Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 23:01, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть основные характерные черты бизнес - этикета в России. Рассмотреть историю развития делового этикета в российском менеджменте и его среде. Найти необходимый инструментарий для анализа и решения этических проблем деловой жизни.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы понятия делового этикета в организационной структуре менеджмента 5
1.1 Анализ понятия деловой этикет менеджмента, его структура и эффективность 5
1.2 История и принципы делового этикета 9
Глава 2. Деловая этика и ее развитие в России 12
2.1 История развития делового этикета в России 12
2.2 Особенности деловой этики менеджмента в России... 14
2.3 Деловая культура современного российского общетва 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
Санкт-Петербургский государственный университет
Экономический факультет
КУРСОВАЯ РАБОТА
по направлению 080100 -«Экономика»
На тему: «Деловой этикет в российской бизнес - среде»
Выполнил:
бакалавриант 1курса, 122 группы
Лакшин Анатолий Михайлович
/Подпись/
Научный руководитель:
к. э. н., доц. В. П. Кайсарова
Кайсарова Валентина Петровна
/Подпись/
Санкт-Петербург
2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня, в условиях существования постиндустриального общества, экономическую и политическую жизнь страны практически невозможно представить без делового этикета. Экономика и управление относятся к фундаментальным характеристикам жизни общества. При этом экономика создает фундаментальные основы жизнедеятельности. Управление обеспечивает функционирование экономики. Самой важной составляющей российской современной экономики является предпринимательство, которое основано на личном интересе и частной собственности владельца предприятия. Всем известно, что цивилизованное предприятие не может существовать без соблюдения и контроля, определенных правил, составленных с помощью таких моральных норм, как порядочность, уважение к партнеру и деликатность.
Информационной базой работы на заданную тему являются труды отечественных и зарубежных ученых: Семенова А. К., Маслова Е. Л., Петрушин Ю. Ю., Борисов В. К., Гоулман Д., и других, а также данные периодической печати и сети интернет.
Цель работы - рассмотреть основные характерные черты бизнес - этикета в России. Рассмотреть историю развития делового этикета в российском менеджменте и его среде. Найти необходимый инструментарий для анализа и решения этических проблем деловой жизни.
Для достижения поставленной цели и получения результата решались следующие задачи:
Объектом исследования данной работы является деловой этикет в российской бизнес среде.
Предметом исследования - процессы становления делового этикета менеджмента, как научной дисциплины.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. Курсовая работа изложена на 25 страницах машинописного текста, содержит 1 рисунок и 1таблицу.
В первой главе «Теоретические основы понятия делового этикета в организационной структуре» рассмотрены анализ понятия деловой этикет в менеджменте и история и принципы делового этикета. Во второй главе «Деловая этика и ее развитие в России» охарактеризовано развитие делового этикета в России, анализированы этические нормы деловых связей и деловых отношений в России и деловая культура современного российского общества.
Глава 1. Теоретические основы понятия делового этикета в организационной структуре менеджмента
Термин «менеджмент» достаточно прочно вошел в нашу жизнь. Вместе с ним очень часто используются такие понятия как «управление» и «самоуправление».
На сегодняшний день в мире определяется несколько сотен определений «менеджмента». Современные взгляды на сущность менеджмента можно разделить на теоретические и практические подходы. В теории менеджмента рассматривается в самом широком смысле, включая организационную культуру, искусства руководства и лидерства, управляющий персонал организаций. При практическом подходе менеджмент содержит конкретные способы, методы, технологии и приемы, используемые руководителями и менеджерами для управления производственными процессами, персоналом и организацией в целом.1
Мы живем в организованном мире. Организации той или иной формы и структуры являются необходимой частью нашего общества и служат многим потребностям. Принятие решений и действия менеджеров в организациях оказывают все возрастающее влияние на отдельных людей, другие организации и общество в целом. Организации играют в нашей жизни важную роль, которая неуклонно повышается по мере роста крупных компаний и отделения собственности от управления. Поэтому очень важно понять, как функционируют организации, и оценить то всеобъемлющее влияние, которое они оказывают на поведение людей.
Деловой этикет - один из наиболее сложных и, возможно, наименее понятых академических элементов современного общего менеджмента, но так как он касается поведения людей в организациях, это также один из наиболее важных элементов. Он включает как индивидуальное, так и групповое поведение, что делает его существенным элементом в разрешении сложных проблем, возникающих в современном деловом мире.2
Этикет менеджмента как область знаний занимается изучением поведения людей в определенной организационной обстановке. Он включает понимание предсказание и контроль поведения людей. Общие определения организационного поведения вырабатываются в рамках изучения и понимания индивидуального и группового поведения, структуры организации. Все это помогает повысить эффективность деятельности последней.
Деловой этикет нельзя изучать обособленно. Необходимо понять взаимосвязь с другими переменными, которые в сочетании и составляют организацию. Это неизбежно включает рассмотрение взаимосвязей формальной структуры, задач технологий и методов выполнения работы, процесса управления и окружающей среды.
Поэтому изучение делового этикета охватывает:
Рассмотрим факторы, влияющие на поведение людей в организациях (Рис. 1).
Рисунок 1. Факторы, влияющие на поведение в организации
Источник: Лори М. Менеджмент и организационное поведение.- М.,2003 – С. 29.
Элементы базовой структуры, перечисленные выше, отражают ряд взаимосвязанных параметров – индивид, группа, организация и среда, - которые в совокупности влияют на поведение людей в организации (рис 1).
Индивид. Организации состоят из индивидов. Индивид – центральная фигура организационного поведения и участник любой поведенческой ситуации, действует ли он обособленно или как часть группы в ответ на ожидания организации или вследствие влияния внешней среды. Там, где индивидуальные потребности не совместимы с запросами организации, возникают фрустрация (психологическое состояние разочарованности) и конфликт. Задача менеджеров состоит в том, чтобы обеспечить условия труда, которые удовлетворяли бы индивидуальные потребности и соответствовали целям организации.
Группа. Группы существуют в любой организации и имеют решающее значение для ее деятельности. Организация состоит из групп людей, и почти каждый в ней является членом одной или более групп. Неформальные группы возникают на основе социальных потребностей людей в рамках организации. Люди в группах по-разному влияют друг на друга. Группы могут формировать собственные иерархии, выдвигать лидеров и значительно воздействовать на поведение своих отдельных членов. Понимание структуры и поведения группы поможет переосмыслить индивидуальное поведение и по-новому взглянуть на организационное поведение.
Организация. Индивиды и группы взаимодействуют в рамках структуры формальной организации. Эта структура создается менеджментом с целью установления отношений между индивидами и группами, обеспечения порядка и ориентации усилии организации на целенаправленные действия. Именно посредством такой формальной структуры люди осуществляют организационную деятельность, достигая определенных целей и решая конкретные задачи. На их поведение воздействуют структура организации, технологии, стили лидерства и система менеджмента, призванная планировать, направлять и контролировать организационные процессы. Таким образом, основное внимания будет уделяться влиянию организационной структуры и специфики управления на поведение людей в организации.
Среда. Организация функционирует в рамках широкой внешней среды, частью которой она сама и является. Окружающая среда воздействует на организацию, например, через технологические и научные достижения, экономическую деятельность, социальные и культурные влияния, государственную политику. Результаты работы организации в условиях той или иной среды определяются качеством управления возможностями и рисками, а также успешностью достижения целей и решения задач. Возрастающая скорость изменения параметров окружающей среды обусловливает необходимость изучения как организации в целом, так и процессов, с помощью которых она пытается адаптироваться к внешним условиям.3
В серии публикаций «Financial Times Mastering Management» Вуд (Wood, J.) в дискуссии по поводу сущности организационного поведения утверждает, что то, как люди ведут себя в организационной среде, должно расцениваться как ключ к целой области менеджмента.4
«Является ли важным изучение поведения в организациях? Думается, это жизненно необходимо. Организационное поведение в обучении бизнесу стало тем же, чем являются социальные и гуманитарные науки и искусства для полноценного университетского образования. Чем более специализированно обучение менеджера, тем важнее становится знание организационного поведения.
Это, возможно, единственная область, которая может привнести коллективную мудрость в процесс принятия решений менеджерами. Однако эта задача отнюдь не проста».
В условиях сложной современной экономической ситуации, характеризующейся жесткой конкуренцией на мировых рынках, деятельность каждой организации должна быть максимально эффективной. Каждый сотрудник несет свою долю ответственности за обеспечение эффективности организации в целом. От достижения целей и выполнения задач, в конечном счете, зависит успех или даже само выживание и будущее организации.
Однако оценить эффективность или успех организации - непростая задача. Она требует тщательного анализа структуры организации и изменений, вызванных вмешательством людей. Критерии измерения эффективности могут существенно различаться в разных типах организаций. Успех также может оказаться кратковременным, и преуспевающие сегодня организации могут стать менее успешными в будущем.
Из опыта изучения хорошо зарекомендовавших себя организаций в Америке и Европе можно сделать очень важный вывод: высокая производительность труда достигается за счет эффективного управления людьми, их преданности и сопричастности целям организации. Согласно лорду Сиффу (Sieff) (бывшему председателю правления и главному исполнительному директору компании Marks & Spencer), создание хороших взаимоотношений и эффективный менеджмент - два аспекта одной и той же проблемы.5
Благодаря менеджменту усилия членов организации координируются и направляются на достижение организационных целей. Деловой этикет в менеджменте неотъемлемая часть успешной деятельности организации. Он является краеугольным камнем организационной эффективности и связан с осуществлением комплекса мероприятий, направленных на обеспечение беспрепятственного протекания организационных процессов и выполнения работы.
1.2 История и принципы делового этикета
Сколько существует человеческое общество, столько оно старается регулировать, оказывать воздействие, влиять на поступки и поведение отдельных личностей.
Формы регулирования поведения человека различны. К ним относятся:
Устои жизни общества, выражающиеся в различных формах - в форме правовой, моральной традиционной и пр. - послужили основой той суммы норм, стандартов, рекомендаций, требований, предъявляемых к поведению и поступкам людей, которую принято называть этикетом.6
В современном обществе практически никакие дипломатические, политические, культурные, экономические и прочие отношения не могут быть свободны от норм этикета.
Этикет - французское слово, означающее манеру, способ вести себя в обществе.
Современные исследователи жизни общества и историки утверждают, что родиной этикета является Италия XIV века, которая не только отличалась от варварской Англии, Германии и даже Франции уважением к силе, богатству и родовитости, но также полагала обязательным наличие у богатых и знатных людей приятных манер, любезного обхождения, умения вести себя в обществе. Более того, весьма желательным считалась также образованность. Исторически этикет возник, прежде всего, во дворцах, поэтому и был назван дворцовым или государственным.7
Естественным образом нормы поведения государей при встречах, развиваясь, дали жизнь дипломатическому этикету, поскольку дипломаты при переговорах выражали государственную точку зрения.
Самым последним появился - деловой этикет.
Информация о работе Деловой этикет в российской бизнес - среде