Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 19:39, курсовая работа
Вариатор применяется в устройствах, требующих бесступенчато изменять передаточное отношение. Применяется в автомобилях, мотороллерах, снегоходах, квадроциклах, конвейерах, металлорежущих станках и др.
Передача крутящего момента осуществляется с помощью зубчатой пары 9 и 11. Передача крутящего момента с зубчатого колеса 9 на вал 4 происходит при помощи шпонки на валу 4.
Вал 4 с зубчатым колесом 9 монтируется в корпусе 12 при помощи подшипников качения 3,13. Подшипники качения 3,13 запрессовываются в корпус 2. Сверху корпус 2 закрывается крышкой 1 при помощи гаек 5 и 10.
Введение……………………………………………………………….…….......
5
1Посадка гладкого соединения………………………………………….…...
6
2Гладкие калибры………………………………………………….…………..
9
3Посадки подшипника качения………………………………………..……...
11
4Шлицевые калибры…………………………………………………..………..
13
5Размерная цепь ………………………………………………………………..
14
6Назначение посадок……………….………………………..………………..
29
7 Точность зубчатого колеса………………………………………………….
Оглавление
Введение………………………………………………………… |
5 |
1Посадка гладкого соединения………………………………………….….. |
6 |
2Гладкие калибры………………………………………………….……… |
9 |
3Посадки подшипника качения………………………………………..……... |
11 |
4Шлицевые калибры…………………………………………………..…… |
13 |
5Размерная цепь ……………………………………………………………….. |
14 |
6Назначение посадок……………….………………………..…………… |
29 |
7 Точность зубчатого колеса…………………………………………………... |
20 |
Библиографический список……………………………………………………. |
23 |
Введение
Вариатор применяется в устройствах, требующих бесступенчато изменять передаточное отношение. Применяется в автомобилях, мотороллерах, снегоходах, квадроциклах, конвейерах, металлорежущих станках и др.
Передача крутящего момента осуществляется с помощью зубчатой пары 9 и 11. Передача крутящего момента с зубчатого колеса 9 на вал 4 происходит при помощи шпонки на валу 4.
Вал 4 с зубчатым колесом 9 монтируется в корпусе 12 при помощи подшипников качения 3,13. Подшипники качения 3,13 запрессовываются в корпус 2. Сверху корпус 2 закрывается крышкой 1 при помощи гаек 5 и 10.
Упорный подшипник 6 предназначен для исключения трения диска 7.
Крышка подшипника–качения 8 применяется для крепления подшипника–качения 13 на валу 4.
Технические характеристики редуктора:
частота вращения 200 об/мин;
радиальное усилие 6500 Н.
крутящий момент Мкр=500 Нм.
В курсовой работе требуется назначить требования по нормированию и контролю точности редуктора, а также обеспечить зазор А∆ между зубчатым колесом 9 и втулкой подшипника качения 13 от 0,2 до 0,5 мм.
1 Посадка гладкого соединения
Исходные данные:
номинальный диаметр сопряжения d = 45 мм;
диаметр отверстия на валу d1 = 28 мм;
наружный диаметр детали с отверстием d2 = 66 мм;
длина сопряжения l = 85 мм;
осевая сила Рос = 0;
крутящий момент Мкр = 500 Н.м;
способ запрессовки – механическая;
коэффициент трения f = 0,13.
Параметры деталей соединения сведём в таблицу 1.
Таблица 1 – Параметры деталей соединения
Наименование параметра |
Вал |
Отверстие |
Материал |
Сталь 20 |
Сталь 45 |
Предел текучести, МПа |
σТ1 = 245 |
σТ2=353 |
Модуль упругости вала, 105МПа |
Е1= 1,981 |
Е2 = 2,1 |
Коэффициент Пуассона |
μ1 = 0,28 |
μ2 = 0,28 |
Коэффициент линейного расширения α, ×10-6 град-1 |
α1 = 11,1 |
α2 = 11,65 |
Рабочая температура, град |
t1 = 21 |
t2 = 21 |
Квалитеты точности |
6 |
7 |
Шероховатость Ra, мкм |
Ra1 = 0,4 |
Ra2 = 0,8 |
Проведём расчёт посадки с натягом [1].
Коэффициенты Ламе:
Наименьший расчётный натяг:
Поправка, учитывающая смятие неровностей контактных поверхностей
Поправка, учитывающая влияние температуры деталей:
Поправка, учитывающая ослабление натяга при действии центробежных сил
γц = 2 мкм.
Добавка, компенсирующая уменьшение натяга при повторных запрессовках
γп = 0 мкм.
Минимально допустимый натяг
Максимально допустимое удельное давление:
[Pmax] = 87,084 МПа.
Наибольший расчётный натяг
Соотношение размеров соединения:
Коэффициент увеличения давления у торцов втулки γуд = 0,92.
Максимально допустимый натяг
Выбор посадки:
выбранная посадка Ø45H7/t6;
наибольший натяг посадки Nmax = 70 мкм;
наименьший натяг посадки Nmin = 29 мкм.
Запас прочности соединения при эксплуатации
Запас прочности деталей при сборке
Предельные отклонения отверстия и вала:
верхнее предельное отклонение отверстия ES = 25 мкм = 0,025 мм;
нижнее предельное отклонение отверстия EI = 0;
верхнее предельное отклонение вала es = 70 мкм = 0,070 мм;
нижнее предельное отклонение вала ei = 54 мкм = 0,054 мм.
Давление в посадке при максимальном натяге
Необходимое усилие при запрессовке деталей
Степени точности формы сопрягаемых поверхностей:
отверстие – 5;
вал – 4.
Допуски цилиндричности сопрягаемых поверхностей:
отверстие Тц = 16 мкм = 0,016 мм;
вал Тц = 10 мкм = 0,01 мм.
Построение схемы расположения полей допусков (рисунок 1).
Рисунок 1 – Схема расположения полей допусков посадки с натягом
2 Гладкие калибры
Исходные данные:
гладкое соединение Ø45H7/t6;
номинальный диаметр соединения d = 45 мм;
верхнее предельное отклонение отверстия ES = 25 мкм = 0,025 мм;
нижнее предельное отклонение отверстия EI = 0;
верхнее предельное отклонение вала es = 70 мкм = 0,070 мм;
нижнее предельное отклонение вала ei = 54 мкм = 0,054 мм.
Проведём расчёт гладких калибров[1].
Допуски и отклонения калибров для отверстия:
отклонение середины поля допуска проходного калибра-пробки Z = 3,5 мкм =
= 0,0035 мм;
допустимый выход износа за границу поля допуска при износе проходного калибра-пробки Y = 3мкм = 0,003 мм;
величина компенсации погрешности контроля калибрами-пробками α = 0;
допуск на изготовление калибров-пробок Н = 4 мкм = 0,004 мм.
Допуски и отклонения калибров для вала:
отклонение середины поля допуска проходного калибра-скобы Z1 = 3,5 мкм =
= 0,0035 мм;
допустимый выход износа за границу поля допуска при износе проходного калибра-скобы Y1 = 3 мкм = 0,003 мм;
величина компенсации погрешности контроля калибрами-скобами α1 = 0;
допуск на изготовление калибров-скоб Н1 = 4 мкм = 0,004 мм;
допуск на изготовление контрольного калибра для скоб НР = 1,5 мкм = 0,0015 мм.
Исполнительные размеры калибров-пробок:
наибольший предельный размер проходного калибра-пробки ПР
предельный размер изношенного проходного калибра-пробки ПР
наибольший предельный размер непроходного калибра-пробки НЕ
Исполнительные размеры калибров-скоб:
наименьший предельный размер проходного калибра-скобы ПР
предельный размер изношенного проходного калибра-скобы ПР
наименьший предельный размер непроходного калибра-скобы НЕ
Исполнительные размеры контрольных калибров для рабочих калибров-пробок:
наибольший предельный размер контрольного проходного калибра-пробки К-ПР для проходного калибра-скобы
наибольший предельный размер контрольного калибра-пробки К-И для контроля износа проходного калибра-скобы
наибольший предельный размер контрольного калибра-пробки К-НЕ для непроходного калибра-скобы
Квалитеты допусков на форму рабочих калибров:
пробок – IT2;
скоб – IT2.
Допуски формы рабочих калибров:
допуск цилиндричности рабочих калибров-пробок Тц = 2,5 мкм = 0,0025 мм;
допуск плоскостности рабочих калибров-скоб Тц = 2,5 мкм = 0,0025 мм.
3 Посадки подшипника качения
3.1 Исходные данные:
диаметр внутреннего кольца d = 30 мм;
диаметр наружного кольца D = 62 мм;
радиальная нагрузка R = 6500 Н.
Проведём расчёт посадки подшипника качения[3].
Класс точности подшипника – 6.
Размеры и основные характеристики подшипника:
тип подшипника – шариковый радиальный однорядный;
исполнение подшипника – 0000;
обозначение подшипника –206ГОСТ 8338-75;
ширина подшипника В = 16 мм;
величина фаски r = 1,5 мм;
серия подшипника – лёгкая;
динамическая грузоподъёмность С = 19500 Н.
Шероховатость посадочных поверхностей:
отверстия корпуса под наружное кольцо Ra = 0,63мкм;
вала под внутреннее кольцо Ra = 0,63мкм;
опорного торца заплечика корпуса Ra= 1,25мкм;
опорного торца заплечика вала Ra = 1,25мкм.
Допуски круглости и профиля продольного сечения посадочных поверхностей:
отверстия корпуса под наружное кольцо Тф = 7,5 мкм = 0,0075 мм;
вала под внутреннее Тф = 3,5 мкм = 0,0035 мм.
Допуски торцового биения:
заплечика корпуса Тр = 30 мкм = 0,030 мм;
заплечика вала Тр = 13 мкм = 0,013 мм.
Виды нагружения колец подшипника:
внутреннее кольцо подшипника – циркуляционное;
наружное кольцо подшипника – местное.
3.2 Выбор посадки наружного кольца с местным нагружением
Отношение радиальной нагрузки и динамической грузоподъёмности подшипника
Режим работы – тяжёлый.
Посадка наружного кольца в корпус Ø62J7/l6.
Предельные отклонения отверстия в корпусе:
поле допуска Ø62J7;
верхнее отклонение отверстия в корпусе ES = +18 мкм = +0,018 мм;
нижнее отклонение отверстия в корпусе EI = -12 мкм=-0,012 мм.
Предельные отклонения наружного кольца подшипника:
поле допуска Ø62l6;
верхнее отклонение наружного кольца ∆DВ = 0;
нижнее отклонение наружного кольца ∆DН = –11 мкм = – 0,011 мм.
3.3 Выбор посадки внутреннего кольца с циркуляционным нагружением
Коэффициент серии подшипника k = 2.
Рабочая ширина кольца подшипника
Интенсивность радиальной нагрузки
Наименьший расчётный натяг
Наибольший расчётный натяг
Выбор посадки:
выбранная посадка Ø30L6/n6;
наибольший натяг посадки Nmax = 36 мкм;
наименьший натяг посадки Nmin = 15 мкм.
Предельные отклонения вала:
поле допуска Ø30n6;
верхнее отклонение вала es = 28 мкм = 0,028 мм;
нижнее отклонение вала ei = 15 мкм = 0,015 мм.
Предельные отклонения внутреннего кольца подшипника:
поле допуска Ø30L6;
верхнее отклонение внутреннего кольца ∆dВ = 0;
нижнее отклонение внутреннего кольца ∆dН = – 8 мкм = – 0,008 мм.
4 Шлицевое соединение
Параметры прямобочного шлицевого соединения
Исходное шлицевое соединение 8×36×40
Число шлицов z = 6;
Номинальный внутренний диаметр d = 36 мм;
Номинальный наружный диаметр D = 40 мм;
Номинальная ширина зубьев вала и пазов втулки b = 7 мм;
Серия соединения – лёгкая.
Наименьший внутренний диаметр вала (исполнение А), d1= 34,5 мм;
Наименьшая ширина площадки внутреннего диаметра шлицевого вала α = 3,46 мм;
Фаска с = 0,4 мм;
Наибольший радиус закругления для исполнения r= 0,3 мм.
Способ центрирования–по внутреннему диаметру d.
Характеристика соединения – неподвижное.
Поля допусков размеров шлицевого соединения:
Информация о работе Назначение требований к точности изготовления клиноременного вариатора