Анализ аппарата учебного издания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ аппарата учебных изданий. Для достижения поставленной цели нам необходимо выполнить следующие задачи: • определить общие требования к аппарату учебного издания;
• проанализировать аппарат нескольких учебных изданий; • сравнить их между собой; • выявить достоинства и недостатки каждого из них; • определить необходимые изменения.
Объектом исследования данной работы является аппарат учебных изданий «Общая биология» и «Алгебра и начала анализа» издательства «Просвещение».

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общие рекомендации по составлению аппарата учебного издания 5
Глава 2. Анализ аппарата учебников издательства «Просвещение» 10
2.1. Анализ аппарата учебника «Общая биология» 11
2.2. Анализ аппарата учебника «Алгебра и начала анализа» 16
2.3. Сравнение рассмотренных изданий и рекомендации по их усовершенствованию 22
Заключение 27
Список использованных источников 29
Приложение 1 31

Файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 8.47 Мб (Скачать файл)

Такая разработанная  система условных обозначений, несомненно, полезна. В учебнике по алгебре легко потерять ход мысли среди множества цифр, формул и знаков. Система обозначений в данном учебнике помогает легко сориентироваться в материале. Кроме того, с ее помощью можно сразу отделить теоритический материал от практического и выбрать такие задачи и упражнения, которые соответствуют уровню понимания предмета читающим.

Помимо большого числа упражнений в основной части учебника, в издании имеются также два отдельных элемента, содержащих практические задания.

Первый из них называется «Упражнения для  итогового повторения курса алгебры  и начал анализа». Задания в них тематически разделены и продолжают сквозную нумерацию упражнений основного текста. Последний раздел этого элемента представляет собой задания, предлагавшиеся к выпускным экзаменам, и разделен на три части: гуманитарные классы, общеобразовательные классы, профильные классы. С помощью этих упражнений учащийся сможет закрепить весь пройденный материал, еще раз потренироваться в применении своих знаний на практике и осознать свою готовность к выпускным экзаменам.

Вторым элементом  являются «Задачи для внеклассной  работы». Здесь также продолжается сквозная нумерация заданий. Все упражнения разделены на две группы: «Разные задачи» и «Задачи, предлагавшиеся на вступительных экзаменах в вузы». С помощью этих упражнений учащийся сможет поднять свой уровень владения дисциплиной и подготовиться не только к выпускным экзаменам, но и к поступлению в вуз. На наш взгляд, это очень полезное дополнение.

За двумя  описанными элементами методического  аппарата располагаются «Краткие теоритические  сведения по курсу алгебры и начал анализа», которые были описаны выше.

Последним элементом  методического аппарата данного  учебника являются «Ответы и указания». Это улучшает функцию самоконтроля в издании. Стоит отметить, что  не всегда дается четкий ответ, иногда учащегося направляют к решению, что, на наш взгляд, является положительным  моментом. Это заставляет школьника  думать самостоятельно.

Из сказанного выше можно сделать вывод, что  методический аппарат в данном учебнике разработан очень хорошо. С его  помощью учащийся сможет легко сориентироваться в издании. Благодаря большому количеству различным практических заданий школьник сможет овладеть дисциплиной в достаточном объеме и даже подготовиться к вступительным экзаменам в вуз.

Проанализировав данное издания, можно сказать, что  библиографический и методический аппарат являются достаточными для  этого учебника. Однако опознавательно-отличительный, справочно-пояснительный и справочно-поисковый аппарат нуждаются в доработке.

2.3. Сравнение  рассмотренных изданий и рекомендации по их усовершенствованию

В данном параграфе  мы сравним аппараты двух рассмотренных  учебников и предложим пути их усовершенствования.

Для начала обратим внимание на их опознавательно-отличительные аппараты.

В обоих изданиях наблюдаются схожие проблемы. Первая из них – отсутствие аннотации. Этот недостаток непременно нужно устранить, так как аннотация является важнейшим элементом аппарата и ее отсутствие затрудняет поиск книги.

Кроме того, в  рассматриваемых учебниках выпускные данные в целях уменьшенья объема издания совмещаются с последней страницей оглавления. В учебнике по алгебре также на обороте титула размещаются условные обозначения. Мы понимаем, что уменьшение объема книги – важная задача каждого издателя, однако, на наш взгляд, в данных учебниках стоит этого избежать. Особое внимание нужно обратить на учебник по алгебре, так как условные обозначения отвлекают от остальной информации, расположенной на обороте титула. Также мы предлагаем в обоих изданиях выровнять выпускные и надвыпускные сведения по центру. Это поможет быстрее привлечь внимание читателя и будет удобнее для восприятия.

Наконец оба  учебника имеют огрехи в оформлении выходных сведений. В учебнике по алгебре неверно оформлен корешок, а в учебнике по биологии неудачно расположены выходные данные. Эти недостатки легко устранить. В учебнике по алгебре информацию на корешке нужно повернуть на 180 градусов, а в учебнике по биологии выходные данные на лицевой стороне титула нужно разделить на три строки и выровнять по центру.

Теперь перейдем к справочно-поисковым аппаратам рассматриваемых учебников.

В данном случае недостатки у каждого издания  разные. Оглавление учебника по биологии не имеет недостатков, чего нельзя сказать  об оглавлении учебника по алгебре. Во второй не включены упражнения, расположенные  в конце каждого параграфа, хотя в тексте они обладают отдельным  заголовком. Мы предлагаем устранить это упущение, и тогда оглавление станет практичнее и удобнее.

Общая проблема рассматриваемых учебников –  отсутствие колонтитулов. Оба издания достаточно объемные и обладают сложно структурированным содержанием, так как предназначены для старших классов. Это безусловно нужно исправить. Пользоваться такими изданиями без колонтитулов трудно и неудобно. Особенности колонтитулов, которые мы предлагаем поместить в учебники, были описаны выше (см. параграф 2.1. и 2.2.). Кроме того, в учебнике по алгебре неудачно расположены колонцифры. Мы предлагаем поместить их внизу по центру или на внешней стороне для лучшего привлечения внимания.

Большим преимуществом учебника по алгебре является наличие предметного указателя. В учебнике по биологии указатели отсутствуют. В связи с этим мы считаем, что в него необходимо добавить два алфавитных указателя: предметный и именной.

Далее рассмотрим справочно-пояснительные аппараты изданий.

Данный вид  аппарата практически отсутствует  как в одном учебнике, так и  в другом. Можно говорить лишь о  незначительном количестве примечаний в учебнике по биологии. Кроме того, необходимо учесть два элемента, которые  находятся на стыке справочно-пояснительного и методического аппарата. Такими элементами можно считать статью «Как пользоваться учебником» в издании по биологии и «Краткие теоритические сведения по курсу алгебры и начал анализа» в издании по алгебре. На наш взгляд, необходимо добавить предисловие в оба учебника и послесловие в учебник по биологии. Этого будет достаточно, так как специфика  содержания данных книг не предполагает наличия примечаний или комментариев.

Теперь сравним  библиографические аппараты данных учебников.

В обоих случаях  они  представлены только библиографическим описанием самого издания. Однако мы полагаем, что учебник по алгебре не нуждается в расширении данного аппарата. С другой стороны в учебнике стоит поместить прикнижный список рекомендуемой литературы, так как в издании содержатся вопросы на повторение.

В завершение обратимся к методическим аппаратам.

Сразу отметим, что из-за различной специфики  дисциплин, которым посвящены учебники, методический аппарат им нужен разный. В учебнике по алгебре он гораздо более обширный. Он облегчает поиск информации, помогает ее систематизировать и выбрать необходимую. С его помощью учащийся сможет достаточно хорошо закрепить полученные знания на практике и подготовится к выпускным и вступительным экзаменам.

Методический  аппарат учебника по биологии также  разработан достаточно хорошо. Он состоит из вопросов, задач, лабораторного практикума и краткого словаря терминов. Мы понимаем, что биология не является одной из основных дисциплин, однако вступительные экзамены в медицинские вузы являются весьма сложными. В связи с этим мы рекомендуем включить такой элемент, как «Вопросы и задания, предлагавшиеся на вступительных экзаменах в вузы». Это поможет ученику оценить свои знания и при необходимости обратиться к дополнительной литературе.

На основе всего вышесказанного можно сделать следующий вывод. Оба учебника обладают как достоинствами, так и недостатками. Однако мы полагаем, что учебник по алгебре выполнен лучше, так как его библиографический и методический аппарат не нуждаются в корректировке. На наш взгляд, после внесения предложенных изменений как в учебник по алгебре, так и в учебник по биологии, они станут более удобными, эффективными и соответствующими требованиям качественного школьного образования. 

Заключение

В заключение подведем итог проделанной работы.

В первой главе  мы выяснили, что учебное издание, в частности школьный учебник, обладает некоторыми особенностями относительно аппарата издания. Главной из них  является наличие методического  аппарата, который помогает учащемуся  контролировать процесс изучения дисциплины и учит применять полученные знания на практике.

Кроме того, мы определили, что к аппарату учебного издания предъявляются серьезные  требования, так как он играет не менее важную роль, чем само содержание. В связи с тем, что подобные издания ориентированы на школьников, они должны быть предельно понятными и удобными в использовании.

Во второй главе на основе полученной информации мы провели анализ аппарат учебников  «Общая биология» и «Алгебра и  начала анализа» издательства «Просвещение».

Мы определили, что аппарат учебника по алгебре  разработан лучше, так как его  методический и библиографический  аппарат не нуждаются в доработке. Более того, методический аппарат  помогает не только быстро ориентироваться  в издании и тренироваться  в применении знаний на практике. Он также готовит учащихся к сдаче  выпускных и вступительных экзаменов. Методический аппарат данного учебника может служить примером при издании учебников по алгебре и смежным дисциплинам.

Все остальные  аппараты как учебника по биологии, так и учебника по алгебре нуждаются в серьезных изменениях. Особенно плохо разработаны справочно-пояснительный и справочно-поисковый аппараты.

Наконец, мы можем  сказать, что после внесения соответствующих изменений данные учебники станут удобнее и эффективнее. Это поможет повысить общий уровень школьного образования в стране. 

Список использованных источников

  1. Алгебра и начала анализа:  учеб. для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений/ [Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др.]. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 384 с.
  2. ГОСТ 7.0.1–2003 «Издания. Знак охраны авторского права. Общие требования и правила оформления».
  3. ГОСТ 7.0.3–2006 «Издания. Основные элементы. Термины и определения».
  4. ГОСТ 7.0.4–2006 «Издания. Выходные сведения. Общие требования и правила оформления».
  5. ГОСТ 7.1–2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
  6. ГОСТ 7.9–95 «Реферат и аннотация. Общие требования».
  7. ГОСТ 7.53–2001 «Издания. Международная стандартная нумерация книг».
  8. ГОСТ 7.60–2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения».
  9. ГОСТ 7.78–99 «Издания. Вспомогательные указатели».
  10. ГОСТ 7.84–2001 «Издания. Обложки и переплеты. Общие требования и правила оформления».
  11. ГОСТ 7.86–2003 «Издания. Общие требования к издательской аннотации».
  12. Издательство «Просвещение». URL: http://www.prosv.ru/ (дата обращения 23.11.2012).
  13. Мильчин А.Э., Чельцова Л.К. Справочник издателя и автора. Редакционно-издательское оформление издания/ А.Э. Мильчин, Л.К. Чельцова. – 2 изд., испр. и доп. – М.: Олма-Пресс, 2003. – 800 с.
  14. Московский государственный университет печати. Антонова С.Г. Редакторская подготовка изданий URL: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook082/01/ (дата обращения 23.11.2012).
  15. Общая биология: учеб. для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 304 с.
  16. Российская книжная палата. Статистические показатели 2011. URL: http://www.bookchamber.ru/content/stat/stat_2011.html (дата обращения 23.11.2012).
  17. Стычишина Л.П., Хохлов А.В. Аппарат издания и правила его оформления: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. – 110 с.

 

Приложение 1


Рис. 2. Задняя сторонка переплета и корешок. «Общая биология».


Рис. 1. Передняя сторонка переплета. «Общая биология».


 

Рис. 4. Оборот титула. «Общая биология».


Рис. 3. Лицевая сторона титула. «Общая биология».


 

Рис. 6. Выпускные и надвыпускные данные. «Общая биология».


Рис. 5. Статья «Как пользоваться учебником». «Общая биология».


 

Рис. 8. Вопросы и задания. «Общая биология».


Рис. 7. Оглавление. «Общая биология».


 

Рис. 10. Лабораторный практикум. «Общая биология».


Рис. 9. Краткий словарь терминов. «Общая биология».


 

Рис. 12. Задняя сторонка переплета. «Алгебра и начала анализа».


Рис. 11. Передняя сторонка переплета. «Алгебра и начала анализа».


 

Рис. 14. Оборот титула. «Алгебра и начала анализа».


Рис. 13. Лицевая сторона титула. «Алгебра и начала анализа».


 

Рис. 16. Выделение информации. «Алгебра и начала анализа».


Рис. 15. упражнения. «Алгебра и начала анализа».


 

Рис. 18. Оглавление. «Алгебра и начала анализа».


Рис. 17. Выпускные и надвыпускные данные. «Алгебра и начала анализа».


 

 

Рис. 20. Ответы и указания. «Алгебра и начала анализа».


Рис. 19. Предметный указатель. «Алгебра и начала анализа».


 


Рис. 22. Краткие теоритические сведения. «Алгебра и начала анализа».


Рис. 21. Задачи для внеклассной работы. «Алгебра и начала анализа».


 

Рис. 13. Упражнения для итогового повторения. «Алгебра и начала анализа».



1 ГОСТ 7.60–2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения».

2 Там же.

3 Московский государственный университет печати. Антонова С.Г. Редакторская подготовка изданий URL: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook082/01/ (дата обращения 23.11.2012).

4 ГОСТ 7.9–95 «Реферат и аннотация. Общие требования».

5 ГОСТ 7.86–2003 «Издания. Общие требования к издательской аннотации».

Информация о работе Анализ аппарата учебного издания