Этапы становления предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 11:42, реферат

Описание работы

Переход к рынку формирует объективную необходимость возникновения нового типа хозяйственника – предпринимателя.
Предпринимательство – это сложный творческий вид деятельности, который охватывает широкий круг вопросов – экономических, организационно-управленческих, правовых (юридических), социально-психологических, направленный на абсолютную реализацию способностей, формирование и организацию производственного процесса и извлечение прибыли как вознаграждения за использованные интеллектуальные и личные ресурсы и т.п.

Файлы: 1 файл

Этапы становления предпринимательства в России.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Государственная стратегия  развития промышленности, поддержки  малого и среднего бизнеса и расширения экспорта разрабатывается Министерством  торговли и промышленности. Начиная  с 2000 г. предпринят ряд законодательных  и организационных мер по созданию наиболее благоприятных условий для развития сектора малого и среднего бизнеса и расширению его экспортного потенциала. В составе DTI было образовано агентство «Службы  предпринимательства» и реорганизован ряд других ведомств, занятых внешнеэкономической деятельностью.

SBS объединяет деятельность  всей национальной инфраструктуры  поддержки предпринимательства, включая сеть «Деловых связей» и координирует реализацию всех программ развития малого и среднего бизнеса, стремясь к созданию благоприятных условий для роста этого сектора экономики. Благодаря целенаправленной государственной политике, Великобритания занимает 6-е место в мире по общему объёму экспорта, а по объёму экспорта услуг вышла на 2-е место, что в значительной мере связано с развитием экспортных возможностей малого и среднего бизнеса.

Государственное содействие развитию малого предпринимательства  осуществляется по следующим основным направлениям:

  • создание стабильных государственных и негосударственных источников ассигнований на поддержку малого бизнеса;
  • использование рациональных механизмов контроля за расходованием выделенных средств;
  • обеспечение деятельности контрольных и судебных органов по защите интересов малых предприятий;
  • создание сети специализированных институтов, обеспечивающих реализацию государственной политики содействия малому предпринимательству, включающей: государственные органы власти; неправительственные объединения и организации; специализированные организации инфраструктуры; фонды, кредитные, страховые и гарантийные учреждения, технологические парки, бизнес-инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультационные, информационные и обслуживающие структуры;
  • осуществление прямого финансирования деятельности малых предприятий на основе специальных законов путем предоставления субсидий, дотаций, налоговых и инвестиционных льгот, компенсаций, выплат из фондов поддержки предпринимательства, размещения государственных заказов:
  • разработка целевых программ государственной поддержки малого бизнеса на долгосрочную перспективу;
  • оказание консультационной помощи предпринимателям; организация системы подготовки и переподготовки предпринимателей;
  • предоставление малым предприятиям в аренду на льготных условиях помещений, оборудования, земельных участков.
  • содействие внешнеэкономической деятельности малых предприятий.

Мы рассказали о малом  бизнесе за рубежом, теперь считаем  целесообразным привести некоторые  статистические данные, показывающие уровень развития малого и среднего предпринимательства в некоторых  зарубежных странах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Показатели  развития предпринимательства

 

 

 

Страны

Количество малых и  средних предприятий (тыс.)

Количество малых и  средних предприятий на 10 тыс. жителей

Занято на малых и  средних предприятиях (млн. чел.)

Доля малых и средних  предприятий в общей численности занятий (%)

Доля малых и средних  предприятий в ВВП (%, оценочно)

Великобритания

2630

460

13,6

49

50-53

Германия

2290

370

18,5

46

50-52

Италия

3920

680

16,8

73

57-60

Франция

1980

350

15,2

54

55-62

Страны ЕС

15770

450

68,0

72

63-67

США

19300

742

70,2

54

50-52

Япония

6450

496

39,5

78

52-55


 

Теперь переходим к  непосредственному рассмотрению становления  и развития малого бизнеса в России и возникающих в связи с  этим проблем.

Малый бизнес - разнородное  и исторически обусловленное социально-экономическое явление, суть которого (не говоря уж о частных проявлениях) нельзя понять, а развитие - действенно регулировать в отрыве от этой специфики, от места и времени его формирования. При наличии общих генетических и видовых черт он имеет массу межстрановых и межрегиональных различий. Причем, если малый бизнес, скажем, в США и во Франции различается не столько количественно, сколько качественно (в том числе по социально-психологической мотивации), то, например, в Москве и в Московской области, в Республике Татарстан – и качественно, и количественно.

Сопоставляя малый бизнес в России и за рубежом, можно идентифицировать "западную" его модель как традиционную и позитивно оцениваемую обществом  форму организации хозяйственной  деятельности в любой отрасли экономики и социальной сферы с относительно небольшой численностью занятых и с минимальным административным аппаратом, основанную, как правило, на первоначальном привлечении заемного капитала.

"Западные" малые  предприятия обычно узко специализированы, но сохраняют потенциал быстрого перепрофилирования. Они часто работают в тесной кооперации с крупными фирмами и корпорациями, используя, в частности, выгоды современного посредничества в их материально-техническом обеспечении и в сбыте продукции. Ориентированы в зависимости от производственной специализации на национальный, региональный, местный или мировой рынок. Пользуются узаконенной поддержкой общегосударственных, региональных и местных властей.

Что же касается малого предпринимательства  в постсоветской России, то его приходится трактовать как сравнительно новую форму хозяйственной деятельности небольших (в сравнении с "первичными звеньями" советского периода) по численности занятых и масштабу оборота предприятий, а также деятельности индивидуальных предпринимателей, организованную по различным мотивам за счет собственных ресурсов или средств крупных предприятий (учредителей), при весьма неоднозначном отношении населения.

Для этой формы характерны:

1) редкое использование  начального заемного капитала;

2) высокие административно-управленческие  издержки;

3) слабое задействование  преимуществ быстрого перепрофилирования;

4) диспаритетные (зачастую – просто дискриминационные) отношения с посредниками по сбыту продукции;

5) исключительно сильная  зависимость от местной власти и от местного рынка;

6) особые "теневые"  стороны деятельности (прежде всего  в сфере трудовых отношений).

 Российскому малому  бизнесу, как уже отмечалось, свойственны  и существенные региональные  различия в отраслевой структуре, масштабах и в других параметрах. При этом он явно недостаточно охвачен официальными статистическими наблюдениями.

Указанные особенности (коих на самом деле больше 5, мы отметили лишь основные) требуют если не обязательного  учета при разработке общих условий господдержки российского малого бизнеса, то хотя бы ясного их осознания как реальности. А их игнорирование или недостаточный учет – один из основных факторов замедления развития малого бизнеса в России.

Итак, приведем статистические данные, характеризующие уровень развития предпринимательства в России.

Факты таковы, что занятость  на одном малом предприятии в  среднем по России колеблется в интервале  от 12,1 (в сельском хозяйстве) до 5,7 человек (в торговле и общественном питании). Средние же по России значения производительности труда в малом бизнесе (в зависимости от типичного размера добавленной стоимости в продукции и фондоемкости различных отраслей) – от 105,3 тыс. руб. на одного занятого в промышленности, 97,1 тыс. - в строительстве, 92,3 тыс. – на транспорте, до 56,4 тыс. – в торговле и общественном питании и 39,1 тыс. руб. – в сельском хозяйстве.

Исходя из этих средних  цифр, логично предположить, что максимум производительности труда в малом бизнесе типичен для регионов, где преобладают малые предприятия промышленности, строительства и транспорта. На уровне федеральных округов это действительно так: наибольшие показатели выработки отмечены в Уральском (146,6 тыс. руб. продукции на одного занятого) и Дальневосточном (136,9 тыс.) округах с высокими долями в отраслевой производственной структуре промышленного и строительного комплексов. В то же время на уровне отдельных регионов (субъектов РФ) ситуация иная: она определяется огромными различиями в выпуске продукции однопрофильными малыми предприятиями с примерно равной численностью занятых.

Оказывается, что наиболее значительные по объему производства промышленные малые предприятия  работают в Дальневосточном округе (средний объем производства 1834,9 тыс. руб.), а самые мелкие – в Северо-Западном округе (778,9 тыс.). В сельском хозяйстве лидером по среднему объему производства на одном малом предприятии является Приволжский (710,8 тыс. руб.), а аутсайдером – Дальневосточный округ (213,6 тыс.). В строительстве показатели различаются от 2021,7 тыс. руб. в Уральском до 827 тыс. в Центральном округах. Наиболее крупные транспортные малые предприятия функционируют в Южном (2082,7 тыс. руб.), а наиболее мелкие – в Сибирском (596,9 тыс.) округах. Значительно меньшая дифференциация показателей характерна для малых предприятий торговли и общественного питания: от 443 тыс. руб. в Приволжском до 271,7 тыс. в Центральном округах.

Абсолютным лидером  по среднему объему производства на одном  промышленном малом предприятии  является Таймырский автономный округ (32,5 млн. руб.); далее с большим отрывом следуют Коми-Пермяцкий автономный округ (6,3 млн.), Республика Хакасия (4,5 млн.), Мурманская область (4,3 млн.), Ямало-Ненецкий и Корякский автономные округа (по 3,5 млн.). Показатели этих регионов в несколько раз превосходят среднероссийский уровень.

На другом полюсе находится  Ненецкий автономный округ (9,1 тыс. руб.); скромные по объему производства малые  промышленные предприятия действуют  в двух республиках Южного округа - Калмыкии (190,9 тыс.) и Ингушетии (241,2 тыс.). Во всех этих регионах показатели в несколько раз ниже среднероссийского уровня.

По среднему объему производства на одном малом предприятии строительного  профиля со значительным отрывом  лидируют два автономных округа Тюменской  области: Ямало-Ненецкий (5,3 млн. руб.) и Ханты-Мансийский (5,1 млн.). Более чем втрое выше среднероссийского уровня данный показатель в Мурманской области (3,7 млн. руб.). Аутсайдерами являются Ненецкий, Эвенкийский и Усть-Ордынский автономные округа, где, согласно данным Госкомстата России, в 2000 г, малых стройпредприятий не было вообще. Среди остальных регионов наиболее низкие показатели зафиксированы в Ивановской (253,9 тыс. руб.) и Омской (288,4 тыс.) областях, а также в Республике Тыва (299,1 тыс.).

Применительно к транспорту наибольшие масштабы производства характерны для малых предприятий, работающих в северных автономных округах Дальнего Востока и Сибири: Корякском (20,6 млн. руб. на одном предприятии) и Таймырском (11,3 млн.), причем эти показатели могут быть завышенными из-за практики округления статистических данных по подобным округам. Более достоверным является показатель по Краснодарскому краю - 5,1 млн. руб.; значительные по объему производства малые предприятия, функционирующие в этом регионе, связаны с портовым хозяйством. Еще в пяти субъектах Федерации (Архангельской и Камчатской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком АО и Республике Хакасия) показатели превосходят среднероссийский более чем втрое.

Согласно данным Госкомстата  России, в Ненецком, Усть-Ордынском  Бурятском, Коми-Пермяцком и Агинском Бурятском автономных округах в 2004 г. не работало ни одно транспортное малое предприятие. Среди остальных регионов наименее крупные по объему производства малые предприятия этой отрасли действуют в Эвенкийском автономном округе (60,2 тыс. руб.) и Республике Башкортостан (100,2 тыс.).

Наибольшие объемы оборота розничной  торговли и общественного питания  в расчете на одно малое предприятие  свойственны регионам, особо удаленным  от экономического центра страны. Восемь регионов, лидирующих по среднему объему производства на одно малое предприятие торговли и общественного питания, расположены в Сибири и на Дальнем Востоке; максимальный показатель был зафиксирован в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе - 8,4 млн. руб. Это явление, скорее всего, связано с характерным для таких регионов высоким уровнем потребительских цен.

Во многих регионах сложившаяся  отраслевая структура деятельности малых предприятий вроде бы не поддается объяснению на основе факторов, традиционно характеризующих региональные различия. В ряде случаев создается впечатление, что процесс формирования отраслевой структуры проходит чисто стихийно, не укладываясь в какую-либо экономическую логику. Проще всего это было бы связать исключительно с несовершенством статистического учета, объясняющим подчас самые невероятные значения показателей деятельности малых предприятий в регионах (особенно это касается автономных округов). И все-таки анализ, в конечном счете, позволяет выделить здесь некие закономерности, характеризующие параметры дифференциации.

Информация о работе Этапы становления предпринимательства в России