Значение философских работ Аристотеля для развития философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 21:13, контрольная работа

Описание работы

Аристотель внёс непомерный вклад в философию в целом, он оказал огромное влияние на развитие философии в целом.
Целью данной контрольной работы является определение вклада Аристотеля в философию, то есть значение его трудов для последующего развития философии.
Данная тема является актуальной на сегодняшний день, поскольку для изучения философии необходимо знать её историю, то есть нужно изучить мысли всех философов и их труды. Философия является неотъемлемой частью и основой любой другой науки, и, следовательно, философию необходимо изучать в первую очередь.

Содержание работы

2. Введение стр. 3
3. Основная часть стр. 5
3.1. Основные положения о трудах Аристотеля стр. 5
3.2. Вклад Аристотеля в развитие философии стр. 6
4. Заключение стр. 15
5. Список терминов стр. 16
6. Список используемой литературы стр. 18

Файлы: 1 файл

Значение филосовских работ Аристотеля для развития философии.docx

— 48.59 Кб (Скачать файл)

Но Аристотель признавал  и индукцию – вывод от частного к общему. Индукцию Аристотель рассматривал как путь познания общего. В логике Аристотеля большое значение имела  разработка им вопроса об общих принципах  доказательства.

Первый принцип состоит  в том, чтобы доказательство осуществлялось последовательным рядом шагов, начиная с аксиом, как наиболее очевидных утверждений. Второй принцип состоит в принятии правил, которые гарантируют формальную правильность выводов. Заслуга Аристотеля в том, что он определил общие принципы доказательства, правила силлогизма как умозаключения, приводящего к доказательству. Он дал определение суждения как формы мышления, разработал всестороннее учение о категориях.

Аристотель впервые предложил классификацию категорий, которых насчитал десять:

  1. Сущность – основа всех остальных свойств;
  2. Качество;
  3. Количество;
  4. Отношение;
  5. Место;
  6. Время;
  7. Положение;
  8. Обладание;
  9. Действие;
  10. Страдание.

Важный вклад в философию  внесен Аристотелем по проблеме понимания движения. Он различает четыре вида движения:

  1. Возникновение и уничтожение;
  2. Качественное изменение, или превращение свойств;
  3. Количественное изменение, т.е. увеличение или уменьшение;
  4. Перемещение в пространстве.

Главный из этих видов для  Аристотеля - движение в пространстве, которое выступает условием всех остальных видов движения и к которому сводятся все остальные виды. Исследуя движение в пространстве как таковое, Аристотель подразделяет его на отдельные виды, а именно:

  1. Круговое движение;
  2. Прямолинейность;
  3. Сочетание прямоугольного движения с круговым.

Из них основными видами движения являются круговое и прямолинейное.

С учением Аристотеля о  видах движения связано его учение о физических элементах природы. Он полагал, как и Эмпедокл, что природа состоит из четырех элементов: огня, воздуха, воды и земли, каждый из которых характеризуется сочетанием двух качеств, образующих два класса – активные и пассивные качества. Огонь обладает качествами теплого (активное) и сухого (пассивное), воздух - теплого (активное) и влажного (пассивное), вода - холодного (активное) и влажного (пассивное), земля - холодного (активное) и сухого (пассивное).

Кроме перечисленных элементов, существует, по Аристотелю, еще пятый - эфир, который заполняет все мировое пространство и из которого состоят небесные тела. По своей природе он отличается от других четырех элементов. Эфир обладает свойством неизменности и совершенства.

Для Аристотеля сочетание  четырех стихий, или элементов, в различных количественных соотношениях образует сложное тело, в котором эти стихии проникают друг в друга и растворяются друг в друге. В этом для Аристотеля выражались текучесть и изменчивость явлений в природе, идея всеобщей связи вещей в окружающем нас мире, идея взаимопереходов и взаимосцепления явлений.

Неотъемлемой частью творчества Аристотеля являются его воззрения  на развитие и организацию общества и учение о государстве, изложенное в трактате «Политика». Он опровергает проект «идеального государства» Платона и предлагает свою теорию государства, основанного на рабовладении. Это государство, по мнению Аристотеля, представляет собой лучшую форму сообщества. В этом государстве власть должна принадлежать не богатым и бедным, а среднему слою рабовладельцев. Он говорит, что некоторые существа с самого рождения предопределены к подчинению, а другие – к господству.

«В каждом государстве  мы встречаем три класса граждан: очень зажиточные, крайне неимущие и третьи, состоящие в середине между теми и другими. Так как  по общепринятому мнению, умеренность  и середина – наилучшее между двумя крайностями, то, очевидно, и средний достаток из всех благ всего лучше» - говорил Аристотель.

Для благополучного состояния  государства особую важность представляют средние слои. Эти слои, как правило, действительно были опорой греческих  рабовладельческих государств в  эпоху их наибольшего расцвета. В  их численном увеличении и усилении Аристотель видит спасение рабовладельческого порядка. Понятия «государство»  и «общество» Аристотель по сути отождествлял.

Сущность государства  он видит в политическом сообществе людей, которые соединились для  достижения определенного блага. Аристотель различает три хорошие и три  дурные формы государства, последние  возникают как деформация хороших. Здесь речь идет об определенной классификации  изученных им законов. Хорошими он считает  монархию, аристократию и политию. Плохими – тиранию (возникающую как деформация монархии), олигархию (деформация аристократии) и демократию (деформация полития). Основными задачами государства Аристотель считает предотвращение чрезмерного накопления имущества граждан, чрезмерного роста политической власти личности и удержание рабов в повиновении. Он отвергает спекулятивное "идеальное государство" Платона. Идеальным он считает такое государство, которое обеспечивает максимально возможную меру счастливой жизни для наибольшего числа рабовладельцев. Рабов и свободную бедноту он считает политически бесправными. Остальные свободные граждане (состоятельные) обязаны принимать участие в делах государства. Идеал государства, по Аристотелю,- общество, которое опирается на частную собственность, на орудия труда, земли и рабов.

Социально-политические взгляды  Аристотеля тесно переплетаются с его взглядами на мораль. Он полагал, что государство, которое он не отделял от общества, должно требовать от члена общества добродетельного поведения, без чего невозможна жизнь последнего. Добродетели у Аристотеля разделяются на этические, основанные на привычке и обычае, и дианоэтические - разумные, основанные на рассуждении. Этические добродетели деятельны, дианоэтические - созерцательны, хотя и связаны с поведением. Поэтому этику Аристотель называл практической философией. Добродетельный член общества стремится избегать чрезмерности во всех отношениях, так как нравственность состоит в соблюдении определенной меры.

Среди добродетелей Аристотель особо выделяет справедливость. Для него справедливость бывает двух видов - уравнительная и распределительная. Первый вид справедливости относится к благам отдельных лиц и имеет отношение к обмену в соответствии с количеством и качеством труда. Второй вид имеет дело с общими благами и направлен на разделение благ в соответствии с достоинствами граждан.

Этику Аристотель характеризует  как проповедь активной деятельности человека. Он отвергает стремления к власти и наслаждениям. Такая жизнь - паразитическая и животная, и он называет ее "рабским образом мышления". Заслуживающей внимания считает жизнь, которая характеризуется как практическая (политическая) или теоретическая (познавательная) деятельность. Надо, по его мнению, не только знать, что такое добродетель, но и действовать согласно с нею.

Аристотелю принадлежит  значительный вклад в античную эстетику. Для него искусство имело познавательное значение, и в этом он резко расходился с Платоном, который разделял и противопоставлял искусство и познание. Искусство, как считает Аристотель воспроизводит действительность, используя при этом все возможности творчества. Высшим видом искусства для Аристотеля выступала трагедия, которая путем катарсиса очищает человека и облагораживает его чувства.

Искусство Аристотель рассматривал как особый, основанный на подражании вид познания и ставил его в  качестве деятельности, изображающей то, что могло бы быть выше исторического  познания, имеющего своим предметом  воспроизведение однократных индивидуальных событий в их голой фактичности. Взгляд на искусство позволил Аристотелю – в «Поэтике» и «Риторике» – развить глубокую, сближающуюся с реализмом теорию искусства, учение о художественной деятельности и о жанрах эпоса и драмы.

 

4. Заключение

 

 

Творчество Аристотеля в  области философии и науки считается вершиной античной мысли. Он подвел итог развитию целого периода в древнегреческой культуре - с ее начала вплоть до IV века до Рождества Христова. Ему принадлежит заслуга в систематизации знаний и выделении ряда научных областей, которые в последующем стали отпочковываться в самостоятельные направления.

Творчество Аристотеля является вершиной не только античной философии, но и всего древнего мышления. К. Маркс и В. И. Ленин характеризовали  Аристотеля как крупнейшего ученого  и мыслителя древности. Ряд современных  специальных наук (этика, эстетика, логика и т. д.) имеет свое начало в его произведениях. Аристотель смог не только упорядочить, но и систематически обобщить достижения познания своего времени. Он дал начало в том или  ином смысле большинству последующих  философских систем. По своему характеру  его творчество было выдающимся вкладом  в развитие научных, в частности  естественнонаучных, исследований. Содержательность и разработанность философской  системы Аристотеля были универсальны. Длительное время его определяли как Философа с большой буквы.

В трудах Аристотеля отразился  весь научный и духовный опыт Древней  Греции, он стал эталоном мудрости, оказал неизгладимое влияние на ход развития человеческой мысли.

 

5. Термины

 

 

    1. Аристократия – это привилегированный класс общества, в основном состоящий из представителей самых благородных семей, знати.
    2. Бытие – это философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю.
    3. Демократия – это форма правления государством или политическая система, при которой власть осуществляется через прямое народовластие (прямая демократия) либо через представителей, избираемых народом или какой-то частью народа (представительная демократия).
    4. Катарсис (греч. katharsis — очищение) – это понятие древнегреч. эстетики, характеризующее эстетическое воздействие искусства на человека. Катарсис включает в себя как физиологический (облегчение после большого напряжения чувств), так и этический (облагораживание чувств человека) моменты, синтезированные в эстетическом переживании.
    5. Метафизика – данный термин возник в 1 в. до н. э. как обозначение части философского наследия Аристотеля и буквально означает “то, что следует после физики”. Сам Аристотель называл этот, по его убеждению, важнейший раздел своего философского учения “первой философией”, исследующей якобы высшие, недоступные для органов чувств, лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего, обязательные для всех наук.
    6. Натурфилософия – это философия природы, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.
    7. Категорический силлогизм – это дедуктивное умозаключение, в котором из двух категорических высказываний выводится новое категорическое высказывание.
    8. Мимесис – это своего рода основа творческого процесса классического искусства, обусловленная стремлением автора подражать явлениям и феноменам природы, либо чистым идеям (в формулировке Платона) явлений и феноменов.
    9. Монархия – это форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру…) и обычно передаётся по наследству.
    10. Олигархия – это форма правления государством, при которой власть сосредоточена в руках узкого круга лиц (олигархов) и соответствует их личным интересам, а не всеобщему благу.
    11. Полития – это форма государственного управления, в которой, по мнению Аристотеля, правит большинство в интересах общей пользы. Данная форма государства соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их крайностей и недостатков.
    12. Тирания – это форма государственной власти, установленная насильственным путём и основанная на единоличном правлении.

 

6. Список используемой литературы

 

 

    1. Антология мировой философии. В 4-х т. Т.1, ч.1. Философия древности и средневековья. - М.: Мысль, 1999 г. - 576 с.
    2. Богомолов А.С., Античная философия. М.: МГУ, 2001 г. – 367 с.
    3. Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотермизм, политэкономия / глав.науч.ред. и сост. С.Ю. Солодовников, - Мн.:МФЦП, 2002 г. - 1008 с.
    4. Ермаков Е.Е., Философия: учебник для технич. вузов. – М.: Высшая школа; 2000 г. -272 с.
    5. История философии в кратком изложении/ пер. с чеш. И.И.Богута – М.:Мысль, 1991 г. – 590 с.
    6. Мир философии. Книга для чтения в 2-х ч. / Сост. П.С. Гуревич, В.И. Столяров. Ч.1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. - М.: Политиздат, 2002 г. - 672 с.
    7. Новейший философский словарь / Под ред. Грицанова А. А. – Мн.: Книжный Дом. 2003 г.
    8. Рынкевич В.П., «Семинар по философии: рассказы и повести – М.: Современник, 1980 г. - 222 с.
    9. Философия: учебное пособие для высших учебных заведений / отвюред. В.П.Кохановский, изд. 16-е, Ростов н/Д: Феникс, 2007 г. – 574 с.
    10. Философский словарь / Под ред. Фролова И. Т. – М.: Республика, 2001.
    11. Чанышев, А.Н. философия древнего мира. М.: Высшая школа, 2001 г., 697 с.
    12. Чанышев А.Н., Аристотель. - М.: Мысль, 2000 г. - 221 с.
    13. Этическая мысль: Научно-публицистические чтения – М.: Политиздат, 1988 г. - 384 с.

 


Информация о работе Значение философских работ Аристотеля для развития философии