Эволюция теории предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 17:07, реферат

Описание работы

Основа становления предпринимательства в Древнем Египте является развитое ремесленное производство и необходимость обмена товарами. Центры предпринимательской деятельности были ремесленные мастерские.
Факторы, способствующие развитию предпринимательства:
- выгодное географическое положение;
- благоприятные климатические условия.
Представителем развития теории предпринимательства в Древней Греции был Аристотель. Ему принадлежит термин хрестоматика – искусство деления денег. Предпринимательство в Древней Греции считалось искусством, оно было предметом исследования многих наук.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 37.20 Кб (Скачать файл)

В 1959 г. была опубликована фундаментальная  монография Э.Пенроуз "Теория роста фирмы". Появление этой работы стало подлинным прорывом в разработке эволюционной теории фирмы. С течением времени исследование американского ученого не потеряло своей актуальности, двадцать лет спустя книга была переиздана. Автор наполнила иным содержанием само понятие фирмы. По ее мнению, она является, с одной стороны, собранием материальных и человеческих ресурсов, а с другой, административной организацией, которая имеет трансакционные преимущества на рынке. Пенроуз доказала, что фирма обладает силой роста даже при скудном менеджерском потенциале. При этом предел роста возникает только в том случае, если фирма попадает в ситуацию, связанную с увеличением издержек или нехваткой материальных ресурсов. Работа американской исследовательницы ярко высветила три важных области, которые предстояло изучить: 1) стратегический менеджмент, 2) организационное поведение и 3) технологические изменения.

Самой популярной базовой  теорией предпринимательства до сих пор остается концепция Й.Шумпетера, сочетающая экономическое обоснование предпринимательской функции с попыткой отображения психологического портрета предпринимателя. Он считал предпринимателя основным двигателем развития капитализма, а предпринимательство характеризовал как процесс «творческого разрушения». В книге Й. Шумпетера «Теория экономического развития» (1911) предприниматель трактуется как новатор, ключевой игрок системы. Его функция – в реализации нововведений, играющих главную роль в развитии капиталистической экономики, в обеспечении экономического роста. «Предпринимателями мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как активные субъекты предприятия».

Й.Шумпетер представил развернутую концептуальную схему анализа предпринимательства как самостоятельного феномена, первым обосновал позитивную роль предпринимателей в экономической системе, положив тем самым начало развитию конструктивных теорий предпринимательства.

По мнению Й.Шумпетера, роль предпринимателей состоит в преодолении инерционности экономической системы. Поскольку инерционность является свойством экономической системы, субъекты рыночных отношений не склонны к инновационной деятельности в силу рациональной ориента­ции в своих действиях. Но стремление адаптироваться к устойчиво функционирующей внешней среде заставляет их отказываться от внедрения новшеств, и любых иных действий, носящих затратный характер.

Такое поведение предпринимателя  является адаптивным.

В результате же изменения  внешней среды возникают новые  обстоятельства, желание приспособиться к ним берет верх, субъекты хозяйствования предпринимают определенные шаги в  этом направлении и получают в  результате этого конкурентные преимущества. Формирование устойчивого конкурентного  преимущества возможно только при анализе  стратегических перспектив и реализации их в специфическом перспективном типе поведения.                                                                                                          

Логика Й. Шумпетера  состоит в том, что для предпринимательской деятельности необходимы сознательные внешние возмущения в рыночной среде. Смысл их в том, чтобы обрести конкурентные преимущества и, как следствие, получить доход. Предприниматели - это особый тип склонных к инновационной деятельности людей, которых всегда меньшинство. Существенным моментом в концепции И. Шумпетера является значимость мотивации предпринимателя. Им выделено три основных группы мотивов:

- стремление быть полновластным  хозяином собственного предприятия;

- стремление доказать  собственную состоятельность, способность  реализовать себя как личность (ум, стойкость, целеустремленность  и т.п.);

- возможность заниматься  любимым делом и достигать  конкретных результатов собственными  силами; радость творчества, которую  дает самостоятельная деловая  активность.

С этим можно и нужно  согласиться и учесть этот тезис  при дальнейшем конструктивном рассмотрении сущности предпринимательства. Й.Шумпетер внес в понимание предпринимательства такую важнейшую функциональную характеристику как разработка и обоснование процесса реализации нововведений. Он считал, что именно эта функция является центральным звеном механизма экономического развития. Деятельность предпринимателя воспринималась им как процесс «осуществления новых комбинаций». Причем новых комбинаций из тех или иных факторов, которыми располагает предприниматель. Й.Шумпетер, по существу, определяет инновационную деятельность как фактор, влияющий на характер и скорость развития экономической системы.

Отметим значимость инновационного компонента предпринимательства. На наш  взгляд, это смысловое ядро данной категории. Такая позиция созвучна с мнением ряда российских ученых, считающих, что опыт экономического развития, накапливаемый после выхода книги Й.Шумпетера, подтверждает, что инновационная деятельность является основой предпринимательства, что без свободы в своих действиях и полной ответственности за ее результаты предпринимательство невозможно.

Далеко не всегда деятельность предпринимателя привлекала к себе пристальное внимание. В конце XIX века фигура предпринимателя была отодвинута в тень. Объясняется это тем, что  маржинализм как одно из основных направлений экономической мысли, получивший распространение в это  время, сосредоточил свое основное внимание на сферах обмена и потребления, а не производства, где в основном сосредоточено предпринимательство'.

Наибольшее внимание уделено  предпринимателю в теории Маршалла. Альфред Маршалл в "Принципах экономической науки" (1890 г.), описывая факторы производства, где кроме общеизвестных факторов "земля, труд, капитал" выделяет еще и "предпринимательскую способность". Он считает, что "предприниматель, принимающий на себя весь риск ведения своего предприятия, фактически выполняет от имени общества две совершенно различные функции и должен обладать двоякой способностью". Маршалл подчеркивает, что "он должен обладать глубоким знанием всех особенностей своей отрасли. Он должен уметь предвидеть общие тенденции развития производства и потребления, выявить, где открывается возможность поставить на рынок новый товар, удовлетворяющий реальную потребность, или усовершенствовать процесс производства старого товара. Он должен быть способен к трезвым суждениям и смелому риску, и, разумеется, он должен разбираться в сырье и машинах, применяемых в его отрасли". Кроме того, как отмечает А. Маршалл, "в своей роли работодателя он должен быть прирожденным руководителем людей. Он должен обладать умением прежде всего правильно подбирать себе помощников, а затем и полностью доверять им, заинтересовать их делами и внушить им доверие к себе и таким образом привести в действие всю имеющуюся у них предприимчивость и инициативу, а за собой сохранить функцию общего контроля над всем предприятием, обеспечения последовательности и единства в основном его плане".

В теории А. Маршалла предпринимателю  уделено достойное внимание. Однако на первый план он выдвинул рутинные функции  предпринимателя: соединение необходимого для производства капитала и труда, составление "общего плана производства" и контроль над его "второстепенными  частями", т.е., по сути дела, это высококвалифицированный  труд по текущему управлению предприятием. Хотя Маршалл при этом упоминал о  риске, который несет предприниматель, выполняя все эти функции, но все  же роль предпринимателя в его  понимании не выходит за рамки  разделения труда в сложившейся  равновесной системе. Т.е., как и  во многих других работах маржиналистов, здесь имеет место статический, равновесный подход, исходное допущение о полной информированности, лежащие в основе модели поведения предпринимателя. В рамках этой парадигмы нет места динамичному по природе предпринимателю, эксплуатирующему свои преимущества над другими людьми в знаниях, информации и опыте'.

 

Выводы Маршалла о предпринимательской  деятельности важны для понимания  поведения средней "репрезентативной" фирмы, максимизирующей прибыль без учета специфических особенностей и условий предпринимательской деятельности.

Одновременно представляют интерес в рамках проводимого  исследования рассуждения А. Маршалла о способностях предпринимателя. Он подчеркивает, что "способности, которые  должны быть присущи идеальному предпринимателю столь велики и столь многочисленны, что очень мало людей могут в очень высокой степени обладать всеми ими. Их относительное значение изменяется в зависимости от характера отрасли производства и размера предприятия; один предприниматель превосходит других в одной группе качеств, другой превосходит других в иной группе".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа Форума моды:

24 апреля, среда:

9.30 - 17.00 – регистрация  участников конкурса парикмахеров  и дизайнеров (Уфимский государственный  колледж технологии и дизайна)

09.00-11.00 - кастинг моделей  в УГУЭС (только для моделей!)

11.00-13.00 - регистрация участников  конкурсов модельеров – дизайнеров  одежды в УГУЭС по адресу: г.  Уфа, ул. Чернышевского, д. 145

12.00-14.00 - репетиция ССУЗов

14.00-15.30 - кастинг моделей  (для модельеров)

16.00-17.00 - репетиция (для  моделей прошедших кастинг, артистов, ведущего)

 

25 апреля, четверг:

10.30 – открытие конкурса  парикмахеров (Уфимский государственный  колледж технологии и дизайна)

10.30 – 16.00 – конкурс  парикмахеров

09.00 - 09.30 - сбор моделей  (УГУЭС, 2 этаж, актовый зал)

09.30 - 11.00 - репетиция (модели, ведущий)

11.00 – Открытие форума  моды (УГУЭС, 2 этаж, актовый зал)

11.30 - 14.00 конкурс модельеров  дизайнеров для ВУЗов

14.00 - 15.00 обед

15.00 - 17.00 конкурс модельеров  дизайнеров для ССУЗов

17.00 - 18.00 работа жюри

20.00 – репетиция Гала-показа

 

26 апреля, пятница

12.00 – 14.00 –мастер-классы  «Направление моды на сезон  весна-лето 2013 г» и др.

15.00 - репетиция финала  конкурса

18.00 - Гала – показ Форума  моды «Евро – Уфа – Азия 2013», награждение.


Информация о работе Эволюция теории предпринимательства