Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 18:20, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ аппарата учебных изданий. Для достижения поставленной цели нам необходимо выполнить следующие задачи: • определить общие требования к аппарату учебного издания;
• проанализировать аппарат нескольких учебных изданий; • сравнить их между собой; • выявить достоинства и недостатки каждого из них; • определить необходимые изменения.
Объектом исследования данной работы является аппарат учебных изданий «Общая биология» и «Алгебра и начала анализа» издательства «Просвещение».
Введение 3
Глава 1. Общие рекомендации по составлению аппарата учебного издания 5
Глава 2. Анализ аппарата учебников издательства «Просвещение» 10
2.1. Анализ аппарата учебника «Общая биология» 11
2.2. Анализ аппарата учебника «Алгебра и начала анализа» 16
2.3. Сравнение рассмотренных изданий и рекомендации по их усовершенствованию 22
Заключение 27
Список использованных источников 29
Приложение 1 31
Такая разработанная система условных обозначений, несомненно, полезна. В учебнике по алгебре легко потерять ход мысли среди множества цифр, формул и знаков. Система обозначений в данном учебнике помогает легко сориентироваться в материале. Кроме того, с ее помощью можно сразу отделить теоритический материал от практического и выбрать такие задачи и упражнения, которые соответствуют уровню понимания предмета читающим.
Помимо большого числа упражнений в основной части учебника, в издании имеются также два отдельных элемента, содержащих практические задания.
Первый из них называется «Упражнения для итогового повторения курса алгебры и начал анализа». Задания в них тематически разделены и продолжают сквозную нумерацию упражнений основного текста. Последний раздел этого элемента представляет собой задания, предлагавшиеся к выпускным экзаменам, и разделен на три части: гуманитарные классы, общеобразовательные классы, профильные классы. С помощью этих упражнений учащийся сможет закрепить весь пройденный материал, еще раз потренироваться в применении своих знаний на практике и осознать свою готовность к выпускным экзаменам.
Вторым элементом являются «Задачи для внеклассной работы». Здесь также продолжается сквозная нумерация заданий. Все упражнения разделены на две группы: «Разные задачи» и «Задачи, предлагавшиеся на вступительных экзаменах в вузы». С помощью этих упражнений учащийся сможет поднять свой уровень владения дисциплиной и подготовиться не только к выпускным экзаменам, но и к поступлению в вуз. На наш взгляд, это очень полезное дополнение.
За двумя описанными элементами методического аппарата располагаются «Краткие теоритические сведения по курсу алгебры и начал анализа», которые были описаны выше.
Последним элементом методического аппарата данного учебника являются «Ответы и указания». Это улучшает функцию самоконтроля в издании. Стоит отметить, что не всегда дается четкий ответ, иногда учащегося направляют к решению, что, на наш взгляд, является положительным моментом. Это заставляет школьника думать самостоятельно.
Из сказанного выше можно сделать вывод, что методический аппарат в данном учебнике разработан очень хорошо. С его помощью учащийся сможет легко сориентироваться в издании. Благодаря большому количеству различным практических заданий школьник сможет овладеть дисциплиной в достаточном объеме и даже подготовиться к вступительным экзаменам в вуз.
Проанализировав
данное издания, можно сказать, что
библиографический и
В данном параграфе мы сравним аппараты двух рассмотренных учебников и предложим пути их усовершенствования.
Для начала обратим внимание на их опознавательно-отличительные аппараты.
В обоих изданиях наблюдаются схожие проблемы. Первая из них – отсутствие аннотации. Этот недостаток непременно нужно устранить, так как аннотация является важнейшим элементом аппарата и ее отсутствие затрудняет поиск книги.
Кроме того, в рассматриваемых учебниках выпускные данные в целях уменьшенья объема издания совмещаются с последней страницей оглавления. В учебнике по алгебре также на обороте титула размещаются условные обозначения. Мы понимаем, что уменьшение объема книги – важная задача каждого издателя, однако, на наш взгляд, в данных учебниках стоит этого избежать. Особое внимание нужно обратить на учебник по алгебре, так как условные обозначения отвлекают от остальной информации, расположенной на обороте титула. Также мы предлагаем в обоих изданиях выровнять выпускные и надвыпускные сведения по центру. Это поможет быстрее привлечь внимание читателя и будет удобнее для восприятия.
Наконец оба учебника имеют огрехи в оформлении выходных сведений. В учебнике по алгебре неверно оформлен корешок, а в учебнике по биологии неудачно расположены выходные данные. Эти недостатки легко устранить. В учебнике по алгебре информацию на корешке нужно повернуть на 180 градусов, а в учебнике по биологии выходные данные на лицевой стороне титула нужно разделить на три строки и выровнять по центру.
Теперь перейдем к справочно-поисковым аппаратам рассматриваемых учебников.
В данном случае недостатки у каждого издания разные. Оглавление учебника по биологии не имеет недостатков, чего нельзя сказать об оглавлении учебника по алгебре. Во второй не включены упражнения, расположенные в конце каждого параграфа, хотя в тексте они обладают отдельным заголовком. Мы предлагаем устранить это упущение, и тогда оглавление станет практичнее и удобнее.
Общая проблема рассматриваемых учебников – отсутствие колонтитулов. Оба издания достаточно объемные и обладают сложно структурированным содержанием, так как предназначены для старших классов. Это безусловно нужно исправить. Пользоваться такими изданиями без колонтитулов трудно и неудобно. Особенности колонтитулов, которые мы предлагаем поместить в учебники, были описаны выше (см. параграф 2.1. и 2.2.). Кроме того, в учебнике по алгебре неудачно расположены колонцифры. Мы предлагаем поместить их внизу по центру или на внешней стороне для лучшего привлечения внимания.
Большим преимуществом учебника по алгебре является наличие предметного указателя. В учебнике по биологии указатели отсутствуют. В связи с этим мы считаем, что в него необходимо добавить два алфавитных указателя: предметный и именной.
Далее рассмотрим справочно-пояснительные аппараты изданий.
Данный вид аппарата практически отсутствует как в одном учебнике, так и в другом. Можно говорить лишь о незначительном количестве примечаний в учебнике по биологии. Кроме того, необходимо учесть два элемента, которые находятся на стыке справочно-пояснительного и методического аппарата. Такими элементами можно считать статью «Как пользоваться учебником» в издании по биологии и «Краткие теоритические сведения по курсу алгебры и начал анализа» в издании по алгебре. На наш взгляд, необходимо добавить предисловие в оба учебника и послесловие в учебник по биологии. Этого будет достаточно, так как специфика содержания данных книг не предполагает наличия примечаний или комментариев.
Теперь сравним библиографические аппараты данных учебников.
В обоих случаях они представлены только библиографическим описанием самого издания. Однако мы полагаем, что учебник по алгебре не нуждается в расширении данного аппарата. С другой стороны в учебнике стоит поместить прикнижный список рекомендуемой литературы, так как в издании содержатся вопросы на повторение.
В завершение обратимся к методическим аппаратам.
Сразу отметим, что из-за различной специфики дисциплин, которым посвящены учебники, методический аппарат им нужен разный. В учебнике по алгебре он гораздо более обширный. Он облегчает поиск информации, помогает ее систематизировать и выбрать необходимую. С его помощью учащийся сможет достаточно хорошо закрепить полученные знания на практике и подготовится к выпускным и вступительным экзаменам.
Методический аппарат учебника по биологии также разработан достаточно хорошо. Он состоит из вопросов, задач, лабораторного практикума и краткого словаря терминов. Мы понимаем, что биология не является одной из основных дисциплин, однако вступительные экзамены в медицинские вузы являются весьма сложными. В связи с этим мы рекомендуем включить такой элемент, как «Вопросы и задания, предлагавшиеся на вступительных экзаменах в вузы». Это поможет ученику оценить свои знания и при необходимости обратиться к дополнительной литературе.
На основе
всего вышесказанного можно сделать
следующий вывод. Оба учебника обладают
как достоинствами, так и недостатками.
Однако мы полагаем, что учебник по алгебре
выполнен лучше, так как его библиографический
и методический аппарат не нуждаются в
корректировке. На наш взгляд, после внесения
предложенных изменений как в учебник
по алгебре, так и в учебник по биологии,
они станут более удобными, эффективными
и соответствующими требованиям качественного
школьного образования.
В заключение подведем итог проделанной работы.
В первой главе мы выяснили, что учебное издание, в частности школьный учебник, обладает некоторыми особенностями относительно аппарата издания. Главной из них является наличие методического аппарата, который помогает учащемуся контролировать процесс изучения дисциплины и учит применять полученные знания на практике.
Кроме того, мы
определили, что к аппарату учебного
издания предъявляются
Во второй главе на основе полученной информации мы провели анализ аппарат учебников «Общая биология» и «Алгебра и начала анализа» издательства «Просвещение».
Мы определили,
что аппарат учебника по алгебре
разработан лучше, так как его
методический и библиографический
аппарат не нуждаются в доработке.
Более того, методический аппарат
помогает не только быстро ориентироваться
в издании и тренироваться
в применении знаний на практике. Он
также готовит учащихся к сдаче
выпускных и вступительных
Все остальные аппараты как учебника по биологии, так и учебника по алгебре нуждаются в серьезных изменениях. Особенно плохо разработаны справочно-пояснительный и справочно-поисковый аппараты.
Наконец, мы можем
сказать, что после внесения соответствующих
изменений данные учебники станут удобнее
и эффективнее. Это поможет повысить общий
уровень школьного образования в стране.
Рис. 2. Задняя сторонка переплета и корешок. «Общая биология».
Рис. 1. Передняя сторонка переплета. «Общая биология».
Рис. 4. Оборот титула. «Общая биология».
Рис. 3. Лицевая сторона титула. «Общая биология».
Рис. 6. Выпускные и надвыпускные данные. «Общая биология».
Рис. 5. Статья «Как пользоваться учебником». «Общая биология».
Рис. 8. Вопросы и задания. «Общая биология».
Рис. 7. Оглавление. «Общая биология».
Рис. 10. Лабораторный практикум. «Общая биология».
Рис. 9. Краткий словарь терминов. «Общая биология».
Рис. 12. Задняя сторонка переплета. «Алгебра и начала анализа».
Рис. 11. Передняя сторонка переплета. «Алгебра и начала анализа».
Рис. 14. Оборот титула. «Алгебра и начала анализа».
Рис. 13. Лицевая сторона титула. «Алгебра и начала анализа».
Рис. 16. Выделение информации. «Алгебра и начала анализа».
Рис. 15. упражнения. «Алгебра и начала анализа».
Рис. 18. Оглавление. «Алгебра и начала анализа».
Рис. 17. Выпускные и надвыпускные данные. «Алгебра и начала анализа».
Рис. 20. Ответы и указания. «Алгебра и начала анализа».
Рис. 19. Предметный указатель. «Алгебра и начала анализа».
Рис. 22. Краткие теоритические сведения. «Алгебра и начала анализа».
Рис. 21. Задачи для внеклассной работы. «Алгебра и начала анализа».
Рис. 13. Упражнения для итогового повторения. «Алгебра и начала анализа».
1 ГОСТ 7.60–2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения».
2 Там же.
3
Московский государственный университет
печати. Антонова С.Г. Редакторская подготовка
изданий URL: http://www.hi-edu.ru/e-books/
4 ГОСТ 7.9–95 «Реферат и аннотация. Общие требования».
5 ГОСТ 7.86–2003 «Издания. Общие требования к издательской аннотации».