Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства на примере Белгородской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что малое и среднее предпринимательство играет существенную роль в развитии экономики страны.
Развитие малого и среднего предпринимательства обеспечивает формирование рыночной структуры экономики, именно предприятие предоставляет рабочие места, выплачивает заработную плату, тем самым участвует в осуществлении государственных социальных программ. Благосостояние общества в целом и приумножение национального богатства во многом зависит от того, насколько эффективно осуществляет свою хозяйственную деятельность каждое предприятие

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 86.88 Кб (Скачать файл)

3) участие представителей субъектов  малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих  интересы субъектов малого и  среднего предпринимательства, в  формировании и реализации государственной  политики в области развития  малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных  правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов  Российской Федерации, правовых  актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого  и среднего предпринимательства;

4) обеспечение равного доступа  субъектов малого и среднего  предпринимательства к получению  поддержки в соответствии с  условиями ее предоставления, установленными  федеральными программами развития  малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.13

Малые и средние предприятия распространены во всех областях экономики. Основными сферами их деятельности являются:14

– оптовая и розничная торговля;

– ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования;

– строительство;

– операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг;

– сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство;

– обрабатывающие производства;

– здравоохранение и предоставление социальных услуг

и др.

Основными потребителями продукции и услуг малого и среднего бизнеса является местное население, а также жители ближайших городов и населенных пунктов. Помимо этого их продукцией и услугами пользуются частные фирмы и предприниматели, государственные учреждения и организации, торгово – посреднические организации.

Важная роль малого и среднего бизнеса заключается в том, что он обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды крупных предприятий, а так же выпускает специальные товары и услуги.

Однако, малый и средний бизнес имеет также определенные недостатки:15

– высокий уровень риска, повышенный риск в конкурентной борьбе, зависимость от крупных компаний. Это приводит к постоянному обновлению в малом и среднем бизнесе, вследствие массовых банкротств;

– слабая компетентность и невысокая квалификация предпринимателей. Это недостаток образования или его отсутствие, нехватка опыта в коммерции, финансах, управлении; неумение заводить и поддерживать деловые связи и контакты. На практике, именно с этим связано большинство неудач малых и средних фирм;

– высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов;

– различные административные барьеры на пути развития малого и среднего предпринимательства;

– множество различных происшествий, связанных с нарушениями техники безопасности,

– криминальная составляющая.

Уровень развития малого и среднего бизнеса, зависит от:

  • развитости нормативно-правовой базы;
  • состояния конкурентной среды;
  • защищенности частной собственности;
  • методов и форм государственного регулирования предпринимательской деятельности;
  • неформальных норм и обычаев делового оборота.

Отсюда можно сделать вывод о том, что эти качественные характеристики являются определяющими при разработке и осуществлении государственного регулирования малого и среднего предпринимательства.

  1. Процесс становления малого и среднего бизнеса в России постепенно становится заметным экономическим явлением, а сами предприниматели утверждаются в качестве нового для российского общества типа хозяйствующего субъекта.
  2. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства необходима, так как малый и средний бизнес не в состоянии самостоятельно решать некоторые проблемы, например такие, как административные барьеры, препятствующие развитию предпринимательства, недостаток собственных ресурсов, финансовые трудности и т.д.
  3. Уровень развития предпринимательства зависит от того, насколько государство готово предоставить меры по поддержке малого и среднего предпринимательства, то есть чем более развита нормативно-правовая база государства, тем выше уровень методов и форм государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНЕМАТЕЛЬСТВА В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

В Белгородской области государственная поддержка малого и среднего предпринимательства реализуется в соответствии с государственной программой « Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата в Белгородской области на 2014 – 2020 годы », утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 16 декабря 2013 года N 522-пп Об утверждении государственной программы Белгородской области « Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата в Белгородской области на 2014 – 2020 годы ».

Программой предусмотрен комплекс мер по улучшению инвестиционного климата и стимулирование инновационной деятельности, развитию и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, развитию экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата в Белгородской области на 2014 – 2020 годы.

Цели государственной программы:

  1. Создание условий для увеличения экономического потенциала Белгородской области;
    1. Формирование благоприятного предпринимательского климата;
    1. Повышение инновационной активности бизнеса в регионе.

Задачи государственной программы:

  1. Формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Белгородской области и повышение инновационной активности бизнеса в Белгородской области;
  2. Создание благоприятных условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в Белгородской области;
  3. Обеспечение эффективной деятельности органов исполнительной власти области по созданию условий для увеличения экономического потенциала и формирования благоприятного  предпринимательского климата в Белгородской области.

Белгородская область демонстрирует устойчивые позитивные тенденции экономического развития, которые подтверждаются основными макроэкономическими показателями региона. Правительство области проводит активную политику по развитию экономики области, направленную на создание долговременных факторов экономического роста, диверсификацию и модернизацию производства, наращивание конкурентных преимуществ области, стимулирование инновационной активности предприятий и организаций. В 2012 году ВРП по оценке департамента экономического развития области в текущих основных ценах составил 564,6 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах выше ВРП 2009 года на 29,4 процента. Ведущими секторами, обеспечивающими основной объем ВРП области являются: промышленность, сельское хозяйство, торговля, строительство, транспорт, на долю которых приходится 85 процентов произведенного ВРП. ВРП на душу населения в 2011 году составил 333,5 тыс. рублей, что на 5,3 процентного пункта выше, чем в целом по России. По данному показателю область находится на 13-м месте среди регионов Российской Федерации и на 2-м месте среди областей Центрального федерального округа (после г. Москва). Положительная динамика валового регионального продукта в 2010 - 2012 годах обусловлена ростом его инвестиционной составляющей, проводимой в области модернизацией, расширением и реконструкцией добывающих и обрабатывающих производств, развитием высокотехнологичных производств, внедрением новых энергосберегающих технологий, реализацией областных программ по развитию агропромышленного комплекса.16

В области активно ведется работа по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства и созданию благоприятного предпринимательского климата. По состоянию на 1 января 2013 года в сфере малого и среднего предпринимательства области функционировало 71,7 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, из них 21,9 тыс. малых и средних предприятий - юридических лиц и 49,6 тыс. индивидуальных предпринимателей. В секторе малого и среднего предпринимательства трудилось по оценке департамента экономического развития области, с учетом деятельности индивидуальных предпринимателей, 224,8 тыс. человек, то есть каждый четвертый трудоспособный житель области. Оборот малых и средних предприятий за 2012 год составил 252,3 млрд. рублей, что составляет 23 процента в общем обороте предприятий и организаций области. За период с 2010 по 2012 год число субъектов малого и среднего предпринимательства выросло по оценке департамента экономического развития области на 8,9 тыс. единиц, численность занятых в данном секторе, с учетом деятельности индивидуальных предпринимателей, на 9,8 тыс. человек. Ярким подтверждением активного развития предпринимательства в регионе служит тот факт, что сегодня в этом секторе занят каждый третий трудоспособный житель области.

Для успешного развития малого и среднего бизнеса необходимы три важных фактора: наличие активных, творческих людей, инвестиционная и экономическая привлекательность региона и постоянный диалог бизнеса и власти. Все это в Белгородской области есть. На протяжении нескольких лет реализуются региональные целевые программы поддержки предпринимательства, которые дают бизнесу прочную юридическую и организационную основу, обеспечивают мотивацию граждан к созданию собственного дела, устраняют административные барьеры и давление на бизнес.

Государственная поддержка субъектам предпринимательства оказывается в рамках долгосрочной целевой программы "Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства Белгородской области на 2011 - 2016 годы" в форме предоставления целевых займов и грантов, поручительств по частично обеспеченным банковским кредитам, субсидирования части процентной ставки по кредитам, полученным для осуществления модернизации производства, поддержки лизинговой и внешнеэкономической деятельности, развития процессов бизнес-инкубирования стартующих малых инновационных предприятий, частичной компенсации затрат действующим малым инновационным компаниям, создания объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства, предоставления информационно-образовательных услуг субъектам малого и среднего бизнеса.

С 2010 года приоритеты государственной поддержки значительно изменились основными мероприятиями поддержки стали содействие малому инновационному предпринимательству, поддержка малых компаний, заключивших договоры лизинга оборудования, поддержка экспортно-ориентированных компаний. При этом сохранены наиболее востребованные направления: грантовая поддержка, поддержка микрофинансирования, предоставление гарантий, создание специализированной инфраструктуры.

С 2013 года действуют новые меры поддержки. Так, главный приоритет программы - обеспечение доступа к финансовым ресурсам малых компаний с численностью занятых свыше 30 человек. Для них разработаны меры, направленные в первую очередь на поддержку модернизации производства:

    1. субсидирование процентных ставок по кредитам;
    2. компенсация расходов на приобретение оборудования;
    3. субсидирование расходов по лизингу оборудования.

При этом для компаний с численностью свыше 30 человек, занятых в инновационной сфере, увеличены предельные объемы поддержки с 5 млн. рублей до 15 млн. рублей.

В рамках компетенции органов исполнительной власти области принимаются меры по устранению административных барьеров. С 2008 года на региональном и муниципальном уровнях при органах исполнительной власти действуют межведомственные координационные советы по защите интересов предпринимателей, службы: "горячая линия", "телефон доверия", общественные приемные по рассмотрению обращений предпринимателей, призванные оперативно рассматривать обращения предпринимателей и принимать меры для решения проблем.

Малое предпринимательство является одним из самых перспективных и динамично развивающихся секторов экономики, который наиболее гибко реагирует на ее изменения. В связи с этим в области создаются предпосылки для интеграции малого бизнеса в инновационную среду. Обеспечение значимого увеличения количественных и качественных показателей доли малого инновационного бизнеса, развитие научно-технологического потенциала малого и среднего предпринимательства - ключевые ориентиры государственной региональной политики по развитию малого и среднего предпринимательства.

Проводимые в Белгородской области мероприятия по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства способствуют стабилизации социально-экономической ситуации в области, улучшению условий ведения предпринимательской деятельности.

Вместе с тем, сложившаяся отраслевая структура малого и среднего предпринимательства не отвечает задачам модернизации экономики области.

Преимущественным направлением деятельности субъектов малого предпринимательства по-прежнему остаются торговля и услуги, доля которых в общем обороте предприятий малого и среднего предпринимательства составила в 2012 году 42,9 процента. В структуре оборота малых предприятий отмечается достаточно низкая доля обрабатывающих производств - 11 процентов в 2012 году. По оценке департамента экономического развития области 52 процента субъектов малого и среднего предпринимательства зарегистрированы и осуществляют деятельность в трех крупных городах области (Белгород, Старый Оскол, Губкин), предпринимательская активность сельского населения недостаточно высокая.

Информация о работе Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства на примере Белгородской области