Знание и познание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 12:55, контрольная работа

Описание работы

Проблемы теории познания в наше время выступают в различных формах. Но существует ряд традиционных проблем, среди которых истина и заблуждение, познание и интуиция, чувственное и рациональное и др. Они образуют фундамент, опираясь на который можно осмыслить развитие науки и техники, взаимосвязь познания и практики, формы и типы человеческого мышления. Часть этих проблем будет раскрыта ниже.
Познание очень важно для человека, так как иначе невозможно было бы развитие самого человека, науки, техники и неизвестно, как далеко мы бы ушли от каменного века, если бы не обладали способностью к познанию. Но и «избыток» знания тоже может принести вред. Вот что сказал на этот счет Ф.Жолио-Кюри: «Ученые знают, сколько пользы принесла наука человечеству; они знают и то, чего она могла бы сейчас достигнуть, если бы на всем земном шаре воцарился мир. Они не хотят, чтоб когда-нибудь были произнесены слова: «Наука нас привела к гибели от атомных и водородных бомб». Ученые знают, что наука не может быть виновата. Виноваты только те люди, которые плохо используют ее достижения».

Содержание работы

Введение
I. Гносеология
II. Знание и познание
1) Знание
2) Познание
3) Эмпирическое познание
4) Теоретическое познание
5)Интуиция
III. Практика и познание
IV. Истина и заблуждение
V. Научное познание
1)Структура познания
2)Метод Декарта
3)Принципы научного познания
4)Методология научного познания
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 45.25 Кб (Скачать файл)

Все эти способности  объединены в одну группу, названную  «способностью к чувственному отражению  действительности». Вследствие многозначности слова «чувство», правильнее разделять  чувственное на чувственно-эмоциональное  и чувственно-сенситивное.  

Теоретическое познание    

Теоретическое познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении.   

Мышление – процесс  обобщенного и опосредованного  отражения действительности, осуществляющийся в ходе практической деятельности и  обеспечивающий раскрытие ее основных закономерных связей (на основе чувственных  данных) и их выражение в системе  абстракции.   

Различают два уровня мышления:

рассудок – исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, шаблона; это способность  последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко  классифицировать, строго систематизировать  факты;

разум (диалектическое мышление) – высший уровень теоретического познания, для которого, прежде всего, характерно творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной  природы.   

Следует отметить, что  рассудок – это обычное житейское  мышление, здравый смысл; его логика изучает структуру высказываний и доказательств, обращая основное внимание на форму знания, а не на его содержание.   

С помощью разума человек постигает сущность вещей, их законы и противоречия. Главная  задача разума – объединить многообразное  и выявить коренные причины и  движущие силы изучаемых явлений. Логика разума – диалектика, представленная как учение о формировании и развитии знаний в единстве их содержания и  формы. Процесс развития включает в  себя взаимосвязь рассудка и разума и их взаимные переходы из одного в  другое и наоборот.   

Разум и рассудок имеют место и при живом  созерцании, и при абстрактном  мышлении, на эмпирическом и теоретическом  уровнях научного познания.   

Рассудок и разум  представляют собой особое сечение  познавательного процесса, когда  мышление носит либо рассуждающий и  ориентировочно-приспособительный, либо понимающий и творчески-конструктивный характер.  

Интуиция    

Процесс мышления не всегда осуществляется в развернутом  и логическом виде. Бывают случаи, когда  человек чрезвычайно быстро, почти  мгновенно схватывает сложную ситуацию и находит правильное решение. Способность  постижения истины путем прямого  ее усмотрения, без обоснования с  помощью дискурсии именуется  интуицией. Она занимает важное место  в познании, сообщает ему новый  импульс и направление движения. Под интуицией (догадка) понимается интуиция интеллектуальная, которая  позволяет проникать в суть вещей. Интуицию издавна делят на две  разновидности: чувственную и интеллектуальную. Также интуиция бывает технической, научной, обыденной, врачебной и  т.п., в зависимости от спецификации деятельности субъекта.   

Различные толкования интуиции подчеркивают в ее феномене общий момент непосредственности в  процессе познания, в отличие или  в противоположность от опосредствованного характера логического мышления.    

Интуиция поддается  экспериментальному изучению. Здесь  следует отметить труды Я.А.Пономарева, Олтона, К.Факуоару.   

Посредством наблюдений над людьми было доказано, что интуиция широко распространена даже в обычных  условиях. Нередки случаи, когда  в нестандартной ситуации, требующей  быстрого решения в условиях ограниченной информации, субъект производит выбор  своих действий, как бы «пред- чувствуя», что нужно поступить именно так, а не иначе.   

Одним из важнейших  свойств интуиции является ее непосредственность. Непосредственным знанием (в отличие  от опосредованного) принято называть такое, которое не опирается на логическое доказательство. Для интуиции также  характерна внезапность и неосознанность.    

К общим условиям формирования и проявления интуиции относятся следующие:

основательная профессиональная подготовка субъекта, глубокое знание проблемы;

поисковая ситуация, состояние проблемности;

действие у субъекта поисковой доминанты на основе непрерывных  попыток решить проблему, напряженные  усилия по решению проблемы или задачи;

наличие «подсказки».

III. Практика и познание    

Практика – это  материальное освоение общественным человеком  окружающего мира, активное взаимодействие человека с материальными системами. В ней люди преобразуют и создают  материальные вещи, опредмечивая свои сущностные силы. Опредмечивание и  есть процесс материализации намерений  людей, превращение субъективных творческих способностей, замыслов, идей в форму  предметности, в вещь, объективно существующую.    

Важнейшими чертами  практики как гносеологического  феномена являются: целенаправленность, предметно-чувственный характер и  преобразование материальных систем.   

Практика дифференцирована. Так, например, еще в начале истории  зародились две ее взаимосвязанные  сферы: производство предметов потребления  и производство орудий труда. Позже  происходит все более детализированное и специализированное разделение этих сфер.   

Практика имеет  общественный характер, она объединяет в целое миллионы человеческих воль, устремлений, направляя их к реализации общественных целей. Возможности практики обусловлены уровнем развития общества в целом.   

Поскольку практика основана на разуме, то она является целесообразной деятельностью. Цель предполагает мысленное представление будущей  вещи. Разумный характер практической деятельности предполагает продумывание программы действий, оценку средств  и условий достижения цели и т.д. Поскольку целеполагающее начало неустранимо  из человеческой практики, то последняя  является двуединым субъективно-объективным  процессом, связывающим объективные  предпосылки (природный и надприродный материал) с человеческой целеустремленностью.    

В тесной связи с  практикой развивается и познание. Оно и есть процесс получения  и накопления знаний обществом. Практика имеет познавательную сторону, познание – практическую. Знание является человеческой информацией о мире. Для начала практической деятельности человеку необходимы хотя бы минимальные знания о преобразуемом  в практике предмете. Поэтому знание составляет необходимую предпосылку  и условие осуществления практической деятельности.   

Как упоминалось  выше, практика и познание очень  тесно связаны. Поэтому каждый из этих видов человеческой деятельности выполняет некоторые функции  по отношению к другому. Рассмотрим их подробнее.   

Гносеологические  функции практики:

базисная функция, т.е. в качестве источника познания практика дает исходную информацию, которая  обобщается, обрабатывается мышлением;

детерминирующая функция, т.е. практика является движущей силой  познания, от нее исходят импульсы, в значительной мере обусловливающие  возникновение нового знания и его  преобразование;

критериальная функция, т.е. практика является главным критерием  истины;

целеполагающая функция, т.е. практика – цель познания, в  конечном счете, что включает в себя и те варианты, при которых она  выступает и непосредственной целью  познания, ну а целью познания является достижение истинного знания.   

Познание, в свою очередь, имеет ряд функций по отношению к практике:

информативно-отражательная  функция, т.е. познание перерабатывает исходные данные, полученных от практики и производит понятия, гипотезы, теории, методы; познание является средством  практической деятельности;

проектно-конструктивная функция, т.е. познание вырабатывает идеальные  планы таких новых типов человеческой деятельности, которые не могут возникнуть без науки, вне ее;

регулятивная функция, т.е. познание регулирует практику, обеспечивает управление практикой, практическими  действиями.   

Практика и познание, практика и теория взаимосвязаны  и воздействуют друг на друга. Их взаимоотношение  содержит в себе противоречие. Стороны  противоречия могут находиться в  состоянии соответствия, гармонии, но могут приходить и в дисгармоничное состояние, доходящее до конфликта. Одна из сторон может отставать от развития другой, что является естественным выражением противоречия между ними; преодоление этого противоречия может вести к новому уровню их соотношения. На этом пути достигается  развитие и теории, и практики.  

IV. Истина и заблуждение    

Проблема истины является ведущей в гносеологии. Все проблемы теории познания касаются либо средств и путей достижения истины (вопросы чувственного и рационального, интуитивного и дискурсивного, теории и практики, универсальных, общенаучных  и частных методов познания и  т.п.), либо форм существования истины (понятие факта, гипотезы, теории, научного знания и др.), форм ее реализации, структуры  познавательных субъектно-объектных  отношений и т.п.   

Многие ученые отождествляют  понятия истины и правды. Этой же точки зрения придерживается и большой  знаток русского языка В.Даль.   

От того, как каждый человек видит истину, понимает ее суть, зачастую зависит жизненная  позиция этого человека, понимание  им своего назначения.   

В философии на сегодняшний  день можно указать наличие, по крайней  мере, следующих концепций истины. Все они имеют как позитивные, так и негативные стороны:

Классическая теория истин. Истина – это правильное отражение  предмета, процесса в индивидуальном познании.

Когерентная концепция  рассматривает истину, как соответствие одних знаний другим.

Прагматическая концепция. Эта концепция, распространенная в  особенности в Америке, говорит, что истиной считается то, что  полезно для человека.

Конвенциальная концепция. Истина – это то, что считает  большинство.

Экзистенциалистская концепция. Ярким представителем этой концепции является Хайдеггер. Истина есть свобода. Это процесс с одной  стороны, в котором мир открывается  нам с одной стороны, а с  другой человек сам волен выбирать, каким способом и чем можно  познать этот мир.

Неатомистическая  концепция. Говорит о том, что  истина – это божье откровение.    

В истории философской  мысли существовали разные понимания  истины. Приведем примеры некоторых: «Истина – это соответствие знаний действительности»; «Истина – это  опытная подтверждаемость»; «Истина  – это свойство самосогласованности  знаний» и др.   

Первое положение, согласно которому истина есть соответствие мыслей действительности, является главным  в классической концепции истины. Она называется так потому, что  оказывается древнейшей из всех концепций  истины; именно с нее и начинается теоретическое исследование истины. Эту концепцию поддерживали Аристотель, Платон, Гегель, Фейербах и др.   

Существует несколько  определений истины. Вот определение  из марксистской литературы: истина –  это адекватное отражение объекта  познающим субъектом, воспроизводящее  познаваемый предмет так, как  он существует вне и независимо от сознания.   

Характерной чертой истины является наличие в ней  объективной и субъективной сторон.    

Истина, по определению, – в субъекте, но она же и вне  субъекта. Истина субъектна. Когда мы говорим, что истина «субъективна», это значит, что она не существует помимо человека и человечества. Истина объективна – это значит, что  истинное содержание человеческих представлений  не зависит от субъекта, не зависит  ни от человека, ни от человечества.   

В идеалистических  системах истина понимается как вечно  неизменное и абсолютное свойство идеальных  объектов (Платон, Августин), или как  согласие мышления с самим собой (теория когеренции), с его априорными формами (Кант). По Гегелю, истина есть диалектический процесс развития знания, в котором достигается соответствие понятия предмету мысли.   

Точка зрения сторонников  субъективно-идеалистического эмпиризма  состоит в понимании истинности как соответствия мышления ощущениям  субъекта или как соответствия идей стремлениям личности к достижению успеха (прагматизм), либо, как наиболее простой взаимосогласованности  ощущений.   

Общая черта различных  концепций истины в современной  западной философии – отрицание  объективности содержания знания. Признание  объективности истины принципиально  отличает марксистскую концепцию от прагматических, конвенциалистских  трактовок и различных форм релятивизма.    

На каждом историческом этапе человечество располагает  относительной истиной – приблизительно адекватным, неполным, содержащим заблуждения  знанием. Признание относительности  истины связано с неисчерпаемостью мира и бесконечностью процесса его  познания.   

Информация о работе Знание и познание