Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 21:29, курсовая работа
В отличие от зарубежного дизайна, который возник из потребности промышленности каким-либо образом стимулировать сбыт товаров, русский дизайн вышел из беспредметного искусства в основном через творчество производственников и конструктивистов. Художники и теоретики этих направлений дали толчок к его возникновению. Идя по стопам Сезанна, кубистов, они осознали необходимость определения базовых составляющих произведения искусства, с помощью которых можно передать зрителю любую чувственную информацию. Они искали универсальные элементы художественной формы, протестуя против традиционного реалистического изображения объектов действительности.
1. Введение
2. История развития дизайна в России
2.1. На первом этапе развития (1917-1922)
2.2. Второй этап развития дизайна в России (1923-1932)
2.3. Третий этап (1933-1960)
2.4. Четвертый этап развития дизайна определяется по-разному: 60–80-е или 60–90-е годы.
2.5. В постсоветский период
3. Композиционно-графическая модель
3.1 Композиционно-графическая модель
3.2. Два понятия – «оформление газеты» и «дизайн газеты»
3.3 Понятие «структура»
3.4 Внешняя форма газеты,
4. Создание газетного номера
5. Графическая модель газеты «Ставропольская правда»
5.1. Тематическая концепция газеты «СП»
5.2. Модель содержания (темы, проблемы, жанры, рубрики)
5.3. Разбивки тем по полосам
5.4. Рубрики
5.3. Тематические страницы и подборки.
5.6. Графическая модель газеты «Ставропольская правда»
6. Заключение
Когда же сообщения, расположенные рядом, различаются по общественной значимости, актуальности, то наиболее важное для редакции оформляют особо – замыкают в рамку, увеличивают кегль заголовочного шрифта, используют различные элементы заголовочного комплекса – рубрику, подзаголовок, врезку, вынос, графические средства и т. д. При композиционно-графическом моделировании основная часть аналитической работы дизайнера проводится заранее. Чем продуманнее КГМ, тем легче работать дизайнеру в условиях спешной верстки и переверстки, тем точнее он выражает устоявшийся стиль своей газеты, тем больше времени высвобождается у него для импровизаций, совершенствования модели.
Все, что помещается на страницах издания, имеет право на интересную подачу, интересное оформление. Но, выделив все, мы не выделим ничего: произойдет нивелировка сообщений, поэтому средства графического выражения всегда соотносятся с содержанием газетной информации. При этом надо помнить, что, чем более незаметна форма, тем менее она отвлекает внимание зрителя, тем больше оснований считать ее выразительной, поскольку она выполняет свою главную задачу - раскрывать содержание, опираясь на модель, нетрудно сделать в целом правильный макет, но он может быть «бездушным» именно потому, что внутренняя форма выявлена неадекватно. Дизайнер в газете, помимо того, что обладает эстетическим чувством, композиционным и графическим мышлением, должен понимать природу журналистики, газеты, как особого вида периодического издания, знать интересы и запросы своего читателя, а в идеале быть профессиональным журналистом, литературным редактором. Только тогда можно трезво и безошибочно оценить идею определенной совокупности материалов и выявить ее в контексте оформления. Работа над формой – это всегда работа над формированием содержания.
5. Графическая модель газеты «Ставропольская правда»
Просмотрев подшивки «Ставропольской правды» за последнее десятилетие, становится сразу видно, что газета долгое время не могла прийти к единому оформлению (впрочем как и другие местные газеты). Прошедшее десятилетие, ознаменованное приходом в российскую прессу компьютерной техники, дало массу образцов свободного творчества. В 90-е годы сложился особый стиль, свойственный многим региональным газетам, его можно назвать «компьютерным», если предположить, что техника может сама по себе давать какой-то стиль. Украшательство, «рукодельность» остаются главными признаками этого варианта оформления газет.
На самом деле, конечно, это был процесс начального освоения великих возможностей, которые дают настольные издательские системы.
Своеобразие лица издания достигается в поиске своих, особых приемов композиции и оригинального, только данной газете присущего, стиля главных элементов оформления:
1. Тип верстки
2. Шрифтов
3. Комплекса первой полосы
4. Композиции заголовков
5. Средств выделения
6. Иллюстраций
7. Рекламы
8. Дополнительного цвета.
Эти основные элементы я и хочу рассмотреть, и показать, как они менялись за последнее десятилетие.
5.1 Тематическая концепция газеты «СП»
«Ставропольская правда» – газета формата А2, выходящая пять дней в неделю со вторника по субботу на 4-х полосах, тиражом около 30 000 экз. Читательскую аудиторию прежде всего составляют: правительство края, местные чиновники, сельские и городские жители краевого центра – достаточно образованные обыватели, озабоченные проблемами региона, т.к. край граничит с Чечней, повседневными житейскими проблемами, но в то же время стремящиеся найти свое место в жизни – деловой, политической и т.д. Читатель «СП» – человек, считающий, что не только в Москве делается история, – но без провинциального снобизма и деполитизации. В крае открыто проявляется недовольство тем, что жизнь страны освещается средствами массовой информации лишь из Москвы, к тому же чувствуя усталость от того, что человек постоянно приносится в жертву идее; наконец большинство осознало: политика необходимая, но не главная, тем более не единственная, составляющая человеческого бытия.
Формулу газеты можно определить так: защита человека, личности, экология человека.
– Проблема выживания человека в трудных экономических условиях.
– Свобода человека и его личная ответственность за свободу.
– Обретение личного достоинства.
Исходя из этого, отдается предпочтение хронике событий, репортажу, интервью, ненавязчивому оперативному комментарию (максимальный объем материалов 4-5 страниц; материалы большого объема появляются на газетных полосах только после предварительного обсуждения на планерках, заседаниях редколлегии).
5.2 Модель содержания (темы, проблемы, жанры, рубрики)
– Национальный вопрос (Граница)
– Село
– Журналистское расследование
– Рынок (цены, комментарий экономиста, проблемные статьи)
– Политические, экономические проблемы глазами читателя.
– Предпринимательство
– Статьи о деловых людях
– Социальный портрет
– Новые законы и постановления. Комментарии к ним
– Вера, мораль, быт, культура, образование
– Благотворительность
– Семья, дом, воспитание детей, отдых
– Культура быта
– Вкус, этикет, культура, спорт
– Религия, религиозные праздники.
– Театр (проблемы, спонсорство, жизнь актеров, режиссеров, самодеятельные театры)
– Музеи
– Школа, (в т.ч. альтернативные формы обучения)
– Книгоиздание и книжная торговля
– Художник и край
– Индустрия отдыха (цирк, видео, парки, стадионы, дома и дворцы культуры и т.д.)
– Кино (рецензирование всех знаменитых отечественных и зарубежных фильмов)
– Письма (диалог с читателями)
– Уголовная хроника.
5.3. Разбивки тем по полосам
1-я полоса:
Официальное сообщение; оперативная (политическая, общественная, хозяйственная) информация - в том числе и фотоинформация.
2-я полоса:
Социальные проблемы; политика, экономика, экология, жизнь края, реклама.
3-я полоса:
Социальные проблемы; культура, литература и искусство, наука.
Жанры: аналитические и художественно-публицистические (зарисовка, эссе, очерк).
4-я полоса:
Память, краеведение, спорт, досуг, светская хроника, дайджест, справочная информация.
5.4. Рубрики
1-я полоса:
Первая колонка «Зеркало дня», официоз, новость, событие недели, в стране и мире, мнение, комментарий, граница.
2-я полоса.
Приватизация, глубинка, резонанс, земля и воля, реформы, бизнес, нам пишут.
3-я полоса.
Будем здоровы, еженедельная полоса «Глазами прессы», по пятницам телепрограмма и реклама, тематические подборки.
4-я полоса.
Сад-огород, спорт, культура, хроника происшествий, кроссворд, юмор, реклама.
5.5 Тематические страницы и подборки.
Мы и мир, техника молодежи, позднее: 7 полоса (дайджест) тинэйджер, светлячок, ваше здоровье, почтовый дилижанс, литературная гостиная, автоклуб, клуб-ОК, абитуриент, тест, об отдыхе всерьез, сад-огород, неизвестная земля, четыре лапы и хвост, учительская, музейные раритеты.
5.6 Графическая модель газеты «Ставропольская правда»
Начало 90-х.
Постоянные элементы: заглавие включает в себя логотип, орден «Трудового Красного Знамени», слова «Общественно-политическая газета» набираются прописным прагматикой, остальные сведения п/ж Прагматика, разделяются пробелами, отделяется линией 4 пункта. Над заглавием в субботнем номере размещается анонс.
Выходные сведения занимают подвал 8-ми колонок 4-й полосы. Ширина колонки 45 мм. Газета верстается на 8 колонках, нестандартный формат может использоваться на внутренних страницах для выделения отдельных материалов.
Шрифты.
1. Основной текстовой шрифт – «
2. Рубрика – «Таймс» п/ж, подчеркнуто
3. Заголовки – «Прагматика», «Кантри», «Балтика»
4. Подпись и текстовки – Таймс п/ж, прописной, выключка вправо.
Вид верстки.
По конфигурации материалов – прямоугольная, по расположению материалов относительно друг друга – перпендикулярная, относительно вертикальной и горизонтальной осевой линии, проходящей через центр полосы, – асимметричная.
Линейки.
Используется 3 вида линеек – тонкая, 1 пунктовая, 2-х, 4-х и 8-ми пунктовые для разбивки материалов на полосе.
Заголовки.
Выключка - влево, вправо, по центру. Набраны прописными буквами.
Иллюстрации.
Газета использует зависимые от текста фотографии, на полосе, в среднем – 2-3 фотографии.
Графическая модель газеты 1994 года.
Постоянные элементы остались прежними.
Шрифты.
1. Основной текстовый шрифт – «Таймс», 8 кегля, 100%, дополнительный – «Балтика». Врезки набираются – «Таймс» п/ж 8-9 кеглем, выключка по формату.
2. Рубрики набраны – «Таймс», 9 кегль, п/ж, на выворотке овальной формы.
3 Заголовки – «Таймс», «Прагматика», прописными и строчными буквами.
4. Подпись и текстовка – «Таймс» п/ж 9 кегль, выключка вправо.
Вид верстки остается прежним, но доминирует все же вертикальная верстка.
Границы между материалами не изменяются, но вот сами статьи обрамляются в рамочки 4-х пунктов. На полосе, так же, материалы отделяются линиями от 1-пунктовой до 8-ми пунктовой.
Подложки не используются.
Заголовки стоят или по центру материала, или с выключкой вправо.
Иллюстрации.
Газета использует зависимые от текста фотографии, в среднем 2-3 на полосе. Рисованные элементы, коллажи, карикатуры.
Графическая модель газеты 1995 года.
Постоянные элементы.
Заглавие включает в себя
логотип, герб края, слова «Общественно-
Выходные данные занимают подвал 8-ми колонок 4-й полосы.
Ширина колонки – 45 мм, 8 колонок на странице.
Шрифты.
Основной текстовой шрифт «Прагматика» – 8 кегль, 91%, дополнительного нет.
Рубрики – «Таймс» п/ж на выворотке овальной формы.
Заголовки – «Прагматика», «Футурис», «Торнадо», «Университет С», «Родео», «Балтика», в общем, к каждому материалу заголовки разной фурнитуры, в основном прописными буквами, так же используется сжатие букв.
Подпись к текстовкам – «Таймс» п/ж, выключка вправо.
Вид верстки.
По конфигурации материалов – прямоугольная, по расположению материалов относительно друг друга – перпендикулярная, относительно вертикальной и горизонтальной осевой линии, проходящей через центр полосы, – асимметричная.
Линейки.
Используется 3 вида линеек – тонкая 1-пунктовая, 2-х, 4-х и 8-ми пунктовая для разбивки материалов на полосе.
Заголовки.
Выключка - влево, вправо, по центру. Набраны прописными буквами.
Подложки.
Используются при оформлении заголовков, как черные, так и серые или же в соединении.
Иллюстрации.
Газета использует зависимые от текста фотографии, в среднем 2-3 на полосе. Рисованные элементы, коллажи, карикатуры.
Графическая модель газеты 1996 года.
Постоянные элементы.
Заглавие включает в себя
логотип, герб края, слова «Общественно-
Выходные данные занимают подвал 8-ми колонок 4-й полосы.
Ширина колонки – 45 мм, 8 колонок на странице.
Шрифты.
Основной текстовой шрифт – «Прагматика» – 8 кегль, 91%, дополнительного нет.
Рубрики – «Таймс» п/ж на выворотке овальной формы.
Заголовки – «Прагматика», «Футурис», «Торнадо», «Университет С», «Родео», «Балтика», в основном прописными буквами, так же используется сжатие букв.
Подпись к текстовкам – «Таймс» п/ж, выключка вправо.
Вид верстки.
По конфигурации материалов – прямоугольная, по расположению материалов относительно друг друга – перпендикулярная, относительно вертикальной и горизонтальной осевой линии, проходящей через центр полосы, – асимметричная.
Линейки.
Используется 3 вида линеек – тонкая 1 пунктовая, 2-х, 4-х и восьмипунктовая для разбивки материалов на полосе.
Заголовки.
Выключка – влево, вправо, по центру. Набраны прописными буквами. Заголовки в «Зеркале дня» на прямоугольной выворотке.
Подложки.
Используются при оформлении заголовков, как черные, так и серые или же в соединении.
Иллюстрации.
Газета использует зависимые от текста фотографии, в среднем 2-3 на полосе. Рисованные элементы, коллажи, карикатуры.
В принципе газета, по сравнению с 1995 годом практически не изменилась за исключением первой полосы, «Зеркало дня» занимает 3 колонки, единственное что огорчает, что на полосах такое огромное количество фурнитуры в заголовках, что даже рябит в глазах и отвлекает от основного – прочтения материала.
Графическая модель газеты 1997 года.
Постоянные элементы.
Заглавие включает в себя
логотип, герб края, слова «Общественно-
Выходные данные занимают подвал 8-ми колонок 4-й полосы.
Ширина колонки – 45 мм, 8 колонок на странице.
Шрифты.
Основной текстовой шрифт – «Прагматика», 8 кегль, 91%, дополнительного нет.
Рубрики – «Таймс» п/ж , подчеркнут 2-х пунктовкой.
Заголовки – «Прагматика», «Футурис», Родео.
Подпись к текстовкам – «Таймс» п/ж, выключка вправо.
Вид верстки.
По конфигурации материалов – прямоугольная, по расположению материалов относительно друг друга – перпендикулярная, относительно вертикальной и горизонтальной осевой линии, проходящей через центр полосы, – асимметричная.
Информация о работе Дизайн газеты (на примере «Ставропольской правды»)