Анализ аппарата учебного издания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ аппарата учебных изданий. Для достижения поставленной цели нам необходимо выполнить следующие задачи: • определить общие требования к аппарату учебного издания;
• проанализировать аппарат нескольких учебных изданий; • сравнить их между собой; • выявить достоинства и недостатки каждого из них; • определить необходимые изменения.
Объектом исследования данной работы является аппарат учебных изданий «Общая биология» и «Алгебра и начала анализа» издательства «Просвещение».

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общие рекомендации по составлению аппарата учебного издания 5
Глава 2. Анализ аппарата учебников издательства «Просвещение» 10
2.1. Анализ аппарата учебника «Общая биология» 11
2.2. Анализ аппарата учебника «Алгебра и начала анализа» 16
2.3. Сравнение рассмотренных изданий и рекомендации по их усовершенствованию 22
Заключение 27
Список использованных источников 29
Приложение 1 31

Файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 8.47 Мб (Скачать файл)

Ниже располагается  библиографическое описание, которое  включает в себя библиографическую  запись, международный стандартный  номер издания, индексы УДК и  ББК и авторский знак12

В нижнем левом  углу располагается международный  стандартный номер ISBN, оформленный в соответствии с ГОСТом 7.53–200113. В правом нижнем углу находится знак охраны авторского права, также соответствующий требованиям стандарта14. Аннотация в каком-либо виде отсутствует, что, на  наш взгляд, является серьезным упущением.

Выпускные данные располагаются в конце издания  на последней странице оглавления. Также там располагаются и  надвыпускные данные, включающие вид издания, имена трех авторов, заглавие, читательский адрес и состав редакционной коллегии. Мы полагаем, что состав выпускных и надвыпускных данных является достаточным, однако их стоило расположить на отдельной странице. Кроме того, эти данные выровнены по левому краю, что не так удобно для восприятия, как информация, выровненная по центру.

Итак, можно  сделать вывод, что опознавательно-отличительный аппарат данного издания имеет несколько недостатков, таких как отсутствие аннотации, неудачное расположение выходных и выпускных данных.

Теперь обратим  внимание на справочно-поисковый аппарат рассматриваемого учебника.

Прежде всего, остановимся на оглавлении. Оно располагается в конце учебника, что не соответствует рекомендациям для учебных изданий, данным в первой главе. Оно имеет таблично-выводную одноколонную форму и трехступенное построение. По составу оно является всеохватном, то есть отражает все заголовки, представленные в издании15. На наш взгляд, оглавление выполнено логично, удобно и поможет учащемуся легко сориентироваться в издании.

Что касается колонтитулов, то в данном издании  они полностью отсутствуют. Присутствуют только колонцифры, располагающиеся  внизу каждой страницы на  внешней стороне. Мы полагаем, что такой объемный и сложный по структуре учебник не должен издаваться без колонтитулов. Мы предлагаем включить в данное издание переменные рубрикационные прерывистые колонтитулы.  Мы считаем, что они должны быть двуступенными: на левой стороне разворота будет располагаться название главы, а на правой – название параграфа. По месту расположения самыми удобными нам представляются верхние колонтитулы.

Далее перейдем к вспомогательным указателям. В  данном издании они отсутствуют, хотя, несомненно, необходимы. На наш взгляд, в учебник стоит включить предметный  указатель, в который войдут ключевые понятия по данной дисциплине. Мы полагаем, что он должен быть алфавитным, глухим16, всеохватным и полным17. Кроме того, в учебнике присутствует информация о некоторых ученых, связанных с данной дисциплиной. В связи с этим нам представляется полезным включить также глухой алфавитный именной указатель.

Итак, мы пришли к выводу, что справочно-поисковый аппарат данного учебника нуждается в серьезной доработке, теперь перейдем к его справочно-пояснительному аппарату.

Данное издание  не содержит ни предисловия, ни послесловия, ни вступительной статьи. Однако сразу за титульным листом расположена небольшая статья «Как пользоваться учебником». В ней представлена информация об оглавлении, шрифтовых выделениях и условных обозначениях. Кроме того, в конце этой статьи находится напутствие и просьба об аккуратном обращении с книгой. Однако, мы полагаем, что данный элемент нельзя безусловно отнести к рассматриваемому типу аппарата. По нашему мнению, он находится на стыке справочно-поискового и методического аппарата, так как имеет непосредственное отношение именно к элементам последнего. Без него учебник потерял бы функции самоконтроля и закрепления знаний.

Мы полагаем, что необходимо включить в издание предисловие, в котором будет изложена структура издания, особенности его содержания и формы. Не менее полезным представляется и послесловие, в котором будут представлены общие выводы по изученной дисциплине и закреплены полученные знания.

Издание обладает небольшим количеством подстрочных примечаний, которые поясняют единицы измерения. На наш взгляд, это  не является упущением, так как все достаточно подробно поясняется в основном тексте или в схемах и иллюстрациях. Данный учебник не нуждается в большом количестве примечаний или комментариев.

Можно сделать  вывод, что справочно-пояснительный  аппарат данного учебника, как  и его справочно-поисковый аппарат, является недостаточным. Эффективность данного издание сильно уменьшается из-за отсутствия предисловия и послесловия. Однако незначительное число примечаний для данного учебника недостатком не является.

Далее остановимся  на библиографическом аппарате учебника. В данном издании он представлен  исключительно библиографическим  описанием самого учебника. На наш  взгляд, данное издание нуждается  в прикнижном библиографическом списке. В учебнике содержатся задания и вопросы на повторение, о которых будет сказано далее. Это является достаточным основанием для включения в издание списка дополнительной литературы, которая поможет школьнику пополнить знания по дисциплине и решить предлагаемые задачи.

Наконец перейдем к специфическому для учебного издания  методическому аппарату. Он представлен, прежде всего, вопросами и задачами, расположенными в конце каждого параграфа. В них присутствуют задания творческого характера и задания на повторение. Это помогает не только закреплять пройденный материал, но и развивать мышление школьника, пробуждать интерес к предмету. Решения данных задач располагаются в конце книги и представляют собой отдельный элемент методического аппарата, помогающий учащемуся в самоконтроле.

Также в конце  учебника расположен лабораторный практикум. Он состоит из девяти лабораторных и одной полевой работы. В них обозначается тема и цель работы, приводится необходимое оборудование и ход работы. Некоторые из них разделены на варианты. Данный элемент аппарата является крайне полезным для любого учебника по естественнонаучной дисциплине.

Последним элементом  методического аппарата является краткий  словарь терминов. В нем в алфавитном порядке представлены определения основных понятий, рассмотренных в учебнике. Это помогает закрепить полученные знания. Также его можно использовать самостоятельно для быстрого поиска дефиниций.

Итак, подведем итог анализа учебника «Общая биология».

В данном издании  достаточно хорошо разработаны опознавательно-отличительный и методический аппарат. Все остальные нуждаются в серьёзной доработке, без которой невозможно комфортное и эффективное пользование данным учебников. При внесении изменений, описанных в параграфе, данное издание станет более подходящим для изучения данной дисциплины в школе.

2.2. Анализ аппарата учебника «Алгебра и начала анализа»

В данном параграфе мы рассмотрим аппарат учебника по дисциплине «Алгебра и начала анализа»18.

Анализируя  опознавательно-отличительный аппарат, сначала рассмотрим переплет издания. На его передней сторонке располагается простое заглавие «Алгебра и начала анализа», подзаголовок «10-11» (классы, для которых предназначено издание), название и знак издательства. На корешке дублируется заглавие и подзаглавие, однако они расположено неверно19. Если положить учебник передней сторонкой переплета вверх, то информация на корешке окажется нечитаемой. На задней сторонке располагается список книг издательства «Просвещение» по данной дисциплине. Кроме того, здесь находится штрих-код и название издательства.

Титульный лист в данном издании является одинарным. На его лицевой стороне дублируется  заглавие книги. Ниже располагаются  подзаголовочные данные, которые  включают в себя следующую информацию:

  1. Вид издания, читательский адрес и целевое назначение.
  2. Сведения об утверждении данного издания Министерством образования в качестве учебника.
  3. Информация о повторности издания20.

Внизу располагаются  знак издательства и выходные данные, которые удобно выровнены по центру и напечатаны в три строки.

Оборот титула совмещен с условными обозначениями. Очевидно, это сделано для того, чтобы сократить объем учебника, однако это рассеивает внимание и мешает вычленить нужную информацию. В левом верхнем углу располагаются индексы УДК и ББК и авторский знак, выполненные в соответствии с ГОСТом 7.0.4–2006.

Далее на левой  части страницы (так как правая занята условными обозначениями) находится  полный список авторов учебника и  указание на руководителя проекта. Ниже следует сообщение о том, что  данный учебник занял третье место  на Всесоюзном конкурсе учебников для  средней школы. Эта информация является странной по двум причинам: во-первых, учебник предназначен для старшей  школы, во-вторых СССР уже давно не существует. Данные явно устаревшие и  приводить их не имеет смысла.

Далее мы можем  наблюдать библиографическое описание. В данном издании в него входят библиографическая запись, международный стандартный номер, авторский знак и классификационные индексы.

В левом нижнем углу располагается номер ISBN, а правом нижнем углу – знак охраны авторского права. Эти элементы выполнены согласно соответствующим стандартам (ГОСТ 7.53–2001 и ГОСТ 7.0.1–2003).

Теперь перейдем к выпускным данным, которые также  для экономии места совмещены  с последней страницей оглавления. Надвыпускные данные включают в себя вид издания, полный список авторов, заглавие издания, читательский адрес, целевое назначение и состав редакционной коллегии. Как и в рассмотренном в предыдущем параграфе учебнике, недостаток заключается лишь в совмещении надвыпускных и выпускных данных с оглавлением и  выравнивании их по левому краю.

Итак, можно  сделать вывод, что данный вид  аппарата в издании имеет такие недостатки, как отсутствие аннотации и расположение важных данных на одной странице с оглавлением и условными обозначениями.

Теперь рассмотрим справочно-поисковый аппарат издания.

Оглавление  располагается в конце издания. Оно имеет таблично выводную форму  и двуступенное строение21. Кроме того, более крупные рубрики (в данном случае главы) выделены цветом, что позволяет быстрее сориентироваться и найти нужный элемент. Оно является неполноохватным, так как в него включены только названия глав и параграфов. Однако в конце каждого параграфа располагаются упражнения под соответствующим заголовком, которые занимают иногда несколько страниц. Наименование таких рубрик рекомендуется выносить в оглавление (см. Гл. 1).

Колонтитулы в рассматриваемом издании отсутствуют. Для такого объемного и сложного по содержанию издания мы бы рекомендовали переменные рубрикационные прерывистые колонтитулы. На наш взгляд, они должны быть двуступенными: левый колонтитул – название главы, правый колонтитул – название параграфа. По расположению наиболее удобными представляются верхние колонтитулы.

Колонцифры  в данном учебнике расположены, по нашему мнение, не вполне удобно. Они находятся  внизу страницы между центром  и внешним краем. Мы предлагаем сметить их либо в центр, либо на внешний край для лучшей акцентировки внимания.

Учебник снабжен  предметным указателем. Он имеет алфавитный принцип расположения материала. Так  же он является глухим, всеохватным, формальным и подробно-обобщенным (некоторые понятия разделяются на более мелкие22). Входящие в указатель термины в тексте выделены курсивом, однако, если на одной странице термин встречается несколько раз, выделяется только один из них, при этом не всегда первый.

Итак, мы можем  заключить, что оглавление и колонцифры нуждаются в небольшой доработке. Кроме того, необходимо включить в  издание колонтитулы. Однако несомненным  плюсом является наличие предметного  указателя.

Перейдем  к справочно-пояснительному аппарату рассматриваемого учебника. Он полностью  отсутствует. Мы полагаем, что крайне необходимо предисловие, так как в книге нет даже введения. Нужно сообщить читателю о содержании и структуре данного учебника. Послесловие не является необходимым, так как в данном издании есть такой элемент, как «Краткие теоритические сведения по курсу алгебры и начал анализа». Он находится на стыке справочно-пояснительного и методического аппарата, так как, по сути, представляет собой определенные выводы и в то же время способствует самоконтролю и закреплению материала. Примечания и комментарии, на наш взгляд, также не нужны. Это связано со спецификой содержания учебника.

Итак, если добавить предисловие, справочно-пояснительный  аппарат учебника можно будет считать полноценным, так что перейдем к следующему типу аппарата.

Библиографический аппарат, как и в учебнике по биологии, представлен исключительно библиографическим  описанием самого издания. Однако, в  данном учебнике, по нашему мнению, он не нуждается в расширении. В большинстве случаев учащимся будет достаточно информации, предложенной в издании, и собственной логики. За дополнительной информацией они смогут обратиться к книгам, указанным на задней сторонке переплета.

В завершение рассмотрим обширный методический аппарат  учебника. Мы сталкиваемся с ним еще на обороте титульного листа, так как там располагаются условные обозначения. В них присутствуют следующие обозначения:

  1. Выделение основного материла.
  2. Текст, который важно знать и полезно помнить (не обязательно наизусть).
  3. Начало решения задачи.
  4. Окончание решения задачи.
  5. Начало обоснования утверждения или вывода формулы.
  6. Окончание обоснования или вывода.
  7. Дополнительный более сложный материал.
  8. Обязательные задачи.
  9. Дополнительные более сложные задачи.
  10. Трудные задачи.

Информация о работе Анализ аппарата учебного издания