Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:00, курсовая работа
Повышение уровня качества продукции является важнейшей задачей машино-строения, в успешном решении которой большая роль принадлежит квалифициро-ванным кадрам. Ежегодно на машиностроительные предприятия приходят моло-дые специалисты, которые должны выпускать высококачественную продукцию в строгом соответствии с требованиями технической документации. Она содер-жит требования по точности размеров, формы и расположения поверхностей и т.п. Технической документацией должен руководствоваться каждый работник машиностроительной специальности, работник ОТК.
Введение 3
Расчет и выбор посадки с натягом 4
Расчет комбинированной посадки 8
Расчет и выбор переходной посадки 8
Расчет и выбор посадок подшипников качения 11
Расчёт калибров 13
Резьбовое соединение 17
Подбор параметров зубчатого колеса 21
Расчет размерной цепи 23
Разработка схем контроля 25
Заключение 27
Литература 28
Fr – радиальное биение ,определяемое по ГОСТ 2443 – 81
kТ – коеффициент запаса точности (kТ = 2 – 5 )
В системе основного отверстия из рекомендуемых стандартных полей допус-ков составляем посадки, определяем SMAX табл, по которому подбираем оптималь-ную посадку. Такими посадками по ГОСТ 25347 – 82 будут:
H7 ( )
Æ 15 ---------------------------
js6 ( ±0.0055 )
H7 ( )
Æ 15 ---------------- SMAX табл = 0.017
k6 ( )
H7 ( )
Æ 15 -----------------
m6 ( )
H7 ( )
Æ 50 -----------------
n6 ( )
Для данного соединения наиболее подходит посадка Æ 15 --------, т.к. Smax рас меньше на 20 % SMAX табл.
SMAX табл = 0.011 NMAX табл = 0.018
Средний размер отверстия:
DС = 0.5 * ( DMAX + DMIN ) = 0,5 * ( 15.018 + 15 ) =15.009 (2.1)
dС = 0.5 * ( dMAX + dMIN ) = 0.5 * ( 15.018 + 15.007 ) = 15.013 (2.2)
Легкость сборки определяется вероятностью получения натягов в посадке. Принимаем, что рассеивание размеров отверстия и вала, а также зазора и натяга подчиняется закону нормального распределения и допуск равен по величине полю рассеивания, (рис.3)
Тогда:
sD = TD / 6 = 18 / 6 =3 (2.4)
sd = Td / 6 = 25/6=4.16
sN, S = sD2 + sd2 = 32 + 4.162 =5.13 (2.6)
Для средних отклонений вала и отверстия получается:
SC = DC – dC = -4 мкм (2.7)
Определяем вероятность зазоров в пределах от 0 до 4 мкм, т.е. Х = 4
Z = X / sN, S = 4 / 5.13 = 0.779 (2.8)
Ф ( Z ) = 0.2823 ( 1, приложение 6 )
Кривая вероятностей натягов и зазоров посадки Æ15 ----- (рис. 3)
Диапазон рассеивания зазоров
и натягов:
w = 6 * sN, S = 6 * 5.13 = 30.78
Вероятность получения зазора в соединении:
0.5 + 0.2823 =0.7823 или 78%
Вероятность получения натяга в соединении:
1 - 0.7823 = 0.2177 или 22%
Предельные значения натягов и зазоров:
SMAX в = 3 * sN, S + 4 = 3 * 5.13 + 4 = 19.39 мкм (2.10)
NMAX в = 3 * sN, S – 4 = 3 * 5.13 –4 = 11.39 мкм
0.1915 0.5
Рисунок 3 – Кривая вероятности натягов и зазоров посадки Æ15 Н7 / m6
+18
+7
0
4 Выбор и расчет посадки подшипников качения
По условию работы узла внутреннее кольцо подшипника нагружено циркуляци-онно, а наружное местно. Класс точности подшипника принимаем «0» и особо лег-кую серию D = 40 мм, d = 17 мм, r0 = 1 мм, В =12 мм [2 ,т.2, с.117 ].
Для циркуляционно нагруженного кольца подшипника посадку выбирают по интенсивности радиальной нагрузки на посадочной поверхности:
R
РR = ----- * Kn * F * FA , (3.1)
b
где R - радиальная реакция
опоры на подшипника R = 500 H;
М
Мкр = 40 Н/м, тогда F = 40 / 0.04 = 1000 H
МА = RB * 0.062 – 1000 * 0.031
RA = RB = 1000 * 0.031 / 0.062 = 500 H
Kn
- динамический коэффициент посадки, зависящий
от характера нагруз-
ки
, Kn = 1 [ 1, с. 56 ];
F - коэффициент, учитывающий
степень ослабления посадочного натяга
при полом вале или тонкостенном
корпусе, F = 1 [ 1, стр 56 ];
FA - коэффициент неравномерности
распределения радиальной нагрузки,
FA = 1, [ 1, стр 56 ];
B - рабочая ширина посадочной
поверхности подшипника за вычетом
фасок:
b = B – 2r = 12 – 2 * 1 = 10 мм (3.2)
500
PR = -------- * 1.0 * 1.0 * 1.0 = 50 Н / мм
10
По величине PR и d найдем рекомендуемое основное отклонение js [ 1, табл 14 ],
При посадке на вал номер квалитета зависит от класса точности подшипника, для «0», квалитет равен 6, тогда посадка Æ 17 L 0 / js6 (рис 4, 5, 6)
Для местно нагруженного кольца основное отклонение H, а для «0» класса квалитет равен 7,тогда посадка Æ 40 H7/ l 0 (рис 4)
1
R = 500Н
Рисунок 4 – Схема полей допусков подшипников
7H
Посадка М6 - -------------
Определяем основные параметры резьбы [ 3 ]
Шаг резьбы 1(так как в обозначении не указан, соединение имеет крупный шаг)
Наружный диаметр D = 6мм – гайки; d =6 мм – болта;
Средний диаметр D2 = 5.350мм – гайки; d2 = 5.350мм – болта;
Внутренний диаметр D1 = 4.917мм – гайки; d1 = 4.917мм – болта.
Определяем предельные отклонения по ГОСТ 16093 – 81 «Резьба метрическая допуски посадки с зазором»:
Для наружного диаметра болта es = -26 мкм ei = - 306 мкм
гайки EI = 0
Для среднего диаметра болта es = -26 мкм ei = - 206 мкм
гайки EI = 0 ES = +190 мкм
Для внутреннего диаметра болта es = -26 мкм
гайки EI = 0 ES = + 300 мкм
Рисунок 5. Схема расположения полей допусков резьбового соединения М6– 7H/8g
6 Расчет исполнительных размеров ПР и НЕ резьбовых калибро-колец для наружной резьбы (болта) М6 - 8g
Для
ПР резьбового калибра –
диаметр:
D max ПР =d + esd + H/12 + TR = 6 – 0.026 + 0.072 + 0.018 = 6.064 мм;
где d – номинальный наружный диаметр наружной резьбы;
esd – верхнее отклонение наружного диаметра наружной резьбы;
H – высота исходного треугольника(теоретическая высота профиля резьбы);
TR – допуск внутреннего и среднего диаметров резьбового ПР и НЕ калибров –
колец;
Наименьший предельный средний диаметр
D2minПР =d2 + esd2 – ZR – TR/2 = 5.35 – 0.026 – 0.008 – 0.009 = 5.307 мм
где d2 – номинальный средний диаметр наружной резьбы;
esd2 – верхнее отклонение среднего диаметра наружной резьбы;
Наименьший предельный внутренний диаметр
D1 minПР = d1 + esd1 - TR/2 = 4.917 – 0.026 – 0.009 = 4.882 мм
где d1 – номинальный внутренний диаметр наружной резьбы;
esd1 – верхнее отклонение внутреннего диаметра наружной резьбы;
Допуск среднего
диаметра ПР резьбового
T D2ПР = TR = 0.018
Допуск внутреннего диаметра ПР резьбового калибра – кольца
Исполнительные размеры ПР резьбового калибра – кольца:
наружный диаметр 6.064 min по канавке или радиусу
средний диаметр 5.307 +0.018
внутренний диаметр 4.882 +0.018
Размер изношенного ПР резьбового калибра – кольца по среднему диаметру:
D2ПРизм = d2 + esd2 – ZR + WGO = 5.35 – 0.026 – 0.008 + 0.021 = 5.295 мм
где WGO – величина среднедопустимого износа резьбовых проходных калибров –
колец;
Для НЕ резьбового калибра – кольца:
наименьший предельный наружный диаметр
D minНЕ = d + esd + H/12 + TR = 6 – 0.026 + 0.072 + 0.018 = 6.064 мм
наименьший предельный средний диаметр
D2minНЕ =d2 +eid2 – TR = 5.35 - 0.206 – 0.018 = 5.126 мм
наименьший предельный внутренний диаметр
D1 minПР = d2 +eid2 – 2F1 – TR/2 – TR = 5.35 + 0.206 – 0.2 – 0.009 – 0.018 = 5.329мм
где F1 – расстояние между линией среднего диаметра и вершиной укороченного
профиля резьбы;
eid2 – нижнее отклонение среднего диаметра наружной резьбы;
Допуск среднего диаметра НЕ резьбового калибра – кольца
Допуск внутреннего диаметра НЕ резьбового калибра – кольца
Исполнительные размеры НЕ резьбового калибра – кольца:
наружный диаметр 6.064 min по канавке или радиусу
средний диаметр 5.126 +0.018
внутренний диаметр 5.329 +0.036
Размер изношенного резьбового калибра – кольца по среднему диаметру
D2НЕизм = d2 + eid2 – TR/2 + WNG = 5.35 – 0.206 – 0.09 + 0.015 = 5.069 мм
где WNG – величина среднедопускаемого износа резьбовых непроходных
калибров – колец;
При выборе параметров контроля необходимо использовать показатели ГОСТ 1643 – 81, характеризующие точность кинематики, плавность работы, контакт зубъев и боковой зазор. Для данного зубчатого колеса назначим степень точности 8-7-7- В.
Для норм кинематической точности по 8-й степени определяем:
Показатель плавности работы колеса определяем по 7–й степени точности:
Показатель норм контакта зубъев в передаче:
Сопряжение вида В гарантирует
минимальную величину бокового зазора,
при котором исключается
Wm = [ 1.476 * (2 * n – 1 ) + z * 0.01387 ] * m, (5.1)
где п – число зубъев, захватываемых
губками нормоконтролера: