Коммерческая деятельность: понятие, содержание, признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 07:04, контрольная работа

Описание работы

Коммерческая деятельность организуется лицом по своему усмотрению. Она не управляется непосредственно каким-либо органом публичной власти, но это не исключает ее регулирования со стороны государства. Не предусмотренное законодательством вмешательство государства и его органов в деятельность предпринимателя не допускается. Предприниматель имеет право обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными (полностью или частично) нормативных актов государственных органов или органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иным правовым актам и нарушающих гражданские права и охраняемые законом интересы предпринимателя.

Содержание работы

1. Коммерческая деятельность: понятие, содержание, признаки. Коммерческое законодательство. 3
2. Понятие и виды конкуренции. Экономическое и юридическое содержание конкуренции. Функции конкуренции. Условия существования конкуренции. 8

Файлы: 1 файл

Коммерческое право.docx

— 38.28 Кб (Скачать файл)

При чистой конкуренции каждый отдельный продавец запрашивает за товар одну и ту же цену. Если он решит продавать его несколько дороже, чем другие продавцы, то не сможет его продать, поскольку покупателям выгоднее приобрести этот же товар у его конкурентов по более низкой цене. С другой стороны, если продавец принимает решение продать товар по цене ниже текущей, то он быстрее реализует товар, но потеряет часть дохода, поскольку покупатели могли бы заплатить больше. Таким образом, в условиях чистой конкуренции, как покупатели, так и продавцы должны принять текущую рыночную цену.

Все товаропроизводители стремятся к соответствию реализуемых на рынке товаров потребительскому спросу, потому что, если товар не продан, нет, не только прибыли, но и возмещения издержек производства. Потребителей при покупке товара интересует, прежде всего, соотношение цены и качества. Удовлетворению покупательского спроса способствуют различные структурные формы предложения товаров, позволяющие своевременно их реализовать, возместить затраты и получить прибыль.

Подобная ситуация хорошо прослеживается при продаже масла растительного, мучных и макаронных изделий, консервированной продукции, чая, кофе, цитрусовых, однородных видов и сортов молочной и мясной продукции и др. При этом на объемы продаж и спрос на тот или иной товар будет влиять его внешний, цвет, размер, вид упаковки, репутация предприятия-изготовителя, поведение продавца, его манера и способность предложить товар, реклама и др.

При чистой конкуренции продавцы и покупатели не связаны никакими соглашениями. Они руководствуются собственными интересами, хотя некоторые товаропроизводители могут образовать на рынке кооперативное или другое сотрудничество.

Чистая конкуренция в рыночной практике почти не существует, так как постоянно идет процесс объединения предприятий различных сфер народного хозяйства (промышленности, торговли, финансов, услуг и т. д.), занимающих доминирующие позиции в производстве и реализации одного или многих видов товаров.

Монополистическая конкуренция характеризуется относительно меньшим числом продавцов, чем чистая конкуренция, однако это число достаточно велико, чтобы гарантировать высоко-конкурентный рынок. И хотя товары могут быть сходны по назначению, каждый товаропроизводитель или продавец стремится сделать свой товар отличным от других особыми характеристиками – торговой маркой, необычной упаковкой, формой и т. д., что позволяет ему контролировать рыночную цену на свой товар.

Структура монополистической конкуренции характеризуется наличием мелких предприятий и фирм, где каждая фирма становится своего рода монополией, стремящейся сделать свой товар отличным от подобного товара, представленного на рынке и имеющего возможность в некоторой степени контролировать рыночную цену на свой товар. При этом деятельность отдельно взятых фирм и предприятий мало влияет на формирование рыночной цены.

В условиях монополистической конкуренции большое значение имеет реклама товара. Предприятия с помощью рекламы пытаются создать впечатление о якобы имеющихся различиях в качестве товара и таким образом повлиять на рынок.

К примеру, если плодоовощная продукция какой-либо агрофирмы или мясная продукция бройлерной птицефабрики хорошо рекламируется, то у покупателей создается впечатление, что она отличается лучшим качеством, и спрос на нее увеличивается.

Предприятия и фирмы, обладая определенной монополией на рынке, как правило, не связаны между собой, а обычно конкурируют друг с другом, развивая при этом эффективный маркетинг и расширяя комплекс услуг, связанных с реализацией товара.

Монополистическая конкуренция по своей сути выступает побудительной силой для сельскохозяйственных предприятий к развитию собственной переработки и реализации продукции через сеть магазинов фирменной торговли. Рыночные преимущества в сбыте продукции достигаются путем обеспечения высокой торговой марки, стиля оформления торгового предприятия, близости его к основной массе покупателей, развития сферы сервисных услуг для потребителей различных возрастов с учетом их запросов, оформления заказов и доставки набора продуктов на дом и т. д.

Для отдельных субрынков продовольственных товаров в условиях монополии характерны такие виды конкуренции как монополия в чистом виде и олигополия.

Монополия представляет собой полную противоположность чистой конкуренции. В условиях монополии вместо множества мелких фирм и предприятий рынок обеспечивается товарами, выпускаемыми одной крупной фирмой, обладающей полным контролем над ценами. В то же время фирма-монополист, практически не испытывая конкуренции, не может установить очень высокую цену на свой товар, так как рискует остаться вообще без доходов из-за низкого спроса. В этом случае цена устанавливается на уровне, обеспечивающем наибольшую рентабельность.

Монопольный рынок могут иметь семеноводческие предприятия, реализующие определенные сорта семян, или племенные предприятия по селекции отдельных пород скота.

Можно выделить следующие типичные признаки монопольной рыночной структуры:

¦ на рынке действует только одна фирма, которая влияет на цены, регулируя предложение;

¦ на рынке отсутствуют идентичные виды товаров;

¦ контролируя рынок сырья в своей отрасли, фирма-монополист не допускает появления новых производителей.

Олигополия – это рыночная структура (или отрасль), в которой имеется небольшое число крупных фирм, производящих достаточное для удовлетворения спроса количество продукции. Крупные фирмы захватывают мощные позиции в передовых отраслях, рассчитывая на значительные прибыли на новых рынках.

Примеро олигопольной рыночной структуры могут быть отдельные крупные предприятия, объединенные в концерны, финансово-промышленные группы (ФПГ), отраслевые союзы и ассоциации, располагающие мощностями по производству и переработке продукции и собственными торговыми предприятиями. К рыночным олигопольным структурам можно условно отнести кондитерскую фабрику «Красный Октябрь», Черкизовский мясокомбинат, Росптицепром и др.

При отсутствии большой ценовой конкуренции среди предприятий олигопольной рыночной структуры главным средством становятся различные формы дифференциации товара (разделка, упаковка, изготовление полуфабрикатов, продажа соответствующих компонентов в виде приправ, соусов, овощных добавок, рецептов приготовления и др.), а также реклама.

В условиях олигополии фирмы вынуждены сотрудничать друг с другом, чтобы поддерживать прочный рынок и ограничивать появление на нем новых участников путем патентования продукции, контроля поставок сырья, организации рынка. Из перерабатывающих отраслей к олигополистической структуре можно отнести комбикормовую и мукомольную промышленность. Она характерна также для рынка сахара, некоторых молочных продуктов (сыр, масло, молочные консервы).

Экономическое содержание конкуренции состоит в том, что ни один поставщик, ни группа поставщиков не имеют власти над условиями сбыта, и каждый из них заинтересован в снижении издержек, улучшении качества, обновлении продукции и технологий. За конкуренцией стоит свобода индивидуальной предпринимательской деятельности, т. е. безусловная общественная ценность. Однако если поставщиков слишком много для данного объема спроса, то они будут сбивать цены до уровня, который ниже издержек. Такая конкуренция разрушительна для ее участников. Поэтому задача антимонопольной политики состоит в поддержании экономически и социально приемлемого уровня концентрации рынков, чтобы конкуренция дисциплинировала предприятия и обеспечивала эффективное использование ресурсов.

В ГК РФ термин "конкуренция" используется всего два раза. В статье 10 говорится о недопустимости использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции. В статье 1033 предусматривается отказ пользователя по договору коммерческой концессии от получения аналогичных прав у конкурентов правообладателя.

Юридическое содержание конкуренции характеризуется тремя признаками:

1) в большинстве случаев  конкуренция является естественным  регулятором цен на рынке;

2) конкуренция становится  предпосылкой для реализации  прав потребителей;

3) конкуренция есть правомерная  деятельность хозяйствующих субъектов  на рынке, целью которой является  получение наиболее выгодных  условий производства и сбыта  товаров законными средствами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Андреева Л. В. Коммерческое право России : учеб. для студентов юридических вузов / Л. В. Андреева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Волтерс Клувер, 2012. – 320 с.
  2. Бушев А. Ю. Коммерческое (предпринимательское) право : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Юриспруденция" : [в 2 т.] / [Бушев А. Ю. и др.] ; под ред. В. Ф. Попондопуло ; Санкт-Петербургский фил. ИГП РАН Москва: Проспект, 2010- 215 с.
  3. Еременко В. И. Конкурентное право Российской Федерации / В. И. Еременко ; Рос. агентство по патентам и товар. знакам, Информ.-изд. центр. – М. : ИНИЦ Роспатента, 2011. – 305 с.
  4. Коммерческое право России: конспект лекций. Учебное пособие для вузов. Апель А.Л., Бабянская Н.С. СПб: Питер, 2013, 304с
  5. Круглова Н. Ю. Коммерческое право : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 351300 Коммерция (торговое дело) / Н. Ю. Круглова / Москва: Юрайт, 2010 –295 с.
  6. Овечкин А. П. Коммерческое право : учебник / А. П. Овечкин. - М., 2011. - 365 с.
  7. Пугинский Б. И. Коммерческое право России : учебник / Б. И. Пугинский. - М., 2010. - 354 с. - Рекомендовано УМО.
  8. Попондопуло В. Ф. Коммерческое (предпринимательское) право : учебник для вузов по специальности "Юриспруденция" / В. Ф. Попондопуло ; С.-Петерб. гос. ун-т, Юрид. фак. - М., 2011. - 668 с. - Рекомендовано УМО.
  9. Трунина Е. В. Коммерческое право : учебник / Е. В. Трунина, Ю. В. Федасова. - М., 2009. - 405 с. - Рекомендовано УМО. 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Норма, 2009. – 798 с.

 

 


Информация о работе Коммерческая деятельность: понятие, содержание, признаки