Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 10:58, реферат
В большинстве наук фундаментальные понятия остаются неопределенными. Наиболее типичные примеры этого дает математика, где такие фундаментальные понятия как множество, точка, прямая не имеют строгого определения, а вводятся описательно, что не мешает их успешному применению. При этом считается, что люди интуитивно одинаково воспринимают эти понятия, встречаясь с ними в литературе или разговоре.
Введение
Управления и менеджмент: сходства и различия
Предмет науки менеджмента
Методы науки менеджмента
Система: основные понятия
Понятия социально-экономической системы
Цели предприятия
Предприятие как система
Системный подход
Список литературы
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского».
Находкинский филиал
Колледж
Реферат
По дисциплине: Метрология
По теме: Системы менеджмента
Выполнил: Роборатенко Е.В.
Студент: группы 514.31
Проверил:
г. Находка
2012
Содержание
Введение
Список литературы
Введение
В большинстве наук фундаментальные понятия остаются неопределенными. Наиболее типичные примеры этого дает математика, где такие фундаментальные понятия как множество, точка, прямая не имеют строгого определения, а вводятся описательно, что не мешает их успешному применению. При этом считается, что люди интуитивно одинаково воспринимают эти понятия, встречаясь с ними в литературе или разговоре.
В науке управления или
менеджмента таким
В узком смысле управление - это процесс информационного воздействия субъекта управления на объект управления, побуждающее объект совершать некоторые действия, направленные на достижение целей субъекта. В некоторых (идеальных) случаях цели субъекта и объекта могут совпадать.
В широком смысле управление включает в себя не только само воздействие, но также и подготовку к нему, контроль за деятельностью объекта управления и анализ полученных результатов (см. рис.1.1). В этом случае управление является непрерывным действием, которое начинается с момента установления взаимодействия между субъектом и объектом и заканчивается только с прекращение этого взаимодействия.
Управления и менеджмент: сходства и различия
Для определения сходства и различия между русским словом “управление" и довольно часто употребляемым у нас английским “management" рассмотрим английские эквиваленты, обозначающие управление в системах различного класса:
1. Для обозначения управления
в технических системах в
2. Для обозначения управления
в организациях (на предприятиях)
в английском языке
3. Если речь идет об управлении государством или регионом, то в английском языке используется “government”;
4. Если англичане говорят
об управлении человека самим
собой, то они используют
Таким образом, слова “управление" и пришедшее из английского “менеджмент" являются синонимами, если говорят об управлении организацией. И именно в этом смысле эти слова будут употребляться в дальнейшем. При этом под организацией понимается объединение двух или большего количества людей, взаимодействующих друг с другом для достижения определенной цели.
Еще одно английское слово, переводимое как “управление" - “administration”, которое употребляется, если речь идет о формальных, единых для всех членов организации правилах поведения и взаимодействия при выполнении ими своей работы, без учета индивидуальности сотрудников. Т.е. администрирование предполагает отношение к сотруднику не как к индивидуальности, а как к одному из ресурсов, необходимых для достижения поставленных перед организацией целей. Менеджмент же, напротив, предполагает учет индивидуальных особенностей сотрудников.
Предмет науки менеджмента
Предметами изучения науки менеджмента являются:
1) законы, принципы и методы построения и функционирования организации;
2) законы и принципы, лежащие
в основе деятельности
3) сама деятельность руководящих
работников по управлению
4) личностные (физиологические, психологические и социальные) требования, которым должен удовлетворять руководитель;
5) отношения, складывающиеся
между людьми в процессе
Эти отношения могут быть классифицированы по различным критериям:
Методы науки менеджмента
В науке менеджмента, так
же как и в любой другой науке,
можно выделить теоретическую и
практическую (или прикладную) части.
Целью теоретических изысканий
является накопление, изучение и обобщение
опыта практических исследований с
целью выработки и
Методологической основой науки менеджмента являются системный и ситуационный подходы. Сущность системного подхода будет рассмотрена в последнем вопросе данной темы. Сущность же ситуационного подхода заключается в планировании и оценке деятельности руководителя в зависимости от состояния внешней и внутренней среды организации.
Основными видами работ в процессе прикладных исследований можно являются: сбор и обработка информации и моделирование деятельности объекта исследования.
Основными методами сбора информации являются:
Выделяют два типа эксперимента: активный и пассивный. Если пассивный эксперимент представляет собой простое наблюдение за работой сотрудников с фиксацией каких-либо данных, то активный эксперимент предполагает прямое вмешательство экспериментатора в рабочий процесс с целью создания нештатных ситуаций. Наиболее эффективен пассивный эксперимент, поскольку он позволяет собрать достаточно большое количество информации о деятельности различных служб предприятия, не требует высокой квалификации сотрудников, проводящих наблюдения, но предъявляет высокие требования к специалистам, осуществляющим организационно-методическую подготовку таких экспериментов. Его проведение мало отражается на процессе деятельности организации. Активный эксперимент позволяет быстро выявить слабые места в управлении предприятием, но, во-первых, его проведение требует высокой квалификации исследователей и, соответственно, высоких затрат, а, во-вторых, проведение таких экспериментов может негативно сказаться на результатах работы организации.
Анкетирование и тестирование наиболее эффективно использовать при изучении отдельных аспектов деятельности предприятия. Они не требуют больших финансовых затрат и являются единственными методами сбора информации о плохо структурированных областях деятельности предприятия. В отличии от анкетирования и тестирования интервьюирование требует личного контакта с работниками предприятия и, как правило, используется только для получения какой-либо дополнительной информации.
В моделировании деятельности объекта исследования могут использоваться как логические, так и экономико-математические модели.
Система: основные понятия
В настоящее время в
исследованиях и научных
В приведенном выше определении под целью понимается некоторый результат (или их совокупность), ради достижения которого элементы связываются в единое целое.
Любая система характеризуется своей величиной и сложностью.
Величина определяется:
Сложность системы - понятие более многогранное, чем величина. Любая сложная система - это большая система, но не наоборот. В настоящее время не определено само понятие "сложность системы". Поэтому можно говорить только о сравнительной сложности систем по какому-либо критерию. Примерами таких критериев могут быть следующими:
1. Невозможность математического
описания поведения системы.
2. Невоспроизводимость экспериментов над сложной системой, по сути означает, что невозможно с помощью одних и тех же приемов и методов многократно добиваться от сложной системы желаемого результата. По сути, это свойство является следствием изменчивости (развития) системы, и чем сложнее система, тем более быстрыми темпами она меняется. Именно на этом свойстве сложных систем базируется один из основных принципов этики деловых отношений - честное отношение к партнеру, поскольку обмануть человека можно только один раз, разумеется если он осознал факт обмана.
3. Отторжимость внешних воздействий, не способствующих спонтанному развитию (саморазвитию) системы. Это проявляется в том, что попытки управлять сложной системой зачастую приводят к результатам прямо противоположенным ожидаемым. Это достаточно наглядно проявляется в попытках заставить ребенка учиться добросовестно выполняя все требования средней школы. Если определить, что целью среднего образования является пробуждение у человека интереса к знаниям и выработка у него навыков получения знаний, то любые попытки со стороны родителей и учителей заставить ребенка выучить предлагаемый материал зачастую приводит к выработке у него устойчивого отрицания, как школы, так и новых знаний. По этой же причине отторжения неблагоприятных внешних воздействий большинство реформ, проводимых сверху в любом государстве, обречены на неудачу.
Понятия социально-экономической системы
В основу классификации систем может быть положена природа их элементов и характер связей между ними. Такой подход лежал в основе классификации составляющих окружающего мира, предложенной Фомой Аквинским еще в 13 столетии. Он выделял вещи:
В работе Питирима Сорокина "Человек. Цивилизация. Общество." [10] предлагаются все элементы окружающего нас мира и взаимодействия между ними разделить на три основных вида (см. рис.1.2):
1) неорганические элементы,
вступающие между собой в
2) живые, органические
элементы, вступающие между собой
в биологические