Жизнь и учение Августина Блаженного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 18:29, реферат

Описание работы

Аврелий Августин (лат. Aurelius Augustinus; 354-430) – епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик. Святой католической и православных церквей (при этом в православии обычно именуется с эпитетом блаженный - Блаженный Августин, что, однако, является лишь наименованием конкретного святого, а не более низким ликом, чем святость, как понимается этот термин в католицизме).

Содержание работы

Введение………………………………………………………………… 2

Биография………………………………………………………………. 3

Этапы творчества………………………………………………………. 5

Влияние на христианство……………………………………………… 7

Учения Августина……………………………………………………… 8

Сочинения……………………………………………………………... 13

Высказывания Августина Блаженного……………………………….. 14


Список использованной литературы…………………………………. 16

Файлы: 1 файл

Реферат на тему философия.docx

— 46.26 Кб (Скачать файл)

Благодать в  представлении Августина напрямую связана с основополагающим догматом христианства - с верой в то, что  Христос искупил все человечество. Значит, по природе своей благодать  имеет всеобщий характер и она  должна даваться всем людям. Но очевидно, что не все люди спасутся. Августин это объясняет тем, что некоторые  люди не способны принять благодать. Это зависит, прежде всего, от способности  их воли. Но как пришлось убедиться Августину, не все люди, которые приняли благодать, смогли сохранить "постоянство в добре". Значит, необходим ещё один особый божественный дар, который поможет сохранить это постоянство. Этот дар Августин называет "даром постоянства". Только благодаря принятию этого дара "званные" смогут стать "избранными". О свободе и божественном предопределении

Первые люди до грехопадения обладали свободной  волей - свободой от внешней (в том  числе сверхъестественной) причинности  и способностью выбирать между добром и злом. Ограничивающим фактором в  их свободе выступал нравственный закон - чувство долга перед Богом. После грехопадения люди лишились свободной воли, стали рабами своих желаний и уже не могли не грешить.

Искупительная жертва Иисуса Христа помогла людям  вновь обратить свой взор к Богу. Он показал своей смертью пример послушания Отцу, повиновения Его  воле. Иисус искупил грех Адама, приняв волю Отца, как свою собственную. Каждый человек, следующий заветам Иисуса и принимающий волю Бога как свою собственную, спасает свою душу и допускается в Небесное царство.

Предопределение - один из труднейших пунктов религиозной  философии, связанный с вопросом о божественных свойствах, о природе  и происхождении зла и об отношении  благодати к свободе. Люди способны творить благо лишь с помощью благодати, которая несоизмерима с заслугами и дается тому, кто избран и предопределен к спасению. Однако люди - существа нравственно-свободные и могут сознательно предпочитать зло добру.

Можно подумать, будто бы есть предопределение к  злу со стороны Бога, - так как  все существующее окончательным  образом зависит от всемогущей воли всеведущего Божества. Это значит, что упорство во зле и происходящая отсюда гибель этих существ, есть произведение той же божественной воли, предопределяющей одних к добру и спасению, других - к злу и гибели. Эту идею абсолютного предопределения и развивал Августин, правда, в его учении имелись различные смягчающие оговорки. Вопрос о предопределении был решен догматически: мы не можем знать всего во что верим.

О вечности, времени  и памяти Время - мера движения и  изменения. Мир ограничен в пространстве, а бытие его ограничено во времени.

Размышляя о  времени, Августин приходит к концепции  психологического восприятия времени. Ни прошлое, ни будущее не имеют реального  существования - действительное существование  присуще только настоящему. Прошлое  обязано своим существованием нашей  памяти, а будущее - нашей надежде. Настоящее - это стремительное изменение всего в мире: человек не успеет оглянуться, как он уже вынужден вспомнить о прошлом, если он в этот момент не уповает на будущее.

Таким образом, прошлое - это воспоминание, настоящее - созерцание, будущее - ожидание или  надежда. При этом, как все люди помнят прошлое, так некоторые способны "помнить" будущее, чем и объясняется способность ясновидения. Как следствие, раз время существует только потому, что о нём помнят, значит, для его существования необходимы вещи, а до сотворения мира, когда ничего не было, не было и времени. Начало творения мира - вместе с тем и начало времени.

Время обладает длительностью, которая характеризует  продолжительность всякого движения и изменения. Вечность - она ни была, ни будет, она только есть. В вечном нет ни преходящего, ни будущего. В вечности нет изменчивости и нет промежутков времени, так как промежутки времени состоят из прошедших и будущих изменений предметов. Вечность - мир мыслей-идей Бога, где всё раз и навсегда.

Добро и зло  – теодицея. Говоря о деяниях Бога, мыслители подчеркивали его всеблагость. Но в мире творится и зло. Почему Бог допускает зло?

Августин доказывал, что все сотворенное Богом  в той или иной мере причастно  к абсолютной доброте - всеблагости Бога: ведь Всевышний, осуществляя творение, запечатлел в тварном определенную меру, вес и порядок; в них вложены внеземной образ и смысл. В меру этого в природе, в людях, в обществе заключено добро. Зло - не некая сила, существующая сама по себе, а ослабленное добро, необходимая ступень к добру. Видимое несовершенство является частью мировой гармонии и свидетельствует о принципиальной благости всего сущего: "Всякая природа, которая может стать лучше - хороша".

Бывает и так, что мучащее человека зло в конечном счете оборачивается добром. Так, например, человека наказывают за преступление (зло) с целью принести ему добро через искупление и муки совести, что приводит к очищению. Иными словами, без зла мы не знали бы, что такое добро.

Истина и достоверное  знание Августин говорил о скептиках: "им показалось вероятным, что истину найти нельзя, а мне кажется  вероятным, что найти можно". Критикуя скептицизм, он выдвинул против него следующее  возражение: если бы истина не была известна людям, то как определялось бы, что одно правдоподобнее (то есть более похоже на истину), чем другое.

Достоверное знание - это знание человека о своем  собственном бытии и сознании.

"Знаешь ли  ты, что ты существуешь? Знаю… Знаешь ли ты, что ты мыслишь? Знаю… Итак ты знаешь, что ты существуешь, знаешь, что живешь, знаешь, что познаешь". Человек наделен умом, волей и памятью. Ум сам на себя обращает направленность воли, то есть всегда себя сознает, всегда желает и помнит: "Ведь я помню о том, что имею память, ум и волю; и помню, что я понимаю, желаю и помню; а ещё желаю, чтобы я имел волю, понимал и помнил".  

Утверждение Августина, что воля участвует во всех актах  познания, стало нововведением в  теории познания.

Ступени познания истины:

  • Внутреннее чувство - чувственное восприятие.
  • Ощущение - знание о чувственных вещах в результате рефлексии разумом над чувственными данными.
 
  • Разум - мистическое прикосновение к высшей истине - просветление, интеллектуальное и моральное совершенствование. Разум - это взор души, которым она сама собой без посредства тела созерцает истинное.

В изучении наук людям помогают авторитеты и разум. Следует доверять лишь превосходнейшим авторитетам и соответственно им вести свою жизнь. Об обществе и истории

Августин обосновывал  и оправдывал существование имущественного неравенства людей в обществе. Он утверждал, что неравенство - неизбежное явление социальной жизни и бессмысленно стремиться к уравнению богатств; оно будет существовать во все  века земной жизни человека. Но все  же все люди равны перед Богом  и потому Августин призывал жить в  мире. Государство - наказание за первородный грех; является системой господства одних людей над другими; оно предназначено не для достижения людьми счастья и блага, а только для выживания в этом мире.

Справедливое  государство - христианское государство. Функции государства: обеспечение правопорядка, защита граждан от внешней агрессии, помогать Церкви и бороться с ересью.

Необходимо соблюдать  международные договоры. Войны могут быть справедливыми и несправедливыми. Справедливые - те, что начались по законным причинам, например по необходимости отражения нападения врагов.

В 22 книгах своего главного труда "О граде Божьем" Августин делает попытку охватить всемирно-исторический процесс, связать историю человечества с планами и намерениями Божества. Им развиваются идеи линейного исторического  времени и морального прогресса. Моральная история начинается с  грехопадения Адама и рассматривается  как поступательное движение к обретаемому  в благодати нравственному совершенству. В историческом процессе Августин (18-я книга) выделял семь главных эпох (в основе этой периодизации были положены факты из библейской истории еврейского народа):  

  • первая эпоха - от Адама до Великого потопа ,
  • вторая - от Ноя до Авраама,
  • третья - от Авраама до Давида ,
  • четвёртая - от Давида до вавилонского пленения,
  • пятая - от вавилонского пленения до рождения Христа,
  • шестая - началась с Христа и завершится вместе с концом истории вообще и со Страшным Судом,
  • седьмая - вечность.
 

Человечество  в историческом процессе образует два "града": 

  • светское  государство - царство зла и греха (прототипом которого был Рим)
  • и государство Божие - христианская церковь.

"Град земной" и "Град Небесный" - символическое  выражение двух видов любви,  борьбы эгоистических ("любовь  к себе, доведенная до пренебрежения  к Богу") и моральных ("любовь  к Богу вплоть до забвения  себя") мотивов. Эти два града  развиваются параллельно переживая шесть эпох. В конце 6 эпохи граждане "града Божия" получат блаженство, а граждане "земного града" будут преданы вечным мучениям. Августин Аврелий доказывал превосходство духовной власти над светской. Восприняв августиновское учение, церковь объявила свое существование земной частью божьего града, выставляя себя в качестве верховного арбитра.

 

СОЧИНЕНИЯ

 

Наиболее  известными из сочинений Августина являются:

  • "De civitate Dei" ("О граде Божьем") - написанно между 412 и 426 годами. Это, прежде всего, критика язычества (римской мифологии и религиозных установлений), сопровождаемая теологией истории, оказавшей сильное влияние на богословскую мысль Запада.
 
  • "Confessiones" ("Исповедь") - написанная в 397 году - это одновременно и духовная автобиография и долгая молитва, в которой Августин хочет постичь тайну Боговой природы. Августин вспоминает о грехах и невзгодах своей молодости, стремясь не столько запечатлеть эти картины, сколько раскрыться перед Богом и, следовательно, глубже осознать тяжесть своих грехов.
 
  • сочинение De Trinitate (О Троице).
 
  • De libero arbitrio (О свободной воле).
 
  • Retractationes (Пересмотры).

 

ВЫСКАЗЫВАНИЯ  АВГУСТИНА БЛАЖЕННОГО 

Вы ослеплены  золотом, сверкающим в доме богатых; вы, конечно, видите, что они имеют, но вы не видите, чего им недостает.

***

Вера  состоит в том, что мы верим  тому, чего не видим; а наградой за веру является возможность увидеть то, во что мы верим.

***

Возлюби Бога и поступай как хочешь.

***

Забавы  взрослых называются делом, у детей  они тоже дело.

***

Что же такое время? Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое  время; если бы я захотел объяснить  спрашивающему — нет, не знаю.

***

Злой  человек вредит самому себе прежде, чем повредит другому.

***

Все человеческие беды происходят от того, что мы наслаждаемся тем, чем следует пользоваться, и  пользуемся тем, чем следует наслаждаться.

***

Всем  нравится прекрасная лошадь, но почему-то совершенно нет желающих ею стать.

***

Совершенно  неизвестную вещь любить никто никогда  не может.

***

Если  бы Бог назначил женщину быть госпожой мужчины, он сотворил бы ее из головы, если бы — рабой, то сотворил бы из ноги; но так как он назначил ей быть подругой и равной мужчине, то сотворил из ребра.

***

Для изучения языка гораздо важнее свободная  любознательность, чем грозная необходимость.

***

Не произносите  бесповоротных суждений!

***

Почему  душа больше радуется возврату потерянных любимых вещей, чем их постоянному  обладанию?

***

Я убедил себя, что следует больше доверять тем, кто учит, а не тем, кто приказывает.

***

Заботы  о погребении, устройство гробницы, пышность похорон — все это  скорее утешение живых, чем помощь мертвым.

Информация о работе Жизнь и учение Августина Блаженного