Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 10:39, курсовая работа
Понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории рыночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровнях капиталистической экономики — от микроуровня (фирма) до мировой экономической системы. Даже творцы социализма, осуждая некоторые формы конкуренции, пытались заложить ее и в социалистическую экономику, назвав «социалистическим соревнованием». Экономический успех (а часто и выживание) субъекта рыночной экономики в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он изучил законы конкуренции, ее проявления и формы, и насколько он готов к конкурентной борьбе.
Введение..................................................................................................................3
1. Рынок и конкуренция в системе бизнеса......................................................5
1. 1 Конкуренция, её роль и место в рыночной среде………………………….5
1. 2 Модели рынка и их характерные черты………..…………………..............7
1. 3 Монополия........................................................................................................9
1. 4 Олигополия………………………………………………………………….10
1. 5 Чистая монополия…………………………………………………………..12
1. 6 Типы конкурентного поведения предпринимателей……………………..14
2. Влияние конкуренции на предпринимательскую деятельность...............17
2. 1 Демпинг...........................................................................................................17
2. 2 Монополия РФ и др. странах…………………………………………........19
2. 3 Конкуренция, как критерий классификации рыночных структур……....20
Заключение............................................................................................................22
Список использованных источников..................................................................23
Можно ли ожидать, что фирма, проводящая такую политику, сумеет уничтожить достаточное количество своих конкурентов, чтобы обеспечить себе рыночную власть, которая ей нужна для того, чтобы получить в долгосрочном плане прибыли, которые бы оправдали убытки?
В данном случае не следует принимать в расчет необратимые издержки. Обвинение в демпинге лишь тогда имеет смысл, когда в них речь идет об издержках на единицу продукции, которые не имеют отношения к тем решениям, против которых направлены обвинения.
2. 2 Монополия в РФ и др. странах
Монополии существуют во всём мире. Своеобразной
монополией в РФ является её переходная
экономика, построенная на всеобъемлющем
директивном планировании, государственном
ценообразовании, централизованном распределении
материальных ресурсов и по самой своей
природе не допускавшая конкуренции ни
в одной своей части. Внутри этой экономики
существует монополизм центральных ведомств,
министерств и предприятий, которые не
были независимыми хозяйственными субъектами.
Российской экономике свойственна непропорционально
высокая доля крупных и крупнейших предприятий
и чрезвычайно малая доля мелких и средних
по сравнению с развитыми странами. В РФ
в 1997 г. на одно промышленное предприятие
приходилось в среднем 420 рабочих мест,
в Венгрии – 186, в Западной Европе – 86.
Наиболее высокой была концентрация производства
в металлургии, машиностроении, химической
и текстильной отраслях. Нередко ту или
иную продукцию выпускало одно-два предприятия,
которые диктовали свои условия потребителю.
Плохое качество товаров, завышенные цены
или устаревший ассортимент мало сказывались
на изменении спроса в условиях постоянного
дефицита и отсутствия выбора поставщиков.
Но социалистические монополии существенно
отличаются от капиталистических аналогов.
Капиталистические монополии возникали
«снизу» в результате конкурентной борьбы,
а социалистические насаждались «сверху»
и действуют в тепличных условиях. Монополизм
при капитализме прорывает предприятие.
Лидер, который использует передовые технологии,
имеет значительный производственный
и научно-технический потенциал. При социализме
же монополии зачастую появляются при
отсталой технологической базе. Капиталистические
монополии, участвуя в международном разделении
труда, вынуждены для повышения конкурентоспособности
улучшать качество продукции, равняясь
на мировые образцы, что положительно
сказывается и на внутреннем рынке, социалистические
ограничиваются в лучшем случае региональными
рамками.
Специфика монополий сказалась и на особенностях
законодательного регулирования их деятельности.
В капиталистических странах монополии
появились тогда, когда уже существовали
рыночные отношения, и государство, чтоб
воспрепятствовать удушению конкуренции,
стало вводить ограничивающие нормы. Законодательство
о конкуренции разрабатывалось при сильных
монополиях и лишь формирующихся рыночных
отношениях. Поэтому для нашей страны
важно не только ограничивать монополизм
и злоупотребления доминирующим положением,
добиваться соблюдения правил конкуренции,
наказывать за их нарушения, но и создавать
конкурентную среду, проявляя политическую
волю.
В зависимости от той или иной структуры рынка, можно выделить разные формы конкуренции. В экономической науке выделяются следующие типы рыночных структур.
Перечисленные рыночные структуры имеют разную степень распространения на рынке. Принято считать, что «…наиболее распространенными рыночными структурами являются монополистическая конкуренция и олигополия. Чистая же монополия представляет собой крайне редкое явление, особенно в масштабах всей страны. Что же касается совершенной конкуренции, то она на данный момент является скорее научной абстракцией, чем фактическим состоянием современного рынка».4
Заключение
Проведенный в настоящем реферате анализ позволяет сделать следующие выводы:
Разрыв между ценой блага и предельными затратами на его производство являются источниками потенциального преимущества. Конкуренция проявляется в экономике по мере того, как люди определяют, где существуют такие различия, и стараются использовать их, заполняя этот разрыв дополнительными благами.
Из всех форм конкуренции наиболее равновесной следует признать совершенную конкуренцию, но в силу реалий современного общества наиболее распространенными рыночными структурами являются монополистическая конкуренция и олигополия.
За жалобами фирм на нечестную конкуренцию зачастую скрывается их неконкурентоспособность.
Государство, безусловно, должно проводить антимонопольную политику. Но следует помнить, что защита конкуренции и защита конкурентов — не одно и то же, а скорее противоположности.
Этот тезис применим и для частного случая антимонопольной практики — для определения, в каком случае снижение цены означает недобросовестную конкуренцию. Далеко не всегда это можно определить однозначно.
Список использованных источников:
А.Багров Президент сказал новое слово // Коммерсантъ-Деньги 2009г, стр. 28.
А.Резникович Монополистическое отечество в опасности // Коммерсантъ-Деньги 2009г — С. 31-33
В.Башмачников. У фермера уходит почва из-под ног // “Экономика и жизнь” №12 за 2009г. — С.28
Кураков Л.П. Экономическая теория: Учебное пособие. — М.:Пресс-центр, 2011г. — 688 с.
Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. 1: Пер. с англ. — М., Прогресс, 2008г.
Пол Хейне. Экономический образ мышления. — Пер. с англ. Издание второе, стереотипное. — М.: Изд-во «Дело» при участии изд-ва «Catallaxy», 2008г — 704 с.
Экономика и жизнь №14 за 2010 г.
Экономика. Учебник/под ред. А.И.Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К.
Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. 4-е издание. М., 2010.
Финансы / под ред. А.М. Ковалевой - М.: Финансы и статистика – 2009
1 Экономика. Учебник/под ред. А.И.Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. —М.: «Проспект», 2011г. — с.16.
2 Кураков Л.П. Экономическая теория: Учебное пособие. — М.:Пресс-центр, 2011г. — С.368.
3 Пол Хейне. Экономический образ мышления. — Пер. с англ. Издание второе, стереотипное. — М.: Изд-во «Дело» при участии изд-ва «Catallaxy», 2008г — С. 296
4 Экономика./ Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: «Проспект», 2009. –С.63
Информация о работе Конкуренция в предпринимательской деятельности