Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 13:17, реферат
Данная тема моего реферата раскрывает определение знания и познания, тема раскрывает то, как человек «обрабатывает» и воспроизводит информацию. Какое значение для повседневной жизни носят наши эмоции, органы чувств, как те или иные условия влияют на наше восприятие. Какое значение знание имеет в нашей современной жизни, как развивалось знание о мире, о человеке. Что является объектом и субъектом изучения. Определение абстрагирования и восприятие. В реферате подробно описаны такие формы познания, как чувственное и рациональное познание, структура знания.
Введение. 3
Познание как предмет философского анализа. 5
Структура знания. Чувственное и рациональное познание. 7
Понятие как основная форма рационального познания. 16
Вывод. 20
В процессе образования понятий
строго заимствованные действия отвлечения,
сравнения и сопоставления, выделения
того общего свойства, которое присуще
необозримому множеству предметов
и целым классам предметов, в
философии именуются
Древний человек был окружен в принципе теми же материалами природа, что и современный человек. но человек не сразу понял об их пригодности. Лишь после многих разрозненных, часто случайных действий люди обнаружили что тот или иной материал пригоден для жизни. Человек исследует данные материалы для постройки дома, для орудия труда обороны и охоты.
Обнаружить, раскрыть эти отношения человеку помогает практический процесс активного применения одних предметов для воздействия на другие. Одновременно это процесс повторяется, воспроизведения определенных действий, выявления некоторых прочных, устойчивых, повторяющихся отношений. Такие отношения определяются кА существенные или закономерные объективные отношения и связи.
В процессе исторического развития деятельность по образованию и употреблению понятий, первоначально включенная в непосредственную практическую деятельность и существовавшая только в этом виде, приобретает более сложные формы, а затем выделяется – очень медленно и постепенно – в самостоятельную деятельность.
К примеру, процесс познания количественных отношений. Сегодня он достиг очень важных научных и практических результатов: математизации знания есть одна из главных объективных тенденций развития наук в эпоху научно – технической революции. Вместе с тем многие понятия и представления о количественных отношениях приобрели такую абстрактность и отвлеченность, что иногда истолковываются как совершенно «свободные» и «произвольные» творения человеческого ума. Но нельзя забывать, что познание в практическую предметную деятельность человека и до сих пор продолжает развиваться также и в этой форме. В пределах гносеологии необходимо подчеркнуть значение и специфику процесса образования и функционирования понятий и иметь в виду, что в ходе развития истории постепенно складывается особая деятельность, цель которой – формирование, изменение знаний, т.е. формирование и изменение понятий, идей, теоретических концепций. Следовательно, в процессе общественного разделения труда возникает особый тип деятельности, который в конечном счете связан с задачей практического использования, изменения мира и общества, но который своей главной и непосредственной целью имеет производство теоретического знания( а также хранение, накопление, передачу, распространение знаний, обучение знанию). Это и есть специальная деятельность по созданию общих понятий, идей, принципов, которая в масштабах общества так или иначе организована о особый процесс.
Большинство философских систем, сложившихся в Новое время, выделяли два основных этапа процесса познания: чувствительное и рациональное. Их роль и значение в процессе познания определялись в зависимости от позиции того или иного философа.
В философии Нового времени под рациональностью, как правило, понималась особая, универсальная, всеобщая и необходимая логическая система, совокупность человеческого ума постигать мир и создавать истинные знания. Декарту, Спинозе и Лейбницу она представлялась особой враждебной способностью.
Человек познает вещи и процессы природа, все явления, созданные человеческим трудом, разумом и общественной деятельностью человека с помощью, так называемой чувствительной деятельностью или чувствительным познанием. Она связана с функционированием органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникают ощущения и восприятие. Ощущение может рассматриваться как простейший и исходный элемент чувственного познания и человеческого сознания вообще. Наше восприятие зависит от стратсей, эмоций и аффектов. Ощущение выступает субъективным, идеальным образом предмета, поскольку отражает, преломляет воздействие предмета через «призму» человеческого сознания.
Функционирование органов чувств – необходимая объективная предпосылка познания, которая важна в том отношении, что без нее познание невозможно. Пока мозг и органы чувств функционируют исправно, мы можем не замечать их роли. Но их роль становится очевидной при повреждениях органов чувств.
Эмоции – комплексная и довольно сложная форма человеческой чувственности. Они весьма разнообразны и по существу и по форме выражения. Каждый человек отличается большой индивидуальностью эмоций. И все - таки в мире человеческих эмоций можно выделить ряд закономерностей, обозначить типы личностей, обладающих сравнительно сходным строем эмоций.
«Чувственность» и «рациональное мышление» нельзя рассматривать как некоторые якобы абсолютно самостоятельные, изолированные «способности» познающего человека. В реальном познании они находятся в единстве и взаимодействии. Более того, в их сложном взаимодействии обнаруживается два типа деятельности: практическая деятельность в самом широком смысле слова, и деятельность, направленная на создание знаний, на продуцирование понятий, т.е. теоретическая деятельность как особый вид умственного труда.
Информация о работе Знание. Познание. Чувственное и рациональное познание