Оппозиция в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 13:52, дипломная работа

Описание работы

Выделяются два основных типа оппозиции – внесистемная (структурная) и системная. К первому типу принадлежит партии, которые сотрудничают с правительством на условиях последнего и представлены в различных органах власти (Государственная Дума, региональных органах власти и т. д.), «внепарламентскую системную оппозицию», в которую входят зарегистрированные Министерством юстиции РФ партии, но не вошедшие в парламент (партия «Яблоко») и «внесистемную оппозицию» (или «несистемную оппозицию») состоящая из незарегистрированных партий и движений.

Файлы: 1 файл

Дашин.docx

— 57.72 Кб (Скачать файл)

Таким образом, краткий анализ современной оппозиции в России явно показывает, что она не способна прийти к власти самостоятельно ни при каких условиях. Поэтому со всей очевидностью встает вопрос о пересмотре всей существующей системы поддержки российских оппозиционных, неправительственных и правозащитных организаций.

 

 

2 Деятельность российской политической оппозиции

2.1 Институционализация политической оппозиции

 

На основании Конституции (ст. 13, ст. 30) и Федеральных законах  Российской Федерации, рассмотрим условия, развития и поддержки российских оппозиционных, неправительственных и правозащитных организаций.

Оппозицию можно представить  как продукт социально-экономической, политической, национальной, духовной структуры общества, как противоположность, которая не является доминирующей в  отношениях, но может при определенных условиях повлиять на реальные социальные процессы. При определенных условиях оппозиция может изменить свой статус, стать определяющей политической силой, завоевав власть в обществе. В. демократических  режимах, оппозиция встроена в политическую систему, легализована, участвует в  борьбе за власть на конституционных  основаниях, служит фактором ее стабилизации и эффективного функционирования.

В статье 13 Конституции Российской Федерации сформулировано необходимое  условие для развития оппозиции.

Статья устанавливает  меру и принципы политической и идеологической свободы в Российской Федерации. Следует сразу же отметить, что  эта мера предоставляет необычайно широкий простор для деятельности личности, партий и общественных объединений.

Идеология – это система политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность, общество и отношения людей между собой. Характерная особенность идеологии состоит в том, что она непосредственно связана с практической деятельностью людей и направлена на утверждение, изменение либо преобразование существующих в обществе порядков и отношений.

Идеологическое многообразие понимается как право отдельной  личности, социальных групп, политических партий и общественных объединений6:

1) беспрепятственно разрабатывать  теории, взгляды, идеи относительно  экономического, политического, правового  и иного устройства Российской  Федерации, зарубежных государств  и мировой цивилизации в целом; 

2) пропагандировать свои  взгляды, идеи с помощью средств  массовой информации: прессы, радио,  телевидения, а также путем  издания монографических и научно-популярных  работ, трудов, статей и т.п.;

3) вести активную деятельность  по внедрению идеологии в практическую  сферу: разрабатывать программные  документы партий, готовить законопроекты,  другие документы, предусматривающие  меры по совершенствованию социального  и политического строя Российской  Федерации; 

4) публично защищать свои  идеологические воззрения, вести  активную полемику с иными  идеологиями; 

5) требовать по суду  или через иные органы государства  устранения препятствий, связанных  с реализацией права на идеологическое  Многообразие.

Конституционный принцип, согласно которому никакая идеология не может  устанавливаться в качестве государственной  или обязательной, закрепляет равноправие  идеологий в обществе. Ни одна из них не имеет приоритета, который  закреплялся бы официально государством законодательным или иным способом. Граждане России вправе придерживаться той или иной идеологии, принимать  активные меры по ее реализации в жизнь. Но такой выбор делается ими осознанно, добровольно и самостоятельно. В  то же время государство не может  навязывать гражданам какую-либо идеологию  в качестве общеобязательной, которую  они должны под страхом уголовного и иного наказания разделять, изучать и пропагандировать.

Отсутствие государственной  или обязательной идеологии нельзя понимать в том смысле, что органы государственной власти вообще действуют  вне и независимо от каких-либо идеологических взглядов, идей, находятся как бы вне идеологической борьбы в обществе, стоят над нею.

Зависимость государственной  власти от идеологических установок  лиц, проводящих эту власть, а также  последствия, к которым может  привести и приводят ситуации, когда  разные органы государственной власти или лица придерживаются различных  идеологических воззрений, наиболее ярко показывают взаимоотношения бывшего  Верховного Совета Российской Федерации  и Президента Российской Федерации  в 1993г.

Именно возможность с  помощью государственного аппарата проводить идеологические воззрения  в жизнь и заставляет социальные группы и партии весьма активно бороться за внедрение своих сторонников  в те или иные государственные  структуры.

Действенной гарантией принципа идеологического многообразия служит закрепленный в ч.3 данной статьи Конституции  принцип политического многообразия, многопартийности.

Основываясь на  Федеральный  закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» партии, выражая политическую волю своих членов, своими основными задачами видят участие в формировании органов государственной власти и управления, а также в осуществлении власти через своих представителей, избранных в законодательные и иные представительные органы власти. Партии принимают программные документы, публикуемые для всеобщего сведения, ежегодно оглашают свои бюджеты, не могут получать финансовую и иную материальную помощь от иностранных граждан, государств и организаций.

Партии имеют право  выдвигать кандидатов в депутаты и на иные выборные должности, в том  числе единым списком, вести предвыборную агитацию, формировать фракции из своих сторонников в представительных органах.

Равенство общественных объединений  перед законом проявляется в  равенстве требований государства  к уставам общественных объединений, к порядку их регистрации и  прекращения их деятельности. Так, в  уставе, положении или ином основополагающем акте общественного объединения должны быть определены цели, задачи, структура и территория деятельности общественного объединения, условия и порядок приема и выхода членов, их права и обязанности, полномочия, порядок образования и сроки полномочий руководящих органов, источники образования средств и иного имущества общественного объединения и его организаций.

Равенство общественных объединений  перед законом проявляется также  в равенстве их прав в общественной и хозяйственной деятельности7.

Во-первых, это возможность  свободного распространения информации о своих целях и деятельности, участие в формировании органов  государственной власти и управления и в выработке их решений, представление  и защита законных интересов своих  членов и осуществление иных полномочий в соответствии со своими уставами и законодательством России.

Во-вторых, это права всех общественных объединений учреждать  средства массовой информации, осуществлять издательскую деятельность, создавать  в целях выполнения уставных задач  предприятия и хозрасчетные организации, иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительского  и оздоровительного назначения. Денежные средства равным образом могут формироваться  из вступительных и членских взносов (если это предусмотрено уставом  общественного объединения), добровольных взносов, пожертвований, поступлений  от лекций, выставок, лотерей, спортивных и иных мероприятий, доходов от производственной, хозяйственной, издательской и иной деятельности, не запрещенной законом.

В ч.5 ст.13 Конституции предусматривается  перечень оснований, при наличии  которых запрещаются создание и  деятельность общественных объединений. Если при регистрации устава проверяются  цели общественного объединения, то после регистрации – его действия. И то и другое возложено на учреждения Министерства юстиции Российской Федерации, которые вправе требовать от руководящего органа общественного объединения представления принятых решений, направлять своих представителей для участия в проводимых общественным объединением мероприятиях, получать объяснения от членов общественного объединения и других граждан по вопросам, связанным с соблюдением законодательства и устава общественного объединения.

Федеральным законом «Об  общественных объединениях», принятым Государственной Думой Российской Федерации 14 апреля 1995г., предусматриваются  обязанности общественных объединений: соблюдать законодательство России, общепризнанные принципы и нормы  международного права, свои уставы и  иные учредительные документы, ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении  своей деятельности с указанием  действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия, представлять данные о руководителях общественного  объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц8.

В случае нарушения общественными  объединениями ч.5 ст.13 Конституции, а также совершения иных действий, противоречащих законам, уставным целям, прокуроры вносят в руководящие  органы данных общественных объединений  представление об указанных нарушениях и устанавливают срок для их устранения. Если в установленный срок эти  нарушения не устраняются, деятельность общественных объединений приостанавливается на срок до шести месяцев решением соответствующего суда на основании  заявления прокурора.

Орган, регистрирующий общественные объединения, вправе подать заявление  в суд о приостановлении деятельности общественных объединений после  двух письменных предупреждений, если эти предупреждения не были обжалованы в суд в установленном законом порядке или не признаны судом как основанные на законе.

В случае приостановления  деятельности общественного объединения  на срок, установленный решением суда, приостанавливаются его права как  учредителя средств массовой информации; ему запрещается организовывать собрания, митинги, демонстрации и другие публичные мероприятия; принимать  участие в выборах; использовать банковские вклады, за исключением  расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных его действиями, и  уплате штрафов.

Если в течение установленного срока общественное объединение  устраняет нарушение, послужившее  основанием для приостановления  его деятельности, то после окончания  указанного срока общественное объединение  вправе возобновить свою деятельность Комментарий к статье

Другое не маловажное условия  является право граждан на объединение, предусмотренное  статьей 30 Конституции РФ. Данное право означает беспрепятственную возможность граждан объединяться по интересам и целям. Оно препятствует узурпации власти государством, одним человеком или узкой группой лиц.

Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах (ч.1 ст.22) и Европейской конвенции  о защите прав человека и основных свобод (ст.11) каждый человек имеет  право на свободу ассоциаций с  другими, включая право создавать  профсоюзы и вступать в них  для защиты своих интересов. В  соответствии с Всеобщей декларацией  прав человека никто не может быть принужден вступать в какую-либо ассоциацию (ч.2 ст.20).

Свобода деятельности общественных объединений, ее гарантирование, как  и ограничение, также осуществляются согласно принципам и нормам международного права.

В ч.2 ст.22 Международного пакта  о гражданских и политических правах говорится, что пользование  правом на свободу ассоциации не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом  и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, для защиты прав и свобод других лиц. Возможно лишь введение законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции.

Право на объединение базируется на принципах добровольности, равноправия  членов и других участников объединения, самоуправления, законности, гласности. Важнейшей формой объединения является политическая партия (см. комментарий  к ст.13). Общественные объединения  свободны в определении своей  внутренней структуры, целей, форм и  методов своей деятельности. Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах – общедоступной.

Свобода деятельности общественных объединений во многом определяется их взаимоотношениями с государством, его органами и должностными лицами. В соответствии с Федеральным  законом «Об общественных объединениях»  от 19 мая 1995г. государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов  общественных объединений, оказывает  поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых  и иных льгот и преимуществ. Государственная  поддержка может выражаться в  виде целевого финансирования отдельных  общественно полезных программ; заключения договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг; социального  заказа на выполнение государственных  программ неограниченному кругу  общественных объединений на конкурсной основе и т. д. (См.: Закон РФ о некоммерческих организациях от 12 января 1996г.)

Вмешательство органов государственной  власти и их должностных лиц в  деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство  общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных  данным Федеральным законом.

Информация о работе Оппозиция в России