Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 14:26, курсовая работа
Цель данной работы – на основе изучения теоретических аспектов государственной поддержки малого бизнеса, проанализировать текущее состояние данной проблемы, а также выявить наиболее оптимальные и эффективные пути развития данной проблемы в Российской Федерации.
Объект исследования в курсовой работе – малое предпринимательство Краснодарского края; предмет исследования – государственные меры поддержки малого предпринимательства.
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава I. Теоретические аспекты государственного управления развитием малого предпринимательства………………………………………....................6
1.1 Характеристика малого предпринимательства…………………………….6
1.2 Законодательная основа предпринимательской деятельности…………...10
Глава II. Государственные программы поддержки малого предпринимательства…………………………………………………………....13
2.1 Основные положения программы государственной поддержки
малого и среднего предпринимательства в России……………………………13
2.2 Программа поддержки малого предпринимательства Краснодарского края………………………………………………………………………………..16
Заключение………………………………………………………………….……23
Список использованной литературы………………………………………...…25
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические аспекты
государственного управления развитием
малого предпринимательства……………………………
1.1 Характеристика малого предпринимательства……………………………
1.2 Законодательная основа предпринимательской деятельности…………...10
Глава II. Государственные
программы поддержки малого предпринимательства……………………………
2.1 Основные положения программы государственной поддержки
малого и среднего предпринимательства в России……………………………13
2.2 Программа поддержки малого
предпринимательства Краснодарского
края……………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………...…
Введение
Актуальность исследования. Формирование и развитие малого предпринимательства является основным условием становления конкурентной рыночной среды, от чего зависит эффективность антимонопольной политики и успех рыночных преобразований.
В настоящее время в
экономике России ключевым источником
роста эффективности
Малое предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
Предприятия малого бизнеса
являются гибкой и динамичной формой
реализации предпринимательской
Малое предпринимательство способно быстро реагировать на изменение спроса. Небольшие размеры малых предприятий, их технологическая, управленческая гибкость позволяют чутко и своевременно отвечать на изменяющуюся конъюнктуру рынка путем быстрого восприятия технических новинок, перестройки номенклатуры и ассортимента продукции. Узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, отсутствие управленческих иерархий, возможность начать дело с относительно небольшим стартовым капиталом – все эти черты малого предпринимательства также являются его достоинствами, повышающими его устойчивость на рынке.
Цели, принципы и направления помощи малому бизнесу фиксируются в государственных программах поддержки малого предпринимательства, которые, будучи подкрепленными соответствующими материальными, информационными, финансовыми, кадровыми и прочими ресурсами, являются основной формой осуществления государственной политики по отношению к малому предпринимательству. Упомянутые программы реализуются в рамках конкретных линий помощи, оказываемой различными институтами поддержки малых предприятий. В нашей стране преобладает подход, в соответствии с которым на федеральном и региональном уровнях разрабатываются немногочисленные комплексные программы, рассчитанные, как правило, на год-два.
Цель данной работы – на основе изучения теоретических аспектов государственной поддержки малого бизнеса, проанализировать текущее состояние данной проблемы, а также выявить наиболее оптимальные и эффективные пути развития данной проблемы в Российской Федерации.
Объект исследования в курсовой работе – малое предпринимательство Краснодарского края; предмет исследования – государственные меры поддержки малого предпринимательства.
Согласно поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи, которые необходимо решить в ходе данной работы – в главе первой изучить теоретические аспекты и нормативную базу государственного регулирования и поддержки малого бизнеса; в главе второй проанализировать состояние малого бизнеса в Краснодарском крае.
Глава I. Теоретические аспекты государственного управления развитием малого предпринимательства
1.1 Характеристика малого предпринимательства
Малое предпринимательство — это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение[4].
Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств - крупных с тенденцией к монопольным структурам и небольших, складывающихся под влиянием многих факторов.
С одной стороны, устойчивой
тенденцией научно-технического прогресса
является концентрация производства.
Именно крупные фирмы располагают
большими материальными, финансовыми,
трудовыми ресурсами, квалифицированными
кадрами. Они способны вести крупномасштабные
научно-технические разработки, которые
и определяют важнейшие технологические
сдвиги. С другой стороны, в последнее
время выявился небывалый рост малого
и среднего предпринимательства, особенно
в сферах, где пока не требуется
значительных капиталов, больших объемов
оборудования и кооперации множества
работников. Малых и средних предприятий
особенно много в наукоемких видах
производства, а также в отраслях,
связанных с производством
Эффективное функционирование малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д. Малому производству способствуют дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления[9].
Развитие мелкого и
среднего производства создает благоприятные
условия для оздоровления экономики,
поскольку развивается
Вместе с тем малому предпринимательству присущи: быстрая реакция на требования рынка; высокий уровень специализации; возможность мобилизации ресурсов на перспективных направлениях.
Признаки, являющиеся общепризнанными при качественной характеристике малого предпринимательства:
• Самостоятельность предприятия;
• Способность к достижению индивидуальных, особых результатов;
• Соединение предпринимателя, инвестора и управляющего в одном лице;
• Личность предпринимателя накладывает существенный отпечаток на облик предприятия, в особенности его связи оказывают решающее влияние на успех предприятия;
• Слабо выражен формальный характер связей: преобладание личных контактов между сотрудниками, а также между сотрудниками и предпринимателем;
• Преобладает тактическое мышление и стратегия краткосрочных решений и действий;
• Деятельность ограничена - регионально или определенными размерами рынка.
Качественные критерии обладают одним недостатком: их трудно измерить. Поэтому исследователи, юристы, статистики используют при разграничении малых, средних и крупных предприятий количественные критерии, которые легче поддаются измерению.
Но во всех развитых странах
первым критерием отнесения
Единого международного стандарта классификации предприятий, их деления на малые, средние и крупные не существует. Это зависит от специфики отраслей, уровня развития и структуры экономики каждой страны. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия государства, субъектов Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%. Кроме того, средняя численность работников за отчётный период не должна превышать следующих предельных уровней:
• в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;
• в научно-технической сфере – 60 человек;
• в оптовой торговле – 50 человек;
• в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
• в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.
При этом к среднегодовой
численности основного
Малые предприятия обладают
самостоятельностью в осуществлении
своей хозяйственной
Упомянутый выше закон
является основополагающим нормативным
актом, в котором даны основные направления
государственной поддержки
1.2 Законодательная основа предпринимательской деятельности
Согласно п.1 ст.23 ГК гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя[2]. Это право основано на ч.1 ст.34 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности[1].
Под предпринимательской
понимается самостоятельная, осуществляемая
на свой риск деятельность, направленная
на систематическое получение
Порядок государственной
регистрации граждан-
правила ГК, которые регулируют деятельность юридических лиц - коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения (п.3 ст.23 ГК). Предприниматель должен получать лицензии на осуществление определенных видов деятельности, а также нести ответственность за нарушение обязательств даже при отсутствии вины (п.3 ст.401 ГК).
Информация о работе Государственные программы поддержки малого предпринимательства