Основные принципы закона РФ «Об образовании»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 17:36, реферат

Описание работы

Известная традиционная модель образования практически всегда представляет собой простую трансляцию культуры, притом, как правило - некоторой моно - культуры, господствующей в данном обществе и государстве в определенное время. Основным смыслом такого образования обычно является обучение, понимаемое как простое усвоение учащимися некоторой суммы накопленных человечеством в различных областях, и, в значительной степени - разрозненных знаний, с целью подготовки специалиста, готового включиться в существующие социально-экономические институты и комплексы.

Содержание работы

Введение
1. Образовательные программы.
2. Государственные образовательные стандарты.
3. Традиционная система образования в Российской Федерации.
4. Принципы государственной политики Российской Федерации в области образования определены ст. 2 Закона РФ «Об образовании».
5. Законодательство Российской Федерации в области образования.
6. Задачами законодательства Российской Федерации в области образования являются.
7. Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования.
8. Основные положения “Закона об образовании”.
Список литературы

Файлы: 1 файл

педагогика 24.10.12.docx

— 40.97 Кб (Скачать файл)

 

«ЛЕНИНГРАДСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИМЕНИ  А.С.ПУШКИНА»

ЗАПОЛЯРНЫЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине педагогика

на тему: Основные принципы закона РФ «Об образовании».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка группы Л2-12

                                           Исмаилова Наргиз Тарбизовна

                                               Преподаватель: Богодухова. М.Г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НОРИЛЬСК

2012

 

Введение

  1. Образовательные программы.
  2. Государственные образовательные стандарты.
  3. Традиционная система образования в Российской Федерации.
  4. Принципы государственной политики Российской Федерации в области образования определены ст. 2 Закона РФ «Об образовании».
  5. Законодательство Российской Федерации в области образования.
  6. Задачами законодательства Российской Федерации в области образования являются.
  7. Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования.
  8. Основные положения “Закона об образовании”.

Список литературы

 

Введение

Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, его прав и свобод, провозглашает  как одно из неотъемлемых право каждого  на образование. Это соответствует  принципу, изложенному в принятой ООН Декларации прав ребенка: «Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развивать свои способности и личное суждение, чувство моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества».

Растущий интерес к  вопросу образования носит закономерный характер, отражая тенденции общемирового цивилизационного процесса. Известная  традиционная модель образования практически  всегда представляет собой простую  трансляцию культуры, притом, как правило - некоторой моно - культуры, господствующей в данном обществе и государстве в определенное время. Основным смыслом такого образования обычно является обучение, понимаемое как простое усвоение учащимися некоторой суммы накопленных человечеством в различных областях, и, в значительной степени - разрозненных знаний, с целью подготовки специалиста, готового включиться в существующие социально-экономические институты и комплексы. 

Традиционная  система образования в Российской Федерации. 

Федеральные государственные  образовательные стандарты - один из основных инструментов реализации конституционных  гарантий права человека и гражданина на образование. Установление федеральных  государственных образовательных  стандартов представляет собой конституционную  норму. В ст. 43 Конституции России, содержащей в себе гарантии права  на образование, говорится: «Российская  Федерация устанавливает федеральные  государственные образовательные  стандарты, поддерживает различные  формы образования и самообразования».

Введение государственного образовательного стандарта соответствует  также ст. 13 Международного пакта  об экономических, социальных и культурных правах. В контексте прав человека образовательный стандарт является документом, который создает важные условия осуществления права  на образование и который по своему содержанию должен соответствовать  как правам ребенка, так и правам лиц, занимающихся образовательной  деятельностью. Государственные образовательные  стандарты вводятся в систему  нормативно-правового обеспечения  развития образования на основе закона Российской Федерации «Об образовании».

Образовательные стандарты  выступают как важнейший нормативный  правовой акт Российской Федерации, устанавливающий систему норм и  правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, реализующем основные образовательные  программы. В основе стандарта лежит  общественный договор – новый  тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует  права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений основан  на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в  формировании и реализации политики в области образования, что с  необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей).

Таким образом, стандарт приобретает  характер конвенциональной нормы. С  принятием стандарта не только государство  может требовать от ученика соответствующего образовательного результата. Важно  и то, что ученик и его родители вправе требовать от школы и государства  выполнения взятых ими на себя обязательств. В этом контексте стандарт — средство обеспечения планируемого уровня качества образования. Будучи стабильным в течение  определенного диапазона времени, он в то же время динамичен и открыт для изменений, отражающих меняющиеся общественные потребности и возможности системы образования по их удовлетворению. Стандарты способны одновременно обеспечить преемственность и обновление системы образования лишь в случае, если они основаны на получивших широкое признание в России и в мире психологических и педагогических подходах и идеях.

Именно фундаментальность  подходов обеспечивает многообразие и  гибкость конкретных решений. Стратегическая задача развития школьного образования  в настоящее время заключается  в обновлении его содержания, методов  обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов. Особенностью сегодняшнего этапа развития России является то, что происходящие в  стране социально-экономические преобразования совпали по времени с общемировыми тенденциями перехода от индустриального к информационному обществу. Основные причины, выдвигающие задачу развития образования в центр государственной образовательной политики, - это поворот к личности обучаемых (развитие личности - смысл и цель современного образования) и развитие процессов глобализации. Для России как части мирового сообщества это еще и новые требования формирующегося информационного общества к системе образования.

Решение этой задачи требует  обеспечения инновационного сценария развития страны на долгосрочную перспективу. Эти во многом принципиально новые  требования обусловлены изменениями  сложившихся ранее представлений  о сущности готовности человека к  выполнению профессиональных функций  и социальных ролей, инновационному поведению и т. д.

В настоящее время деятельность человека все больше становится принципиально  инновационной. Существенно сокращается  значимость и сужается круг репродуктивной деятельности, связанной, как правило, с использованием традиционных технологий, растет инновационная активность человека во всех областях его деятельности. Эти процессы и тенденции могут  получить дальнейшее эффективное развитие только в условиях становления инновационной  системы образования — системы, ориентированной на новые образовательные  результаты.

Создание стандартов первого  поколения было вызвано потребностями  решения актуальных в то время  задач: обеспечения нормативно-правового  регулирования содержания и результатов  школьного образования в условиях возникшей в начале 90х годов. В ситуации многообразия образовательных систем, реальная угроза развала единого образовательного пространства страны определила основное назначение стандартов того времени — сохранение единого базового ядра образования в российских школах за счет введения инвариантного минимально допустимого (достаточного) уровня содержания и требований к подготовке выпускников.

Эту задачу стандарты первого  поколения выполнили. Но вместе с  тем они (во многом невольно и вопреки  самой идеологии их создания) стали  фактором не столько стабилизации, сколько консервации школьного  образования, направленного на реализацию прежних целей и задач школы, в условиях отсутствия внятной идеологии  ее развития. Это и создало те противоречия, которые стали причиной их неприятия со стороны части  общественности, ряда учителей, рассматривавших  все версии стандартов первого поколения  как тормоз в развитии инновационных  процессов в школьном образовании.

Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные  проблемы; жизнь в условиях поликультурного  общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности. Признаком  времени является повышенная профессиональная мобильность. Современному человеку в  течение жизни приходится неоднократно менять сферу занятости и осваивать  новые профессии. Это привело  к тому, что на смену ведущего при построении и развитии образовательных  систем лозунга «Образование для  жизни» пришел лозунг «Образование на протяжении всей жизни».

На первый план выходит  важнейшая социальная деятельность — обеспечение способности системы  образования гибко реагировать  на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного  устройства. Важнейшее значение приобретают  социальные эффекты, производимые образованием, — эффекты консолидации общества и формирования гражданской идентичности (национальной, общероссийской, общечеловеческой), снижение рисков социально-психологической  напряженности между различными этническими и религиозными группами населения, эффекты социального  «лифта» и социального «миксера»  и достижения социального равенства  отдельных личностей с разными стартовыми возможностями.

Таким образом, Государственный  стандарт общего образования – это  нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников  образовательных учреждений, а также  основные требования к обеспечению  образовательного процесса (в том  числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению).

Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение:

1.  равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования;

2.  единства образовательного пространства в Российской Федерации;

3.  защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;

4.  преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования;

5.  социальной защищенности обучающихся;

6.  социальной и профессиональной защищенности педагогических работников;

7.  прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений;

8.  основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.

Государство гарантирует  общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных  учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.

Государственный стандарт общего образования является основой:

1.  разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам;

2.  объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений;

3.  объективной оценки деятельности образовательных учреждений;

4.  определения объема бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории Российской Федерации;

5.  установления эквивалентности (нострификации) документов об общем образовании на территории Российской Федерации;

6.  установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений.

Государственный стандарт общего образования включает три компонента:

1.  федеральный компонент — устанавливается Российской Федерацией (отводится не менее 75 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ общего образования);

2.  региональный (национально-региональный) компонент — устанавливается субъектом Российской Федерации (отводится не менее 10 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ общего образования);

3.  компонент образовательного учреждения — самостоятельно устанавливается образовательным учреждением (отводится не менее 10 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ общего образования).

Начиная с 2001 года, когда  был начат эксперимент по переходу на 12-тилетнее обучение, был введён 4-ый компонент - ученический: консультации, двигательные занятия и т.д. Но они  не относятся к максимальной учебной  нагрузке, поэтому являются необязательными  для учеников.

В соответствии с решением Правительства Российской Федерации  в 2005 году начата разработка стандарта  общего образования второго поколения. Образовательная система – государственный  заказ и основным исполнителем проекта  по разработке стандарта общего образования  является Российская академия образования. Коллектив разработчиков состоит  из семнадцати групп, возглавляемых  известными учеными Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО), каждая из которых отвечает за конкретное направление работы.

Информация о работе Основные принципы закона РФ «Об образовании»