Этапы становления предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 11:42, реферат

Описание работы

Переход к рынку формирует объективную необходимость возникновения нового типа хозяйственника – предпринимателя.
Предпринимательство – это сложный творческий вид деятельности, который охватывает широкий круг вопросов – экономических, организационно-управленческих, правовых (юридических), социально-психологических, направленный на абсолютную реализацию способностей, формирование и организацию производственного процесса и извлечение прибыли как вознаграждения за использованные интеллектуальные и личные ресурсы и т.п.

Файлы: 1 файл

Этапы становления предпринимательства в России.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

CoolReferat.com

Федеральное агентство по образованию и науке

ГОУ СПО «Курский торгово-экономический  колледж»

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

на  тему:

 

«Этапы становления  предпринимательства в России»

 

 

 

 

Подготовил: студент

группы 3 мар «А»

Бондарев А.А.

Преподаватель: Азарова Р.В.

 

 

 

 

Курск 2011г.

1. Основные функции предпринимательства

 

Переход к рынку формирует  объективную необходимость возникновения  нового типа хозяйственника – предпринимателя.

Предпринимательство – это сложный творческий вид деятельности, который охватывает широкий круг вопросов – экономических, организационно-управленческих, правовых (юридических), социально-психологических, направленный на абсолютную реализацию способностей, формирование и организацию производственного процесса и извлечение прибыли как вознаграждения за использованные интеллектуальные и личные ресурсы и т.п.

Для  лучшего понимания  сущности предпринимательства обратимся  к выяснению его функций и  роли в экономической системе.

Итак, предпринимательство  выполняет три основных функции:

  1. Ресурсную
  2. Организаторскую
  3. Творческую.

Ресурсная функция предпринимательства  реализуется в мобилизации капитала, трудовых, материальных, информационных и других ресурсов для их производительного  использования. Нацеленность предпринимателя  на динамическую эффективность вынуждает его к постоянному поиску дополнительных  ресурсов. Множество потенциальных ресурсов общества были бы не востребованы, не занимайся предприниматели их мобилизацией. Яркий пример тому — преобразования множества запущенных помещений и полуподвалов домов, подземных переходов в различного рода магазины, офисы и т. п.

Суть организаторской  функции заключается в следующем: мобилизованные ресурсы могут принести пользу их собственнику, предпринимателю  и обществу в целом лишь в том случае, если они будут должным образом использоваться. Поэтому предприниматель берет на себя функцию организации производства, сбыта, исследования рынка, научных разработок и т. п. Конечно, непосредственно организацией работы предприятия в тех или иных направлениях могут заниматься наемные менеджеры, но это не меняет существа дела. Ведь предприниматель проявил организаторские способности, уже хотя бы в том, что нашел нужных, способных эффективно управлять предприятиями людей. Кроме того,  принятие принципиальных решений предприниматель всегда оставляет за собой.

Творческая функция  входит в состав трех функций предпринимательства. Предприниматель постоянно нацелен  на поиск новых решений. Стремление максимизировать прибыль или  другой результат, признаваемый предпринимателем в качестве цели своей деятельности, не дает ему довольствоваться сложившимся положением. Он постоянно ищет, как улучшить свое дело. Появлением множества оригинальных научно-технических, экономических и организационных решений человечество обязано творческой функции предпринимательства.

Итак, данный параграф помог  нам разобраться в том, какие  функции выполняет предпринимательство. Исследовав функции, стало понятным, насколько важна роль предпринимательства  в современной социально-экономической  жизни Российской Федерации и Республики Татарстан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Виды предпринимательства

 

Целью написания данного  параграфа дипломной работы является исследование видов предпринимательства.

Подобно любому другому  виду деятельности в предпринимательстве  существует разделение труда. Обладая общими сущностными чертами, различные виды предпринимательства вместе с тем имеют и специфические характеристики.

В дипломной работе представлены два типа деления предпринимательства  на виды. В основе первого способа  лег сектор экономики, внутри которого функционирует предпринимательство.

В основе второго-  способ извлечения прибыли.

Итак, предпринимательство  как особая форма экономической  активности может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают: а) предпринимательство государственное; б) предпринимательство частное.

Государственные предпринимательство  есть форма осуществления экономической  активности от имени предприятия, учрежденного:

 а) государственными  органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие), или

б) органами местного самоуправления (муниципальное предприятие). Собственность такого рода предприятий есть форма обособления части государственного или муниципального имущества, части бюджетных средств, других источников. Важной характеристикой таких предприятий выступает то обстоятельство, что они отвечают по своим обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности (ни государство не отвечает по их обязательствам, ни они сами не отвечают по обязательствам государства).

Частное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).

Конечно, каждый из этих видов – государственное и частное предпринимательство – имеет свои отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают. И в том и в другом случае осуществление такой деятельности предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли.

Объективной основой выделения различных видов предпринимательства выступает также процесс движения средств предпринимателя.

Одним из решающих критериев  при выборе сферы деятельности для  предпринимателя выступает размер прибыли, полученный в течение определенного  времени в расчете на единицу авансированных средств. Этот показатель принято называть нормой прибыли.

Итак, в дипломной работе наравне с частным и государственным предпринимательством выделяются следующие виды предпринимательства:

  1. Промышленное предпринимательство
  2. Торговое предпринимательство
  3. Кредитное предпринимательство.

Итак, разберем основные характеристики видов предпринимательства.

При промышленном предпринимательстве  предприниматели избирают сферой приложения своих способностей создание материального продукта как основы удовлетворения потребностей общества. Поскольку одной из основных отраслей, где создается материальный продукт, выступает промышленность, то такой вид

предпринимательства принято  называть промышленным, хотя оно охватывает и другие отрасли (строительство, сельское хозяйство и т. п.).

Промышленное предпринимательство  решает следующие главные задачи:

- создает материальный  продукт, который в состоянии  удовлетворить  базовые потребности   людей (предметы потребления)  и служит капиталом для всех сфер предпринимательства (средства производства);

- реализует основные  научно-технические идеи, закладывая  фундамент экономического прогресса  общества в целом. Специализация  на этом виде предпринимательства  позволяет сократить ту часть  времени оборота, которая связана с созданием продукта. Она складывается из времени нахождения приобретенных средств производства в виде производственных запасов, собственно создания продукта, организационных и технологических перерывов. Сокращение времени собственно производства и технологических перерывов (сушка окрашенного, остывание разогретого, подогрев холодного и т.п.) зависит от степени реализации в производстве новых технических и технологических решений. Время организационных перерывов (обед, отсутствие третьей смены, сбои с поставками сырья и т.п.) определяются качеством реализации организаторской функции предпринимательства. Однако здесь следует, в частности, отметить необходимость взвешенного подхода к решению вопроса о введении ночной смены. Хотя с точки зрения сокращения времени оборота это положительный эффект, но социальные потери (негативное отношение к ночным сменам работников, снижение внимательности и качества работы в ночные часы и т.п.) могут оказаться выше.

Необходимо особо рассмотреть  время нахождения средств производства в производственных запасах. Идеальный случай – «работа с колес», когда сырье даже не складируется, а сразу идет в производство. Но такое возможно лишь при высокой степени надежности поставщиков, транспортных  сообщений и т. д. Ведь небольшая задержка с поставками может вызвать остановку производства и огромные убытки. Поэтому сокращение времени нахождения средств производства в производственных запасах во многом определяется уровнем совершенства другого вида предпринимательства – торгового.

Следующий вид предпринимательства – торговое предпринимательство.

Торговое предпринимательство - это  особый вид предпринимательства, связанный главным образом с  доведением продукта от производителя  до потребителя. Не создавая нового материального продукта, торговое предпринимательство реализует особый товар – услугу, ускоряя и в целом удешевляя процесс движения товара. Это можно объяснить следующими причинами:

1. Специализация предпринимателя  на торговой деятельности позволяет  ему лучше изучить состояние рынка, оперативно учитывать его конъюнктуру.

2. Сокращаются затраты  по обслуживанию процесса обращения  (постоянное и полное использование  складских помещений, сокращение  транспортных расходов, уменьшение  затрат по продвижению товара  на рынке).

Современное торговое предпринимательство ориентировано на переход от философии сбыта, когда условием успеха фирмы считается  умение продать наибольшее количество товара по наиболее высоким ценам, к философии маркетинга, предполагающей ориентацию на продажу именно нужного для покупателя товара, способного лучше удовлетворить его потребности. Такой подход позволяет сформировать устойчивый круг покупателей, дает гарантию повторного обращения к предпринимателю в случае возобновления потребности. Складывается благоприятный имидж фирмы, что создает лучшие условия для  предпринимательства. Торговое предпринимательство осуществляет посреднические функции, как на рынке ресурсов, так и на рынке конечных товаров и услуг. Каждый из них имеет свои особенности. К специфическим чертам  рынка материальных ресурсов можно отнести:

- особый объект купли-продажи – не конечный продукт, a продукт, возвращающийся в производство;

- ограниченное количество  покупателей;

- более крупные размеры  закупок;

Конечным покупателем, как правило, выступает производитель. Основными институтами торгового предпринимательства на рынке ресурсов являются биржи, торговые дома, оптовые фирмы, брокерские конторы и т.п. На рынках конечной продукции торговые предприниматели реализуют товары отдельным лицам, семьям (домохозяйствам) для личного потребления. Эти рынки характеризуются:

- значительным количеством  покупателей;

- резкими отличиями  потребителей друг от друга  по возрасту, уровню  доходов,  образованию, взглядам и т.  п.;

- большой сложностью  предвидения поведения покупателя;

- непрофессионализмом  покупателя.

В торговом предпринимательстве  могут быть использованы  два  вида операций:

- комиссионные, осуществляемые по поручению клиента и за его счет. Доход торгового предпринимателя в данном случае составляют комиссионные, как правило, в процентах от стоимости сделки;

- коммерческие, которые осуществляются предпринимателем от своего имени и за свой счет. Его доход формируется за счет  разницы между ценой продажи и ценой покупки.

Конечно, производитель  мог бы сам организовать реализацию своего товара по рыночным ценам. Но это потребует от него дополнительных средств, времени, отвлечения от его основной деятельности. Поэтому для него  оказывается предпочтительнее продать посреднику товар несколько ниже рыночной цены конечной реализации, недополучив при этом часть выручки, но сэкономить время и дополнительные расходы.  Сегодня  мы можем наблюдать ситуацию, когда многие крупные фирмы создают собственные подразделения, занимающиеся непосредственно сбытом продукции. Однако это не отрицает общей закономерности  разделения сфер предпринимательской деятельности. Отдел  сбыта и производственный отдел, хотя и находятся в пределах одной фирмы, но специализируются на различных видах предпринимательства.

Третий вид предпринимательства – кредитное предпринимательство.

Кредитное предпринимательство  представляет собой разновидность  предпринимательства, которая связана  с аккумуляцией временно свободных  денежных средств и последующим  использованием их для предоставления кредита на принципах срочности, платности и возвратности. Как у предприятий, так и у домохозяйств, с одной стороны, возникают временно свободные денежные средства (например, накапливаемые средства для строительства нового цеха или откладываемые деньги для поездки во время отпуска на отдых), а с другой – периодически появляется временная потребность в дополнительных средствах. Примером последнего может служить стремление молодой семьи приобрести квартиру с последующей выплатой ее стоимости в течение нескольких лет или получение предприятием средств для выплаты заработной платы работникам до того, как будет реализована произведенная  ими продукция. Кредит может предоставляться как в натуральной (потребительский и коммерческий), так и в денежной (банковский и межхозяйственный).

Информация о работе Этапы становления предпринимательства в России