Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 13:39, реферат
В целом – это снижает уровень образования и профессиональной подготовки в стране и влияет на психологическое состояние множества безработных специалистов. Руководители всех уровней должны осознавать значение поиска и отбора кадров, уметь оценивать эффективность используемых при этом технологий. От того, насколько эффективно поставлена работа по отбору персонала, в значительной степени зависит качество людских ресурсов, их вклад в достижение целей организации и качество производимой продукции или предоставляемых услуг.
Проблема профессионального отбора является особо актуальной в наши дни. Во время подбора персонала обычно оцениваются результаты работы (достижения), способности, характер работника, его адаптация в данной должности. Характерно при этом, что при решении материального стимулирования приоритет отдается результатам работы, а при решении вопросов продвижения по службе, расстановки кадров и повышения квалификации предпочтение получают способности и характер.
Введение………………………………………………………………….........
3
Этапы подбора кандидатов на вакантную должность……………………...
5
Оценка потребности в персонале…………………………………………….
5
Разработка комплекса требований к кандидату на должность…………….
6
Объявление конкурса на замещение должности, поиск кандидатов………
6
Отбор кандидатов……………………………………………………………..
8
Заключение…………………………………………………………………….
14
Список используемых источников…………………………
Стадия 3: собеседование с кандидатом (Приложение 2)[2,3].
Здесь целью является сбор необходимых сведений о личностно-деловых качествах кандидата, проверка документальной информации в непосредственном контакте. Менеджером по персоналу проводится тщательный анализ представленных кандидатом персональных документов или их копий. Проверяется их достоверность и соответствие заявленным в резюме данным, а также требованиям, указанным для соискания должности.
При проведении собеседования сотрудник отдела кадров имеет заранее подготовленный план беседы, комплект структурированных вопросов, которые будут задаваться всем кандидатам; устанавливает взаимопонимание с кандидатом; дает кандидату возможность высказаться; постоянно концентрирует внимание на соответствии претендента требованиям, предъявляемым соответствующей вакантной должностью; фиксирует полученные данные в оценочном листе.
Во время проведения собеседования следует обратить внимание на:
Немалую помощь
в получении четко
При решении для специалистов определяющим фактором являются образование и опыт работы по специальности (последний рассматривается как индикатор способностей и добросовестного отношения к данной работе). Для руководителей – это опыт управленческой деятельности, образование, а также совместимость с вышестоящим руководством и подчиненными (данный критерий означает способность человека воспринять культуру и правила, по которым живет коллектив). Заключение по результатам собеседования пишется в произвольной форме и передается для ознакомления руководителю подразделения, в котором предстоит работать выбранному кандидату.
Стадия 4: психологическое диагностирование.
Данную стадию обязательно проходят претенденты на ключевые должности, для чего приглашаются профессиональные психологи сторонних организаций (Городского Центра занятости населения, специализированных консультационных служб).
Для диагностирования сотрудник службы персонала совместно с психологом подбирают несколько тестов, выявляющих наиболее важные для данной должности интеллектуальные, личностные, мотивационные и волевые качества. Каждая вакансия требует собственного набора тестов, который предъявляется всем без исключения кандидатам на данную должность. Обязательно практически для всех включаются тесты:
По результатам выявляется степень выраженности трех групп профессиональных качеств, коррелирующих с успешной трудовой деятельностью:
а) деловые качества: ответственность; стиль принятия решений; организаторские способности; инициативность; целеустремленность, настойчивость; самостоятельность, решительность;
б) индивидуально-психологические и личностные качества: мотивационная направленность; уровень интеллектуального развития; эмоциональная и нервно-психическая устойчивость; внимание (объем, устойчивость, распределение, переключение); память (долговременная, оперативная); мышление (особенности мыслительной деятельности, способность к обучению); гибкость общения, стиль межличностного поведения;
в) психофизиологические качества: выносливость, работоспособность; простая и сложная сенсомоторная реакция (скорость, точность).
По результатам тестирования делается заключение, где отражаются основные психологические особенности кандидата, его сильные и слабые стороны, возможные трудности адаптации на новом рабочем месте. Заключение передается для ознакомления руководителю подразделения, для которого подбирается сотрудник.
Стадия 5: оценка профессиональной компетентности.
Целью этой стадии является непосредственная проверка уровня профессиональных знаний, умений, навыков, соответствия предыдущего профессионального опыта функциональным обязанностям вакантной должности. Руководитель подразделения, либо сотрудник, уполномоченный руководителем подразделения, в которое направляется кандидат, проводит ее в форме свободной беседы или специальных вопросов-заданий по профессиональной деятельности.
Стадия 6: принятие решения о найме на работу.
Комиссия по профессиональному отбору, включающая работника службы персонала, руководителя подразделения, где имеется заявленная вакансия, психолога (при необходимости), тщательно анализирует результаты оценок предыдущих стадий и подготавливает заключение о профессиональной пригодности кандидатов. Результаты всех претендентов на данную должность, прошедших требуемые стадии отбора, сопоставляются между с собой, и выбирается наиболее подходящий.
Кандидаты извещаются о принятом решении – приеме одного из них и мотивированном отказе остальным. При этом наиболее перспективные, не прошедшие конкурсного отбора на данную вакансию, заносятся в банк данных отдела кадров для возможного последующего привлечения к участию в конкурсе на соискание должностей по другим вакансиям. Материалы, связанные с профессиональной и психологической оценкой выбранного сотрудника, используются для его адаптации и последующего продвижения в компании.
Заключение
Оценка качеств персонала организации – это целенаправленный процесс определения соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотиваций и свойств) требованиям должности или рабочего места.
Выбор методов оценки персонала для каждой конкретной организации является уникальной задачей, решить которую может только руководство самой организации (возможно с помощью профессиональных консультантов). Система оценки должна учитывать и отражать ряд факторов: стратегические цели организации, состояние внешней среды, организационную культуру и структуру, традиции организации, характеристики занятой в ней рабочей силы.
В стабильных организациях с устойчивой иерархической структурой, как правило, могут эффективно использоваться традиционные методы оценки; для динамичных организаций, действующих в условиях изменяющейся внешней среды, более подходят нетрадиционные методы. При выборе системы оценки необходимо обратить особое внимание на ее соответствие другим системам управления персоналом - компенсации, планирования карьеры, профессионального обучения, чтобы добиться максимально положительного эффекта и избежать конфликтов и противоречий.
Собрав воедино группу высококвалифицированных специалистов по образованию, но не проведя оценку личностных и деловых качеств каждого в отдельности или оценку работы группы, руководитель может получить «трудный коллектив», как в психологическом, так и в производственном плане. Не всегда профессиональная оценка совпадает с личностной, и опытный сотрудник может оказаться неуживчивым человеком, что внесет дисгармонию в работу коллектива и организации в целом. Поэтому многие руководители современных предприятий, причем любой формы собственности, уже приходят к выводу, что без предварительной оценки - тестирования, а в дальнейшем проведения аттестации и объективной оценки сотрудников по всем параметрам не добиться стабильной работы предприятия и получения положительных результатов, как деятельности предприятия, так и каждого из сотрудников.
Следовательно, в проведении объективной оценки и аттестации должны быть заинтересованы все, как руководители, так и сотрудники.
Список используемых источников
Приложение 1
Место для фотографии | ||||
Анкета | ||||
резерва управленческих кадров | ||||
1. Фамилия ______________________________
Имя ______________________________
Отчество _____________________
2. Изменение Ф.И.О.:_______________________
3. Гражданство: ______________________________
(если изменяли,
то укажите когда и по какой
причине, если имеете гражданст
4. Паспорт
или документ его заменяющий: ______________________________
______________________________
5. Дата рождения: |
||||||||
число |
месяц |
год |
6. Место
рождения: ______________________________
7. Домашний адрес (адрес регистрации и фактического проживания):
индекс________________________
область ______________________________
населенный
пункт ______________________________
(город, село, поселок и др.)
улица _________________________ дом ___________ корп._________ квартира _________
8. Контактная
информация (телефоны: домашний, рабочий,
сотовый; e-mail): ______________________________
9. Семейное положение: |
женат |
холост |
вдовец |
разведен |
||||
(замужем) |
(не замужем) |
(вдова) |
(разведена) |
Если «женат (замужем)», укажите Сведения о супруге:
______________________________
(Фамилия Имя Отчество, дата и место рождения, место работы и замещаемая должность.)
10. Наличие детей: |
да |
нет |
Если «да», укажите:
Фамилия Имя Отчество |
Пол |
Дата рождения |
11. Национальность: ______________________________
(не является обязательным для заполнения)
12. Какими языками владеете:
12.1. Родной язык:
______________________________
12.2. Языки народов
Российской Федерации: ______________________________
12.3. Иностранные языки, включая языки народов бывшего СССР:
Язык |
Степень владения | ||
владею свободно |
читаю и могу объясняться |
читаю и перевожу со словарем | |
13. Навыки работы с компьютером:
Вид |
Степень владения |
Название конкретных | ||
программного обеспечения |
владею свободно |
имею общее представ-ление |
не работал |
программных продуктов, с которыми приходилось работать |
Текстовые редакторы |
||||
Электронные таблицы |
| |||
Правовые базы данных |
| |||
Специальные программные продукты |
||||
Операционные системы |
Информация о работе Этапы подбора кандидатов на вакантную должность