Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 13:17, реферат
Данная тема моего реферата раскрывает определение знания и познания, тема раскрывает то, как человек «обрабатывает» и воспроизводит информацию. Какое значение для повседневной жизни носят наши эмоции, органы чувств, как те или иные условия влияют на наше восприятие. Какое значение знание имеет в нашей современной жизни, как развивалось знание о мире, о человеке. Что является объектом и субъектом изучения. Определение абстрагирования и восприятие. В реферате подробно описаны такие формы познания, как чувственное и рациональное познание, структура знания.
Введение. 3
Познание как предмет философского анализа. 5
Структура знания. Чувственное и рациональное познание. 7
Понятие как основная форма рационального познания. 16
Вывод. 20
Человек познает вещи и процессы природа, все явления, созданные человеческим трудом, разумом и общественной деятельностью человека с помощью, так называемой чувствительной деятельностью или чувствительным познанием. Она связана с функционированием органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникают ощущения и восприятие. Ощущение может рассматриваться как простейший и исходный элемент чувственного познания и человеческого сознания вообще.
Биологические и психофизиологические дисциплины, изучая ощущение в качестве своеобразной реакции человеческого организма, устанавливают различные зависимости: например, зависимость реакции, т.е. ощущения, от интенсивности раздражения того или иного органа чувств. В частности , установлено, что с точки зрения «информационной способности» но первом месте у человека стоит зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние. Современные биологические науки исследуют сложнейшую структуру нервных процессов человека, деятельность его мозга, показывая, какие именно процессы мозговой деятельности выполняют функции «приема» и «переработки» ощущений. Так, в затылочных отделах коры головного мозга – осязания, в височных – центр слуховых ощущений, задняя часть коры головного мозга о основном «перерабатывает» информацию, тогда как передняя подает сигнал, «инструкцию» деятельности, лобные доли мозга обеспечивает сравнение эффекта действия с исходным его замыслом.
Естественно- научный подход к изучению ощущений характеризуется также тем, что человеческая чувствительность, т.е. способность человека реагировать на воздействие внешнего мира, рассматривается в тесной связи с эволюцией природы. При этом устанавливается, что способность отражения в различной степени присуща всем живым существам, а в загадочной форме (в форуме способности вступать во взаимодействие и реагировать на воздействие, «отражать» его) свойственна вообще всей природе. Поскольку такая способность рассматривается как универсальное, предельно широко понимаемое свойство всего природного мира, возможно также исследование человеческого ощущения с точки зрения восприятия и отражения внешнего сигнала, его передачи и переработки поступающей в организм информации. Такой подход характерен для теории информации, в частности для кибернетики.
Ощущение выступает
Весьма важно то, что уже в ощущении начинается отражаться объективная связь ощущающего субъекта (его органов, процессов, совершающихся в его организме, в его мозгу, а его психике) с теми вполне определенными явлениями и процессами окружающего мира, с которыми практически взаимодействует данный субъект. Ощущение, таки образом, состоит у истоков отражения и фиксирования объективной системы отношений, в которые реально вступает и реально включен человек.
Ощущение зависит строго от того, взаимного пространственного расположения, пространственного отношения предмета и субъекта: качество, форма, интенсивность зрительного и слухового ощущения, обоняния зависит от близости или дальности предмета, от того, каким образом, какой стороной он «обращен» к воспринимаемому человеку и т.п. Ощущения одновременно зависят и от состояния органов чувств и всего организма. Но, несмотря на эту важную сложную двойную зависимость ощущения и от объекта и от субъекта, в процессе функционирования сознания у человека выработалась способность оценивать и повседневно использовать объективную информацию, поставляемую ощущениями и другими компонентами чувственного опыта. По интенсивности ощущения мы более или менее определенно судим о том, насколько нагретым или охоложенным является предмет, его расстояние от нас, насколько интенсивен источник звука и т.п.
Можно сделать вывод, что ощущения дают нам первую, самую элементарную форму образного отражения предмета. Что означает тот факт, что ощущения дают образ? Образ является идеальной формой отражения действительности предмета или явления в их непосредственно наблюдаемой целостной форме. Специфическое свойство человеческого чувственного познания связано с тем, что отдельны, конкретные ощущения, являясь составным элементами чувственного отражения, реально, на деле, не существуют обособленно друг от друга: они не существуют вне целостного обозного отражения того или иного предмета или явления. Чувственная деятельность человека уже на ранних этапах развития человеческого общества привела к возникновению формы целостного восприятия предмета, к закреплению и сохранению особой «способности» образа – «представлять», «давать» объективный предмет как нечто целое. Хотя мы при помощи различных органов чувств ощущаем пространственную форму, цвета, запах, звук и в тоже время действует чувственная способность синтезировать ощущения, превращать их в восприятие, обладающее особым свойством: благодаря восприятию предмет дается сознанию именно в своей целостной форме.
Восприятие – целостный образ материального предмета, данного посредством наблюдения. Достаточно простого размышления, чтобы увидеть, что восприятие отнюдь не является механическим «суммированием» ощущений. Восприятие зарождается и существует как форма такого активного синтеза разнообразных проявлений предмета, которая неразрывно связана с другими актами познавательной и практической деятельности, предшествующими данному конкретному наблюдения. Именно поэтому процесс восприятие – процесс активный и по-своему творческий. Восприятие дает нам лишь одну плоскость, хотя непосредственно мы можем видеть только ее – перед нами объем и целостность. Благодаря многократной работе механизмов восприятия мы в нашем сознании, в нашей памяти можем удерживать целостный образ предмета. В этом случае функционирует ещё более сложная форма чувственного познания, которая называется представлением.
В обычном употреблении слово «чувство» имеет ещё одно значение: им обозначают такие весьма важные и типичные для человека эмоции (переживания, страсти), как гнев, страх, любовь, ненависть, симпатия, антипатия, удовольствие, неудовлетворение. Эмоции – комплексная и довольно сложная форма человеческой чувственности. Они весьма разнообразны и по существу и по форме выражения. Каждый человек отличается большой индивидуальностью эмоций. И все - таки в мире человеческих эмоций можно выделить ряд закономерностей, обозначить типы личностей, обладающих сравнительно сходным строем эмоций. Рассмотрением этих вопросов занимаются психологические дисциплины. Для теории познания важно подчеркнуть, что эмоции с одной стороны, заключают в себе аспекты объективного отражения реальных связей, в которые включен человек, с другой стороны – они фиксируют объективное отношение человека к миру.
Гносеология прежде всего подчеркивает объективную обусловленность эмоций, страстей человека, причем в данном случае особую роль играют вполне конкретные обстоятельства : реальные, исторические, социально – групповые факторы, а также многие обстоятельства, относящиеся к конкретному контексту человеческого общества. Далее, гносеология исследует особенность субъективного момента, заключенного в эмоциях. Эмоции могут существовать в виде непосредственных, очень быстрых и полубессознательных реакций индивида. Эмоции являются активными, четкими выражением отношения человека к тому или иному явлению.
Функционирование органов чувств – необходимая объективная предпосылка познания, которая важна в том отношении, что без нее познание невозможно. Пока мозг и органы чувств функционируют исправно, мы можем не замечать их роли. Но их роль становится очевидной при повреждениях органов чувств.
В человеческом восприятии есть ещё один важный момент, который не присущ животным. Человек способен охватывать взглядом, наглядно представить себе не только то, что видел собственным взглядом, а «допридумывать».
Значение языка в познании вообще и в чувственном познании в частности огромно. Достаточно сказать, что человек, чьи органы чувств приходят в контакт с каким-либо материальным объектом, уже владеет языком, а значит, и навыками в употреблении понятий, которые вместе с формами языка представляют собой результат аккумуляции, накопления и обобщения предшествующего исторического опыта.
Язык во многом организует
и формирует чувственное
«Чувственность» и «рациональное мышление» нельзя рассматривать как некоторые якобы абсолютно самостоятельные, изолированные «способности» познающего человека. В реальном познании они находятся в единстве и взаимодействии. Более того, в их сложном взаимодействии обнаруживается два типа деятельности: практическая деятельность в самом широком смысле слова, и деятельность, направленная на создание знаний, на продуцирование понятий, т.е. теоретическая деятельность как особый вид умственного труда.
При этом практическая деятельность,
в ходе органов чувств с предметами
и явлениями природа и
При рассмотрении чувственного
познания была показана зависимость
от языка, от понятийного мышления.
В ходе физического воздействия
на конкретные предметы и явления, в
ходе их использования и
Поскольку знание направлено на выяснение отношений между свойствами предметов, между самими предметами и процессами, в которые они включены, данные отношения становятся объектами познания.
Уже в обыденной жизни мы постоянно имеем дело с отдельными конкретными предметами, которые существуют реально и могут быть непосредственно восприняты при помощи зрения, слуха, осязания. При это мы обязательно выполняем отношения между предметами, а так же фиксируем наши отношение к ним (например, «этот дом», «этот красивый дом», «этот красивый дом – наш») данные слова уже выражают и отражают отношения между конкретными предметами и явлениями, причем отражают в их в обобщенной форме. Когда мы их употребляем, мы имеем в виде некоторые определенные общие свойства, характерные признаки различных предметов и явлений, во многих других измерениях отличных друг от друга.
Именно объективная общность свойств становится главным объектом познания. При этом процесс познания развертывается следующим образом: прежде всего мы опираемся на изучение реальных предметов как материальных объектов, их действительности, объективно существующих качеств и признаков. Но одновременно происходит и активный познавательный процесс: человек целенаправленно сопоставляет разные предметы, которые отнюдь не всегда непосредственно воздействуют друг на друга. Выполняя определнное действие с данными объектами, и преследуя ту или иную практическую цель, человек сравнивает их, уподобляет друг другу в каком - либо определенном отношении, оставляя в стороне те отношения и связи, которые его в данный момент и в данном аспекте не интересует.
Человек при помощи своей мысли выделяет, как бы обособляет их целостных конкретных предметов такие отношения, которые объективно, сами по себе, и в качестве каких – то особых предметов не существует.
Но как оказываются
важными для жизни и
Процессы, в ходе которых
постепенно и последовательно образуются
понятия, отражающие общие свойства
предметов и явлений
Информация о работе Знание. Познание. Чувственное и рациональное познание