Конкуренция в предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории рыночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровнях капиталистической экономики — от микроуровня (фирма) до мировой экономической системы. Даже творцы социализма, осуждая некоторые формы конкуренции, пытались заложить ее и в социалистическую экономику, назвав «социалистическим соревнованием».

Содержание работы

Введение..................................................................................................................3
1. Рынок и конкуренция в системе бизнеса......................................................6
1. 1 Конкуренция, её роль и место в рыночной среде………………………….6
1. 2 Модели рынка и их характерные черты………..…………………..............8
1. 3 Монополия......................................................................................................10
1. 4 Олигополия………………………………………………………………….11
1. 5 Чистая монополия…………………………………………………………..12
1. 6 Типы конкурентного поведения предпринимателей……………………..15
2. Влияние конкуренции на предпринимательскую деятельность................19
2. 1 Демпинг...........................................................................................................19
2. 2 Монополии в СССР и др. странах……………………………………........20
2. 3 Конкуренция, как критерий классификации рыночных структур……..21
Заключение............................................................................................................23
Список использованных источников..................................................................24

Файлы: 1 файл

Конкуренция в предпринимательской деятельности.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

В конце XIX – начале ХХ в. во многих работах прославлялась  экономика «свободной конкуренции». В этот период отождествлялись понятия, с одной стороны, «свободная конкуренция» и «совершенство», с другой - «монополия» и «несовершенство экономического механизма», «монополия» и «социальная несправедливость». Термин «несовершенная» означал в то время несовершенство, неэффективность из-за нарушения механизма выравниванья прибылей и «социальное несовершенство» из-за того, что монополии часть «законной прибыли» изымали у других отраслей. 
Позднее термин «несовершенная конкуренция» утратил смысл экономического несовершенства, так как представители теории «несовершенной конкуренции» стали рассматривать монополию как условие массового производства, которое сопровождалось ростом производительности труда, снижения издержек производства. «Несовершенство» стало признаваться фактически только с социальных позиций. Оно проявлялось по отношению к немонополизированным производителям. 
 
В современных условиях «несовершенная конкуренция» в основном применяется для характеристики монополистического сектора. П. Самуэльсон называет немонополизированные отрасли «больными», переполненными мелкими капиталами, с высокими издержками производства и мелкой прибыльностью. «К сожалению, - отмечал П. Самуэльсон - в большинстве хронически перенаселённых больных отраслей рыночная конкуренция весьма далека от совершенства. Экономические последствия такой формы несовершенной конкуренции могут быть хуже, чем при полной монополии». При этом он признаёт экономическое и социальное несовершенство монополий и олигополий в связи с их практикой повышения цен и сокращения производства. Дж. Гэлбрейт рассматривает в качестве несовершенной конкуренцию в условиях мелкого бизнеса или «незрелых» монополий начала ХХ в. При этом несовершенство проявляется в больших размерах риска и неопределённости, которые ведут к значительным потерям, банкротствам и безработице. Он считает, что конкуренция принимает совершенный характер при переходу к современному господству «зрелых» монополий, которые, по его мнению, стремятся не к максимизации прибыли, а к минимизации риска и к достижению устойчивых темпов роста. 
В настоящее время в качестве концепции «совершенной конкуренции» получила распространение так называемая экономическая теория производства. В её модели выделяют два типа рынков: 
-Рынок товаров и услуг, используемых для личного потребления; 
-Рынок факторов производства. 
Взаимосвязь между этими рынками сформулирована в виде технического закона, называемого экономистами «функцией производства». Сущность этого закона заключается в том, что существует технологическая взаимосвязь между любыми данными производственными затратами (или затратами факторов производства) и размерами продукции, которую можно изготовить с их помощью. Для каждого отдельного периода всегда существует максимальный объём выпуска, которого можно достигнуть при данных затратах факторов производства. 
Фирма, с одной стороны, выступает как поставщик своих товаров, с другой - как потребитель, носитель спроса на факторы производства. При этом цены на отдельные факторы производства должны быть пропорциональны соответствующим физическим объёмам производимых с их помощью продуктов. Коэффициентом пропорциональности выступают предельные издержки производства. В результате в точке равновесия достигается «справедливое» распределение производственного продукта, при котором каждый участник обмена получает лишь ту долю продукта, которая соответствует принадлежащим ему факторам производства и их вкладу в производство. 
 
1. 6 Типы конкурентного поведения предпринимателей. 
Конкуренция в переводе с латинского языка значит "сталкиваться" и, как было уже отмечено выше, означает борьбу между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д. 
Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю. 
Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную конкуренцию и недобросовестную конкуренцию. 
Добросовестная конкуренция и недобросовестная конкуренция 
Основными методами являются: 
- повышение качества продукции 
- снижение цен ("война цен") 
- реклама 
- развитие до- и послепродажного обслуживания 
- создание новых товаров и услуг с использованием достижений 
 
Одной из традиционных форм конкурентной борьбы является манипулирование ценами, т.н. "война цен". Она осуществляется многими способами: понижением цен, локальными изменениями цен, сезонными распродажами, предоставлением большего объема услуг по действующим ценам, удлинением сроков потребительского кредита и др. В основном ценовая конкуренция используется для выталкивания с рынка более слабых соперников или проникновения на уже освоенный рынок. 
Более эффективной и более современной формой конкурентной борьбы является борьба за качество предлагаемого на рынок товара. Поступление на рынок продукции более высокого качества или новой потребительной стоимости затрудняет ответные меры со стороны конкурента, т.к. "формирование" качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и научно-технической информации. В качестве примера можно привести тот факт, что известная японская фирма "SONY" осуществляла разработку видеомагнитофона одновременно по 10 конкурирующим направлениям. 
В настоящее время получили очень большое развитие различного рода маркетинговые исследования, целью которых является изучения запросов потребителя, его отношения к тем или иным товарам, т.к. знание производителем подобного рода информации позволяет ему более точно представлять будущих покупателей его продукции, более точно представлять и прогнозировать ситуацию на рынке в результате его действий, уменьшать риск неудачи и т.д. 
Большую роль играет до- и послепродажное обслуживание покупателя, т.к. необходимо постоянное присутствие производителей в сфере обслуживания потребителей. Предпродажное обслуживание включает в себя удовлетворение требований потребителей по условиям поставок: сокращение, регулярность, ритмичность поставок (например, комплектующих деталей и узлов). Послепродажное обслуживание- создание различных сервисных центров по обслуживанию купленной продукции, включая обеспечение запасными частями, ремонт и т.п. 
В связи с большим влиянием на общественность средств массовой информации, прессы реклама является важнейшим методом ведения конкурентной борьбы, т.к. с помощью рекламы можно определенным образом формировать мнение потребителей о том или ином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую стороны, в качестве доказательства можно привести следующий пример:

Во времена существования  ФРГ у западногерманских потребителей большим спросом пользуется французское  пиво. Западногерманские производители  делали все, чтобы не допустить французское  пиво на внутренний рынок ФРГ. Ни реклама немецкого пива, ни патриотические призывы "немцы, пейте немецкое пиво", ни манипулирование ценами, ни к чему не привели. Тогда пресса ФРГ стала делать упор на то, что французское пиво содержит различные вредные для здоровья химические вещества, в то время как немецкое якобы является исключительно чистым продуктом. Начались различные акции в прессе, арбитражные суды, медицинские экспертизы, В результате всего этого спрос на французское пиво все-таки упал - на всякий случай немцы перестали покупать французское пиво. 
Но наряду с методами добросовестной конкуренцией существуют и другие, менее законные методы ведения конкурентной борьбы: 
 Основными методами являются: 
- экономический (промышленный шпионаж) 
- подделка продукции конкурентов 
- подкуп и шантаж 
- обман потребителей 
- махинации с деловой отчетностью 
- валютные махинации 
- сокрытие дефектов и т.д. 
 
К этому можно также добавить и научно-технический шпионаж, т.к. любая научно-техническая разработка только тогда является источником прибыли, когда она находит применение в практике, т.е. когда научно-технические идеи воплощаются на производстве в виде конкретных товаров или новых технологий. 
Именно промышленный шпионаж так сказать "создал" патент на изобретение. Поскольку сохранить секреты производства не удавалось, изобретатель, потративший годы труда, мог и не получить никакого вознаграждения за свое изобретение, т.к. результатом изобретения часто пользовались совершенно посторонние, не имеющие ни какого отношения к изобретению люди. Предотвратить такую несправедливость должен был патент. 
Патент - это документ, удостоверяющий изобретение и закрепляющий за обладателем патента исключительное право на пользование результатами своего изобретения. Если патент используется без разрешения владельца, он может через суд возместить убытки или прекратить незаконное пользование его изобретением. Кроме этого, он может выдать лицензию другим лицам на использование запатентованного изобретения. 
Но патент, теоретически направленный против промышленного шпионажа, практически явился своего рода стимулом этого явления. Один из первых законов о патентах на изобретение был издан во Франции в конце XVIII века, в нем говорилось, что за всяким, кто первым привезет во Францию какое-либо иностранное изобретение, признаются такие же льготы, какими бы пользовался бы его изобретатель. Таким образом, за промышленным шпионом признаются права равные правам изобретателя.           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ВЛИЯНИЕ КОНКУРЕНЦИИ  НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 
 
Монополизация экономики—препятствие для развития рынка. 
Конкуренция стимулирует технический прогресс, способствует развитию экономики, продвижению отечественных товаров на мировой рынок. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.

2. 1 Демпинг (продажа ниже издержек)

Говоря о конкуренции, нельзя не вспомнить о демпинге, т.е. вытеснение конкурента установлением цены ниже издержек с целью потом возместить все убытки. Смысл этого способа достаточно прозрачен, и он нашел отражение в антимонопольной политике ряда стран. Например, «В практике антимонопольного регулирования Германии применяется доктрина «теневых цен», которые гипотетически складывались бы на

рынке при действии на нем классического механизма  ценообразования».2  Там же приводится еще один пример: «Японское законодательство, например, запрещает поставку или получение без всякой причины товаров, средств или иных экономических благ по ценам, являющимся дискриминационными в отношении находящихся в различных местах покупателей или различных классов покупателей. Это запрещение относится и к различным дифференцированным возможностям получения кредитов или дополнительных услуг при поставке или покупке товаров, которые могут также носить дискриминационный характер. Подобные запреты существую во многих западных странах».

Как и в предыдущем параграфе, здесь уместно скептическое замечание: «Важно помнить, что наиболее эффективное давление на государственную политику по большей части оказывают не потребители, а производители. И слишком часто эта политика будет формироваться под влиянием стремления производителей защитить себя от суровых законов конкурентной жизни».3

Для окончательных оценок такого явления, как «продажи ниже издержек», необходимо найти ответы на следующие вопросы.

  1. Насколько эффективна такая форма конкуренции?

 Экономическая теория  не отрицает возможности хищнического  снижения цен, но приводит список  скептических вопросов.

Сколько времени потребуется проводить такую политику, чтобы добиться своей цели? Т.е. окупятся ли потери?

Что произойдет с реальными  активами и трудовыми ресурсами  фирм, вытесненных из отрасли? Ведь если они продолжают существовать, что мешает этим фирмам опять выйти на рынок, когда фирма-хищник вновь повысит цены?

Можно ли ожидать, что  фирма, проводящая такую политику, сумеет уничтожить достаточное количество своих конкурентов, чтобы обеспечить себе рыночную власть, которая ей нужна  для того, чтобы получить в долгосрочном плане прибыли, которые бы оправдали убытки?

  1. Всегда ли продажа ниже издержек означает борьбу с конкурентом?

В данном случае не следует  принимать в расчет необратимые  издержки. Обвинение в демпинге лишь тогда имеет смысл, когда в них речь идет об издержках на единицу продукции, которые не имеют отношения к тем решениям, против которых направлены обвинения.

 
2. 2 Монополии в СССР и др. странах 
Монополии существуют во всём мире. Своеобразной монополией в бывшем СССР была командная экономика, построенная на всеобъемлющем директивном планировании, государственном ценообразовании, централизованном распределении материальных ресурсов и по самой своей природе не допускавшая конкуренции ни в одной своей части. Внутри этой экономики существовал монополизм центральных ведомств, министерств и предприятий, которые не были независимыми хозяйственными субъектами. Жизненно важные параметры их деятельности устанавливал Госплан, Госснаб и Госкомцен. 
Советской экономике была свойственна непропорционально высокая доля крупных и крупнейших предприятий и чрезвычайно малая доля мелких и средних по сравнению с развитыми странами. В СССР в 1987 г. на одно промышленное предприятие приходилось в среднем 813 рабочих мест, в Венгрии – 186, в Западной Европе – 86. Наиболее высокой была концентрация производства в металлургии, машиностроении, химической и текстильной отраслях. Нередко ту или иную продукцию выпускало одно-два предприятия, которые диктовали свои условия потребителю. Плохое качество товаров, завышенные цены или устаревший ассортимент мало сказывались на изменении спроса в условиях постоянного дефицита и отсутствия выбора поставщиков. 
Но социалистические монополии существенно отличались от капиталистических аналогов. Капиталистические монополии возникали «снизу» в результате конкурентной борьбы, а социалистические насаждались «сверху» и действовали в тепличных условиях. В монополисты при капитализме прорывается предприятие- -лидер, который использует передовые технологии, имеет значительный производственный и научно-технический потенциал. При социализме же монополии зачастую появлялись при отсталой технологической базе. Капиталистические монополии, участвуя в международном разделении труда, вынуждены для повышения конкурентоспособности улучшать качество продукции, равняясь на мировые образцы, что положительно сказывается и на внутреннем рынке, социалистические ограничивались в лучшем случае региональными рамками. 
Специфика монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились тогда, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтоб воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.

2. 3 Конкуренция как критерий классификации рыночных структур

 В зависимости от  той или иной структуры рынка,  можно выделить разные формы конкуренции. В экономической науке выделяются следующие типы рыночных структур.

  • Чистая (совершенная) конкуренция. Это такое состояние рынка, когда большое количество фирм производит аналогичную продукцию, но ни размер самих фирм, ни другие причины не позволяет хотя бы одной из них воздействовать на рыночную цену.
  • Чистая (абсолютная) монополия. Рынок считается абсолютно монопольным, если на нем функционирует единственный производитель продукта, причем этому продукту нет близких заменителей в других отраслях. Следовательно, в условиях чистой монополии границы отрасли и границы фирмы совпадают.
  • Монополистическая конкуренция. Данная рыночная структура имеет сходство с совершенной конкуренцией, за исключением того, что в отрасли производится подобная, но не идентичная продукция. Дифференциация продукта дает фирме элемент монопольной власти над рынком. Различия в продукте могут и не затрагивать качества товара как такового. Покупатели могут отдавать предпочтение товару из-за более удобного расположения магазина, красивой упаковки и т.п.
  • Монопсония. Ситуация на рынке, когда на нем имеется только один покупатель. Монопольная власть покупателя ведет к тому, что он является создателем цены.
  • Монополия, практикующая дискриминацию. Обычно под этим понимается практика компаний, состоящая в назначении разных цен для разных покупателей.
  • Двусторонняя монополия. Рынок, на котором одному покупателю, не имеющему конкурентов, противостоит один продавец — монополист.
  • Дуополия. Рыночная структура, в которой действуют только две фирмы. Частный случай олигополия.
  • Олигополия. Ситуация на рынке, при которой небольшое число крупных фирм производит основную часть продукции всей отрасли. На таком рынке фирмы осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельности.

Перечисленные рыночные структуры имеют разную степень  распространения на рынке. Принято  считать, что «…наиболее распространенными рыночными структурами являются монополистическая конкуренция и олигополия. Чистая же монополия представляет собой крайне редкое явление, особенно в масштабах всей страны. Что же касается совершенной конкуренции, то она на данный момент является скорее научной абстракцией, чем фактическим состоянием современного рынка».4

 

 

Информация о работе Конкуренция в предпринимательской деятельности