Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 09:32, курсовая работа
Банкротство - неизбежное явление любого современного рынка, который использует несостоятельность в качестве рыночного инструмента перераспределения капиталов и отражает объективные процессы структурной перестройки экономики. Актуальность и практическая значимость темы реферата обусловлены рядом причин.
Во-первых, в настоящее время, в российской экономике ключевой проблемой является кризис неплатежей, и добрую половину предприятий следовало уже давно объявить банкротами, а полученные средства перераспределить в пользу эффективных производств, что, несомненно бы, способствовало оздоровлению российского рынка.
Введение………………………………………………………………......3
1. Теоретические и правовые основы банкротства предприятий……..5
1.1 Понятие банкротства…………………………………………………5
1.2 Достоинства и недостатки банкротства…………………………….6
1.3 Признаки и виды банкротства……………………………………….8
2.Процедура банкротства в соответствии с российским законодательством……………………………………………………...10
2.1 Предпосылки возникновения банкротства и основные причины банкротства……………………………………………………………...21
3.Сравнительная характеристика методов прогнозирования банкротства предприятий и оценка их эффективности………………25
3.1 Пути выхода предприятия из кризисного состояния……………..34
Заключение……………………………………………………………...38
Список использованной литературы…………
- внешнее управление - действия арбитражного управляющего по восстановлению платежеспособности должника. Срок внешнего управления до 12 месяцев и может быть продлен еще на 6 месяцев. На период внешнего управления устанавливается мораторий на удовлетворение требований кредиторов, имевших место на день возбуждения су дом дела о банкротстве (текущие обязательства исполняются в общем порядке), прекращаются полномочия органов управления должника, снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, руководитель должника отстраняется от осуществления распорядительных функций. Внешний управляющий: устанавливает размер требований кредиторов и осуществляет управление предприятием-должником самостоятельно распоряжаясь имуществом должника, но крупные сделки (свыше 20% балансовой стоимости активов должника) осуществляет только с согласия собрания (комитета кредиторов; не позднее месяца разрабатывает план внешнего управления и представляет его собранию (комитету) кредиторов на утверждение (план внешнего управления может предусматривать продажу предприятия-должника с целью удовлетворения требований кредиторов на торгах или части имущества); перед окончанием срока внешнего управления собрание (комитет кредиторов утверждает отчет арбитражного управляющего перед представлением его суду и решает вопрос об обращении в суд с ходатай ством о продлении срока управления или введении конкурсного производства, если платежеспособность должника восстановлено, то собрание принимает решение о начале расчета с кредиторами;
- конкурсное производство - завершающая процедура банкротства, в ходе которой прекращается производственная деятельность предприятия, увольняются его работники, реализуется имущество и производятся расчеты с кредиторами, срок конкурсного производств год и может быть продлен судом на срок до 6 месяцев. С момента введения конкурсного производства: прекращается мораторий на удовлетворение требований кредиторов, прекращается начисление штрафов, неустоек, пени и иных финансовых санкций по обязательствам должника; снимаются ранее наложенные аресты, органы управления должника отстраняются от распоряжения имуществом, если это не произошло ранее; конкурсный управляющий оценивает имущество должника, формирует конкурсную массу (имущество, изъятое из оборота передается соответствующим органам, жилой фонд - муниципальному образованию), реализует имущество должника, производит расчеты с кредиторами, после чего представляет суду отчет о конкурсном производстве, после чего суд выносит определение о завершении конкурсного производства, являющееся основанием для исключения предприятия- должника из государственного реестра (определение в 10 - дневный срок представляется в орган, осуществляющий госрегистрацию);
- мировое соглашение заключается между кредиторами и должником на любой стадии дела о банкротстве (по решению большинства голосов от общего числа кредиторов плюс все кредиторы, обязательства которых обеспечены залогом) в письменной форме и должно содержать положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника или о прекращении обязательств должника по основаниям, предусмотренным ГК РФ. Мировое соглашение может быть принято только после удовлетворения требований кредиторов 1 и 2 очереди и подлежит утверждению судом. Утверждения мирового соглашения судом является основанием для прекращения производства деле о банкротстве. На собрании кредиторов право голоса имеют конкурсные кредиторы – кредиторы по денежным обязательствам, исключая кредиторов по которым должник несет обязательства по возмещению вреда здоровью и жизни. На первом собрании кредиторов право голоса имеют налоговые и иные уполномоченные органы (на последующих не имеют), представитель должника, представитель работников, временный управляющий право голоса на первом собрании кредиторов не имеют.
Очередность удовлетворения требований кредиторов при банкротстве:
1. Требования по возмещению
вреда здоровью и жизни
2. Заработная плата, выходные пособия, авторские гонорары;
3. Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом;
4. Обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды;
5. Требования иных кредиторов.
Закон предоставляет должнику
возможность добровольно
Закон устанавливает упрощенные процедуры банкротства:
- банкротство ликвидируемого должника - упрощенная процедура
банкротства, при котором сразу открывается конкурсное производство причем,
конкурсным управляющим может быть назначен председатель ликвидационной
комиссии, а кредиторам предоставляется 1 месяц для предъявления своих требований к ликвидируемому должнику;
- банкротство отсутствующего должника - суд в 2-х недельный срок принимает решение о признании его банкротом и об открытии конкурсного производства; при обнаружении имущества такого предприятия в ходе конкурсного производства сумма от его реализации направляется на покрытие судебных расходов, выплату вознаграждения конкурсному управляющему и на удовлетворение требований кредиторов. В отношении граждан применяются конкурсное производство, мировое соглашение. Решение суда о признании гражданина банкротом исполняет судебный пристав. Суд имеет право при принятии заявления о признании гражданина банкротом наложить арест на его имущество, в конкурсную массу не может быть включено имущество, на которое по ГПК РФ не может быть обращено взыскание. Требования кредиторов о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве. При повторной процедуре банкротства в течение 5 лет банкрот- гражданин не освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов по обязательным платежам. Между 1 и 2 производствами по делам о банкротстве должно пройти не менее 5 лет. Если индивидуальный предприниматель признан банкротом, то он не может быть зарегистрирован вновь в качестве предпринимателя в течение 1 года. Исковое заявление о признании банкротом фермерского хозяйства может подать глава хозяйства с письменного согласия всех членов хозяйства, внешнее управление хозяйством вводится судом, если есть возможность за счет реализации урожая, который будет собран, удастся погасить требования кредиторов, причем, внешним управляющим может быть лицо, не имеющее лицензии арбитражного управляющего Имущество фермерского хозяйства в ходе конкурсного производства может быть продано только по конкурсу, условием которого является сохранение целевого назначения с/х объектов. Особенностью банкротства страховых организаций является участие в деле Страхнадзора. Продажа имущественного комплекса страховой организации в ходебанкротства может быть осуществлена только страховой организации согласной принять на себя все договоры страхования, по которым страховой случай не наступил до момента признания страховой организации банкротом.
Очередность удовлетворения требований кредиторов страховой организации:
1. Требования кредиторов
по договорам обязательного
2. Требования кредиторов
по иным договорам
3. Требования иных кредиторов-
4. Требования прочих кредиторов.
К рассмотрению дела по признанию банкротом профессионального участника рынка ценных бумаг привлекается ФКРЦБ. Арбитражным управляющим по такому предприятию назначается лицо, имеющие лицензию арбитражного управляющего на аттестат профессионального участника рынка ЦБ, выдаваемый ФКРЦБ. При банкротстве градообразующих предприятий к участию в деле привлекается орган местного самоуправления, по его ходатайству суд вправе ввести внешнее управление и продлить его срок. Обязательным условием при продаже имущества такого предприятия является выставление на продажу на первых торгах (по ходатайству органа местного самоуправления торги должны проводиться в форме конкурса предприятие как единого имущественного комплекса). Признаками банкротства кредитных организаций является их не способность в течение месяца удовлетворить требования кредиторов по обязательным платежам с момента наступления даты их исполнения. Процедуры банкротства кредитных организаций: наблюдение и конкурсное производство. С исковым заявлением о признании кредитной организации банкротом кроме вышеперечисленных лиц может Центробанк РФ Лицо, назначаемое арбитражным управляющим кредитной организации, должно иметь соответствующий аттестат Центробанка РФ. При банкротстве банков в первую очередь удовлетворяются требования кредиторов - физических лиц по договорам банковского счета и вклада и обязательства из возмещения вреда. На учредителей банка, виновных в доведении банка до банкротства, возлагает субсидиарная ответственность. Для исключения кредитной организации из Книги государственной регистрации, включая случаи признания ее банкротом, необходимо представить перечень документов, содержащихся в Указании ЦБ РФ N 408-У от11.11.93r.
Субъекты естественных монополий топливно-энергетического комплекса считаются имеющими признаки банкротства, если не могут в течение 6 месяцев со даты наступления исполнения не могут удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам и сумма кредиторской задолженности превышает балансовую стоимость имущества организации-должника, в том числе права требования. Лицо, назначаемое арбитражным управляющим, кроме лицензии, должно иметь аттестат Федеральной службы в области топливно-энергетического комплекса и опыт работы в соответствующих организациях топливно-энергетического комплекса. Срок внешнего наблюдения - не более 18 месяцев, при внешнем управление продажа предприятия и части его имущества запрещена. При конкурсном производстве предприятие выставляется на торги в форме конкурса единым лотом, причем покупатель должен иметь лицензию на осуществление деятельности по профилю предприятия банкрота, сохранить целевое на значение предприятия и принятие обязательств по договорам энергоснабжения, транспортировки (распределения) газа или нефтепродуктов. На действия арбитражного управляющего кредиторы имеют право подать жалобу в суд, в производстве которого находится дело о банкротстве о нарушении их прав и интересов, включая споры по размеру денежных требований кредиторов, которые суд рассматривает в 2-х недельный срок, как и заявления арбитражных управляющих о рассмотрении разногласий, возникших между ними и кредиторами. До процедуры банкротства могут применяться меры оздоровления предприятий и предупреждения банкротства, например, в виде санации (предоставление финансовой помощи, достаточной для погашения денежных обязательств и обязательных платежей собственником предприятия, учредителями, кредиторами), по кредитным организациям (кроме санации, изменение структуры активов и пассивов, организационной структуры), Центробанк РФ имеет право назначить Временную администрацию, к которой переходит управление кредитной организацией, на срок не более 6 месяцев. Проведение государственной политики по предупреждению банкротства и обеспечению условий реализации процедур банкротства осуществляет Федеральная служба РФ по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, которая действует на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ N 537 от 1.06.98г. Служба осуществляет лицензирование конкурсных управляющих, их подготовку, представляет по запросу суда заключения о наличии признаков фиктивного банкротства, представляет интересы кредиторов по платежам в федеральный бюджет и внебюджетные фонды и иные функции. В целях предупреждения банкротства Федеральная служба по не состоятельности (банкротству) ежегодно до 15 марта направляет предприятиям, включенных в перечень организаций подлежащих финансовому мониторингу уведомление о проведении мониторинга и сроках предоставления службе необходимых для этого документов. В такой перечень включаются организации, входящие в число 100 крупнейших компаний РФ по рыночной стоимости; организаций с численностью свыше 10 000 человек; субъектов естественных монополий; градообразующих предприятий, имеющих фактическую численность свыше 1 000 человек (распоряжение ФСДН N 13-р от 13.03.99г.)
Постановлением
Указом Президента N 199 от 14.02.96г. установлена обязан ность судебных
приставов обращать взыскание
на недвижимость по исполнительным листам
только в третью очередь (после не
участвующих в производстве имущества
и готовой продукции) и после
уведомления ФСДН и ГНИ, ФСДН имеет
возможность возбудить в суде
дело о банкротстве предприятия-
2.1 Предпосылки возникновения банкротства основные причины банкротства
С позиций финансового
менеджмента банкротство
Факторы принято делить на внутренние, имеющие место внутри предприятия и связанные с ошибками и упущениями руководства и персонала, и внешние, возникающие вне предприятия и обычно находящиеся вне сферы его влияния.
Как показывает практика, причины
задолженности часто носят
Основные причины
К причинам банкротства относятся:
влияние внешних факторов макросреды, которые подразделяются на:
· экономические: кризисное состояние экономики страны, общий спад производства, инфляция, нестабильность финансовой системы, рост цен на ресурсы, изменение конъюнктуры рынка, неплатежеспособность и банкротство партнеров.
Одной из причин несостоятельности
субъектов хозяйствования может
быть неправильная фискальная политика
государства. Высокий уровень