Государственное предпринимательство: понятие, цели, способы реализации, критерии эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Экономическая реальность состоит в том, что государство выступает активным участником рыночных отношений. Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство вынуждено было брать на себя содержание больших экономических структур: железных дорог, почты, телеграфа и т.д. В условиях монополистической конкуренции, когда производство стало характеризоваться большой сложностью, капитало- и энергоемкостью, сами монополии оказались заинтересованными в усилении регулирующей роли государства, в постоянной поддержке с его стороны на внутреннем и внешнем рынках.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...…………..3
Глава 1. Теоретические подходы к необходимости хозяйственной деятельности государства в рыночной экономике ………………………………..…………………..…4
1.1. Государство как субъект экономики. Функции государства в рыночной экономике………………………………………..…………………………….…………..6
1.2. Государство как предприниматель. Государственный сектор в рыночной экономике.….……………………………………………………………………………...7
1.3. Роль государства в экономике…………………………………………………..…8
Глава 2. Социально-экономическое содержание и формы государственной собственности……………………………………………………………………....................12
2.1.Сущность собственности как экономической категории…………………........12
2.2. Разновидности собственности в рыночной экономике……..…………………16
Глава 3. Государственное предпринимательство: понятие, цели, способы реализации, критерии эффективности……………………………………………………………………..27
3.1. Сущность и функции предпринимательства……………………………………..27
3.2. Экономическая характеристика предпринимательства…………………………28
3.3. Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики……29
3.4. Формы государственного предпринимательства в России……………………...37
Заключение……………………………………………………………………………...43
Список литературы………………………….…………………

Файлы: 1 файл

Курсовая 111.docx

— 91.09 Кб (Скачать файл)

б) провести реорганизацию управления государственной  собственностью на основе разделения полномочий между Мингосимуществом России (который должен на деле стать  главным органом по управлению госимуществом  за исключением государственных  унитарных предприятий) и отраслевыми  министерствами (ведомствами и другими  уполномоченными государством, в  т.ч. по договору, органами), призванными осуществлять стратегическое управление государственными унитарными предприятиями;

в) установить общественный контроль за эффективным  и по назначению расходованием государственных  средств, а также использованием государственного имущества;

г) привлекать к управлению государственной собственностью органы местного самоуправления, профсоюзы, общества потребителей и др.

д) разработать  единый реестр государственной собственности как на территории Российской Федерации, так и за рубежом. В этом реестре должно отражаться состояние объектов госсобственности с учетом их амортизации и физического состояния, нахождения

этого имущества  в аренде, залоге, доверительном  управлении, условия соответствующих  договоров, регулярность и полнота  поступлений платежей за пользование  имуществом;

е) ввести обязательный аудит государственной  собственности;

и) упорядочить  механизм управления государственным  имуществом, переданным в хозяйственное  ведение или оперативное управление, на основе учета особенностей управления в коммерческом и некоммерческом субсекторах государственного сектора экономики;

к) четко  разделить все акционерные общества с государственным участием на две  группы:

- акционерные  общества, государственный пакет  акций которых целесообразно  реализовать в ближайшее время  (в течение года) путем его продажи.  В этом случае усилия государственных  органов должны быть направлены  на поиск институционального  инвестора и рост курсовой  стоимости акций. В ряде случаев  целесообразно пойти на предпродажную  санацию акционерных обществ,  так как если общество находится  на грани банкротства, трудно  рассчитывать на продажу его  акций по высокой цене. Проведение  же санационных мероприятий позволит продать акции по более высокой курсовой стоимости. Во избежание переполнения фондового рынка вторичная эмиссия акций в указанных акционерных обществах не должна осуществляться до продажи государственного пакета;

- акционерные общества, государственный  пакет акций которых целесообразно  сохранить в течение относительно  длительного времени. Основная  цель государственных органов  в этом случае состоит в  обеспечении устойчивой работы  обществ, получения существенных  дивидендов на акции при условии  направления необходимой части  прибыли на развитие и модернизацию  производства, поддержания стабильной, умеренно растущей курсовой стоимости  акций. Важным моментом является недопущение нежелательного захвата контроля над акционерным обществом какой-либо группой акционеров. Для этого представитель (поверенный) государства должен отслеживать основные сделки с акциями акционерного общества. Представителю государства (в случаях, когда государство имеет менее 50 процентов акций) целесообразно объединиться для солидарного голосования по принципиальным для акционерного общества вопросам с каким-либо влиятельным акционером (группой акционеров), интерес которого (которых) в значительной степени совпадает с интересом государства. В отдельных случаях, как нам представляется, представители государства должны ставить вопрос об увеличении государственной доли в уставном капитале для сохранения контроля над обществом, имеющим важное значение для экономики России;

л) шире практиковать передачу акций акционерного общества с контрольным пакетом  акций у государства в доверительное  управление непосредственному руководству  АО, назначенному по контракту после  победы на конкурсе предпринимательских  проектов (в этом случае достигается  взаимоувязка личной мотивации контрактника к достижению поставленной цели и необходимой для этого автономии в принятии им хозяйственных решений);

м) развивать  новые модели предпринимательской  деятельности государства, основанные на различных формах сочетания государственной  и частной собственности, т.е. развитие экономики смешанного типа (создание государственно-частных холдинговых  компаний, для управления деятельностью  технологически связанных производств в ключевых отраслях национальной экономики, смешанных государственно-частных фирм и т.п.);

н) введение на макроуровне системы индикативного (договорного) планирования с установлением  ряда обязательных показателей для  казенных предприятий;

Государственное предпринимательство в диссертации  рассматривается на примере стратегических отраслей промышленности, которые обеспечивают безопасность страны и характеризуются  использованием высоких технологий. К таким отраслям относятся - оборонная, авиационная и атомная промышленность.

Реальные процессы в этих отраслях развиваются в соответствии с логикой условий, созданных в предшествующий период, и под воздействием новой  рыночной среды. Российская оборонная промышленность и производство гражданской авиационной техники в результате рыночных реформ оказались в тяжелейшем экономическом положении. Ситуация же в атомной промышленности, включая и ядерный оружейный комплекс сложилась весьма благоприятно.

Формирование  корпоративной структуры стратегических отраслей характеризуется рядом  специфических особенностей по сравнению  с аналогичными процессами в гражданском  секторе экономики. В стратегических отраслях действует небольшое число  крупных производственных инновационно-технологических центров. 

Реформирование затрагивает все уровни и все входящие в отрасль подведомственные структуры. По ряду направлений процесс реформирования стратегических отраслей опережает другие отрасли отечественной промышленности. Так, атомщики первыми в энергосистеме страны создали Единую генерирующую компанию. Первая в России Единая генерирующая компания- концерн «Росэнергоатом» - появилась в атомной отрасли в 2001

компании  вошли все 10 российских АЭС. «Росэнергоатом»  за счет собственных доходов начал  развитие отрасли, которая неинвестировалась на протяжении  почти 15 лет. Средства концерна были использованы на достройку энергоблоков Волгодонской, Удомльской, Калининской и Курской АЭС, а также на  продление службы уже существующих блоков. В результате объединения генерирующих компаний в атомной энергетике снизились издержки производства. Тарифы атомщиков стали стабильно ниже тарифов ТЭС и ГРЭС.

По этому же принципу в отрасли было создано такое крупное корпоративное образование, как холдинг ОАО ТВЭЛ. Холдинг объединил 12 предприятий, осуществляющих добычу и производство атомного топлива.

Стратегические  отрасли российской промышленности находятся в начале интеграционного  пути. В планах правительства масштабное объединение входящих сюда предприятий в акционерные общества со стопроцентным государственным капиталом.

В стратегических отраслях промышленности постепенно складывается конгломерат различных форм собственности. Так, два основных поставщика тяжелого оборудования для АЭС -  ОМЗ и «Силовые машины» являются крупнейшими в стране  частными компаниями. Расширение частного  сектора в этих отраслях происходит исключительно путем приобретения государственной собственности. Наличие производственных структур с разной формой собственности  предполагает выстраивание определенных схем кооперации внутри отрасли. Пересматриваются принципы системы отношений с входящими в стратегические отрасли предприятиями.

В результате реализации проектов реструктуризации предприятий стратегических отраслей, повысилась экономическая эффективность действующих производств, обеспечено проведение работ по концентрации и выделению производства спецпродукции, реорганизованы или ликвидированы неперспективные производства.

Современная организационная структура  стратегических отраслей в настоящее время является образцом объединения научно-конструкторских  организаций с мощными опытными производствами мирового значения. Такая  структура позволяет осуществлять все необходимые стране крупные  наукоемкие разработки.

Основная направленность структурных  преобразований в комплексе стратегических отраслей – создание предприятий  различных организационно-правовых форм, каждой из которых свойственен  свой набор оптимальных финансовых и организационно-экономических  механизмов.

Так, за период структурных преобразований в атомной отрасли России образовано 62 акционерных общества с различной  долей федеральной собственности. В том числе:

  • 3 акционерных общества со 100-процентным государственным участием в уставном капитале;
  • 5 акционерных обществ с государственной долей в уставном капитале более 50 процентов;
  • 42 акционерных общества с государственной долей в уставном капитале  20-49 процентов;
  • в 12 акционерных обществах используется специальное право – «золотая акция».

Государственное предпринимательство - это хозяйственная  деятельность государства, направленная на получение государственными предприятиями  прибыли на рынке товаров и  услуг. Роль государственного предпринимательства  не ограничивается производством общественных благ. Оно выполняет функции стимулирования приоритетных направлений научно-технического прогресса и функции естественных монополий.

Коммерческая  деятельность государства в странах  с  рыночной экономикой позволяет  получить материальные и финансовые ресурсы для решения общенациональных задач. Однако государственное предпринимательство  имеет своей основной задачей  не  максимизацию прибыли, а  максимизацию общественного благосостояния.

Государство  осуществляет предпринимательскую  деятельность в различных секторах хозяйства также и в целях  преодоления частной   монополии  и сохранения конкуренции, как ключевого  механизма рыночной экономики.

 

3.4. Формы государственного предпринимательства  в России.

Государственное предпринимательство является важной составляющей картины предпринимательского бизнеса во всех странах с рыночно  ориентированной экономикой. Его  особенности в современной России обусловливаются наличием четырёх  обстоятельств.

Во-первых, в Российской Федерации современное  государственное предпринимательство  выступает как продолжение прежних  экономических отношений, присущих дореформенной российской (советской) экономике, базировавшейся на почти  повсеместном огосударствлении (национализации) предприятий.

Во-вторых, в России, как и в других странах, где развиваются рыночные отношения, существует объективная необходимость  государственного предпринимательства  и существования государственного сектора экономики.

В-третьих, в России сильны традиции вмешательства  в экономику органов государственной  власти и управления, основанные на государственнических традициях российских чиновников, полагающих, как правило, что именно им и только им присуще  правильное понимание закономерностей  функционирования и развития всех аспектов национальной экономики, включая и  национальное предпринимательство.

В-четвертых, в России традиционно силен государственнический менталитет. Широкие массы населения  зачастую испытывают к государственному предпринимательству больше доверия, чем к любой организационно-правовой форме негосударственного предпринимательства, особенно в результате многочисленных фактов мошенничества со стороны  различных компаний, основанных новыми русскими, наподобие описанной выше деятельности АО МММ.

В России в  первой половине 1990-х годов ускоренными  темпами стала осуществляться тотальная  приватизация основной массы предприятий. «На начало 1998 г. общее число приватизированных  предприятий составило 126,7 тыс., или 59% от количества государственных предприятий  к началу приватизации в 1991 г. Параллельно  создавались новые частные предприятия, в результате общее число предприятий  возросло почти в 10 раз и составило 2,76 млн., в том числе по основным отраслям, тыс.:

торговля  и общественное питание - 868,3

промышленность - 341,6

сельское  хозяйство - 336,7

строительство - 289,1.

Почти 50% от общего числа хозяйствующих субъектов  создано отдельными гражданами; в  торговле их доля - 81,7%, строительстве - 70,2%. Государственных предприятий  насчитывается не более 40 тысяч. На долю негосударственного сектора экономики  теперь приходится около 70% валового национального  продукта».

Государство рассталось с подавляющей частью производственных мощностей. Но в его  собственности остаются природные  ресурсы, в том числе ресурсы  континентального шельфа и морской  экономической зоны, акции предприятий  промышленности, транспорта, иное имущество, необходимое для выполнения хозяйственно-организаторских  функций.

Конституцией  РФ определен базовый перечень объектов государственной собственности  в двух ее формах: федеральная собственность  и собственность субъектов РФ (региональная собственность). В ведении  Российской Федерации находятся:

федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;

федеральные - транспорт, пути сообщения, связь, информация;

оборонное производство, производство ядовитых веществ, наркотических средств;

деятельность  в космосе;

федеральные банки;

денежная  эмиссия.

Природопользование, общие вопросы образования, науки, культуры, координация вопросов здравоохранения, социальное обеспечение являются предметом  совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение  вопросов владения, пользования и  распоряжения муниципальной собственностью, его органы утверждают и исполняют  бюджет и решают иные вопросы местного значения.

Разграничение государственной собственности  на федеральную собственность, собственность  субъектов РФ и муниципальную  собственность позволяет разделить  функции федеральных, региональных и местных органов по управлению природными ресурсами, капиталом, финансовыми  средствами.

Имущество, находящееся в государственной  собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Государственное имущество, не закрепленное за предприятиями и учреждениями (средства бюджетов и др.), составляет государственную казну Российской федерации или субъекта РФ.

Информация о работе Государственное предпринимательство: понятие, цели, способы реализации, критерии эффективности