Государственное регулирование предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы – рассмотреть понятия, порядок регулирования предпринимательской деятельности и контроля за предпринимательской деятельностью.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Дать определение предпринимательской деятельности.
2.Раскрыть понятие государственного регулирования предпринимательской деятельности.
3. Определитьвиды государственного регулирования предпринимательской деятельности
4. Рассмотреть понятие и классификацию государственного контроля.
5. Определить органы осуществляющие контроль за предпринимательской деятельностью.

Файлы: 1 файл

курсовая работа (2).docx

— 57.39 Кб (Скачать файл)

К непосредственному контролю за предпринимательской деятельностью  следует отнести, например, контроль лицензирующим органом соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Лицензирующие органы в пределах компетенции вправе: проверять деятельность лицензиата на предмет соответствия осуществляемой лицензиатом деятельности лицензионным требованиям и условиям; запрашивать и получать от лицензиата объяснения и справки по вопросам, возникающим при проверках; составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений; выносить решения, обязывающие  лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений; выносить предупреждение лицензиату; осуществлять иные предусмотренные  законодательством РФ полномочия.15

Одним из характерных примеров непосредственного контроля за предпринимательской  деятельностью является валютный контроль. Его цель - обеспечение соблюдения валютного законодательства при  валютных операциях.

 

2.2.Органы осуществляющие контроль за предпринимательской деятельностью.

 

Сейчас государственным  контролем и надзором на федеральном уровне занимаются более сорока различных организаций, деятельность которых распространяется на изготовителей и продавцов продукции. Кроме того, функционируют контролирующие структуры в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах муниципального самоуправления.

Контролем от имени государства занимается также более четырех тысяч различных коммерческих организаций (около восьми ста органов по обязательной сертификации, более испытательных лабораторий, более одной тысячи экспертных организаций, аккредитованных только Госгортехнадзором России и т.п.).

В целом действующую систему  государственного контроля и надзора  можно отразить следующей схемой:

Первый этап – принятие решения о создании предприятия. Дальше необходимо придать решению юридический статус, то есть зарегистрировать предприятие, выбрав соответствующую организационно-правовую форму. Следующее действие предпринимателя – получение разрешения на определенный вид деятельности – это либо лицензия, либо аттестация или аккредитация, если такие виды разрешений предусмотрены законодательством.

Второй этап – после получения разрешения, предприятие работает. Сегодня, независимо от того, что является результатом работы предприятия – продукция или услуга, любой продукт деятельности подвергается процедуре подтверждения соответствия обязательным нормативным требованиям – сертификации или декларированию (последнее, к сожалению, практически не работает).

Третий этап – продукт или услуга выходят в оборот с сертификатом соответствия. За деятельностью предприятия регулярно проводится государственный контроль или надзор, и при выявлении нарушения наступает четвертый этап.

Четвертый этап – это время, затраченное на устранение нарушения (выделено как самостоятельный этап, так как в определенных случаях мерой пресечения нарушения может быть приостановление деятельности).

Пятый этап – продолжение деятельности предприятия.16

Государство в сфере регулирования  предпринимательской деятельности использует три комплекса административных инструментов.

Первый комплекс связан с  созданием предприятия (регистрация, лицензирование, аттестация, аккредитация).

Второй – связан с организацией доступа на рынок продукции предприятия (подтверждение соответствия в формах декларирования и сертификации) и  третий комплекс – это контроль за оборотом продукции на рынке. Первый и второй комплексы относятся  к «предварительному контролю»  и фактически реализуют разрешительные функции государства, третий – относится  к «контролю на рынке».

В рыночной экономике фазу «контроля на рынке» за безопасностью  и качеством продукции обслуживают  несколько институтов:

   1. Государство (в  лице властных контрольных и  надзорных органов).

   2. Общество (через  самоорганизующиеся структуры).

   3. Рыночные механизмы  (конкуренция и спрос).

В сфере надзора и контроля создана объемная нормативно-методическая база. Проверки осуществляются примерно двадцати различными инстанциями и происходят в течение всего года. На некоторых крупных предприятиях существуют специально выделенные помещения для проверяющих (то есть проверки осуществляются практически постоянно).17По результатам независимых социологических исследований, как правило, основными проверяющими инстанциями являются пожарный надзор, санитарно-эпидемиологический надзор, налоговая инспекция, лицензионная палата, пенсионный фонд и архитектурное управление. Предметами повышенного внимания становятся новые предприятия и предприятия малого бизнеса (как наиболее беззащитные перед произвольными решениями чиновников).

Существующие в настоящее  время органы государственного контроля и надзора можно классифицировать следующим образом.

По иерархическому уровню контрольных и надзорных органов:

– федеральные органы государственного контроля и надзора;

– региональные органы государственного контроля и надзора (органы государственной  власти субъектов Российской Федерации).18

По статусу структур, осуществляющих государственный контроль:

– структурные подразделения  в системе органов государственной  власти;

– самостоятельные, специально созданные для этой цели, органы.

По степени специализации  государственных органов по контрольной  и надзорной деятельности:

– структуры, полностью специализирующиеся на осуществлении государственного контроля и надзора;

   – структуры, осуществляющие  контроль и надзор наряду с  другими функциями государственного  управления.

Защитить предпринимателей от произвола контролеров – основная цель Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» № 134-ФЗ.

Им устанавливаются:

– порядок проведения и  оформления контрольных мероприятий, ограничивающий полномочия проверяющих (например, введение обязанности для  инспектора предъявлять специальное  разрешение на проверку);

   – различие режимов  государственного контроля в  зависимости от добросовестности  поведения предприятия на рынке;

– периодичность плановых проверок не чаще одного раза в два  года;

   – присутствие  наблюдателей при проверке, возможность  апелляции, а также право на  информацию;

   – ответственность  органов государственного контроля (надзора) за нарушение правил  проверки и причинение вреда предприятию.

Для поддержки формирования общественных институтов, которые  обеспечивают качество и безопасность прежде всего потребителям, возникает необходимость в совершенствовании законодательства по следующим направлениям:

а) в области стандартизации и подтверждении соответствия.

Российское законодательство в области стандартизации и подтверждения  соответствия опирается на законодательную  базу, созданную еще в 1993г. Оно  строится на принципах, унаследованных с советских времен, когда практически  все предприятия находились под  непосредственным административным контролем  государства. Оно не отвечает потребностям рынка и мировой практике. Это  существенно осложняет процедуру  принятия Российской Федерации во Всемирную  торговую организацию (ВТО). 19

Предполагается установить четкую границу между обязательными  и добровольными требованиями к  продукции либо условиям ее производства при усилении ответственности производителей и предусматривает сбалансированное применение как обязательной сертификации, так и декларирования соответствия.

Обязательными для соблюдения являются требования, устанавливающие  характеристики в отношении обеспечения  безопасности товаров (работ, услуг) (далее  – технические регламенты). Все  иные документы (стандарты) носят необязательный (добровольный) характер. В течение  разумного срока технические  регламенты гармонизируются с международными.

б) создание правовой базы для  деятельности саморегулируемых организаций. Целью организаций саморегулирования  является обеспечение добросовестного  осуществления предпринимательской  деятельности членами, а также установление и поддержание более высоких  стандартов предпринимательской деятельности, чем те, которые установлены законодательством. И российский, и зарубежный опыт показывают: такие организации вполне конкурентоспособны по сравнению с  государственными органами в поддержании  стандартов поведения на рынке.

Законодательство должно определить роль саморегулирования  как способа самоорганизации  хозяйствующих субъектов, отличительные  признаки организации саморегулирования, общие принципы организации саморегулирования  в Российской Федерации, правовое положение  организаций саморегулирования.20

Организациям саморегулирования  должно быть предоставлено право  создания и поддержания механизмов обеспечения гарантий законных прав третьих лиц в случае возникновения  отношений между ними и членами  организации саморегулирования  в связи с осуществлением членами  организации саморегулирования  предпринимательской деятельности. Такими механизмами должны стать  системы внесудебного урегулирования споров (третейские суды), страховые  фонды, субсидиарная ответственность  членов организации перед третьими лицами и т.п. Предполагается законодательно определить статус систем внесудебного урегулирования споров;

Так, принятие нового законодательства в области применения обязательных требований к продукции, стандартизации и оценки соответствия потребует  внесения изменений и дополнений к уже действующему Закону «О защите прав потребителей». Они должны ужесточить требования к предоставляемой потребителям информации. В частности, ввести обязательное предоставление полной информации с  целью защиты прав потребителей о  фирме-изготовителе и организации, уполномоченной изготовителем представлять его интересы на территории Российской Федерации, в том числе принимать  и рассматривать претензии потребителей.

Предполагается усилить  ответственность субъектов хозяйственной  деятельности за незаконное использование  чужих товарных знаков, а также  за введение потребителей в заблуждение  путем использования в отношении  однородных товаров обозначений, сходных  с чужими товарными знаками до степени смешения.

При этом существенным достижением  проводимых мер по снижению административной нагрузки на предпринимательскую деятельность является персонификация экономической  ответственности за несоблюдение обязательных требований по безопасности продукции. Изготовитель или продавец в соответствии с новыми правовыми нормами будут  обязаны отозвать опасный товар  с рынка в добровольном или  судебном порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проведенного исследования можно сделать следующие  выводы:

Государственное регулирование  – комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов  власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных  правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями  в целях стабилизации существующей социально-экономической системы.

Законодательством предусмотрены  требования на этапе подготовки к  ведению предпринимательской деятельности. Это регистрация, получение лицензии, постановка на учет в государственных  органах и др. В процессе осуществления  хозяйствования предприниматели должны соблюдать нормы природопользования, санитарии, стандарты и другие требования к качеству продукции, требования по формированию себестоимости выпускаемой  продукции, ведению бухгалтерского учета, требования пожарной безопасности и др. На стадии реализации результатов  необходимо выполнить финансовые обязательства  перед государством посредством  уплаты налогов и неналоговых  платежей, представить бухгалтерскую  и статистическую отчетность. Определенные требования предъявляются и на стадиях  реорганизации и ликвидации субъектов.

В настоящее время существует множество органов, регулирующих предпринимательскую  деятельность, но, по-моему мнению, Российское законодательство нуждается в доработке, дополнении и совершенствовании.

Так, например, необходимо усилить  ответственность производителей, ужесточить требования к предоставляемой потребителям информации. В частности, ввести обязательное предоставление полной информации с целью защиты прав потребителей о фирме-изготовителе и организации, уполномоченной изготовителем представлять его интересы на территории Российской Федерации, в том числе принимать и рассматривать претензии потребителей, усилить ответственность субъектов хозяйственной деятельности за незаконное использование чужих товарных знаков, а также за введение потребителей в заблуждение путем использования в отношении однородных товаров обозначений, сходных с чужими товарными знаками до степени смешения.

Информация о работе Государственное регулирование предпринимательства