В настоящий момент
компания CVRD является крупнейшей
в мире горнодобывающей компанией.
Компания разрабатывает не только
месторождения железных руд, но
является также крупным производителем
и экспортером марганца, золота
и многих других видов минерального
сырья, размеры прибыли этого
концерна достигают $900 млн. в
год. В 1997 году компания CVRD была
приватизирована. Условия аукциона
были очень жесткими: суммарное
количество акций принадлежащих
производителям и потребителям
железной руды не должно превышать
45% голосующих акций, ни один
покупатель не мог приобрести
более 45% голосующих акций. Кроме
того, количество акций принадлежащих
сталеплавильной компании производящей
более 8 млн.т. в год или торговой
компании-оператору с оборотом
более 30 млн.т. в год не может
превышать 10%. Победителем стал
консорциум Valepar возглавляемый крупнейшим
производителем стали в Бразилии
- корпорацией CSN. За $3,1 млрд. консорциум
приобрел 25% акций CVRD (34% голосующего
пакета). Остальные акции были
приобретены группой пенсионных
фондов (39%), компаниями Eletron (17%), Bndespar (9%),
американским Nation's Bank и фондом Investvale.
Правительство оставило за собой
"золотую акцию", гарантирующую
право вето.
Территориально, деятельность
компании в области железорудного
сырья делится на две не
связанные системы - Северную
и Южную. Северная система включает
в себя месторождение Караджас
в штате Пара, одноколейную железную
дорогу (900 км.) от месторождения до
принадлежащих компании морского
порта Понта да Мадейра и
завода окатышей (см. карту). Месторождение
Караджас является уникальным
по запасам железных руд при
высоком содержании железа. В
первый год работы (1985) добыча
составила 15 млн.т., во второй - 25 млн.т.,
в третий - 35 млн.т. Северная система
работает на полную мощность (около50
млн.т. в год). В ближайшем будущем
производство железной руды увеличить
будет невозможно из-за полной
загрузки железнодорожной трассы
и морского порта. Компания
планирует модернизацию железной
дороги, что позволит увеличить
ее пропускную способность на
5 млн.т. в год.
Южная система создана
на основе железорудной провинции
Итабира в штате Минас-Жерайс.
В нее входит несколько шахт
в районе одноименного города
(на карте не нанесены шахты
Тимбопеба - производство железной
руды 10 млн.т. в год, Брукуту
- 5 млн.т., Капанема - 5,8 млн.т., Бау - 3 млн.т.
и Фазендао - 1 млн.т.), обогатительный
завод мощностью 20 млн.т. в год
и железная дорога E.V.F.M. от шахт
до принадлежащего компании морского
порта Тубарао (пропускная способность
80 млн.т.). В порту Тубарао расположены
7 заводов по производству металлизированных
окатышей, суммарной мощностью 26
млн.т. в год. (2 завода принадлежит
CVRD, остальные находятся в совместном
владении с компаниями Японии, Испании,
Италии и Южной Кореи). Южная система производит
около 50 млн.т. железных руд в год. В 1985
году на нее приходилось около 70 млн.т.,
однако в связи с началом разработки месторождения
Караджас и истощением месторождений
производительность шахт снизилась. СVRD
планирует увеличить производство железных
руд на южных месторождениях до 61 млн.т.
к 2003 году. Ежегодно компания CVRD производит
около 100 млн.т. товарных железных руд,
около 70% которых поставляется на экспорт
(Япония - 18%, Германия и Южная Корея - по
9%, Китай - 7%, Франция, Италия, Испания и
Великобритания и США - по 3%, другие страны
Европы - около 6%, а также Аргентина, Тайвань,
Филиппины, Бахрейн и др.).
Вторым по величине
производителем железных руд
в Бразилии (и пятой в мире)
является компания MBR (Mineracao Brasileiras Reunidas).
В 1999 году этой компанией было
произведено около 26 млн.т. железной
руды. Компания была основана
в 1965 году на основе месторождений
штата Минас-Жерайс (шахты Агуас
Кларас и Мутука). В настоящий
момент компании принадлежит
6 железорудных шахт к юго-востоку
от города Белу-Оризонти. Этот
район является основным районом
добычи для большинства добывающих
железную руду компаний. Компания
MBR экспортирует около 85% добываемой
железной руды через принадлежащий
ей порт Гуаиба недалеко от
Рио-де-Жанейро. Пропускная способность
морского порта около 25 млн.т.
в год. Компании MBR принадлежит
33% акций железнодорожной компании
MRS, такой же пакет акций принадлежит
металлургической компании CSN, которая
также ведет добычу железной
руды в этом районе (около 7
млн.т. в год), 21% акций контролируют
добывающие компании Ferteco и Usiminas.
Компанией MBR владеют международная
торговая компания-оператор Caemi Mineracao
e Metalurgia S/A (85% акций), американская сталеплавильная
компания Bethehem Steel Co. (5%), и несколько
сталеплавильных компаний Японии
(10%). Компания компенсировала потери,
связанные с истощением месторождений
Агуас-Кларас и Мутука вводом
рудников Капао-Шавьер, Тамандуа
и Капитао-ду-Мато в 1997 году, что
увеличило ее производственные
мощности до 32 млн.т. в год.
Компания Ferteco произвела
в 2000 году около 20 млн.т. железной
руды, в 1999 году закончила строительство
морского порта Сепетиба недалеко
от Рио-де-Жанейро пропускной
способностью 25 млн.т. в год. До
этого Ferteco использовала железную
дорогу CVRD до порта Тубарао, что
увеличивало транспортные издержки
компании. Теперь компания отгружает
через порт Тубарао около 10
млн.т. в год, главным образом
с шахты Фабрика, которая подсоединена
к дороге CVRD. Вторая шахта компании
использует новый порт. Экспорт
компании составляет около 12 млн.т.
(главным образом в Германию, на
металлургический комбинат Thyssen Krupp
Stahl - 6,7 млн.т.).
Компания Samarco ежегодно
производит около 11 млн.т. товарной
железной руды. Компании принадлежат
два завода по производству
окатышей (суммарная мощность - 12 млн.т.
в год) в порте Понта-ду-Убу
и рудник Эрмано, связанные рудопроводом.
Кроме того, компании принадлежит
обогатительная фабрика мощностью
9,5 млн.т. в год. 49% акций компании
принадлежит австралийскому концерну
BHP, 51% - компании Samitry, вся продукция
компании идет на экспорт.
Компания Samitry производит
около 12 млн.т. железной руды
в год, около 90% произведенной
продукции идет на экспорт
(преимущественно в Бельгию).
Сталеплавильная компания
CSN добывает руду на собственной
шахте Каса до Педро (около
7 млн.т. в год) только для
внутреннего потребления.
В Бразилии также
ведет добычу железных руд
консорциум Rio Tinto. На единственной
шахте Корумб (штат Мату-Гроссу) производится
около 1,7 млн.т. железной руды
в год.
Особенностью развития
железорудной отрасли Бразилии
является огромные внешние инвестиции
со стороны развитых стран.
Так, например, стоимость разработки
месторождения Караджас составляла
$4,6 млрд. Собственные средства компании
CVRD составили 41% от этой суммы,
остальные деньги были оформлены
в кредит. Существенную роль сыграла
система долгосрочных контрактов,
компания получила письма заинтересованности
со стороны сталеплавильных компаний
на поставки руды общим объемом
15 млн.т. в год. На все бразильские
компании в 1998 году приходилось
33,1% мирового экспорта железной
руды. Сама территориальная организация
отрасли очень похожа на типично
колониальную структуру с сетью
дорог, ведущих от месторождений
полезных ископаемых к морским
портам, откуда они отправляются
на экспорт. Доля доходов страны
от экспорта железной руды
снизилась по сравнению с 1980
годом с 7,7% до 5,5% в 1995, однако
все равно продолжает оставаться
довольно высокой.
Правда, за последние
два года производство стали
в Бразилии выросло с 26,5 млн.т.
в 1998 году до 45,6 млн.т. в 2000 году
(за период с 1985 года по 1998 год
производство стали в Бразилии
выросло всего на 6,8 млн.т.). Если
подобные темпы роста в сталеплавильной
промышленности продолжатся, то
Бразилия, возможно превратится
в крупного экспортера стали,
железная руда станет сырьем
внутреннего потребления. Возможно
некоторое уменьшение доли Бразилии
на мировом рынке железной
руды.
Швеция - домашняя шахта Западной
Европы
В начале 1998 года подтвержденные
запасы железных руд Швеции
составили 3 млрд. т. Среднее содержание
железа в руде - 51%. Отличительным
качеством железной руды является
высокое содержание магнетита,
что удешевляет процесс обогащения.
Швецию часто называют "домашней
шахтой Европы". Эта страна
является самым древним поставщиком
железных руд в страны Западной
Европы. Уже с середины XVII века
она была главным экспортером
железных руд в Англию, Францию
и другие европейские страны.
Экспорт железорудного
сырья стал быстро расти с
1890 года, когда была основана компания
LKAB (Рис.1). Железная руда, наравне
с высококачественной древесиной
долгое время были основными
продуктами экспорта Швеции, а
железорудная отрасль доминировала
в шведской экономике вплоть
до середины 70-х. Это объясняется,
не только, высоким содержанием
железа в руде по сравнению
с другими европейскими странами,
но и близостью Швеции к
потребителям сырья. В эпоху
высоких транспортных издержек
это было одним из определяющих
факторов конкурентоспособности
товара. Надо отметить, что во
времена военных конфликтов в
регионе спрос на шведскую
железную руду всегда находился
на высоком уровне, из-за перевода
промышленности в военный режим.
В то же время несколько
изолированное положение страны
уберегло ее от участия в
большинстве из них. Неизменный
внешнеполитический нейтралитет
с 1814 года обеспечил неучастие
в обеих мировых войнах, что
не только сохранило производственный
потенциал и трудовые ресурсы
Швеции, но и обогатило страну
за счет поставок воюющим сторонам.
Так, например, Швеция поставляла
железную руду в фашистскую
Германию.
LKAB изначально была и
остается монополистом в железорудной
отрасли Швеции. Основанная в
1890 году как частная компания,
в 1907 году она продала 50% своих
акций государству. А еще через
50 лет государство выкупило оставшийся
пакет. Для Швеции вообще свойственна
концентрация производства и
монополизации в ведущих отраслях
на уровне компаний. На долю 200
крупнейших компаний приходится
почти по 75% объема производства,
числа занятых, капиталовложений
и экспорта Швеции.
В межвоенный период
Швеция по темпам роста ВВП
уступала только США. Однако
серьезный удар по экономике
нанесли два глубоких экономических
кризиса: в 1921-1922 гг. вследствие
дефляции после первой мировой
войны (падение промышленного
производства было ниже уровня
1925 года на 25%); и в начале 30-х
гг., когда безработица среди членов
профсоюзов достигала 30%. Как видно
из рисунка в это время экспорт
железных руд из Швеции резко
сокращался. После второй мировой
войны поставки железорудного
сырья из этой страны имели
крайне важное значение для
восстановления экономики Западной
Европы.
Особенностью экономики
Швеции является политика "рыночного
социализма" - доминирование двух
основных целей: полная занятость
и выравнивание доходов. В качестве
результатов подобной политики
рассматриваются исключительно
большой государственный сектор
(при этом имеется ввиду прежде
всего сфера перераспределения,
а не государственная собственность)
и активные манипуляции на
высокоразвитом рынке труда. В
послевоенный период экономика
Швеции развивалась быстрыми
темпами. Главным фактором этого
развития был экспорт. Рост
производительности труда составлял
в среднем около 5% в год в
1960-1974 гг. Это объяснялось значительными
капиталовложениями и успехами
в политике занятости. Государственная
политика обеспечивала стабильное
экономическое процветание страны
до середины 70-х годов. Однако
с середины 70-х гг. в связи с
обострением конкурентной борьбы
на внешних рынках и энергетическим
кризисом 1973-1975 гг. положение страны
заметно усложнилось. Около 25%
промышленного производства приходилось
на отрасли пораженные кризисом
- горнодобывающую, черную металлургию,
лесную и судостроение. Экспорт
железной руды всего за один
год сократился с 34 млн.т. в
1974 г. до 21 млн.т. в 1975. В результате
роста цен на нефть издержки
на рабочую силу возросли в
1975-1976 гг. на 40%.
После некоторого экономического
подъема в 1980-81 гг. мировая сталелитейная
промышленность испытала жесткий
кризис. Экспорт железной руды
сократился в этот период до
13 млн.т. Избыток мощностей и
низкий мировой спрос на чугун
и сталь отрицательно сказались
на черной металлургии Швеции.
Чтобы избежать слишком резких
структурных сдвигов в промышленности
и быстрого роста безработицы,
государство с середины 70-х по
середину 80-х предоставляло в
значительных объемах субсидии
пораженным отраслям, прежде всего
черной металлургии и горнодобы-вающей
промышленности. С целью восстановления
конкурентоспособности правительство
осуществило серию девальваций,
начиная с августа 1977 года. Кроме
того, в железорудной промышленности
наблюдался потрясающий рост
производительности труда (за 1980-е
гг. он превысил 100%). Из графика
видно, что прежние объемы экспорта
стране восстановить не удалось.
С удешевлением транспортных
перевозок на рынок железной
руды вышли страны с дешевыми
трудовыми ресурсами, богатыми
и дешевыми железными рудами.
В то же время рудники компании
LKAB к 1990 году достигли глубины
более 775 метров, их производительность
снижалась, с учетом дорогих
трудовых ресурсов это практически
ликвидировало преимущество географического
положения.
На протяжении 80-90-х
гг. компания пошла на беспрецедентные
финансовые затраты с целью
снижения издержек на всех
стадиях производства, увеличения
производительности рудников и
улучшение качества продукции.
Важным направлением деятельности
компании стала специализация
на производстве высококачественных
металлизированных окатышей (за 30 лет
их доля в произведенной продукции
выросла с 15,6% в 1970 году, до 76% в
2000 году). Сейчас окатыши составляют
более 80% экспорта компании. Эта
мера стала в какой-то мере
вынужденной. Дело в том, что
шведские руды содержат довольно
много фосфора, и когда спрос
на них начал падать, компания
стала подвергать их дополнительному
измельчению с целью снижения
содержания этого элемента. Это
дополнительное измельчение сделало
возможным увеличить производство
окатышей, особенно учитывая увеличение
количества электропечей в Западной
Европе.
В 1994 году, при вступлении
в Европейский Союз Швеция
была вынуждена привести нормативные
документы, регулирующие горнодобывающую
отрасль в соответствие с законами
ЕС. Были отменены закон требующий
от иностранных компаний получения
специального разрешения на геологоразведочные
работы, закон об обязательных
государственных "золотых"
акциях в предприятиях отрасли,
отменено временное ограничение
(25 лет) на владение месторождениями,
отменены все налоги и отчисления
кроме обычного корпоративного
налога. В принципе, такие изменения
должны были привести к демонополизации
отрасли. Однако за исключением
кратковременного приобретения 1,7%
пакета акций LKAB никаких изменений
не произошло. Пакет вскоре
был вновь продан государству.
В настоящий момент
компания LKAB разрабатывает два рудника
- Кируна (среднее содержание железа
- 60%) и Малмбергет (содержание железа
около 50%), рудник Сваппаваара
был закрыт в 1999 году. Оба рудника
разрабатываются подземным способом,
протяженность подземных выработок
составляет около 20 км. В 1997 году
на руднике Кируна был запущен
в разработку горизонт 1045 м., в
1999 году на руднике Малмбергет
введен горизонт 1000 м. Производственные
издержки были снижены за счет
высокой автоматизации производства,
в частности был освоен метод
дистанционного бурения и погрузки
руды, что позволило ввести режим
ночного бурения, которое ранее
не проводилось по соображениям
безопасности. Осваивается технология
откачивания пустой породы непосредственно
к месту захоронения. Она должна
заменить сложную систему подъемных
механизмов и грузовиков. Все
вышеперечисленные меры ведут
к снижению производственных
издержек и повышению производительности
рудников.