Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 19:23, доклад
Цель исследования: изучение и сравнительный анализ традиций и деятельности предпринимателей Перми XVIII – XXI вв.
Задачи:
Собрать и обобщить информацию о деятельности пермских предпринимателей прошлого и настоящего
Проанализировать особенности формирования купеческого сословия его роль и участие в общественной жизни страны и города Перми
Провести сравнительный анализ выявить общие черты в развитии пермского предпринимательства в прошлом и настоящем
Выпустить «Памятку начинающему предпринимателю»
Использовать собранный материал при разработке классного часа «Предприниматель вчера, сегодня, завтра», на занятиях по спец дисциплинам и на уроках истории и обществознания в группах обучающихся по профессиям «Коммерсант в торговле», «Продавец – кассир».
Введение
Глава I Купечество как российское сословие XVIII – XIX веках
Формирование купеческого сословия в России
Участие купечества в общественной жизни
Глава II Пермское купечество и его роль
2.1. Характеристика пермского купечества
2.2. Знаменитые пермские купцы
Глава III Современное пермское предпринимательство: традиции продолжаются
3.1. Принципы добросовестного предпринимательства
3.2. Гильдия добросовестных предпринимателей в современной Перми
3.3. Инновация пермского предпринимательства
3.3.1 Пермские бизнес – проекты
3.3.2 Пермские бизнес - инкубаторы
Заключение
Список литературы
Таким образом, купечество играло большую роль не только в экономике страны, становясь основой российского предпринимательского слоя, основой формирующейся буржуазии, но внесло свой весомый вклад в развитие духовной составляющей общества.
Глава вторая: Пермское купечество и его роль.
2.1. Характеристика пермского купечества
Большую роль в экономической жизни Перми играли торгово-промышленные слои. Вся торговля в городе находилась в руках гильдейского купечества, однако все путешественники отмечали, что наряду с купцами в Перми все больше торгуют мещане и крестьяне. В 1825г. Были 72 купеческие лавки, а в 1860г. – 239 торговых заведений, в том числе 70 магазинов. К 1914г. В обширной Пермской губернии наибольшее число торговых предприятий приходилось на Пермь (1065) и Екатеринбург (1013), причем сумма оборотов в Перми выразилась в 39172547 рублях. В 1914г. В Перми были 4 рыночные площади: Заводская с Ильинским рынком, Главная с гостиным двором, Торговая с черным рынком, Ямская с сенным рынком и толкучкой, где находилось 794 магазинов, лавок и ларей. Лучшими в Перми начала ХХв. Считались магазины: галантерейный «Пермский Мюр и Мерелиз» Агафурова, мануфактурный и «Проводник» Ижболдина, «Бакалейные и колониальные товары» Валитовых, «Аптекарские и парфюмерные товары» В. Михайлова.1
Купеческую гильдию
Купечество Перми играло большую роль и в общественной жизни, например три поколении купцов Любимовых: Иван Филиппович, Иван Иванович, Михаил Иванович в разные периоды XIX века занимали пост городской голова города Перми. Иван Иванович Любимов занимал этот пост дважды. В избранном составе Пермской городской Думы среди гласных преобладали представители торгово-промышленных кругов и чиновники. Так, первом четырехсотлетии (1871 – 1874) в числе 42 гласных состояли 6 купцов первой гильдии и 19 – второй гильдии, 5 потомственных почетных граждан, 5 чиновников, 4 мещан, 1 крестьянин и 2 прочих( врачи, инженеры). В период 1887 - -1891гг. в числе 72 гласных было 7 купцов первой и 22 – второй гильдии. 22 чиновника, 11 мещан, 3 потомственных почетных граждан, 2 священника, 1 крестьянин и 6 прочих. Чаще всего на должности городского головы состояли купцы и промышленники.2
2.2 Знаменитые пермские купцы
Федор и Григорий Козьмичи Каменские
Братья Федор и Григорий Козьмичи
Каменские сделались известными
крупными коммерческими предприятиями
главным образом своей
Николай Васильевич Мешков
Купец первой гильдии Николай Васильевич Мешков стал самым известным представителем торгово-промышленных кругов Прикамья.
Начав служащим экспортной фирмы,
Мешков создал впоследствии новые пароходные
линии в Волжско-Камском
Требовательный хозяин, Мешков придавал дисциплине особое значение, но при этом себя ответственным за благополучие служащих, высоко оплачивая их труд. Разработанная им система поощрений давала ощутимый социально-экономический эффект.
Он не окончил даже курс уездного училища. В дальнейшем всю жизнь он учился сам. В 1916 году стал одним из основателей Пермского университета. После революции 1917 года Мешков много лет работал в Наркомате путей сообщений.
Иван Иванович Любимов
Иван Иванович Любимов был одним из крупных коммерческих деятелей города Перми. Обладая духом предприимчивости и будучи человеком широкого почина, он сделался основателем крупных коммерческих предприятий. Он широко развил доставшееся от отца пароходное дело, заведя первые пассажирские пароходы на Каме американского типа. В Перми им приобретен и благоустроен механический завод, на котором построено несколько речных пароходов и даже морских шхун. В 1883 году Любимов в компании с бельгийцем Сольвэ основал в Березниках Соликамского уезда содовой завод по аммиачному способу, первый в России. Им же возобновлена деятельность Березниковского солеваренного завода. Незадолго до смерти Любимов хотел завести нефтяное дело на Кавказе, но последовавшая в Ялте смерть помешала ему исполнить это.
Главным памятником о И.И.Любимове в Перми служит основанное по его инициативе пермское Алексеевское реальное училище, для помещения которого он пожертвовал свой дом. Многим также обязан И.И. и Пермский Богородицкий губернский приют. Благодаря своей доброте, Иван Иванович не прекращал своих предприятий даже тогда, когда они несколько лет приносили ему убыток, не желая тем лишать заработка сотен народа.
Таким образом. На примере жизни и деятельности крупнейших пермских купцов XVIII – XIX веков, мы наблюдаем реальное воплощение принципа «Честь превыше прибыли», а также то что купечество было достаточно прогрессивной частью пермской общественности: поддерживала новаторские идеи, активно занималась меценатством и благотворительностью
Глава третья: Современное пермское предпринимательство: традиции продолжаются.
3.1. Принципы добросовестного предпринимательства
В начале ХХ века в России и в том числе в Перми были сформулированы нравственно-этические принципы ведения дел, которые неуклонно соблюдались. Их семь:
3.2. Гильдия добросовестных предпринимателей в современной Перми
Стоит ли говорить, что с началом возникновения новой эры в истории России, эры возникновения нового класса предпринимателей и промышленников, такие принципы вновь стали востребованы. Ведь эпоха капитализма в России началась с банального воровства! Главное, что было порушено и пропало – это верность обязательствам и ответственность за свое слово. И неизбежно, по отношению к нарождающемуся классу промышленников и предпринимателей, возникло негативное общественное мнение. Его необходимо было преодолевать. Да и сами деловые люди хотели обрести какое-то сообщество, в рамках которого можно было вести себя естественно, то есть в соответствии с нормами морали и порядочности. Поэтому и появилась «Пермская гильдия добросовестных предпринимателей». К жизни ее вызвали объективная необходимость применения этических правил, очень важных для успешного ведения бизнеса, и неодолимая тяга человека к жизни нравственной и порядочной.
В своей работе члены гильдии строго соблюдают принципы, ориентированные на добросовестный бизнес. Добросовестный бизнес – это цивилизованная конкуренция, правдивая реклама, повышенные стандарты взаимодействия с потребителями.
Жалобы потребителей рассматриваются как ценный материал для совершенствования работы над качеством труда и выпускаемой продукции. Добросовестный бизнес создает вокруг себя рыночное пространство, где потребитель может быть спокоен за качество безопасность приобретенного товара или услуги, потребитель здесь желанная персона.
Членство в Пермской гильдии добросовестных предприятий – своеобразный Знак качества для товаров и услуг, производимых предприятиями, входящим в ее состав. Показательно в этой связи и стремление предприятий, членов гильдии, работать по международным стандартам качества, принимать участие в выставках, ярмарках, конкурсах, фестивалях важнейших элементах проявлении добросовестной конкуренции.
В гильдии в настоящее время более пятидесяти предприятий среднего и малого бизнеса, на которых трудится более 30000 человек. Это достаточно большой сектор в экономике края. И так индикатор его состояния – это всероссийское признание состоявшихся пермских торговых марок. Так, лауреатами Программы конкурса «100 лучших товаров России» становились в разные годы:
ОАО «Пермский мясокомбинат», ОАО «Пермалко», ОАО «Кэлми», ОАО «Пермский хладокомбинат «Созвездие», ОАО «Птицефабрика «Пермская», ОАО «Пермский завод смазок и СОЖ», ООО Мясокомбинат «Кунгурский», ОАО «Пермский мукомольный завод», ООО «Первый хлеб».
В областном конкурсе «Лучшая торговая марка Прикамья» победителями неоднократно становились ООО «Сатурн-Р», аптечная сеть «Чаша здоровья», ОАО «Пермалко», ОАО «Пермский хладокомбинат «Созвездие».
В конкурсе социальной активности предприятий и предпринимателей Пермской области «Персона грата» победителями становились: ОАО «Кэлми», ОАО «Пермский хладокомбинат «Созвездие», ОАО «Сан-интербрю», ООО «Дезцентр Пермь», ЗАО «Алендвик», ООО «Сатурн-Р» и другие.
Многие предприятия гильдии подтверждают высокое качество и услуг в конкурсе местных товаропроизводителей «Лучшее из Перми».1
3.3. Инновации пермского предпринимательства: бизнес – проекты, бизнес – инкубаторы в Перми
Предпринимательство занимает свое особое
место в экономических
Инновационность – особый инструмент предпринимательства, которое направлено на то, чтоб вдохнуть в имеющиеся ресурсы (капитал, труд, время) новые свойства с целью создания благ. Таким образом, предпринимательство относится ко всем видам деятельности и необязательно связано с производством. Например, в качестве предпринимателя могут рассматриваться врач, учитель и т.д., если их деятельность базируется на внедрении инновационных технологий. Всякое инновационное предприятие начинается с рождения инновационной предпринимательской идеи, которая на стадии детальной проработки превращается в конкретный план ее реализации.
3.3.1 Пермские бизнес – проекты
Интересными инновационными разработками пермских предпринимателей я считаю несколько бизнес – проектов. Один из крупных бизнес – проектов в Пермском крае это «Золотая тысяча». 15 июня 2011г. в Пермской торгово-промышленной палате был дан старт в Пермском крае проекта «Золотая тысяча», направленного на развитие молодежного предпринимательства.
Цель проекта – создание 1000 собственников и руководителей среднего и малого бизнеса из числа людей в возрасте до 30 лет. В ходе осуществления проекта число молодых предпринимателей увеличится за год в среднем в два раза.
Информация о работе Когда Честь превыше прибыли. Пермские предприниматели в прошлом и настоящем