Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является в соответствии с программой курса «Метрология, стандартизация и управление качеством» закрепить основные положения изучаемого курса, привить навыки в пользовании стандартами и справочными материалами.
1.Расчет и выбор посадки с натягом зубчатого колеса на вал……...…….4
2.Расчет и выбор посадок подшипников качения…………………………...7
3.Выбор основных параметров шпоночного соединения……..…………...10
4.Назначение размеров вала………………………….………………………..12
5.Анализ линейных технологических цепей………………………………….13
6.Назначение полей допусков осевых и диаметральных
размеров вала…………………………………………………………………..19
7.Выбор измерительных средств для контроля сопрягаемых
размеров под посадку с натягом……………………………………………..21
8.Назначение отклонений формы и расположения посадочных
поверхностей вала под подшипники и зубчатое колесо………………… 23
9.Назначение параметров шероховатости поверхностей вала…………...25
10.Анализ точности резьбового соединения………………………………….26
11.Анализ точности зубчатого колеса………………………………………….29
12.Рабочий чертеж вала………………………………………………………….32
13.Рабочий чертеж зубчатого колеса…………………………………………..33
14. Список литературы……………………………………………………………34
Петербургский Государственный Университет Путей Сообщения
Кафедра ”Технология металлов ”
Курсовая работа
Анализ качества изделия машиностроения
Вариант №14
Санкт – Петербург
2011
СОДЕРЖАНИЕ
1.Расчет и выбор посадки с натягом зубчатого колеса на вал……...…….4
2.Расчет и выбор посадок
подшипников качения………………………….
3.Выбор основных параметров шпоночного соединения……..…………...10
4.Назначение размеров вала………………………….………………………..12
5.Анализ линейных
технологических цепей………………………
6.Назначение
полей допусков осевых и
размеров вала………………………………………………………………….
7.Выбор измерительных
средств для контроля
размеров под посадку с натягом……………………………………………..21
8.Назначение отклонений формы и расположения посадочных
поверхностей вала под подшипники и зубчатое колесо………………… 23
9.Назначение параметров
шероховатости поверхностей
10.Анализ точности резьбового соединения………………………………….26
11.Анализ точности
зубчатого колеса……………………………………
12.Рабочий чертеж вала………………………………………………………….32
13.Рабочий чертеж
зубчатого колеса……………………………………
14. Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Целью
курсовой работы является в
соответствии с программой курс
Основное внимание в курсовой работе уделено оценке технического уровня типовых соединений деталей машин (гладкие, резьбовые, шпоночные и зубчатые соединения). Рассмотрены вопросы установления требований к отклонениям формы, расположения, шероховатости поверхностей, выбора измерительных приборов, а также назначения отклонений линейных размеров путем решения размерных цепей.
1.РАСЧЕТ И
ВЫБОР ПОСАДКИ С НАТЯГОМ
1.1. Расчет функциональных натягов
Рассчитать
и выбрать посадку с натягом
для соединения зубчатого
Рис.1.1. Общий вид вала в сборе
Т а б л и ц а 1.1
Название и размерность параметра вала и колеса |
Вал |
Зубчатое колесо |
Длина соединения L, мм |
L = 140 | |
Диаметр соединения (вала и отверстия ступицы), мм |
d = D =100 | |
Диаметр впадин зубчатого колеса, мм |
d2 =180 | |
Модуль упругости, Па (Н/м2) |
Ed = 2,06 ∙ 1011 |
ED = 2,06 ∙ 1011 |
Предел текучести, Па (Н/м2) |
σт = 34 ∙ 107 |
σт = 34 ∙ 107 |
Коэффициент Пуассона µ |
µd = 0,3 |
µD = 0,3 |
Шероховатость поверхности, мкм |
Rzd = 5 |
RzD = 6,3 |
Величина
удельного контактного
Па, где
Мкр – крутящий момент, Н∙м;
n = 1,7 – коэффициент запаса прочности;
f = 0,15 – коэффициент трения.
Рассчитываем коэффициенты в уравнении:
;
, где
d1 , d2 - диаметры , мм
µd , µD – коэффициенты Пуассона для материалов вала и втулки соответственно.
Величину
наименьшего натяга
мкм,
Рэ – удельное эксплуатационное давление по поверхности контакта, Па;
D – номинальный диаметр соединения, мм;
ЕD, Ed – модули упругости материалов соответственно вала и втулки.
Для обеспечения
прочности соединяемых деталей
выполняется расчет по
- для поверхности втулки
,
Па;
- для поверхности вала
,
Па,
мкм.
Находим
поправку к расчетному натягу
на смятие неровностей
мкм,
где К = 0,6 – значение поправочного коэффициента.
С учетом поправки фактические величины граничных допустимых значений натягов для выбора посадки будут равны:
мкм,
мкм.
1.2. Выбор
стандартной посадки по
Исходя
из условия, что натяг,
( ГОСТ 25347 –
82), должен быть меньше
определяем наибольшее допустимое значение верхнего отклонения вала:
Из табл. 3 ГОСТ 25347 – 82 прил. 1 рекомендуемых посадок в системе отверстия определяем поле допуска вала. Выбрав отклонения, соответствующие этим полям допусков по табл. 7 ГОСТ 25347 – 82 и проверив выполнение неравенства, принимаем поле допуска 100s7
(es = +176 мкм, ei = +130 мкм).
Исходя из условия:
определяем верхние отклонения полей допусков основных отверстий по табл. 8 ГОСТ 25347-82, обеспечивающих выполнение неравенства. Принимаем поле допуска 100Н8 (ЕS =+ 54мкм, EI = 0) и посадку 100H8/s7
1.3 Анализ выбранной посадки с натягом
Выполним анализ выбранной посадки Ø100H8/s7(табл. 1.2.).
Т а б л и ц а 1.2
Наименование |
Отверстие |
Вал |
Обозначение поля допуска |
100H8 |
100s7 |
Верхнее отклонение, мкм
Нижнее отклонение, мкм |
ES = +54 EI = 0 |
es = +176 ei = +130 |
Наибольший предельный размер, мм
Наименьший предельный размер, мм |
Dmax = D + ES = 100+0.054 = =100.054
Dmin = D + EI = 100+0= 100.000
|
dmax = d + es = 100+0.176 = =100.176
dmin = d + ei = 100+0.130 = =100.130 |
Допуск размера, мм |
TD = Dmax – Dmin = ES – EI = 0.054 |
Td = dmax – dmin = es – ei =0.046 |
Наибольший натяг, мм
Наименьший натяг, мм |
Nmax = dmax – Dmin = es – EI = 0,176 Nmin = dmin – Dmax = ei – ES = 0,076 | |
Допуск посадки, мм |
TN = TD + Td = Nmax – Nmin = 0,1 |
Рис. 1.2. Схема расположения полей допусков посадки 100H8/s7
2. РАСЧЕТ И
ВЫБОР ПОСАДОК ПОДШИПНИКОВ
Выбрать
посадку внутреннего и
Определим
интенсивность нагрузки на
R – радиальная реакция опоры;
В – ширина подшипника;
r = 3.5мм – скругление колес подшипника;
кр = 1,0 – коэффициент динамичности.
Рис. 2.1. Обозначение посадок подшипника качения и полей допусков сопрягаемых деталей.
По найденному значению PR и условиям задачи выбираем поле допуска посадочной поверхности вала, соединяемой с циркуляционно нагруженным кольцом: PR = 750кН,
D = 80 мм. Поле допуска вала – к6.
Поле допуска отверстия в корпусе под наружное, местно нагруженное кольцо выбираем в зависимости от перегрузки и типа подшипника. Поле допуска отверстия в корпусе –Н7
Определяем числовые
значения отклонений для этих
полей допусков вала и
- отклонения вала Ø80к6: es = +21 мкм;
-отклонения отверстия в корпусе Ø170H7: ES = +30 мкм;
Числовые значения отклонений для полей допусков подшипника L5 и l5 (класс точности P6) определяем по ГОСТ 520-89(СЭВ774):
-отклонения отверстия внутреннего кольца Ø80L5 ES = 0 мкм;
-отклонения наружного кольца подшипника Ø170 l5 es = 0 мкм;
Посадка внутреннего кольца подшипника на вал – Ø80L5/к6.
Посадка наружного кольца в отверстие в корпусе – Ø180H7/l5
Т а б л и ц а 2.1.
Наименование |
Отверстие |
Вал |
Обозначение поля допуска |
80L5 |
80k6 |
Верхнее отклонение, мкм
Нижнее отклонение, мкм |
ES = 0 EI = -9 |
es = +21 ei = +2 |
Наибольший предельный размер, мм
Наименьший предельный размер, мм |
Dmax = D + ES = 80+0 = 80.000
Dmin = D + EI = 80-0.009 = =79,991
|
dmax = d + es = 80+0.021 = =80.021
dmin = d + ei = 80+0.002 = =80.002 |
Допуск размера, мм |
TD = Dmax – Dmin = ES – EI = 0.009 |
Td = dmax – dmin = es – ei =0.019 |
Наибольший натяг, мм
Наименьший натяг, мм |
Nmax = dmax – Dmin = es – EI = 0,03 Nmin = dmin – Dmax = ei – ES = 0,002 | |
Допуск посадки, мм |
TN = Nmax – Nmin = 0.03-0.002 = 0.028 TD + Td = 0.009+0.019 = 0,028 |
Рис. 2.2. Схема расположения полей допусков посадки 80L5/k6
Т а б л и ц а 2.2.
Наименование |
Отверстие |
Вал |
Обозначение поля допуска |
170H7 |
170l5 |
Верхнее отклонение, мкм
Нижнее отклонение, мкм |
ES = +30 EI = 0 |
es = 0 ei = -9 |
Наибольший предельный размер, мм
Наименьший предельный размер, мм |
Dmax = D + ES = 170.03
Dmin = D + EI = 170.000 |
dmax = d + es = 170.000
dmin = d + ei = 169.991 |
Допуск размера, мм |
TD = Dmax – Dmin = ES – EI = 0.03 |
Td = dmax – dmin = es – ei =0.009 |
Наибольший зазор, мм
Наименьший зазор, мм |
Smax = Dmax – dmin = 0.039 Smin = Dmin – dmax = 0.000 | |
Допуск посадки, мм |
TS = Smax –Smin= 0.039-0.000 =0,039 TS = TD + Td = 0.03+0.009 = 0.039 |