Государственные и муниципальные финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 14:15, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы состоит в рассмотрении и исследовании муниципальных финансов РФ.
В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:
1. Определить сущность государственных и муниципальных финансов.
2. Рассмотреть функции государственных и муниципальных финансов.
3. Изучить принципы и роль государственных и муниципальных финансов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Государственные и муниципальные финансы: сущность и функции…..….4
1.1. Сущность государственных и муниципальных финансов…………….….4
1.2. Функции государственных и муниципальных финансов ………………..5
1.3. Принципы и роль государственных и муниципальных финансов….…..9
2. Информация об исполнении консолидированного бюджета Республики Башкортостан на 1 мая 2013 года……………………………………………..12
Заключение…………………………………………………………………….....15
Список используемой литературы………………………………………..……16

Файлы: 1 файл

Гос и мун финансы.docx

— 40.28 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Государственные и муниципальные  финансы: сущность и функции…..….4

1.1. Сущность государственных и муниципальных финансов…………….….4

1.2. Функции государственных и муниципальных финансов ………………..5

1.3. Принципы и роль государственных и муниципальных  финансов….…..9

2. Информация об исполнении консолидированного бюджета Республики Башкортостан на 1 мая 2013 года……………………………………………..12

Заключение…………………………………………………………………….....15

Список используемой  литературы………………………………………..……16

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государство предоставляет  органам местного самоуправления определенные финансовые гарантии, необходимые для  обеспечения эффективной деятельности. В целом, содержанием финансовых гарантий органам местного самоуправления является процесс формирования доходов муниципальных образований, порядок их распределения и контроль за использованием. Важнейшей гарантией является гарантия финансовой самостоятельности, проистекающая из распределения власти и полномочий в государстве.

Гарантия финансовой самостоятельности  в вопросах местных органов власти включает в себя наличие собственных  источников доходов и независимое  ведение бюджета под правовым контролем вышестоящих уровней  власти.

Актуальность данной темы на современном этапе придают следующие обстоятельства:

- от того, насколько  эффективно финансовое управление  и бюджетная политика на уровне  местного самоуправления, во многом  зависит большинство вопросов  жизнеобеспечения населения, и   в конечном итоге — социальная  стабильность.

Цель  контрольной работы состоит в рассмотрении и исследовании муниципальных финансов РФ.

В соответствии с указанной  целью поставлены следующие задачи:

1. Определить сущность государственных и муниципальных финансов.

2. Рассмотреть функции государственных и муниципальных финансов.

3. Изучить принципы и роль государственных и муниципальных  финансов.

Объектом исследования выступают муниципальные финансы РФ.

1. Государственные и муниципальные финансы: сущность и функции

1.1. Сущность государственных и муниципальных финансов

Государственные и муниципальные  финансы — это совокупность экономических  отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования  централизованных фондов финансовых ресурсов.

Материальную основу финансов составляет денежный оборот. Реальный денежный оборот — это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы, являющиеся источниками финансирования расширенного воспроизводства.

Государственные и муниципальные  финансы выражают экономические  отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками  финансирования государственного и  муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций  и учреждений бюджетной сферы  и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной экономики.

Государственные и муниципальные  финансы функционируют в рамках финансовой системы государства  и являются ее центральным звеном.1

  Финансы как экономическая категория зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы. Это относится, прежде всего, к взаимосвязям между финансами макроуровня и финансами микроуровня. Финансы макроуровня, и прежде всего государственный и муниципальный бюджеты, основываются на финансовом потенциале предприятий. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, поэтому требуется их оптимальная организация. Способ организации устанавливает качественную определенность финансов. Распределение и использование финансовых ресурсов в государстве осуществляются в рамках интегрированной системы управления финансовыми потоками.

Важным методологическим фактором является определение принципов  организации и функционирования государственных и муниципальных  финансов, позволяющее выявить направления  воздействия финансов на развитие государственного и муниципального секторов экономики, выработать критерии их функционирования.

Государственные и муниципальные  финансы опираются на информационные потоки. Принятие государственных решений  основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен  как в момент принятия решения, так  и в процессе контроля за ходом его выполнения. Эта информация содержится в оперативной и статистической отчетности, договорах и соглашениях, расчетных документах и т.п.

Государственные и муниципальные  финансы имеют четкую целевую  ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных  слоев общества. Однако во всех своих  аспектах они ориентированы на решение  государственных и муниципальных  задач.2

1.2. Функции государственных и муниципальных финансов

Государственные и муниципальные  финансы как экономическая категория  проявляются в выполняемых ими  функциях. Изучение функции необходимо для реализации государственной  финансовой политики. В рамках финансовой науки существует определенное единство функций финансов государства и финансов предприятий и в то же время имеются существенные различия, определяющие значимость общегосударственных интересов и предпринимательского аспекта деятельности.

Основные функции финансовой системы. Для финансовой системы  в целом решающее значение имеют  следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.

1. Функция планирования  предполагает формулирование целей  и выбор путей их достижения  на основании разграничения полномочий  и предметов ведения между  Федерацией, субъектами Федерации  и органами местного самоуправления. К функции планирования обычно  относят и распределение ограниченного  объема финансовых ресурсов, во  временном аспекте исходя из  приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным  бюджетом и бюджетами субъектов  Федерации и органов местного  самоуправления. Реализуется эта  функция через составление бюджетов  на соответствующий финансовый  год и перспективу, балансов  финансовых ресурсов, порядка налогообложения  и т.п.

2. Функция организации  включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает  необходимость определения порядка  составления, утверждения и исполнения  бюджета, выбор уполномоченных  кредитных организаций, разграничение  полномочий законодательных и  исполнительных органов власти  в бюджетном процессе, определения  прав и обязанностей функциональных  подразделений финансовых органов.  С этой функцией связан процесс  организационного построения внутренней  системы регулирования и контроля  бюджетных потоков и финансовых  ресурсов государства.3

3. Функция стимулирования  основывается на деятельности, направленной  на реализацию целей. С помощью  этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.

4. Функция контроля означает  содействие реализации поставленных  целей. К ним относится выработка  норм и нормативов, являющихся  эталоном, критерием оценки результатов,  сравнение достижений с поставленными  целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых  изменений в условия и факторы  финансовой деятельности.

Функции финансов, связанные  с регулированием реального денежного  оборота.

1. Распределительная функция  государственных и муниципальных  финансов заключается в том,  что через распределение и  перераспределение вновь созданной  стоимости обеспечиваются общегосударственные  потребности, формируются источники  финансирования общественного сектора  экономики, достигается сбалансированность  бюджетов и внебюджетных фондов  в рамках единой бюджетной  системы РФ.

Государственные и муниципальные  финансы функционируют на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизованных фондов. С помощью этой функции  они обслуживают воспроизводственные  процессы как в рамках относительно обособленных структурных образований, так и в общегосударственном  масштабе.4

Распределительная функция  заключается в том, что вновь  созданная стоимость подлежит распределению  в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в  бюджет и внебюджетные фонды, а также  источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс  перераспределения доходов между  различными уровнями бюджетов.

2. Контрольная функция  государственных и муниципальных  финансов заключается в реализации  контроля рублем за реальным  денежным оборотом, участником которого  является государство, формированием  централизованных фондов денежных  средств. Контроль рублем имеет  две формы:

• контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;

• контроль за реализацией стратегии финансирования.

В первом случае применяется  система санкций и поощрений, использующая меры принудительного  или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение  изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий  финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе  нуждаются в адекватной реакции  на это всех ветвей власти.

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т.п.5

Контрольная функция государственных  и муниципальных финансов реализуется  по следующим основным направлениям:

1) контроль за правильным  и своевременным перечислением  средств в централизованные фонды;

2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

3) контроль за целенаправленным  и эффективным использованием  финансовых ресурсов.

Целевое и эффективное  использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования  и расходования денежных фондов.

1.3. Принципы и роль государственных и муниципальных финансов

Состояние государственных  и муниципальных финансов — один из основных показателей устойчивости экономики и совершенства социальной системы. Из бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных программ, экологии, обороны и пр.

Государственные и муниципальные  финансы ориентированы на следующие  основные принципы: единства законодательной и нормативной базы; открытости и прозрачности; разграничения полномочий и предметов ведения; целевой ориентированности; научного подхода к реализации намеченных целей; экономичности и рациональности; управляемости финансовыми потоками на централизованной основе.6

Достижение целей задается стратегией развития. Финансовая стратегия  определяет возможность сбалансированного  управления стоимостной оценкой материально-технических средств и денежными ресурсами, которыми располагают государственный и муниципальный секторы экономики.

Особое значение имеет  определение роли финансов в реформировании российской экономики, которая может  быть сведена к трем решающим факторам:

1) экономической стабилизации;

2) адаптации к рыночным  преобразованиям;

3) стимулированию инвестиционной  активности.

1. Экономическая стабилизация  на макроуровне неотделима от  общей финансовой стабилизации  в экономике. Поэтому мониторинг  макроэкономических показателей  позволяет выявить реальную ситуацию  в финансовой сфере. Из макроэкономических показателей решающее значение имеют уровень бюджетного дефицита, ход исполнения бюджета, уровень задолженности предприятий перед бюджетом и контрагентами, уровень инфляции, ставка рефинансирования Центрального банка РФ, изменение валютного курса и др. Финансовая стабильность означает наличие устойчивых источников финансирования, возможность привлечения средств на рынке капиталов, накопление ресурсов для расширения производства и развития общественного сектора экономики.7

Информация о работе Государственные и муниципальные финансы