Конкуренция и конкурентное преимущество результатов предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 22:34, контрольная работа

Описание работы

Рассмотрение категории «конкуренция» представляет интерес также потому, что само отношение к содержанию термина «конкуренция» в отечественной экономике совсем недавно претерпело кардинальное изменение. Конкуренция и все процессы, связанные с ней, новы для России и потому их изучение важно и актуально. Изучение конкуренции содержит в себе большую практическую пользу и необходимо в современном мире.
Целью данной работы является рассмотрение конкуренции с разных сторон, определение ее функций в экономике, а также выявление основных видов.

Содержание работы

Введение
1. Определение конкуренции как экономического явления
2. Функции и виды конкуренции
3. Совершенная и несовершенная конкуренция
4. Влияние конкуренции на предпринимательскую деятельность
5. Исследования конкурентных преимуществ предпринимательской деятельности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Организ. предпр. деят..docx

— 48.18 Кб (Скачать файл)

Предметная  конкуренция – результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной, что в некоторых случаях верно, однако, следует иметь в виду, что межфирменными обычно являются и два других вида конкуренции.

Эффективная конкуренция. Динамическую конкуренцию, стимулируемую стремлением к получению сверхприбылей за счет преимущества в издержках и качестве самого продукта, Й. Шумпетер и называл эффективной конкуренцией. Таким образом, с точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого с новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения потребностей, новые типы организации.

В зависимости от степени антагонизма выделяют конкуренцию без крайностей и с нарушением норм действующего законодательства

Разновидности конкуренции в зависимости от степени цивилизованности: строгая, по заранее определенным правилам; по прецедентам; без правил (недобросовестная).

Недобросовестная  конкуренция определяется как действия хозяйствующих субъектов по дискредитации  конкурентов. Они включают в себя:

распространение ложных или неточных сведений о конкуренте;

введение в заблуждение  потребителей относительно характера, способа, места изготовления товара и его качества;

незаконное использование  товарного знака конкурента, его  фирменного наименования или маркировки;

реклама товара, не отвечающего требованиям качества;

искажение в рекламной  информации сведений об истинных свойствах  товара;

некорректное сравнение  товаров и т.д.

 

              3. Совершенная и несовершенная конкуренция

Существует множество  определений термина "совершенная конкуренция":

жесткая конфликтная  состязательность хозяйствующих субъектов, когда ни один из них не в состоянии  оказать решающего влияния на общие условия реализации однородного  товара на данном рынке;

состязание экономических  субъектов на товарном рынке, при  котором ни один из них не в состоянии  оказать решающее влияние на общие  условия реализации однородного  товара на данном рынке;

вид отраслевого  рынка, на котором много фирм продает  стандартный товар и ни одна из фирм не имеет достаточно большой  доли рынка, чтобы влиять на цену продукта. Цена для каждой фирмы считается  заданной рынком. Вход в и выход  из отрасли свободны;

состязательность  большого числа мелких покупателей  и продавцов, каждый из которых обладает достаточно полной рыночной информацией, а потому ни один из них не может  контролировать рыночный спрос, поставку товара на рынок или цену на него. Продукт стандартный. Барьеров входа-выхода нет;

характеристика  рынка, где много фирм продают  стандартный товар, и ни одна из них  не имеет достаточной доли, чтобы  контролировать рынок и цены.

Совершенная (свободная) конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах.

Джоан Вайолет Робинсон в своей работе «Экономическая теория несовершенной конкуренции» дает следующую характеристику совершенной конкуренции: «Совершенная конкуренция преобладает тогда, когда спрос на продукцию каждого производителя абсолютно эластичен. Отсюда следует, во-первых, что число продавцов велико, и объем производства любого из них составляет ничтожно малую долю от общего выпуска данной продукции: во-вторых, что все покупатели находятся в одинаковом положении в отношении возможности выбирать между конкурирующими продавцами, так что на рынке господствуют отношения совершенной конкуренции».

В целом, как следует  из определений, модель совершенной  конкуренции характеризуется пятью  признаками:

Наличие большого числа  экономических агентов, продавцов  и покупателей;

Максимальная информированность  продавцов и покупателей о  товарах и ценах.

Ни один из продавцов  или покупателей не в состоянии  повлиять на рыночную цену и друг на друга;

Однородность продаваемой  продукции;

Свободный вход на рынок и выход с него;

Условие того, что  доступ на рынок никем и ничем  не ограничен предполагает возможность  каждому гражданину стать свободным  предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации  и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. Соблюдение же всех условий обеспечивает свободную  связь между производителями  и потребителями. Совершенная конкуренция  является также условием формирования рыночного механизма, образования  цен и самонастройки экономической  системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические  побуждения отдельных индивидов  к получению собственной экономической  выгоды обращаются на благо всего  общества.

                             Несовершенная конкуренция.

Несовершенная конкуренция определяется следующим образом:

рынок, на котором  не соблюдается хотя бы один из признаков  совершенной конкуренции;

характеристика  рынка, где два или более продавцов, обладая некоторым (ограниченным) контролем  над ценой, конкурируют между  собой за продажи;

рынки, на которых  либо покупатели, либо продавцы принимают  в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену.

Так как модель совершенной  конкуренции является теоретической  абстракцией, то все реально существующие рынки в той или иной степени  несовершенны.

Большинство случаев  несовершенной конкуренции можно  объяснить двумя основными причинами.

Во-первых, есть тенденция  к уменьшению количества продавцов  в тех отраслях, для которых  характерны значительные экономии от масштаба и уменьшаются издержки. В этих условиях крупным фирмам производство обходится дешевле, и они могут  продавать свои продукты по более  низкой цене, чем мелкмие, что приводит к "вытеснению" последних из отрасли.

Во-вторых, рынки  имеют тенденцию к несовершенной  конкуренции, когда существуют трудности  для вступления новых конкурентов  в отрасль. Так называемые "барьеры  входа" могут возникать в результате государственного регулирования, ограничивающего  количество фирм. В других случаях  может быть просто слишком дорого для новых конкурентов "прорваться" в отрасль.

В теории выделяют различные виды рынков с несовершенной  конкуренцией (по степени убывания конкурентности): монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Продавцы конкурируют, предлагая дифференцированный товар на рынке, куда возможен вход новых продавцов. Монополистическая конкуренция - тип отраслевого рынка, на котором существует достаточно много продавцов, продающих дифференцированный продукт, что позволяет им осуществлять определенный контроль над продажной ценой товара.

Рынок олигополии (олигополистическая конкуренция) - тип отраслевого рынка, который характеризуется наличием нескольких очень крупных фирм, контролирующих значительную часть производства и сбыта и конкурирующих друг с другом. Состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Каждая фирма проводит самостоятельную рыночную политику, но при этом она зависит от конкурентов и вынуждена считаться с ними.

Существуют следующие  определения монополии:

тип отраслевого  рынка, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких  заменителей;

исключительное  право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащие  одному лицу, группе лиц или государству;

капиталистическое объединение, захватившее практически  исключительное право на производство и реализацию определенной категории  товаров. Цель объединения - извлечение монопольно высоких прибылей.

 

4. Влияние конкуренции на предпринимательскую деятельность

Конкуренция стимулирует  технический прогресс, способствует развитию экономики, продвижению отечественных  товаров на мировой рынок. Созданию полноценной конкурентной среды  в нашей стране мешает засилье  монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.

Монополии существуют во всём мире. Своеобразной монополией в бывшем СССР была командная экономика, построенная на всеобъемлющем директивном  планировании, государственном ценообразовании, централизованном распределении материальных ресурсов и по самой своей природе  не допускавшая конкуренции ни в  одной своей части. Внутри этой экономики  существовал монополизм центральных  ведомств, министерств и предприятий, которые не были независимыми хозяйственными субъектами. Жизненно важные параметры  их деятельности устанавливал Госплан, Госснаб и Госкомцен.

Советской экономике  была свойственна непропорционально  высокая доля крупных и крупнейших предприятий и чрезвычайно малая  доля мелких и средних по сравнению  с развитыми странами. В СССР в 1987 г. на одно промышленное предприятие  приходилось в среднем 813 рабочих  мест, в Венгрии – 186, в Западной Европе – 86. Наиболее высокой была концентрация производства в металлургии, машиностроении, химической и текстильной отраслях. Нередко ту или иную продукцию  выпускало одно-два предприятия, которые диктовали свои условия  потребителю. Плохое качество товаров, завышенные цены или устаревший ассортимент  мало сказывались на изменении спроса в условиях постоянного дефицита и отсутствия выбора поставщиков.

Но социалистические монополии существенно отличались от капиталистических аналогов. Капиталистические  монополии возникали «снизу»  в результате конкурентной борьбы, а социалистические насаждались  «сверху» и действовали в тепличных  условиях. В монополисты при капитализме  прорывается предприятие-лидер, который  использует передовые технологии, имеет  значительный производственный и научно-технический  потенциал. При социализме же монополии  зачастую появлялись при отсталой технологической  базе. Капиталистические монополии, участвуя в международном разделении труда, вынуждены для повышения  конкурентоспособности улучшать качество продукции, равняясь на мировые образцы, что положительно сказывается и  на внутреннем рынке, социалистические ограничивались в лучшем случае региональными  рамками.

Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических  странах монополии появились  тогда, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтоб воспрепятствовать  удушению конкуренции, стало вводить  ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось  при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно  не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.

 

5. Исследования  конкурентных преимуществ предпринимательской  деятельности

Очевидно, что конкурентные преимущества неразрывно связаны с  конкуренцией: они возникают тогда  и там, где возникает и развивается  конкуренция . Чем более всеобъемлющий  характер приобретает конкуренция  на рынке, тем более значимой для  коммерческого успеха являются конкурентные преимущества.

При этом, конкурентное преимущество – это комплекс ряда факторов, которые  только вместе могут дать преимущество, образуя такое их сочетание, которое  обеспечит синергетический эффект .

А. А. Томпсон и А. Дж. Стрикленд комплекс таких факторов называет ключевыми факторами успеха (КФУ), а умение найти оптимальное сочетание ресурсов предприятия для достижения высокого уровня конкурентоспособности – основной компетентностью. КФУ – это те действия по реализации стратегии, конкурентные возможности, результаты деятельности, которые каждая организация должна обеспечивать, чтобы быть конкурентоспособной и достичь конкурентного преимущества. Факторы конкурентного преимущества можно разделить на несколько групп и описать их составляющие.

1. Технологические:

– исследования с целью  совершенствования технологии;

– инновации в производственном процессе;

– совершенствование технологий;

– наличие патентов и  изобретений.

2. Производственные:

– достижение экономии на масштабах  производства;

– качество продукции, качество услуг;

– высокая степень использования  производственных мощностей;

– внедрение инноваций.

3. Маркетинговые:

– широкая сеть оптовых дистрибьюторов/дилеров;

– широкий доступ или присутствие в точках розничной торговли;

– проведение исследований рынка, потребителей, конкурентов;

Информация о работе Конкуренция и конкурентное преимущество результатов предпринимательской деятельности