Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 11:24, курсовая работа
Целью данной курсовой работы – рассмотреть понятия, порядок регулирования предпринимательской деятельности и контроля за предпринимательской деятельностью.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Дать определение предпринимательской деятельности.
2.Раскрыть понятие государственного регулирования предпринимательской деятельности.
3. Определитьвиды государственного регулирования предпринимательской деятельности
4. Рассмотреть понятие и классификацию государственного контроля.
5. Определить органы осуществляющие контроль за предпринимательской деятельностью.
К непосредственному контролю
за предпринимательской
Лицензирующие органы в пределах компетенции вправе: проверять деятельность лицензиата на предмет соответствия осуществляемой лицензиатом деятельности лицензионным требованиям и условиям; запрашивать и получать от лицензиата объяснения и справки по вопросам, возникающим при проверках; составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений; выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений; выносить предупреждение лицензиату; осуществлять иные предусмотренные законодательством РФ полномочия.15
Одним из характерных примеров непосредственного контроля за предпринимательской деятельностью является валютный контроль. Его цель - обеспечение соблюдения валютного законодательства при валютных операциях.
2.2.Органы осуществляющие контроль за предпринимательской деятельностью.
Сейчас государственным контролем и надзором на федеральном уровне занимаются более сорока различных организаций, деятельность которых распространяется на изготовителей и продавцов продукции. Кроме того, функционируют контролирующие структуры в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах муниципального самоуправления.
Контролем от имени государства занимается также более четырех тысяч различных коммерческих организаций (около восьми ста органов по обязательной сертификации, более испытательных лабораторий, более одной тысячи экспертных организаций, аккредитованных только Госгортехнадзором России и т.п.).
В целом действующую систему государственного контроля и надзора можно отразить следующей схемой:
Первый этап – принятие решения о создании предприятия. Дальше необходимо придать решению юридический статус, то есть зарегистрировать предприятие, выбрав соответствующую организационно-правовую форму. Следующее действие предпринимателя – получение разрешения на определенный вид деятельности – это либо лицензия, либо аттестация или аккредитация, если такие виды разрешений предусмотрены законодательством.
Второй этап – после получения разрешения, предприятие работает. Сегодня, независимо от того, что является результатом работы предприятия – продукция или услуга, любой продукт деятельности подвергается процедуре подтверждения соответствия обязательным нормативным требованиям – сертификации или декларированию (последнее, к сожалению, практически не работает).
Третий этап – продукт или услуга выходят в оборот с сертификатом соответствия. За деятельностью предприятия регулярно проводится государственный контроль или надзор, и при выявлении нарушения наступает четвертый этап.
Четвертый этап – это время, затраченное на устранение нарушения (выделено как самостоятельный этап, так как в определенных случаях мерой пресечения нарушения может быть приостановление деятельности).
Пятый этап – продолжение деятельности предприятия.16
Государство в сфере регулирования
предпринимательской
Первый комплекс связан с созданием предприятия (регистрация, лицензирование, аттестация, аккредитация).
Второй – связан с организацией доступа на рынок продукции предприятия (подтверждение соответствия в формах декларирования и сертификации) и третий комплекс – это контроль за оборотом продукции на рынке. Первый и второй комплексы относятся к «предварительному контролю» и фактически реализуют разрешительные функции государства, третий – относится к «контролю на рынке».
В рыночной экономике фазу
«контроля на рынке» за безопасностью
и качеством продукции
1. Государство (в лице властных контрольных и надзорных органов).
2. Общество (через самоорганизующиеся структуры).
3. Рыночные механизмы (конкуренция и спрос).
В сфере надзора и контроля создана объемная нормативно-методическая база. Проверки осуществляются примерно двадцати различными инстанциями и происходят в течение всего года. На некоторых крупных предприятиях существуют специально выделенные помещения для проверяющих (то есть проверки осуществляются практически постоянно).17По результатам независимых социологических исследований, как правило, основными проверяющими инстанциями являются пожарный надзор, санитарно-эпидемиологический надзор, налоговая инспекция, лицензионная палата, пенсионный фонд и архитектурное управление. Предметами повышенного внимания становятся новые предприятия и предприятия малого бизнеса (как наиболее беззащитные перед произвольными решениями чиновников).
Существующие в настоящее
время органы государственного контроля
и надзора можно
По иерархическому уровню
контрольных и надзорных
– федеральные органы государственного контроля и надзора;
– региональные органы государственного контроля и надзора (органы государственной власти субъектов Российской Федерации).18
По статусу структур, осуществляющих государственный контроль:
– структурные подразделения
в системе органов
– самостоятельные, специально созданные для этой цели, органы.
По степени специализации государственных органов по контрольной и надзорной деятельности:
– структуры, полностью специализирующиеся на осуществлении государственного контроля и надзора;
– структуры, осуществляющие
контроль и надзор наряду с
другими функциями
Защитить предпринимателей
от произвола контролеров –
Им устанавливаются:
– порядок проведения и оформления контрольных мероприятий, ограничивающий полномочия проверяющих (например, введение обязанности для инспектора предъявлять специальное разрешение на проверку);
– различие режимов
государственного контроля в
зависимости от
– периодичность плановых проверок не чаще одного раза в два года;
– присутствие наблюдателей при проверке, возможность апелляции, а также право на информацию;
– ответственность
органов государственного
Для поддержки формирования общественных институтов, которые обеспечивают качество и безопасность прежде всего потребителям, возникает необходимость в совершенствовании законодательства по следующим направлениям:
а) в области стандартизации и подтверждении соответствия.
Российское законодательство
в области стандартизации и подтверждения
соответствия опирается на законодательную
базу, созданную еще в 1993г. Оно
строится на принципах, унаследованных
с советских времен, когда практически
все предприятия находились под
непосредственным административным контролем
государства. Оно не отвечает потребностям
рынка и мировой практике. Это
существенно осложняет
Предполагается установить
четкую границу между обязательными
и добровольными требованиями к
продукции либо условиям ее производства
при усилении ответственности производителей
и предусматривает
Обязательными для соблюдения
являются требования, устанавливающие
характеристики в отношении обеспечения
безопасности товаров (работ, услуг) (далее
– технические регламенты). Все
иные документы (стандарты) носят необязательный
(добровольный) характер. В течение
разумного срока технические
регламенты гармонизируются с
б) создание правовой базы для
деятельности саморегулируемых организаций.
Целью организаций
Законодательство должно
определить роль саморегулирования
как способа самоорганизации
хозяйствующих субъектов, отличительные
признаки организации саморегулирования,
общие принципы организации саморегулирования
в Российской Федерации, правовое положение
организаций саморегулирования.
Организациям
Так, принятие нового законодательства
в области применения обязательных
требований к продукции, стандартизации
и оценки соответствия потребует
внесения изменений и дополнений
к уже действующему Закону «О защите
прав потребителей». Они должны ужесточить
требования к предоставляемой потребителям
информации. В частности, ввести обязательное
предоставление полной информации с
целью защиты прав потребителей о
фирме-изготовителе и организации,
уполномоченной изготовителем представлять
его интересы на территории Российской
Федерации, в том числе принимать
и рассматривать претензии
Предполагается усилить
ответственность субъектов
При этом существенным достижением
проводимых мер по снижению административной
нагрузки на предпринимательскую
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Государственное регулирование
– комплекс мер законодательных,
исполнительных и судебных органов
власти, а также контрольных функций,
осуществляемых на основе нормативных
правовых актов государственными учреждениями
и общественными организациями
в целях стабилизации существующей
социально-экономической
Законодательством предусмотрены
требования на этапе подготовки к
ведению предпринимательской
В настоящее время существует множество органов, регулирующих предпринимательскую деятельность, но, по-моему мнению, Российское законодательство нуждается в доработке, дополнении и совершенствовании.
Так, например, необходимо усилить
ответственность
Информация о работе Государственное регулирование предпринимательства