Государственные программы поддержки малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – на основе изучения теоретических аспектов государственной поддержки малого бизнеса, проанализировать текущее состояние данной проблемы, а также выявить наиболее оптимальные и эффективные пути развития данной проблемы в Российской Федерации.
Объект исследования в курсовой работе – малое предпринимательство Краснодарского края; предмет исследования – государственные меры поддержки малого предпринимательства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава I. Теоретические аспекты государственного управления развитием малого предпринимательства………………………………………....................6
1.1 Характеристика малого предпринимательства…………………………….6
1.2 Законодательная основа предпринимательской деятельности…………...10
Глава II. Государственные программы поддержки малого предпринимательства…………………………………………………………....13
2.1 Основные положения программы государственной поддержки
малого и среднего предпринимательства в России……………………………13
2.2 Программа поддержки малого предпринимательства Краснодарского края………………………………………………………………………………..16
Заключение………………………………………………………………….……23
Список использованной литературы………………………………………...…25

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 44.42 Кб (Скачать файл)

Предпринимательская деятельность может осуществляться в виде крестьянского (фермерского) хозяйства. Согласно п.2 ст.23 ГК глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента  государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства[2]. Особенности правового положения такого хозяйства определяет Федеральный закон от 11 июня 2003 г. "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"[12]

Граждане-предприниматели  могут признаваться судом несостоятельными (банкротами). Особенности их банкротства  регулируются Законом о банкротстве. Признаком банкротства гражданина является неисполнение им своих обязательств в течение 3 месяцев с даты, когда  они должны были быть исполнены, если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества (п.1 ст.3 Закона о банкротстве)[11].

Дело о банкротстве  может быть возбуждено арбитражным  судом при условии, что требования к должнику-гражданину составляют не менее 10 тыс. руб. (п.2 ст.6 Закона о банкротстве). Заявление о признании индивидуального  предпринимателя банкротом может  быть подано должником - индивидуальным предпринимателем, кредитором, требование которого связано с обязательствами при осуществлении предпринимательской деятельности, уполномоченными органами (Федеральной налоговой службой).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Глава II. Государственные программы поддержки малого предпринимательства

2.1 Основные положения  программы государственной поддержки

малого и среднего предпринимательства в России

 

Цель программы - создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий путем совершенствования нормативно-правовой базы, развития инфраструктуры поддержки, освоения новых форм и механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства.

Задачи программы - преодоление административных барьеров, максимальная легализация деятельности субъектов малого предпринимательства, ускорение освоения новых кредитно-инвестиционных механизмов, создание региональных центров поддержки предпринимательства, развитие международного сотрудничества и экспортного ориентирования малых предприятий, укрепление социального статуса, повышение престижа и обеспечение безопасности предпринимателей.

Основные направления - формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства: производственная и финансовая инфраструктура; обучение менеджеров, предпринимателей, государственных служащих; методическое и научно-аналитическое обеспечение; работа со средствами массовой информации; интеграция в рамках СНГ и международное сотрудничество[17].

В программу включены подпрограммы: привлечение военнослужащих, увольняемых  в запас, и членов их семей в  малое предпринимательство; поддержка  малого предпринимательства в области  жилищно-коммунального хозяйства; поддержка  малого предпринимательства в сельской местности; использование возможностей малого предпринимательства при реструктуризации и банкротстве крупных предприятий.

В программе выделены четыре следующих основных раздела мероприятий:

Нормативно-правовое обеспечение, предусматривающее разработку на федеральном  уровне законодательных и иных нормативных  правовых актов

1. Преимущественно прямого действия;

2. Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, направленной на создание и развитие сети специализированных финансово-кредитных и гарантийно-инвестиционных институтов, связанных с РЦПП, обучение кадров, подготовка методических и научно-аналитических материалов, совершенствование информационной политики;

3. Интеграция в рамках СНГ и международное сотрудничество, предусматривающие разработку и реализацию программ сотрудничества с государствами - участниками СНГ, содействие международным проектам в рамках программ технической и финансовой помощи;

4. Выполнение подпрограмм по развитию малого предпринимательства в сфере активизации экономических реформ: при реформировании Вооруженных Сил Российской Федерации, в жилищно-коммунальном хозяйстве, сельской местности, при реструктуризации и банкротстве крупных предприятий[17].

Проектом федерального бюджета  на 2011 год предусматривается направить  в 2011 году в виде субсидий регионам на реализацию мер по поддержке малых  компаний 20,8 млрд. рублей. Таким образом, расходы федерального бюджета не только не снизятся, но и вырастут на 15% по сравнению с 2010 годом. Необходимо отметить, что в текущем 2010 году бюджетам регионов будет предоставлено 18 млрд. рублей в виде субсидий.

Сохранение расходов федерального бюджета на таком высоком уровне создает дополнительные стимулы  для включения в приоритетном порядке в расходы региональных бюджетов на 2011 год поддержки малых  и средних предприятий.

При реализации программы 2011 выделяются 2 основных блока мероприятий.

В рамках первого предусмотрены  расходы на создание капитальных  объектов – строительство бизнес-инкубаторов, промышленных парков, технопарков, приобретение оборудования для центров кластерного развития, центров сертификации, центров прототипирования. На это направление предусматривается выделение 4,8млрд. рублей.

Второй блок – прямые субсидии малым компаниям и формирование финансовой инфраструктуры поддержки  предпринимательства.

В качестве приоритетных направлений  будет рассматриваться грантовая поддержка начинающих малых инновационных компаний; субсидирование широкого спектра расходов действующих инновационных компаний, поддержка экспорта продукции, поддержка модернизации, субсидирование расходов на лизинг оборудования.

Государственным заказчиком программы является Государственный  комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства.

Ход выполнения программы  ежеквартально рассматривается  на расширенных заседаниях коллегии Государственного комитета Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства и экспертного  совета Государственного комитета Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства.

Реализация мероприятий  программы осуществляется на основе взаимовыгодных соглашений и хозяйственных  договоров. Предусматривается долевое  финансирование из средств федерального бюджета региональных программ поддержки  малого предпринимательства при  условии их утверждения соответствующими органами государственной власти субъектов  Российской Федерации и обеспечения  финансовыми средствами из региональных бюджетов.

Координация деятельности федеральных  органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а  также общественных объединений  предпринимателей по выполнению мероприятий  программы осуществляется Государственным  комитетом Российской Федерации  по поддержке и развитию малого предпринимательства. Комитет определяет первоочередность выполнения мероприятий с учетом приоритетных направлений и наличия  средств, выделенных на реализацию программы[20].

 

2.2 Программа поддержки малого предпринимательства Краснодарского края

 

Для Краснодарского края была разработана долгосрочная краевая целевая программа "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае" на 2009 - 2012 годы (далее - Программа)[18].

Программа была разработана  на основаниии Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Закона Краснодарского края от 4 апреля 2008 года N 1448-КЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае", решение краевого совета по региональным проектам и программам при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края от 6 мая 2008 года N 15.

Разработчиком программы  является департамент инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края.

Государственными заказчиками и исполнителями мероприятий Программы  стали департамент инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края, департамент строительства Краснодарского края, управление экономики и целевых программ Краснодарского края, департамент образования и науки Краснодарского края

Основными целями Программы являются :

-  повышение темпов развития малого и среднего предпринимательства как одного из факторов социально-экономического развития Краснодарского края;

- увеличение доли участия субъектов малого и среднего предпринимательства в формировании всех составляющих валового регионального продукта Краснодарского края (производство товаров, оказание услуг, чистые налоги);

- повышение социальной эффективности деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (рост численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства;

- рост средних доходов и повышение уровня социальной защищенности работников малых и средних предприятий;

- обеспечение конкурентоспособности продукции, товаров, услуг субъектов малого и среднего предпринимательства на внутреннем и внешних рынках;

- формирование единой системы предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Краснодарского края, включая создание и развитие автоматизированной информационной системы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и портала государственных и муниципальных услуг Краснодарского края;

- совершенствование организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;

Задачи Программы:

- развитие кредитно-финансовых механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, развитие микрофинансирования;

- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, осуществляющих инновационную деятельность;

- развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

- совершенствование внешней среды для развития малого и среднего предпринимательства;

- поддержка муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства;

- создание и развитие информационной системы для предоставления государственных и муниципальных услуг на основе многофункциональных центров в Краснодарском крае;

- внедрение механизмов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора);

- создание и развитие информационной системы реестра и портала государственных и муниципальных услуг Краснодарского края.

Срок реализации Программы - 2009 - 2012 годы

Общий объем финансирования Программы за счет бюджетных средств составляет 1236671,0 тысячи рублей, в том числе на:

2009 год - 407221,0 тысячи рублей, в том числе:

из федерального бюджета - 334754,0 тысячи рублей

из краевого бюджета - 72467,0 тысячи рублей

2010 год - 116150,0 тысячи рублей, в том числе:

из федерального бюджета - 67000,0 тысячи рублей

из краевого бюджета - 49150,0 тысячи рублей

2011 год - 364150,0 тысячи рублей, в том числе: из федерального  бюджета 260000,0 тысячи рублей, из  краевого бюджета - 104150,0 тысячи  рублей

2012 год - 349150,0 тысячи рублей (из краевого бюджета)[16].

Контроль за исполнением Программы осуществляет администрация Краснодарского края

1. Содержание проблемы  и обоснование необходимости  ее решения

программными методами

Малый и средний бизнес Краснодарского края интенсивно развивается. Администрацией Краснодарского края ведется целенаправленная работа по формированию благоприятного предпринимательского климата и созданию положительного образа предпринимателя в Краснодарском крае.

В результате реализации мероприятий  краевой целевой программы государственной  поддержки малого предпринимательства  в Краснодарском крае на 2006 - 2008 годы достигнут высокий темп роста в развитии малого предпринимательства.

В то же время в сфере  малого и среднего предпринимательства  в Краснодарском крае имеются  нерешенные проблемы, устранение которых  возможно с использованием программно-целевого метода:

сохраняется дифференциация муниципальных образований Краснодарского края по уровню развития малого и среднего предпринимательства;

наблюдается недоступность  банковского кредитования для вновь  создаваемых малых предприятий  и предпринимателей;

отсутствуют в достаточном  объеме финансовые ресурсы в местных  бюджетах на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства;

остаются недоступными общеэкономические  и специализированные консультации для субъектов малого и среднего предпринимательства;

отмечаются трудности  при экспорте продукции субъектов  малого и среднего предпринимательства;

Информация о работе Государственные программы поддержки малого предпринимательства