зло - не субстанция-материя, а недостаток, её порча, порок и  повреждение, небытие. Бог - источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Мир существует благодаря непрерывному творению Бога, который перерождает всё умирающее в мире. Мир один и несколько миров быть не может.

Материя характеризуется  через вид, меру, число и порядок. В мировом порядке всякая вещь имеет свое место. Бог, мир и человек

Проблема Бога и его отношения к миру выступает  у Августина как центральная. Бог, по Августину, сверхприроден. Мир, природа и человек, будучи результатом творения Бога, зависят от своего Творца. Если неоплатонизм рассматривал Бога (Абсолют) как безличное существо, как единство всего сущего, то Августин истолковывал Бога как личность, сотворившую все сущее. И специально делал различия толкований Бога от Судьбы и фортуны. Бог бестелесен, а значит божественное начало бесконечно и вездесуще. Сотворив мир, он позаботился о том, чтобы в мире царил порядок и в мире все стало подчиняться законам природы.

Человек - это  душа, которую вдохнул в него Бог. Тело (плоть) презренны и греховны. Душа есть только у людей, животные её не имеют. Человек создавался Богом, как свободное существо, но, совершив грехопадение, сам выбрал зло и пошёл против воли Бога. Так возникает зло, так человек становится несвободным. Человек несвободен и неволен ни в чём, он всецело зависит от Бога.

С момента грехопадения люди предопределены ко злу и творят его даже тогда, когда стремятся делать добро. Главная цель человека - спасение перед Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение церкви.

О благодати  Силой, которая во многом определяет спасение человека и его устремление  к Богу, является божественная благодать. Благодать - особая божественная энергия, которая действует по отношению  к человеку и производит изменения  в его природе. Без благодати  невозможно спасение человека. Свободное  решение воли - лишь способность  стремиться к чему-либо, но реализовать  свои стремления в лучшую сторону  человек способен только с помощью  благодати.

Информация о работе Жизнь и учение Августина Блаженного