ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
темы курсовой работы состоит в том, что малое и среднее
предпринимательство играет существенную
роль в развитии экономики страны.
Развитие малого и среднего
предпринимательства обеспечивает формирование
рыночной структуры экономики, именно
предприятие предоставляет рабочие места,
выплачивает заработную плату, тем самым
участвует в осуществлении государственных
социальных программ. Благосостояние
общества в целом и приумножение национального
богатства во многом зависит от того, насколько
эффективно осуществляет свою хозяйственную
деятельность каждое предприятие.
Поддержка государства малого
и среднего предпринимательства повышает
благосостояние населения.
Поддержка субъектов малого
и среднего предпринимательства –деятельность
органов государственной власти Российской
Федерации, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления и функционирование
инфраструктуры поддержки субъектов малого
и среднего предпринимательства, направленные
на реализацию мероприятий, предусмотренных
федеральными программами развития субъектов
малого и среднего предпринимательства,
региональными программами развития субъектов
малого и среднего предпринимательства
и муниципальными программами развития
субъектов малого и среднего предпринимательства.
Малый и средний бизнес играет
важную роль в экономике, как инструмент
регулирования экономических отношений
между отдельными секторами и сферами
экономики, различными группами населения.
Государственная политика в
области развития малого и среднего предпринимательства
в Российской Федерации является частью
государственной социально - экономической
политики и представляет собой совокупность
правовых, политических, экономических,
социальных, информационных, консультационных,
образовательных, организационных и иных
мер, осуществляемых органами государственной
власти Российской Федерации, органами
государственной власти субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления
и направленных на обеспечение реализации
целей и принципов, установленных настоящим
Федеральным законом.
Степень
изученности темы характеризуется определенным
количеством научных трудов по ней, имеющих
важное методологическое значение. Наиболее
полно и подробно тема малого предпринимательства
раскрыта в трудах: М.Г. Лапусты, Ю.Л. Старостина1, В.Д. Грибова, В.З. Черняка2.
Таким образом, на основании
актуальности и степени изученности можно
сформулировать основную проблему исследования.
Проблема данной курсовой работы обусловлена
наличием противоречий между необходимостью
поддержки малого и среднего предпринимательства
и недостаточной теоретической разработанностью
данной проблемы.
Объектом курсовой работы является малое
и среднее предпринимательство.
Предмет – государственная поддержка
малого и среднего предпринимательства
в Российской Федерации.
Цель – разработать рекомендации
по совершенствованию государственной
поддержки малого и среднего предпринимательства
в Белгородской области.
Для достижения
этой цели обозначены следующие задачи:
- Раскрыть теоретические основы
государственной поддержки малого и среднего
предпринимательства;
- Выявить основные направления
государственной поддержки и регулирования
малого и среднего предпринимательства в Белгородской области;
- Изучить меры по совершенствованию
государственной поддержки малого и среднего
предпринимательства.
Теоретико
– методологические основы исследования ключевые положения трудов
отечественных и зарубежных ученых по
экономической теории, региональной экономике,
сущности предпринимательских отношений,
современным тенденциям развития малого
бизнеса в России и в странах с развитой
рыночной экономикой. В процессе выполнения
работы были использованы общенаучные
методы: анализ и синтез, структуризация,
обобщение, а также качественный анализ
нормативных документов.
Эмпирической
основой написания курсовой работы
являются нормативно-правовые акты3, внутренние, инструктивные
документы организации.4
Курсовая
работа состоит из введения, трех разделов, заключения,
списка источников и литературы.
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНЕМАТЕЛЬСТВА
В РФ
В настоящее время нормативное
определение понятия предпринимательской
деятельности содержится в пункте 1 статьи
2 ГК РФ. Предпринимательской деятельностью
в соответствии с гражданским законодательством
признается самостоятельная, осуществляемая
на свой риск деятельность, направленная
на систематическое получение прибыли
от пользования имуществом, продажи товаров,
выполнения работ или оказания услуг лицами,
зарегистрированными в этом качестве
в установленном законом порядке.5
Согласно статье 2 ФЗ РФ от
24 июля 2007 года № 209 – ФЗ «О развитии малого
и среднего предпринимательства в РФ»,
нормативное правовое регулирование развития
малого и среднего предпринимательства
в Российской Федерации основывается
на Конституции Российской Федерации
и осуществляется настоящим Федеральным
законом, другими федеральными законами,
принимаемыми в соответствии с ними иными
нормативными правовыми актами Российской
Федерации, законами и иными нормативными
правовыми актами субъектов Российской
Федерации, нормативными правовыми актами
органов местного самоуправления.6
Одним из основных документов,
регулирующих порядок осуществления деятельности
малых и средних предприятий, является Федеральный
закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации»,
принятый 24 июля 2007 года, и ставший нормативно
– правовой основой дальнейшего развития
малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с этим законом
субъектами малого и среднего предпринимательства
являются хозяйствующие субъекты (юридические
лица и индивидуальные предприниматели),
отнесенные в соответствии с условиями,
установленными настоящим Федеральным
законом, к малым предприятиям, в том числе
к микро – предприятиям, и средним предприятиям.7
К субъектам малого и среднего
предпринимательства относятся внесенные
в единый государственный реестр юридических
лиц потребительские кооперативы и коммерческие
организации (за исключением государственных
и муниципальных унитарных предприятий),
а также физические лица, внесенные в единый
государственный реестр индивидуальных
предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую
деятельность без образования юридического
лица (далее - индивидуальные предприниматели),
крестьянские (фермерские) хозяйства,
средняя численность работников которых
за предшествующий календарный год не
должна превышать следующие предельные
значения средней численности работников
для каждой категории субъектов малого
и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот
пятидесяти человек включительно для
средних предприятий;
б) до ста человек включительно
для малых предприятий; среди малых предприятий
выделяются микропредприятия - до пятнадцати
человек.
В соответствии со статьей 4
Федерального закона "О развитии малого
и среднего предпринимательства в Российской
Федерации" Правительство Российской
Федерации постановляет:
1. Установить предельные
значения выручки от реализации
товаров (работ, услуг) за предшествующий
календарный год без учета
налога на добавленную стоимость
для следующих категорий субъектов малого
и среднего предпринимательства:
- микропредприятия - 60 млн. рублей;
- малые предприятия - 400 млн. рублей;
- средние предприятия - 1000 млн.
рублей. 8
Выделяют следующие виды предприятий:9
- Малое предприятие – это фирма, которая не доминирует
в своей области, а хозяин – это независимый
владелец, осуществляющий руководство
малым числом подчинённых в сравнении
с другими фирмами той же отрасли.
- Микро – предприятия относятся к очень
небольшому бизнесу. Они часто включают
единоличного, редко двух собственников,
а также сферу семейного бизнеса. Большинство микро – предприятий имеет незначительный
капитал, обладают ограниченными техническими и бизнес – навыками. При этом большинство
таких предприятий демонстрируют жизнеспособность
малого предпринимательства.
- Средние предприятия проходят
по границе малых и крупных фирм. Как правило,
под средним понимают предприятие, которое
управляется менеджером, находящимся под контролем собственников – акционеров и подпадает под
верхнюю границу предельных значений,
установленных для малого предпринимательства.
Малые и средние предприятия
группируются по ряду признаков, наиболее
распространенным является классификация
по формам собственности, размерам, характеру
деятельности, отраслевой принадлежности,
доминирующему фактору производства,
правовому статусу.10
По формам собственности предприятия
подразделяются на: частные; государственные;
смешанные.
По размерам: малые; средние;
крупные.
По отраслевой принадлежности:
промышленные; сельскохозяйственные;
торговые; транспортные; банковские и
т.д.
По признаку доминирующего
фактора производства: трудоемкие; капиталоемкие;
наукоемкие; материалоемкие.
По характеру деятельности
на: производящие материальные блага;
услуги.
По правовому статусу: индивидуальные предприниматели;
хозяйственные товарищества и общества;
производственные кооперативы; государственные
и муниципальные унитарные предприятия;
некоммерческие организации.
Поддержка субъектов малого и среднего
предпринимательства – деятельность
органов государственной власти Российской
Федерации, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления и функционирование
инфраструктуры поддержки субъектов малого
и среднего предпринимательства, направленные
на реализацию мероприятий, предусмотренных
федеральными программами развития субъектов
малого и среднего предпринимательства,
региональными программами развития субъектов
малого и среднего предпринимательства
и муниципальными программами развития
субъектов малого и среднего предпринимательства.11
В
соответствии с пунктами 2-4 статьи 3 Федерального
закона «О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации»
от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ различают три уровня программ поддержки
субъектов малого и среднего предпринимательства:
- Федеральные программы развития
субъектов малого и среднего предпринимательства – нормативные
правовые акты Правительства Российской
Федерации, в которых определяются перечни
мероприятий, направленных на достижение
целей государственной политики в области
развития малого и среднего предпринимательства,
в том числе отдельных категорий субъектов
малого и среднего предпринимательства,
и осуществляемых в Российской Федерации,
с указанием объема и источников их финансирования,
результативности деятельности федеральных
органов исполнительной власти,
ответственных за реализацию указанных мероприятий;
- Региональные программы развития
субъектов малого и среднего предпринимательства – нормативные
правовые акты органов государственной
власти субъектов Российской Федерации,
в которых определяются перечни мероприятий,
направленных на достижение целей государственной
политики в области развития малого и
среднего предпринимательства, в том числе
отдельных категорий субъектов малого
и среднего предпринимательства, и осуществляемых
в субъектах Российской Федерации, с указанием
объема и источников их финансирования,
результативности деятельности
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, ответственных
за реализацию указанных мероприятий;
- Муниципальные программы развития
субъектов малого и среднего предпринимательства – нормативные
правовые акты органов местного самоуправления,
в которых определяются перечни мероприятий,
направленных на достижение целей в области
развития малого и среднего предпринимательства,
в том числе отдельных категорий субъектов
малого и среднего предпринимательства,
и осуществляемых в муниципальных образованиях,
с указанием объема и источников их финансирования,
результативности деятельности органов
местного самоуправления, ответственных
за реализацию указанных мероприятий.12
Государственная политика в области
развития малого и среднего предпринимательства
в Российской Федерации является частью
государственной социально – экономической
политики и представляет собой совокупность
правовых, политических, экономических,
социальных, информационных, консультационных,
образовательных, организационных и иных
мер, осуществляемых органами государственной
власти Российской Федерации, органами
государственной власти субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления
и направленных на обеспечение реализации
целей и принципов, установленных настоящим
Федеральным законом.
Основными целями государственной политики
в области развития малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации
являются:
1) развитие субъектов малого
и среднего предпринимательства
в целях формирования конкурентной
среды в экономике Российской
Федерации;
2) обеспечение благоприятных условий
для развития субъектов малого
и среднего предпринимательства;
3) обеспечение конкурентоспособности
субъектов малого и среднего
предпринимательства;
4) оказание содействия субъектам
малого и среднего предпринимательства
в продвижении производимых ими
товаров (работ, услуг), результатов
интеллектуальной деятельности
на рынок Российской Федерации
и рынки иностранных государств;
5) увеличение количества субъектов
малого и среднего предпринимательства;
6) обеспечение занятости населения
и развитие самозанятости;
7) увеличение доли производимых
субъектами малого и среднего
предпринимательства товаров (работ,
услуг) в объеме валового внутреннего
продукта;
8) увеличение доли уплаченных
субъектами малого и среднего
предпринимательства налогов в
налоговых доходах федерального
бюджета, бюджетов субъектов Российской
Федерации и местных бюджетов.
Основными принципами государственной
политики в области развития малого и
среднего предпринимательства в Российской
Федерации являются:
1) разграничение полномочий по
поддержке субъектов малого и
среднего предпринимательства между
федеральными органами государственной
власти, органами государственной
власти субъектов Российской
Федерации и органами местного
самоуправления;
2) ответственность федеральных
органов государственной власти,
органов государственной власти
субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления
за обеспечение благоприятных
условий для развития субъектов
малого и среднего предпринимательства;