Государственное регулирование предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы – рассмотреть понятия, порядок регулирования предпринимательской деятельности и контроля за предпринимательской деятельностью.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Дать определение предпринимательской деятельности.
2.Раскрыть понятие государственного регулирования предпринимательской деятельности.
3. Определитьвиды государственного регулирования предпринимательской деятельности
4. Рассмотреть понятие и классификацию государственного контроля.
5. Определить органы осуществляющие контроль за предпринимательской деятельностью.

Файлы: 1 файл

курсовая работа (2).docx

— 57.39 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Предпринимательская деятельность является одним из важнейших факторов формирования и развития рыночной экономики, она содействует решению таких вопросов как создание новых рабочих мест, насыщение рынка товарами и услугами, увеличению налоговых поступлений в бюджет государства, повышению благосостояния и качества жизни.

Создание благоприятных  условий для предпринимательской  деятельности является одним из основных стратегических факторов устойчивого  социально-экономического развития.

Связь предпринимательства  с деятельностью государственного аппарата четко прослеживается на всех этапах развития российской экономики.

В процессе осуществления  предпринимательской деятельности неизбежно происходит столкновение частных интересов субъектов  хозяйствования и публичных интересов  общества. Задача государства - уравновесить эти интересы и избежать существенного  конфликта сторон. Достижение такого баланса является задачей правового  государства.

Все выше изложенное говорит  о несомненной актуальности выбранной  мной темы.

Объектом исследования выступает  государственное регулирование  и контроль в сфере предпринимательской  деятельности.

Предметом исследования выступают  нормативно-правовые акты, регулирующие порядок государственного регулирования предпринимательской деятельности, осуществление контроля за предпринимательской деятельностью, а также отдельные исследования авторов в данной области.

Целью данной курсовой работы – рассмотреть понятия, порядок регулирования предпринимательской деятельности и контроля за предпринимательской деятельностью.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Дать определение предпринимательской деятельности.

2.Раскрыть понятие государственного регулирования предпринимательской деятельности.

3. Определитьвиды государственного регулирования предпринимательской деятельности

4. Рассмотреть понятие и классификацию государственного контроля.

5. Определить органы осуществляющие контроль за предпринимательской деятельностью.

Теоретической основой исследования явились научные труды ученых:В. Афанасьева, В.А.Витушко, М.К. Глазатова, С.С. Захарченко, Л.ККолесникова и др.

Методологическую основу работы составляют диалектико-материалистический метод познания объективной действительности и основанные на нем общенаучные  и частно-научные методы (анализ, синтез, обобщение, логический, социологический, статистический, сравнительно-правовой).

Данная курсовая работасостоит  из введения, двух глав, содержащих два параграфа, заключения списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

1.1. Понятие государственного регулирования предпринимательской деятельности.

 

В соответствии со ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.1Будучи субъективным конституционным правом, право на осуществление предпринимательской деятельности представляет собой предоставленную лицу и обеспеченную законом (нормативными актами) меру возможного поведения, направленного на достижение преследуемых субъектом целей.

Предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли  от пользования имуществом, продажи  товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными  в этом качестве в установленном  законом порядке.

Государственное регулирование  предпринимательской деятельности - это основанная на законодательстве одна из форм государственного воздействия  на предпринимательство, реализуемая  посредством установления и применения государственными органами правил, нацеленных на корректировку экономической  деятельности физических и юридических  лиц, которое поддерживается возможностью применения правовых санкций при  их нарушении.2

В определении регулирования  экономики важно подчеркнуть, что  это деятельность государственных  органов, которая по своей сути нацелена на корректировку экономической деятельности субъектов. Важной характеристикой регулирования экономики в отличие от других элементов государственного воздействия на нее следует считать то, что оно осуществляется посредством применения норм, поддерживаемых юридической ответственностью.

Цель государственного регулирования  предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов реализуется  через три основные функции:

1) создание условий цивилизованного функционирования рынка, к данной функции можно отнести:

- определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления;

- создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров;

- предупреждение споров между хозяйствующими субъектами и разрешение их в судебном порядке;

- защита интересов и прав потребителей продукции хозяйствующих субъектов;

- установление денежной  системы;

- установление стандартов и мер на продукцию.

2) стратегическое планирование  науки и научно-технического прогресса;

3) решение макроэкономических  проблем, к этой функции можно отнести:

- объем национального производства;

- пропорциональность развития экономики;

- темпы экономического  роста;

- внешнеэкономический баланс страны;

- уровень занятости трудоспособного населения страны;

- социальная защита.

Государство может быть:

1) тормозом развития предпринимательства,  когда оно создает крайне неблагоприятную  обстановку для развития предпринимательства  или даже запрещает его;

2) посторонним наблюдателем, когда государство прямо не  противодействует развитию предпринимательства,  но в то же время и не  способствует его развитию;

3) ускорителем предпринимательского  процесса, когда государство ведет  постоянный и активный поиск  мер по вовлечению в предпринимательский  процесс новых экономических  агентов. 

Основными функциями государства  как ускорителя предпринимательского процесса являются:

а) государство берет на себя образовательные функции, т.е. функции по профессиональной подготовке и воспитанию предпринимательских  кадров; б) государство поддерживает в финансовом отношении только что  вступивших или вступающих в сферу  деловой активности предпринимателей;

в) государство берет на себя функции создания для предпринимателей требуемой предпринимательской  инфраструктуры.

На практике и в теории многие считают, что характер отношений  между государством и субъектом  предпринимательской деятельности представляется как партнерство. На самом же деле это не так, где государство  выступает в качестве политической и властной структуры, его «партнеры» вынуждены следовать воле государства, где последнее выступает в качестве субъекта предпринимательской деятельности, – идет конкурентная борьба. Вместе с тем государство и субъект предпринимательской деятельности зависят друг от друга, взаимно дополняют друг друга в решении общенациональных задач.

Таким образом, государство использует множество форм воздействия и механизмов для непосредственного или опосредованного воздействия насубъектов предпринимательской деятельности. В них проявляются различные аспекты государственного воздействия на нее, которые включают содействие предпринимательству, планирование, регулирование. Также государство во взаимоотношениях с предпринимателями может выступать в качестве покупателя, собственника, менеджера экономики.

 

1.2. Виды государственного регулирования предпринимательской деятельности.

 

Можно выделить определенные критерии для разграничения видов  государственного регулирования предпринимательской деятельности:

1. В зависимости от  уровня регулирования. 

В соответствии с разграничением компетенции между Российской Федерацией и субъектами РФ государственное  воздействие на экономику осуществляется в масштабах всей территории РФ и  регулирование в пределах территории соответствующего региона. Например, федеральные  налоги, установленные Налоговым кодексом РФ, обязательны к уплате на всей территории РФ. Региональные налоги, установленные НК РФ и законами субъектов РФ, вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.3

2. В зависимости от  отношений между государством (его  органами) и хозяйствующими субъектами (отношения субординации или координации)  и формы собственности, на базе  которой действуют хозяйствующие  субъекты, различается регулирование  в государственном секторе экономики  и общее правовое регулирование. 

3. В зависимости от  способа воздействия на поведение  хозяйствующих субъектов различается  прямое и косвенное регулирование. 

Прямое регулирование  осуществляется путем предъявления предпринимателям обязательных требований. Такие требования содержатся в законах (например, требование ведения бухгалтерского и налогового учета) и могут предъявляться в виде предписаний, иных решений, адресованных конкретным предпринимателям (например, предписание Федеральной службы по финансовым рынкам России профессиональному участнику рынка ценных бумаг об устранении выявленных при проверке его деятельности недостатков). 4

Суть косвенного регулирования  заключается в том, что государственное  воздействие осуществляется через  интересы. Соответствующего поведения  от предпринимателей государство добивается не прямым властным воздействием под  страхом применения санкций к  нарушителям предписаний, а экономическими методами, стимулами. Косвенными методами являются различные формы поддержки  предпринимателей, включая субъектов  малого предпринимательства (налоговые  льготы, налоговые кредиты, государственная  помощь в виде субсидий, субвенций, предоставление кредитов на льготных условиях за счет бюджетов различных  уровней, государственных гарантий лицам, получающим кредиты в банках для реализации инвестиционных проектов, предоставление скидок по арендной плате  лицам, в предпринимательской деятельности которых государство, регион, муниципальное  образование заинтересованы, и проч.).

4. В зависимости от  вида деятельности. Специфика вида  деятельности учитывается в процессе  государственного регулирования,  например, особенности сельскохозяйственного  производства, подверженного влиянию  стихийных явлений природы, научно-технической  деятельности, которая в силу  особо рискового характера (риск  получения отрицательного научного  результата, сложности во внедрении  научно-технических результатов)  нуждается в государственной  поддержке. 5

5. В зависимости от  способа установления правовой  связи между государством и  предпринимателями различается  воздействие через правосубъектность  и в рамках конкретного правоотношения.

Содержание публичной  правоспособности хозяйствующего субъекта составляют не только права, но и обязанности  соблюдать предъявляемые государством к предпринимателям требования (не нарушать запреты, при наступлении  соответствующих условий - совершать  действия во исполнение обязанности). Пока нет нарушения запретов и  ограничений, конкретное правоотношение не возникает. Правонарушение является основанием возникновения относительного правоотношения, в котором реализуется  охранительная норма предпринимательского права. Нормы - требования регулятивного (позитивного) характера могут реализовываться  непосредственно в правоотношении (при отсутствии правонарушения). В  таких случаях закон предусматривает  содержание правоотношения и условия  его возникновения. При наличии, например, у организации имущества  в виде основных средств она обязана  платить налог на имущество. Организация - юридическое лицо, независимо от финансовых результатов своей деятельности, обязана представлять в установленном  порядке бухгалтерскую и налоговую  отчетность. Указанные обязанности  реализуются в рамках конкретного  правоотношения, которое возникает для предпринимателя «автоматически», поскольку есть соответствующие обстоятельства - юридические факты (ведение предпринимательской деятельности, наступление события - отчетного периода - для возникновения обязанности представить бухгалтерскую, налоговую отчетность).

Многочисленные и разнообразные  виды деятельности, подпадающие под  понятие государственного регулирования  экономики, можно классифицировать в зависимости от того, в чью  пользу они осуществляются. Так, одни виды регулирования нацелены на защиту групп предпринимателей (например, запрет ценовой дискриминации среди  конкурирующих субъектов предпринимательской  деятельности, защита малого и среднего предпринимательства), другие - на защиту потребителей (регулирование безопасности товаров, добросовестности рекламы) либо могут осуществляться в общественных интересах в целом (защита окружающей среды).6

Информация о работе Государственное регулирование предпринимательства