Гсударственные и муниципальные унитарные предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 08:34, реферат

Описание работы

В условиях плановой экономики совокупность прав и обязанностей субъектов хозяйственного права характеризовалась понятием компетенции. Это понятие используется и в настоящее время применительно к субъектам, осуществляющим регулирование (организацию) хозяйственной деятельности, а также к внутрихозяйственным субъектам. Что же касается субъектов, непосредственно осуществляющих хозяйственную деятельность (индивидуальных и коллективных предпринимателей), то для их правовой характеристики в настоящее время большей частью используется понятие правоспособности. Это связано с тем, что частноправовые нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность, включены в гражданское законодательство, где применяется именно понятие правоспособности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ (УНИТАРНЫЕ) ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………….......................................4
1.1 Понятие государственных и муниципальных предприятий……………..4
1.2 Формы унитарных предприятий…………………………………………...6
2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ И ПРАВОСПОСОБНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ……………………………………12
2.1 Гражданская правоспособность государства и государственных (муниципальных) образований………………………………………………..12
2.2 Критерии эффективности работы муниципальных предприятий………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………...25

Файлы: 1 файл

Gosudarstvennye_i_munitsipalnye_unitarnye_pre.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

ПЛАН

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3

1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ (УНИТАРНЫЕ)  ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………….......................................4

1.1 Понятие государственных и муниципальных предприятий……………..4

1.2 Формы унитарных предприятий…………………………………………...

2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ И ПРАВОСПОСОБНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ……………………………………12

2.1 Гражданская правоспособность  государства и государственных  (муниципальных) образований………………………………………………..12

2.2 Критерии эффективности работы  муниципальных предприятий………19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...23

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………...25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Унитарные предприятия как юридические  лица являются важнейшими субъектами хозяйствования, участвующие в рыночных отношениях. Унитарные предприятия вносят огромный вклад в экономику страны. В связи с этим последнее время к унитарным предприятиям уделяется большое внимание, о чем свидетельствуют имеющиеся теоретические и практические наработки в гражданском законодательстве.

Правоспособность субъекта предпринимательского права (предпринимательская правоспособность) означает способность иметь права  и обязанности по осуществлению  и регулированию (организации) предпринимательской  деятельности. Предпринимательская  правоспособность — неотъемлемый элемент понятия субъекта предпринимательского права и в этом заключается актуальность данной темы. Правоспособность дает возможность вести предпринимательскую деятельность, участвовать в предпринимательских отношениях.

В условиях плановой экономики совокупность прав и обязанностей субъектов хозяйственного права характеризовалась понятием компетенции. Это понятие используется и в настоящее время применительно к субъектам, осуществляющим регулирование (организацию) хозяйственной деятельности, а также к внутрихозяйственным субъектам. Что же касается субъектов, непосредственно осуществляющих хозяйственную деятельность (индивидуальных и коллективных предпринимателей), то для их правовой характеристики в настоящее время большей частью используется понятие правоспособности. Это связано с тем, что частноправовые нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность, включены в гражданское законодательство, где применяется именно понятие правоспособности.

1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ (УНИТАРНЫЕ) ПРЕДПРИЯТИЯ

    1. Понятие государственных и муниципальных предприятий

 

Государственные и муниципальные  предприятия как особая разновидность  коммерческих организаций. Специфика  этих субъектов гражданского права  состоит в том, что их имущество  находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 1 ст. 113 ГК) 1. Поэтому они являются единственным видом коммерческих юридических лиц, которые имеют не право собственности на принадлежащее им имущество, а вторичное вещное право. Государственные и муниципальные предприятия являются унитарными, а их имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам. Таким образом, государственным (муниципальным) предприятием называется юридическое лицо, учрежденное государством либо органом местного самоуправления в предпринимательских целях или в целях выпуска особо значимых товаров (производства работ или оказания услуг), имущество которого состоит в государственной (муниципальной) собственности.

Учредительными документами государственных  и муниципальных предприятий  являются решение собственника (как  правило, его представителя в  лице соответствующего органа министерства государственного имущества) и устав, утвержденный указанным лицом. В соответствии с п. 2 ст. 52 ГК в учредительных документах унитарных предприятий должны быть определены предмет и цели деятельности конкретного юридического лица. Это обусловлено тем, что правоспособность государственных и муниципальных предприятий, в отличие от других коммерческих организаций, является специальной. Поэтому государственные и муниципальные предприятия не могут осуществлять любые виды деятельности, они должны заниматься только такими видами хозяйствования, которые определены им собственником в уставе. Однако это не означает, что унитарные предприятия ограничены в совершении различных сделок. Если иное специально не установлено собственником в уставе, они вправе совершать всякие сделки, необходимые им для достижения целей, предусмотренных в уставе. Так, государственное предприятие вправе передать с согласия собственника часть своего имущества в аренду, если это не помешает основному производству и позволит изыскать дополнительные источники финансирования. Тем не менее систематическая сдача своего имущества в аренду явно выходит за рамки специальной правоспособности унитарного предприятия, ибо его цель – производство продукции, а не услуги по предоставлению вещей внаем.

Природа государственных и муниципальных  предприятий находит свое выражение в их фирменном наименовании, которое должно содержать указание собственника их имущества. Другие средства индивидуализации государственных и муниципальных предприятий не отличаются от аналогичных средств иных коммерческих организаций 2.

В отличие от других предпринимательских  юридических лиц, органы управления государственных и муниципальных  предприятий, как правило, носят  единоличный характер. Возглавляет  предприятие руководитель (генеральный  директор, директор), который назначается  на должность и освобождается от должности собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен (п.4 ст. 113 ГК).

В настоящее время правовое положение  государственных и муниципальных  предприятий определяется ГК, а также  рядом специальных нормативных актов, принятых по поводу отдельных разновидностей этих юридических лиц. В соответствии с п. 6 ст. 113 ГК должен быть принят специальный закон, посвященный правовому статусу унитарных предприятий.

 

    1.  Формы унитарных предприятий

 

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения. Оно создается по решению уполномоченного на то государственного органа (комитета по управлению государственным имуществом) или органа местного самоуправления (для муниципальных предприятий) и существует за счет самостоятельно извлеченной прибыли. При этом собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам такого предприятия, за исключением случаев субсидиарной ответственности по обязательствам обанкротившегося вследствие его указаний юридического лица 3.

Характер имущественной обособленности рассматриваемого предприятия определяется содержанием права хозяйственного ведения в соответствии со ст. 295 ГК. Собственник имущества унитарного предприятия имеет широкие полномочия по вопросам его деятельности. Он вправе:

а) принимать решение о его создании, реорганизации и ликвидации;

б) определять содержание его специальной правоспособности (предмет и цели деятельности);

в) назначать на должность и освобождать от должности руководителя (директора) предприятия;

г) осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Кроме того, собственник имеет право на часть прибыли унитарного предприятия. Сделки, которые унитарное предприятие совершает со своим недвижимым имуществом, требуют согласия собственника.

До государственной регистрации  унитарного предприятия, основанного  на праве хозяйственного ведения, его  собственник обязан полностью оплатить уставный фонд. Следовательно, поэтапное формирование уставного фонда для унитарных предприятий, в отличие от других коммерческих организаций, не допускается. Минимальный размер уставного фонда должен быть определен в законе о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (ст. 114 ГК).

Гарантией защиты интересов кредиторов унитарного предприятия является его  уставный фонд. В случае снижения стоимости  чистых активов предприятия ниже размера уставного фонда, зафиксированного в уставе, представитель собственника, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести уменьшение уставного фонда до величины чистых активов. При уменьшении уставного фонда предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов. Для такого предприятия наступают последствия, аналогичные реорганизационным, т. е. его кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств, должником по которым является предприятие, и возмещения убытков (ср.: п. 2 ст. 60 и п. 6 ст. 114 ГК).

Если же стоимость чистых активов  унитарного предприятия падает ниже минимального размера уставного фонда, установленного в законе, предприятие подлежит ликвидации.

Лишь применительно к унитарным  предприятиям, основанным на праве  хозяйственного ведения, в ГК используется понятие дочернего предприятия. Его не следует отождествлять с понятием дочернего общества. Отличительные черты дочернего предприятия таковы 4:

1. Единственным учредителем дочернего унитарного предприятия может быть только «материнское» унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения. Имущество дочернего предприятия

принадлежит на праве хозяйственного ведения как самому дочернему  предприятию, так и его учредителю. В этом случае возникает некое  вторичное право хозяйственного ведения на имущество, ранее закрепленное государством или муниципальными образованиями за унитарным предприятием-учредителем. Содержание такого права должно ограничиваться как рамками первичного права хозяйственного ведения, которые установлены ГК и уставом учредителя, так и теми пределами осуществления вторичного права, которые будут заданы «материнским» унитарным предприятием для дочернего. При этом для учредителя, несомненно, обязателен принцип «никто не может передать больше прав, чем имеет сам».

2. Учредитель самостоятельно утверждает устав дочернего предприятия. Однако для передачи имущества в хозяйственное ведение дочернего предприятия требуется получить согласие собственника имущества (п. 2 ст. 295 ГК).

3. Учредитель назначает на должность и освобождает от должности руководителя дочернего предприятия.

4. Ответственность учредителя по обязательствам дочернего предприятия аналогична ответственности собственника унитарного предприятия по обязательствам последнего (п. 8 ст. 114 ГК).

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие). Правовое положение унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (федерального казенного предприятия), весьма специфично. С одной стороны, казенное предприятие создается для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) и, следовательно, осуществляет коммерческую деятельность. С другой стороны, оно может осуществлять свою хозяйственную деятельность за счет бюджетных средств, выделенных федеральной казной. Таким образом, правоспособность казенного предприятия занимает промежуточное положение между правоспособностью коммерческой и некоммерческой организаций, т. е. такое юридическое лицо может быть условно охарактеризовано как «предпринимательское учреждение». Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, создается по особому решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности (п. 1 ст. 115 ГК). При этом устав казенного предприятия является его учредительным документом и утверждается Правительством (п. 2 ст. 115 ГК) 5. В постановлении Правительства от 12 августа 1994 г. № 908 было указано, что устав казенного завода утверждается федеральным органом исполнительной власти на основе Типового устава. Федеральные казенные заводы могут создаваться либо заново для решения конкретной задачи, либо в большинстве случаев на базе реорганизованного федерального государственного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения. В последнем случае запрещаются сокращение рабочих мест, отказ в приеме на работу работников реорганизованного предприятия и передача имущества другим лицам. Права казенного завода на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с правилами ГК об оперативном управлении (ст. 297, 298): он вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. Следовательно, согласие собственника требуется для распоряжения любым имуществом такого предприятия, как движимым, так и недвижимым. В Указе Президента России от 23 мая 1994 г. № 1003 установлено, что Правительство вправе изымать у казенного завода неиспользуемое им или используемое не по назначению имущество (п. 9).

Источниками формирования материальной базы казенного завода являются: 1) имущество, переданное ему по решению Правительства Российской Федерации для ведения основных видов деятельности; 2) денежные и иные средства, полученные от реализации продукции (работ, услуг) предприятия; 3) средства, выделенные из федерального бюджета или внебюджетных фондов. В уставе казенного предприятия определяются: – обязательная отчетность казенного предприятия по установленным формам;

– персональная ответственность руководителя казенного завода за результаты хозяйственной деятельности;

– обязанность использования федеральных средств по целевому назначению;

– виды деятельности и порядок распределения прибыли. Кроме того, в уставе и других документах фиксируется фирменное наименование предприятия с обязательным указанием на его казенный характер.

Руководство казенным предприятием осуществляется директором, действующим на принципах единоначалия, который назначается на должность и освобождается от должности федеральным органом правительства, утвердившим его устав (п. 5.1–5.2 Типового устава казенного завода).

В силу прямого указания закона (п. 5 ст. 115 ГК) Российская федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного

предприятия при недостаточности  его имущества. Таким образом, государство  принимает на себя риски, связанные  с деятельностью предприятия, и в дополнительном порядке отвечает за его долги всем своим имуществом, на которое может быть обращено взыскание. Реорганизация и ликвидация казенных предприятий также осуществляются Правительством Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ  И ПРАВОСПОСОБНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ  ПРЕДПРИЯТИЙ

2.1 Гражданская правоспособность  государства и государственных  (муниципальных) образований

 

Правовое положение государства  и государственных (муниципальных) образований составляет важную часть учения о субъектах гражданского права, в которой тесно переплетены частно– и публично-правовые элементы. От того, как государство рассматривается в рамках права публичного, зависит и его положение как субъекта гражданского права.

Государство как носитель суверенитета едино и неделимо (не может существовать двух суверенов на одной и той же территории). Соответственно государство в гражданском обороте может рассматриваться как единый и единственный субъект 6.

Информация о работе Гсударственные и муниципальные унитарные предприятия