Значение философских работ Аристотеля для развития философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 21:13, контрольная работа

Описание работы

Аристотель внёс непомерный вклад в философию в целом, он оказал огромное влияние на развитие философии в целом.
Целью данной контрольной работы является определение вклада Аристотеля в философию, то есть значение его трудов для последующего развития философии.
Данная тема является актуальной на сегодняшний день, поскольку для изучения философии необходимо знать её историю, то есть нужно изучить мысли всех философов и их труды. Философия является неотъемлемой частью и основой любой другой науки, и, следовательно, философию необходимо изучать в первую очередь.

Содержание работы

2. Введение стр. 3
3. Основная часть стр. 5
3.1. Основные положения о трудах Аристотеля стр. 5
3.2. Вклад Аристотеля в развитие философии стр. 6
4. Заключение стр. 15
5. Список терминов стр. 16
6. Список используемой литературы стр. 18

Файлы: 1 файл

Значение филосовских работ Аристотеля для развития философии.docx

— 48.59 Кб (Скачать файл)

Тульский Институт Экономики  и Информатики

Факультет Среднего Профессионального  Образования  

 

 

  

 

 

 

 

 

Реферат

По предмету Философии

Тема: «Значение философских работ Аристотеля

для развития философии» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

Выполнила:

студентка I курса

факультета Банковское дело

гр. Бд12 (44012)

Сырова Н.М.

Руководитель:

Прохорова Г.А.

 

 

  

 

г. Тула, 2013 год 

Содержание

 

1. Содержание         стр. 2

2. Введение          стр. 3

3. Основная часть        стр. 5

3.1. Основные положения о трудах Аристотеля   стр. 5

3.2. Вклад Аристотеля в развитие философии   стр. 6

4. Заключение         стр. 15

5. Список терминов        стр. 16

6. Список используемой литературы     стр. 18

 

  1. Введение

 

 

Аристотель – величайший древнегреческий философ, создавший  своё оригинальное учение, составившее  эпоху в философии. Он родился  в 384 году до нашей эры в г.Стагире (Македония). Отец Аристотеля – Никомах, был врачом при дворе македонских царей. Он сумел дать сыну хорошее домашнее образование, знание античной медицины. Влияние отца сказалось на научных интересах Аристотеля, его серьёзных занятиях анатомией. В 367 году до нашей эры, в возрасте 17 лет, Аристотель уехал в Афины для продолжения образования, где поступил в платоновскую академию, став учеником Платона. Через несколько лет Аристотель сам начал преподавать в Академии, став полноправным членом содружества философов-платоников. В течении 20 лет Аристотель работал вместе с Платоном, но был самостоятельным и независимо мыслящим учёным. После смерти Платона в 347 году до нашей эры Аристотель выходит из Академии и переселяется в город Атарней, которым правит ученик Платона Гермий. После смерти Гермия в 344 году до нашей эры, Аристотель жил на острове Лесбос, а в 343 году македонский царь Филипп II пригласил учёного стать учителем своего сына Александра.

После того как Александр  взошёл на престол, Аристотель вернулся в Афины, где основал собственную  философскую школу. Местом школы  стала гимназия неподалеку от храма  Аполлона Ликейского, поэтому школа Аристотеля получила название Ликей. Читать лекции Аристотель любил, прогуливаясь с учениками по дорожкам сада. Так появилось еще одно название Ликея — перипатетическая школа (от «перипато» — прогулка). Представители перипатетической школы помимо философии занимались и конкретными науками (историей, физикой, астрономией, географией).

В 323 году до нашей эры  после смерти Александра Македонского в Афинах начался антимакедонский мятеж. Аристотеля, как македонца, не оставили в покое. Его обвинили в религиозном непочитании, и он был вынужден покинуть Афины. Последние месяцы жизни Аристотель провел на острове Эвбея, где умер через год в 322 году до нашей эры.

При жизни Аристотель не был любим. Наружность его не отличалась привлекательностью. Он был малого роста, сухощав, близорук и картав. Противники страшились его речи, всегда ловкой и логичной, всегда остроумной, подчас саркастической, что, конечно, доставило ему немало врагов. Но если от скудных и не всегда беспристрастных биографических сведений мы обратимся к сочинениям Аристотеля, то увидим человека с глубокой, искренней любовью к правде, ясным пониманием действительности, со всеми её реальными отношениями, неутомимым рвением к собиранию фактических знаний и вместе с тем изумительным даром систематизации и плодотворного разделения материала. В нём греческая философия совершила свой переход от идеальной восторженности юношеской эпохи к трезвой рассудительности зрелого возраста. Многочисленные сочинения Аристотеля охватывают почти всю область доступного тогда знания.

Аристотель внёс непомерный вклад в философию в целом, он оказал огромное влияние на развитие философии в целом.

Целью данной контрольной  работы является определение вклада Аристотеля в философию, то есть значение его трудов для последующего развития философии.

Данная тема является актуальной на сегодняшний день, поскольку для  изучения философии необходимо знать  её историю, то есть нужно изучить  мысли всех философов и их труды. Философия является неотъемлемой частью и основой любой другой науки, и, следовательно, философию необходимо изучать в первую очередь.

 

3. Основная часть

3.1. Основные положения о трудах Аристотеля

 

 

Аристотель является создателем самой обширной научной системы  из существовавших в античности. Она опиралась на обширнейший эмпирический материал как из области естествознания, так и из области общественных наук, который систематически собирали и накапливали его ученики. Научная деятельность Аристотеля - это не только вершина античного философского мышления, она была и большим вкладом практически во все тогда известные научные области: были созданы новые научные направления, он вместе с учениками систематизировал науки, определял предмет и методы отдельных наук. Написал более 150 научных трудов и трактатов. В своем большинстве труды Аристотеля сохранились у его учеников и последователей. В эллинистический период, в I в. н. э., они были собраны, классифицированы и изданы последователем Аристотеля философии Андроником Родосским. Их можно разделить на несколько тематических групп:

  1. Сочинения по логике, составившие свод «Органон» (труды «Категории», «Об истолковании», первая и вторая «Аналитика», «Топика»);
  2. Сводный труд о началах бытия, называемый «Метафизика»;
  3. Естественнонаучные работы («Физика», «О небе», «Метеорология», «О происхождении и уничтожении», «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных», «О движении животных»);
  4. Работы, в которых рассматриваются проблемы общества, государства, права, исторические, политические, этические, эстетические вопросы («Этика», «Политика», «Афинская полития», «Поэтика», «Риторика»).

Аристотель был, видимо, первым, кто глубоко и систематически исследовал все доступные ему  работы предшествующих мыслителей. Систематически, хотя через призму собственных воззрений, он рассматривает философские учения от древнейших мыслителей до своих  современников. В этом смысле о нем  можно говорить и как об историке философии. 

3.2. Вклад Аристотеля в развитие философии

 

 

Большое внимание он уделяет  наиболее существенным вопросам философии, ядром которой он считает онтологию  – науку о сущем.

Аристотель стал основоположником формальной логики, создателем силлогистики, учения о логической дедукции. Логика у Аристотеля — не самостоятельная  наука, а методика суждений, применимая к любой науке. Философия Аристотеля содержит учение об основных принципах  бытия: действительности и возможности, о форме и материи, действующей  причине и цели. В основе метафизики Аристотеля лежит учение о принципах  и причинах организации бытия. В  качестве начала и первопричины всего  сущего Аристотель выдвинул понятие  субстанционального разума.

Для классификации свойств  бытия Аристотель выделил десять признаков (сущность, количество, качество, отношения, место, время, состояние, обладание, действие, страдание), которые всесторонне  определяли субъект.

Аристотель в своих  философских рассуждениях исходил, прежде всего, из признания существования  объективного мира, который материален. Исходя из своей критики платоновских "идей", находящихся вне вещей, Аристотель попытался создать теорию, согласно которой сущность находится в самих вещах. По Аристотелю, каждая конкретная чувственная вещь представляет собой единство "материи" и "формы". "Форма" понимается Аристотелем как сущность вещи. Форма в то же время нематериальна, но она не есть нечто внешнее по отношению к материи. Материя и форма - это "то, из чего состоят вещи". Каждая вещь выступает как оформленная материя. В качестве примера можно взять медный шар, представляющий собой единство меди (вещества) и шаровидности (формы). Противоположность "формы" и "материи" для Аристотеля относительна. Медь может выступать материей по отношению к одному предмету (например, шару) и формой по отношению к другому предмету (например, физическим элементам). Медь может не быть оформленной, но в то же время в потенции она содержит форму, как возможность. Т.е. форма – есть реализованная возможность материи.

Таким образом, у Аристотеля происходит соотносительный переход от материи к форме и наоборот. Эта иерархия форм приводит к высшей "форме", которая является последней и за которой уже не следуют ни форма, ни материя. Последней формой выступает перводвигатель, или Бог. Таким образом, материя и форма, у Аристотеля, представляют собой единство, взаимосвязь, развитие же явлений он понимал как оформление материи.

Аристотель разработал оригинальное учение о четырех видах причин:

  1. Формальная;
  2. Материальная;
  3. Активная или воздействующая;
  4. Целевая.

Материальная причина  содержится в самой первой материи, в ее характере. В этом смысле она  выступает так же, как и потенциальная  причина. Формальная причина соединена  с формой как активным принципом, который творит из материи (как потенциал  бытия) "истинную реальность". Активная, или воздействующая (движущая), причина  также соединена с источником движения и с процессом собственно перехода возможности в действительность. Наиболее высоко Аристотель ставит целевую, или конечную, причину, которая объясняет  цель и смысл движения. Главное  значение имеет соотношение формы  и материи.

В натурфилософии Аристотель следует следующим принципам: вселенная  конечна; все имеет свою причину  и цель; постигать природу математикой  невозможно; физические законы не имеют  всеобщего характера; природа выстроена  по иерархической лестнице; следует  не объяснять мир, а классифицировать его составляющие с научной точки  зрения. Природу Аристотель разделял на неорганический мир, растения, животных и человека. Человека от животных отличает наличие разума. А так как человек  представляет собой общественное существо, важное значение в учении Аристотеля имеет этика. Основной принцип аристотелевой этики — разумное поведение, умеренность.

В учении об искусстве Аристотель утверждал, что суть искусства —  подражание (мимесис). Он ввел понятие катарсиса (очищения человеческого духа), как цели театральной трагедии, предложил общие принципы построения художественного произведения.

В области биологии одна из заслуг Аристотеля – его учение о биологической целесообразности, основанная  на наблюдениях над целесообразным строением живых организмов. Образцы целесообразности в природе Аристотель видел в таких фактах, как развитие органических структур из семени, различные проявления целесообразно действующего инстинкта животных, взаимная приспособленность их органов и т.д.

В биологических работах  Аристотеля, служивших долгое время  основным источником сведений по зоологии, дана классификация и описание многочисленных видов животных. Материей жизни является тело, формой – душа, которую Аристотель назвал «энтелехией». Соответственно трём родам живых существ (растения, животные, человек) Аристотель различал три души, или три части души: растительную, животную (ощущающую) и разумную.

Разумную душу Аристотель характеризует как ту часть души, которая мыслит и познаёт. Восприятие, то есть способность иметь ощущения, характерна для низших ступеней души, однако способность мыслить является привилегией разумной души.

Познание представлялось Аристотелю как развивающийся процесс. Оно развивается от простейших (элементарных чувственных) ступеней к предельно  абстрактным. Его градация такова: ощущение, представление, опыт, усиленный памятью, искусство, наука, которая представляет вершину. Научное познание, таким образом, в понимании Аристотеля, представляется как вершина всего процесса познания. Его содержанием является познание общего.

Аристотелю принадлежит  заслуга в разработке вопросов логики. У него впервые в древнегреческой  философии мы находим трактаты, специально посвящённые логике. Для Аристотеля логика выступает, прежде всего, орудием любой науки, посредством которого достигаются определённые результаты. Логика – это своего рода наука о доказательстве, формах мышления, применимых при познании.

Аристотель заложил основы логики как науки, если понимать в  данном случае науку не как общую  отрасль знания, а как совокупность методологических положений при  исследовании. Основной подход науки  Аристотеля – сведение, состоящее  в том, чтобы различать условия, при которых осуществляются доказательства.

Аристотель чётко сформулировал  законы мышления: закон тождества (понятие  должно употребляться в одном  и том же значении), закон противоречия (предложения и суждения не могут  быть истинными одновременно с их отрицанием), закон исключённого третьего (если даны два взаимопротиворечащих суждения, то при данных условиях истинным может быть только одно).

Важным вкладом в развитие логического мышления было и создание первой цельной логической теории о категорическом силлогизме. Он пишет: силлогизм – это речь, «в которой, если нечто предположено, то с необходимостью вытекает нечто, отличное от положенного в силу того, что положенное есть». Из положения, что все люди смертны и Сократ – человек, вытекает, что Сократ смертный. Силлогизм представляет собой вывод от общего к частному, то есть дедукцию.

Информация о работе Значение философских работ Аристотеля для развития философии