Коммерческая деятельность: понятие, содержание, признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 07:04, контрольная работа

Описание работы

Коммерческая деятельность организуется лицом по своему усмотрению. Она не управляется непосредственно каким-либо органом публичной власти, но это не исключает ее регулирования со стороны государства. Не предусмотренное законодательством вмешательство государства и его органов в деятельность предпринимателя не допускается. Предприниматель имеет право обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными (полностью или частично) нормативных актов государственных органов или органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иным правовым актам и нарушающих гражданские права и охраняемые законом интересы предпринимателя.

Содержание работы

1. Коммерческая деятельность: понятие, содержание, признаки. Коммерческое законодательство. 3
2. Понятие и виды конкуренции. Экономическое и юридическое содержание конкуренции. Функции конкуренции. Условия существования конкуренции. 8

Файлы: 1 файл

Коммерческое право.docx

— 38.28 Кб (Скачать файл)

 

 

В1

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Коммерческая деятельность: понятие, содержание, признаки. Коммерческое законодательство.

Коммерческая деятельность – это деятельность на рынке факторов производства, где предприятие выступает сначала как покупатель, и на рынке производимых предприятием товаров, где оно выступает как продавец.

Вся деятельность предприятия на рынках определяет область коммерческой деятельности, цель которой – получение прибыли. Коммерческая деятельность – это деятельность самостоятельная. Этот указывает на волевой источник коммерческой деятельности. Граждане и юридические лица самостоятельно, т. е. своей властью и в своем интересе осуществляют коммерческую деятельность.

Коммерческая деятельность организуется лицом по своему усмотрению. Она не управляется непосредственно каким-либо органом публичной власти, но это не исключает ее регулирования со стороны государства. Не предусмотренное законодательством вмешательство государства и его органов в деятельность предпринимателя не допускается. Предприниматель имеет право обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными (полностью или частично) нормативных актов государственных органов или органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иным правовым актам и нарушающих гражданские права и охраняемые законом интересы предпринимателя.

Коммерческая деятельность предприятий дифференцируется:

по объекту купли-продажи (факторы производства, необходимые для осуществления производственного процесса; произведенные товары и созданные технологии; свободные производственные активы; свободные денежные средства и бумажные активы);

по роли, которую играет предприятие процессе купли-продажи (в одних случаях оно выступает как покупатель, в других – как продавец);

по характеру изменения права собственности (право собственности переходит другому лицу – продажа, покупка; право собственности не переходит другому лицу – аренда, лизинг);

по характеру выгоды в результате сделки: непосредственное получение прибыли (реализация изготовленных товаров и разработанных технологий, выполнение работ и оказание услуг), создание условий для получения прибыли в будущем (приобретение факторов производства), снижение издержек производства (продажа и сдача в аренду свободных активов), капитализация свободных средств (инвестирование в ценные бумаги).

Разнообразны и рынки, на которых осуществляется коммерческая деятельность. Они делятся на:

по виду товаров (рынки: потребительских товаров, факторов производства, производственных активов, ценных бумаг);

по государственной принадлежности (внутренний рынок, внешний рынок);

по правам участников рынка (свободные экономические зоны, зоны свободной торговли, оффшорные зоны).

Большое разнообразие коммерческой деятельности обусловливает адекватное ей разнообразие правовых норм регулирования этой деятельности.

Вместе с тем коммерческая деятельность предприятий является лишь составной частью производственно-хозяйственной деятельности. И ее успех зависит от потенциала предприятия. В свою очередь потенциал предприятия зависит от результатов коммерческой деятельности – прибыли, которая является основным источником инвестиций в развитие производства. В силу этого имеет место единый производственно-коммерческий процесс, отношения субъектов которого регулируются хозяйственным и коммерческим правом. Границы между хозяйственным правом и коммерческим условны.

Можно выделить четыре группы правоотношений субъектов коммерческой деятельности и правовых норм, регулирующих эти отношения:

нормы, регулирующие способы коммерческой деятельности предприятий и процессы их организации;

нормы, регулирующие правоотношения в процессах коммерческой деятельности;

нормы, регулирующие правоотношения с органами государственной власти управления;

нормы, регулирующие правоотношения при рассмотрении арбитражных спорах.

В коммерческой деятельности выделяют три основных компонента:

производство продукции;

коммерция (торговля);

коммерческое посредничество (иногда ассоциируют со спекуляцией).

Но спекуляция — такая форма коммерческих действий, при которой нет возможности выбора и потребитель вынужден приобретать товар или услугу по завышенным ценам.

В условиях рынка между производителями (продавцами) однотипных товаров идет конкурентная борьба за более выгодную продажу. Конкуренция осложняет проведение коммерческой работы продавцу и создает благоприятные условия покупателю, так как он имеет возможность выбрать продавца, который предлагает более выгодные условия покупки. Чем острее конкуренция между товаропроизводителями, тем больше возможностей у покупателя купить товар по более низкой цене.

Японский предприниматель Акио Морита (глава компании «Сони») говорит, что конкуренция - это и слава, и карающий меч бизнеса

Морита считает конкуренцию настолько важной, что даже... помогает своим конкурентам: когда нет конкуренции — меньше стимулов для нововведений.

Содержание коммерческой деятельности условно можно разделить на блоки:

Информационное обеспечение коммерческой деятельности. Сюда относится любая информация: о спросе и конъюнктуре рынка, об объемах и структуре производства товаров, сведения о самом товаре, о его свойствах и качестве. Коммерческие службы должны иметь информацию о численности и составе обслуживаемого населения, о его покупательной способности, а также о потенциальных возможностях конкурентов. Вся эта информация собирается, анализируется и служит основой для следующего блока.

Коммерческая работа по оптовым закупкам. На этом этапе решают следующие вопросы:

определение потребности в товарах;

выбор предпочтительных партнеров (размещение, ассортимент и объем поставок, цена, условия поставки);

организация хозяйственных связей в торговле;

установление договорных отношений с поставщиками;

контроль над исполнением договоров поставки;

установление прямых хозяйственных связей с производителями.

Формирование ассортимента и управление товарными запасами на предприятии. Этот блок связан с тем, что происходит подбор групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров с учетом спроса для максимального удовлетворения покупателей.

Управление товарными запасами предполагает обеспечение бесперебойной торговли, сокращает издержки производства и обращения.

Коммерческая работа но оптовой продаже товаров. Здесь очень важно правильно выбрать партнера по коммерческой деятельности, успешно провести с ним операции по оформлению продажи товаров и организовать контроль выполнения условий договора.

Коммерческая работа по розничной продаже товаров. Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению. Поэтому коммерческие работники должны проявлять инициативу но выбору рациональных методов продажи, по качественному обслуживанию, должны противостоять конкурентам и обеспечивать прибыль.

Рекламно-информационная деятельность по сбыту. Реклама доводит до потребителей сведения о товаре, необходимые не только для покупки, но и для эксплуатации. Если реклама убедительна, то она помогает покупателям быстрее принять решение о покупке. Покупатели при помощи рекламы быстрее находят нужные им товары и приобретают их с наименьшими затратами времени. Поэтому ускоряется процесс продажи товаров, повышается эффективность труда торгового персонала, снижаются расходы.

Коммерческое законодательство — это совокупность нормативных, актов, в которых выражены особенности правового регулирования предпринимательской деятельности. Чтобы выяснить содержание этого понятия, необходимо определить, что такое предпринимательская, деятельность и право на нее, а также какова природа нормативных актов, составляющих коммерческое законодательство.

Право на предпринимательскую деятельность (коммерческое право). Признаки предпринимательской деятельности определены Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности».1 В соответствии со ст. 1 этого Закона предпринимательской является деятельность граждан и их объединений: а) инициативная и самостоятельная; б) на свой риск и под свою имущественную ответственность; в) направленная на получение прибыли; г) подлежащая государственной регистрации. Отсутствие одного из названных признаков лишает деятельность характера предпринимательской.

Предпринимательская деятельность организуется лицом всегда самостоятельно и по своему усмотрению. Такая деятельность не направляется и не контролируется непосредственно определенным органом управления, что, однако, не исключает общего руководства со стороны государства. Например, в ст. 20 Закона о предприятиях подчеркивается, что в Российской Федерации гарантируются: право заниматься предпринимательской деятельностью, защита прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности, свободный выбор ими сферы деятельности в пределах, установленных законодательством. Вмешательство государства и его органов в деятельность предпринимателя не допускается, кроме как по установленным законодательством основаниям и в пределах правомочий указанных органов.

Коммерческий риск — это возможные неблагоприятные имущественные последствия деятельности предпринимателя, не обусловленные какими-либо упущениями с его стороны. Коммерческий риск обычно подлежит страхованию. Имущественная ответственность предпринимателя также сопровождается неблагоприятными имущественными последствиями, но они обусловлены его правонарушением.

Российское коммерческое законодательство в настоящее время развивается по последнему из отмеченных выше вариантов, т. е. особенности правового регулирования предпринимательской деятельности находят выражение в едином Гражданском кодексе и ряде специальных нормативных актов. В соответствии с Программой углубления экономических реформ «в законодательной сфере следует осуществить меры по ускорению принятия нового Гражданского кодекса Российской Федерации и согласования с ним всего комплекса законов, регулирующих сферу коммерческих операций».

  1. Понятие и виды конкуренции. Экономическое и юридическое содержание конкуренции. Функции конкуренции. Условия существования конкуренции.
  • Конкуренция - одно из важных условий эффективного осуществления предпринимательской деятельности, представляет собой состязательность, возникающую в связи с производством и обменом материальных прав между участниками предпринимательской деятельности.

    Конкурентные отношения регулируются и поддерживаются государством. Поддержка государством конкуренции осуществляется посредством предусмотренных законодательством правовых способов. Законодательство, регулирующее конкуренцию, включает в себя:

    1) акты антимонопольного  законодательства - нормативно-правовые  акты, направленные на ограничение  монополизации путем государственного  контроля за положением субъектов предпринимательства, капиталов и объединением субъектов предпринимательства, предупреждение и преследование монополистической деятельности;

    2) законодательство о  недобросовестной конкуренции - совокупность  нормативных правовых актов, направленных  на предупреждение и преследование  недобросовестной конкуренции.

    Конкуренция – основная регулирующая сила рыночного товарного производства, форма экономической борьбы за максимальную реализацию личных интересов продавцов и покупателей товаров на рынке.

    Основными условиями существования на рынке свободной конкуренции являются:

    1) господство частной  собственности на экономические  ресурсы и преобладание в обществе идеологии индивидуализма;

    2) обеспечение товаропроизводителям  полной свободы для вхождения  в любую отрасль и на любой  рынок, а также свободы покидать их;

    3) наличие большого числа  самостоятельно принимающих решения  товаропроизводителей и покупателей  на рынке; благодаря многочисленности  субъектов рынка решения каждого  из них не могут оказать  существенного влияния на рыночные цены.

    Различают внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию, неценовую конкуренцию товаропроизводителей.

    Внутриотраслевая конкуренция выражается в том, что каждый товаропроизводитель стремится продать свой товар с максимальной выгодой для себя. На рынке побеждают товаропроизводители, способные быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, воспринимать и использовать достижения научно-технического прогресса, поэтому конкуренция способствует развитию экономики. В результате внутриотраслевой конкуренции устанавливается средняя цена предложения.

    Межотраслевая конкуренция – это экономическая борьба на рынке между товаропроизводителями разных отраслей за обеспечение максимальной прибыли за счет завоевания наиболее выгодных сфер приложения капитала. Механизм межотраслевой конкуренции – переливание капитала из менее выгодных производств в более выгодные в условиях открытого рынка. В результате межотраслевой конкуренции устанавливается равновесная (средняя) норма прибыли на капитал.

    Неценовая конкуренция представляет собой форму борьбы за покупателей путем расширения рекламной деятельности, привлечения покупателей яркой упаковкой и т. д.

    В действительности на рынке не всегда возможна свободная конкуренция, существуют различные ограничения.

    Количество и удельный вес производителей на рынке позволяют выделить по данному признаку следующие виды конкуренции: чистая конкуренция и монополистическая конкуренция.

    Чистая (идеальная) конкуренция – это такая рыночная конкуренция, когда есть много покупателей и продавцов однородного товара и при этом никто из них не в состоянии повлиять на его цену.

    Информация о работе Коммерческая деятельность: понятие, содержание, признаки