Системы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 10:58, реферат

Описание работы

В большинстве наук фундаментальные понятия остаются неопределенными. Наиболее типичные примеры этого дает математика, где такие фундаментальные понятия как множество, точка, прямая не имеют строгого определения, а вводятся описательно, что не мешает их успешному применению. При этом считается, что люди интуитивно одинаково воспринимают эти понятия, встречаясь с ними в литературе или разговоре.

Содержание работы

Введение
Управления и менеджмент: сходства и различия
Предмет науки менеджмента
Методы науки менеджмента
Система: основные понятия
Понятия социально-экономической системы
Цели предприятия
Предприятие как система
Системный подход
Список литературы

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 57.55 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского».

Находкинский филиал

Колледж

 

 

 

Реферат

 

 

 

По дисциплине: Метрология

По теме: Системы менеджмента

 

 

 

Выполнил: Роборатенко Е.В.

Студент: группы 514.31

Проверил:

 

 

 

г. Находка

2012

 

Содержание

Введение

  1. Управления и менеджмент: сходства и различия
  2. Предмет науки менеджмента
  3. Методы науки менеджмента
  4. Система: основные понятия
  5. Понятия социально-экономической системы
  6. Цели предприятия
  7. Предприятие как система
  8. Системный подход

Список литературы 

 

 

 

Введение

В большинстве наук фундаментальные понятия остаются неопределенными. Наиболее типичные примеры этого дает математика, где такие фундаментальные понятия как множество, точка, прямая не имеют строгого определения, а вводятся описательно, что не мешает их успешному применению. При этом считается, что люди интуитивно одинаково воспринимают эти понятия, встречаясь с ними в литературе или разговоре.

В науке управления или  менеджмента таким фундаментальным  понятием является само понятие “управление”. Поэтому, не давая строгого формального определения этого понятия, следует отметить, что управление можно рассматривать в узком и широком смысле.

В узком смысле управление - это процесс информационного  воздействия субъекта управления на объект управления, побуждающее объект совершать некоторые действия, направленные на достижение целей субъекта. В  некоторых (идеальных) случаях цели субъекта и объекта могут совпадать.

В широком смысле управление включает в себя не только само воздействие, но также и подготовку к нему, контроль за деятельностью объекта  управления и анализ полученных результатов (см. рис.1.1). В этом случае управление является непрерывным действием, которое начинается с момента установления взаимодействия между субъектом и объектом и заканчивается только с прекращение этого взаимодействия.

 

 


Управления и менеджмент: сходства и различия

Для определения сходства и различия между русским словом “управление" и довольно часто  употребляемым у нас английским “management" рассмотрим английские эквиваленты, обозначающие управление в системах различного класса:

1. Для обозначения управления  в технических системах в английском  языке используется слово “control” (или “drive” при управлении автомобилем);

2. Для обозначения управления  в организациях (на предприятиях) в английском языке используется  “management”;

3. Если речь идет об  управлении государством или  регионом, то в английском языке  используется “government”;

4. Если англичане говорят  об управлении человека самим  собой, то они используют слово  “govern”.

Таким образом, слова “управление" и пришедшее из английского “менеджмент" являются синонимами, если говорят  об управлении организацией. И именно в этом смысле эти слова будут  употребляться в дальнейшем. При  этом под организацией понимается объединение  двух или большего количества людей, взаимодействующих друг с другом для достижения определенной цели.

Еще одно английское слово, переводимое как “управление" - “administration”, которое употребляется, если речь идет о формальных, единых для всех членов организации правилах поведения и взаимодействия при выполнении ими своей работы, без учета индивидуальности сотрудников. Т.е. администрирование предполагает отношение к сотруднику не как к индивидуальности, а как к одному из ресурсов, необходимых для достижения поставленных перед организацией целей. Менеджмент же, напротив, предполагает учет индивидуальных особенностей сотрудников.

 

Предмет науки менеджмента

Предметами изучения науки  менеджмента являются:

1) законы, принципы и методы  построения и функционирования  организации;

2) законы и принципы, лежащие  в основе деятельности руководящих  работников при управлении организацией;

3) сама деятельность руководящих  работников по управлению организацией;

4) личностные (физиологические,  психологические и социальные) требования, которым должен удовлетворять  руководитель;

5) отношения, складывающиеся  между людьми в процессе управления.

Эти отношения могут быть классифицированы по различным критериям:

  • во-первых, по сферам жизни общества и отдельного человека отношения подразделяются на экономические, политические, социальные, духовные, интеллектуальные;
  • во-вторых, по характеру отношения подразделяются на межличностные, между личностью и коллективом, между коллективами;
  • в-третьих, по отношению к организации отношения подразделяются на внешние и внутренние;
  • в-четвертых, по срокам и частоте взаимодействия отношения подразделяются на разовые кратковременные, частые кратковременные и постоянные; жмент наука системный ситуационный
  • в-пятых, по типу возникающих связей отношения подразделяются на линейные, функциональные и личные.

 

 

 

 

 

Методы науки менеджмента

В науке менеджмента, так  же как и в любой другой науке, можно выделить теоретическую и  практическую (или прикладную) части. Целью теоретических изысканий  является накопление, изучение и обобщение  опыта практических исследований с  целью выработки и распространения  обобщенных рекомендаций, позволяющих  руководителю повышать эффективность  деятельности возглавляемой им организации. Целью прикладных исследований является совершенствование управления конкретной организацией на основе достижений теории менеджмента и возможностей самой  организации.

Методологической основой  науки менеджмента являются системный и ситуационный подходы. Сущность системного подхода будет рассмотрена в последнем вопросе данной темы. Сущность же ситуационного подхода заключается в планировании и оценке деятельности руководителя в зависимости от состояния внешней и внутренней среды организации.

Основными видами работ в  процессе прикладных исследований можно  являются: сбор и обработка информации и моделирование деятельности объекта  исследования.

Основными методами сбора  информации являются:

  1. эксперимент;
  2. тестирование, анкетирование и интервьюирование;
  3. изучение документации организации.

Выделяют два типа эксперимента: активный и пассивный. Если пассивный эксперимент представляет собой простое наблюдение за работой сотрудников с фиксацией каких-либо данных, то активный эксперимент предполагает прямое вмешательство экспериментатора в рабочий процесс с целью создания нештатных ситуаций. Наиболее эффективен пассивный эксперимент, поскольку он позволяет собрать достаточно большое количество информации о деятельности различных служб предприятия, не требует высокой квалификации сотрудников, проводящих наблюдения, но предъявляет высокие требования к специалистам, осуществляющим организационно-методическую подготовку таких экспериментов. Его проведение мало отражается на процессе деятельности организации. Активный эксперимент позволяет быстро выявить слабые места в управлении предприятием, но, во-первых, его проведение требует высокой квалификации исследователей и, соответственно, высоких затрат, а, во-вторых, проведение таких экспериментов может негативно сказаться на результатах работы организации.

Анкетирование и тестирование наиболее эффективно использовать при  изучении отдельных аспектов деятельности предприятия. Они не требуют больших  финансовых затрат и являются единственными  методами сбора информации о плохо  структурированных областях деятельности предприятия. В отличии от анкетирования и тестирования интервьюирование требует личного контакта с работниками предприятия и, как правило, используется только для получения какой-либо дополнительной информации.

В моделировании деятельности объекта исследования могут использоваться как логические, так и экономико-математические модели.

 

Система: основные понятия

В настоящее время в  исследованиях и научных изданиях по менеджменту приводится достаточно много определений самого понятия "система". Однако, наиболее целесообразным, способным приводить к эффективным  практическим результатам, представляется определение, данное Сергеем Александровичем  Майоровым: "Система - это совокупность связанных элементов, объединенных в одно целое для достижения определенной цели". Под элементом здесь понимается минимальный неделимый объект. При этом свойство неделимости элемента - это просто удобное понятие (допущение), а не действительное его свойство как физического или экономического объекта. Например, цех можно определить как элемент предприятия, т.е. воспринимать его как единое целое. Однако при ином уровне рассмотрения сам цех можно воспринимать как систему, элементами которой являются производственные участки.

В приведенном выше определении  под целью понимается некоторый  результат (или их совокупность), ради достижения которого элементы связываются  в единое целое.

Любая система характеризуется  своей величиной и сложностью.

Величина определяется:

  • количеством элементов, составляющих систему;
  • количеством взаимосвязей между элементами системы;
  • количеством степеней свободы элементов системы.

Сложность системы - понятие  более многогранное, чем величина. Любая сложная система - это большая система, но не наоборот. В настоящее время не определено само понятие "сложность системы". Поэтому можно говорить только о сравнительной сложности систем по какому-либо критерию. Примерами таких критериев могут быть следующими:

1. Невозможность математического  описания поведения системы. Под  математическим описанием здесь  понимается наличие алгоритма,  позволяющего выяснить значение параметров системы в зависимости от значений параметров каких-либо воздействий на систему. С этой точки зрения любая рукотворная система является простой. Ведь даже поведение космического корабля легко описывается строго формализованными законами Ньютона и уравнениями классической механики. С этой же точки зрения любая биологическая система является бесконечно сложной, поскольку невозможно представить себе формализованный аппарат описывающий поведение пчелы или муравья. Несколько более слабым критерием сложности является стохастичность (или вероятностный характер) поведения сложной системы. Т.е. сложной является система, поведение которой можно описать только вероятностными показателями. Причем зачастую это связано не с источником каких-либо случайных помех в системе, а с многообразием протекающих в ней процессов. И поскольку далеко не все эти процессы и их результаты могут быть учтены, то возникает эффект вероятностной предсказуемости поведения системы, что и определяет ее сложность.

2. Невоспроизводимость экспериментов над сложной системой, по сути означает, что невозможно с помощью одних и тех же приемов и методов многократно добиваться от сложной системы желаемого результата. По сути, это свойство является следствием изменчивости (развития) системы, и чем сложнее система, тем более быстрыми темпами она меняется. Именно на этом свойстве сложных систем базируется один из основных принципов этики деловых отношений - честное отношение к партнеру, поскольку обмануть человека можно только один раз, разумеется если он осознал факт обмана.

3. Отторжимость внешних воздействий, не способствующих спонтанному развитию (саморазвитию) системы. Это проявляется в том, что попытки управлять сложной системой зачастую приводят к результатам прямо противоположенным ожидаемым. Это достаточно наглядно проявляется в попытках заставить ребенка учиться добросовестно выполняя все требования средней школы. Если определить, что целью среднего образования является пробуждение у человека интереса к знаниям и выработка у него навыков получения знаний, то любые попытки со стороны родителей и учителей заставить ребенка выучить предлагаемый материал зачастую приводит к выработке у него устойчивого отрицания, как школы, так и новых знаний. По этой же причине отторжения неблагоприятных внешних воздействий большинство реформ, проводимых сверху в любом государстве, обречены на неудачу.

 

Понятия социально-экономической  системы

В основу классификации систем может быть положена природа их элементов  и характер связей между ними. Такой  подход лежал в основе классификации  составляющих окружающего мира, предложенной Фомой Аквинским еще в 13 столетии. Он выделял вещи:

  • которые просто существуют (например, камни);
  • которые существуют и живут (например, растения);
  • которые существуют, живут и передвигаются (например, животные);
  • которые существуют, живут, передвигаются и мыслят (например, люди).

В работе Питирима Сорокина "Человек. Цивилизация. Общество." [10] предлагаются все элементы окружающего  нас мира и взаимодействия между  ними разделить на три основных вида (см. рис.1.2):

1) неорганические элементы, вступающие между собой в физико-химические  взаимодействия и образующие  класс неорганических систем;

2) живые, органические  элементы, вступающие между собой  в биологические взаимодействия  и образующие класс биологических  систем;

Информация о работе Системы менеджмента