Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:22, контрольная работа
Сферы государственного метрологического контроля и надзора и контроля:
осуществлении деятельности в области здравоохранения;
осуществлении ветеринарной деятельности;
осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды;
осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при чрезвычайных ситуациях;
выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда;
осуществлении производственного контроля за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта;
4. Этап международной
Однако стандарты, разработанные различными национальными организациями по стандартизации, не были, за немногим исключением, обязательными и оставались, да и сейчас остаются, лишь рекомендуемыми. Владельцы предприятий во всех странах стремятся как можно меньше подвергаться "опеке" со стороны обязательных стандартов, утверждаемых государственными органами. Предпринимателям невыгодна жесткая регламентация типов и видов изготовляемых изделий, она мешает им в конкурентной борьбе. С развитием промышленного производства стандартизация начала развиваться также и в международном масштабе. Постоянное расширение международного товарообмена и необходимость более тесного сотрудничества в области науки и техники привели к основанию Международной ассоциации по стандартизации (ИСА). В 1939 г. работа ИСА была прервана второй мировой войной. Помимо ИСО имеются и другие международные и региональные организации по стандартизации. Например, в рамках Европейского объединения угля и стали была создана в 1953 г. Координационная комиссия по стали, которая была уполномочена разрабатывать так называемые европейские стандарты для шести стран (ФРГ, Франции, Бельгии, Голландии, Италии, Люксембурга), являющихся членами этого объединения.
5. Развитие стандартизации на Руси
Первые сведения о стандартизации
в России относятся к 1555 г. При
Иване Грозном специальным
В 1761 г., почти за 25 лет до изготовления Лебланом взаимозаменяемых замков ружей, в инструкции, данной графом Шуваловым Тульскому оружейному заводу, было записано, что "на каждую оружейную вещь порознь мастерам иметь меры или лекала с заводским клеймом или печатью оружейной канцелярии, по которым каждый с пропорцией каждую вещь проверить мог". В собрании законов Российской империи времен Петра I был помещен ряд указов, свидетельствующих о том, что уже в XVII-ХVIII вв. предписывалось многие изделия военной техники делать по точным образцам, явившимся своего рода прототипами современных стандартов. В начале ХIХ в. методы стандартизации были широко применены при организации массового производства стрелкового оружия на Тульских оружейных заводах. Развитие судостроения, железнодорожного транспорта, различных отраслей машиностроения привело к появлению первых русских стандартов; это были стандарты предприятий, фирм. В 1904 г. Были установлены стандарты на вагоны и другие изделия, применяемые на железнодорожном транспорте. В царской России не было государственной стандартизации; в промышленности, где много предприятий принадлежало иностранцам, применялись три системы мер - старая русская, британская (дюймовая) и метрическая, что, конечно, препятствовало развитию стандартизации.
6. Развитие стандартизации в бывшем Советском Союзе
После революции 1917 г. началось развитие
государственной
7. Роль стандартизации в годы Великой Отечественной войны
К началу Великой Отечественной войны в СССР действовало более 6000 стандартов. Более 35 % из них относились к машиностроению и металлургии. Высокий уровень стандартизации в промышленности во многом обусловил ее готовность к работе в условиях войны. Великая Отечественная война потребовала перестройки работы по стандартизации в соответствии с военной обстановкой и задачами максимального удовлетворения нужд фронта и тыла. За годы войны утверждено более 2000 новых стандартов и свыше 1000 стандартов были изменены в связи с условиями военного времени. Изменения вызывались необходимостью экономии материальных ресурсов, замены дефицитных материалов менее дефицитными. Часть стандартов военного времени имела индекс "В" - ГОСТ В (далее порядковый номер и год выпуска стандарта).
8. Развитие стандартизации в 1945-1991 гг.
В послевоенный период особое развитие получила стандартизация в области машиностроения, металлургии, химии. Одновременно с государственной развивались отраслевая и заводская стандартизации. В послевоенные годы система управления государственной стандартизацией подверглась некоторым изменениям. В 1948 г. ВКС был включен в состав Государственного комитета Совета Министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство (Гостехника СССР). С 1951 по 1953 гг. руководство работами по стандартизации осуществлялось Управлением по стандартизации при Совете, Министров СССР, которое с 1953 г. было в ведении Госплана СССР. В этот период наряду с ГОСТами появились новые виды нормативных документов:
ОСТ - отраслевой стандарт;
СТП - стандарт предприятия;
МН - нормаль машиностроения;
РД - руководящий документ.
В 1954 г. при Совете Министров СССР
был создан Комитет стандартов, мер
и измерительных приборов. Для
разработки научно-теоретических основ
стандартизации в 1959 г. в системе
этого Комитета был создан Всесоюзный
научно-исследовательский
9. Стандартизация в Российской Федерации
Переход экономики Российской Федерации
на рыночные отношения, расширение прав
и экономической
10. Первоначальные сведения о системах сертификации Согласно руководству ИСО/МЭК 2 "Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности", система сертификации определяется как система, располагающая собственными правилами процедуры и управления для проведения сертификации соответствия. Таким образом, проведение сертификации возможно только в рамках системы сертификации, которая должна быть признана всеми ее участниками и зарегистрирована в установленном порядке. В Российской Федерации регистрацию систем сертификации осуществляет Госстандарт, являющийся национальным органом по сертификации. В его задачу входит проверка соответствия правил самостоятельных систем сертификации Российскому законодательству и нормативным документам, а также ведение реестра зарегистрированных систем. На 15 апреля 2003 г. в России было зарегистрировано 17 систем обязательной и 172 системы добровольной сертификации, из обязательных наиболее распространена система сертификации ГОСТ Р. Основной целью систем обязательной сертификации является защита потребителей (физических и юридических лиц) от приобретения (использования) товаров, работ и услуг, которые опасны для их жизни, здоровья и имущества, а также для окружающей среды. Другие цели, для которых создаются системы обязательной и добровольной сертификации - это улучшение качества продукции и услуг, повышение конкурентоспособности на внутреннем рынке и содействие экспорту, если система признана за рубежом. Рис. Типовая структура взаимодействия участников системы сертификации Типовая структура системы сертификации, приведенная на рис., предполагает наличие целого ряда участников. Национальный орган по сертификации - Госстандарт России осуществляет свою деятельность как национальный орган по сертификации на основе прав, обязанностей и ответственности, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, и как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий организацию и проведение работ по обязательной сертификации в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Центральный орган по сертификации осуществляет свою деятельность в соответствии с законами Российской Федерации и правилами Госстандарта России, на основе Правил организует разработку систем (правил, порядков) сертификации однородной продукции Орган по сертификации - орган, проводящий сертификацию соответствия. Он создается на базе организаций, имеющих статус юридического лица и являющихся третьей стороной, т.е. независимым от производителя и потребителя. Испытательная лаборатория осуществляет испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдает протоколы испытаний для целей сертификации. Следует отметить, что системы сертификации услуг и систем качества не предполагают участия испытательных лабораторий в процессе сертификации. Всю практическую деятельность по оценке соответствия в них осуществляет орган по сертификации. Совет по сертификации формируется Центральным органом по сертификации по каждому направлению техники на основе добровольного участия представителей непосредственно Центрального органа по сертификации, Госгортехнадзора России, Госстандарта России, министерств и ведомств, органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), изготовителей сертифицируемой продукции и других заинтересованных надзорных организаций, а также представителей общественных организаций. Функции научно-методического сертификационного центра устанавливаются соответствующим положением и утверждаются Центральным органом по сертификации. Комиссия по апелляциям формируется Центральным органом по сертификации для рассмотрения жалоб и решения спорных вопросов, возникших при проведении сертификации. Комиссия в установленный конкретными системами (правилами, порядками) срок рассматривает апелляцию и извещает подателя апелляции о принятом решении. Заявители сертификации - это изготовители, исполнители, продавцы (юридические или физические лица), желающие получить сертификат соответствия на свою продукцию, услугу, систему менеджмента качества или компетентность персонала (электросварщика, эксперта по сертификации, преподавателя и т.п.).
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СЕРТИФИКАЦИИ
1. Этап стихийной сертификации Этап стихийной сертификации продолжался примерно с 1912-1960гг. Прообразом сертификации в это время можно считать:
- чеканку монет с определенной формой и изображениями;
- клеймение изделий фирменными знаками (например, российская ювелирная фирма Фаберже, японская фирма SONY и т.п.);
- подписи знаменитых художников
на их картинах можно
- выдача одной из Германских фирм во второй половине XIX в. удостоверений (сертификатов) о качественном изготовлении бочек для пива и т.п.
Некоторые специалисты, особенно работающие в Российском морском регистре судоходства, считают, что этап стихийной сертификации закончился в 1912 г., когда, после гибели лайнера "Титаник", английская страховая компания "Ллойд" приступила к регистрации (сертификации) морских судов, подтверждающей безопасность их использования при морских перевозках. Однако, реально сертификация безопасности и качества большинства обычных товаров, продукции и услуг была внедрена значительно позже. Поэтому большинство специалистов считают, что этап стихийной сертификации продолжался примерно до 1960 г.
2. Этап организованной
Считается, что этот этап соответствует периоду времени с 1960 по 1987 гг. В ряде стран национальные стандарты по управлению качеством и сертификации существуют уже с начала 60 гг. XX в. В первую очередь они разрабатывались и применялись в целях обеспечения качества на этапах проектирования и производства в важнейших областях промышленности: производство военной техники, ядерная энергетика, авиация, судоходство, космонавтика и т.п. Практический опыт работ по управлению качеством продукции привел к необходимости использования так называемых систем качества. В Великобритании, например, начиная с середины 70-х гг. ХХ в. требования по обеспечению качества (для всех, в том числе и для гражданских отраслей государственного сектора экономики) были изложены в стандарте BS 5750. Аналогичные стандарты были приняты и во многих других развитых странах.
3. Государственные испытания в бывшем СССР - прообраз сертификации Сертификация в бывшем СССР существовала в 80-е гг. ХХ столетия в виде государственных испытаний, являющихся одним из видов контроля качества продукции. Контроль качества продукции осуществлялся в соответствии с ГОСТ 16504-81. На заводах существовали отделы технического контроля (ОТК). Качество продукции подтверждалось клеймом ОТК заводов, клеймом военной приемки. На оборонных заводах работали представители заказчика, следившие не только за качеством готовой продукции, но и за качеством закупавшихся сырья, материалов, комплектующих, а также за выполнением требований к выполнению технологических процессов производства, за качеством работы ОТК, за соблюдением правил хранения продукции на складе и т.п. В этот период на товарах высокого качества ставился, так называемый, знак качества - знаменитый пятиугольник.
4. Этап международной сертификации и управления качеством (после 1987 г.) С целью разработки единообразного подхода к решению вопросов управления качеством, устранения различий и гармонизации требований на международном уровне в составе ИСО был создан технический комитет ТК 176 "Управление качеством и обеспечение качества", в задачу которого входила стандартизация и гармонизация основополагающих принципов систем качества. Опираясь на национальный опыт в области стандартизации и применения систем обеспечения качества, технический комитет ИСО/ТК 176 разработал и в 1987 г. опубликовал первые пять международных стандартов ИСО серии 9000. Кроме того, был разработан трехъязычный словарь терминов и их определений в области обеспечения качества - ИСО 8402:86.
Информация о работе Контрольная работа по «Метрология, стандартизация сертификация»