Конкуренция в предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 10:39, курсовая работа

Описание работы

Понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории рыночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровнях капиталистической экономики — от микроуровня (фирма) до мировой экономической системы. Даже творцы социализма, осуждая некоторые формы конкуренции, пытались заложить ее и в социалистическую экономику, назвав «социалистическим соревнованием». Экономический успех (а часто и выживание) субъекта рыночной экономики в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он изучил законы конкуренции, ее проявления и формы, и насколько он готов к конкурентной борьбе.

Содержание работы

Введение..................................................................................................................3
1. Рынок и конкуренция в системе бизнеса......................................................5
1. 1 Конкуренция, её роль и место в рыночной среде………………………….5
1. 2 Модели рынка и их характерные черты………..…………………..............7
1. 3 Монополия........................................................................................................9
1. 4 Олигополия………………………………………………………………….10
1. 5 Чистая монополия…………………………………………………………..12
1. 6 Типы конкурентного поведения предпринимателей……………………..14
2. Влияние конкуренции на предпринимательскую деятельность...............17
2. 1 Демпинг...........................................................................................................17
2. 2 Монополия РФ и др. странах…………………………………………........19
2. 3 Конкуренция, как критерий классификации рыночных структур……....20
Заключение............................................................................................................22
Список использованных источников..................................................................23

Файлы: 1 файл

Конкуренция в предпринимательской деятельности.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

Можно ли ожидать, что  фирма, проводящая такую политику, сумеет уничтожить достаточное количество своих конкурентов, чтобы обеспечить себе рыночную власть, которая ей нужна для того, чтобы получить в долгосрочном плане прибыли, которые бы оправдали убытки?

  1. Всегда ли продажа ниже издержек означает борьбу с конкурентом?

В данном случае не следует  принимать в расчет необратимые  издержки. Обвинение в демпинге лишь тогда имеет смысл, когда в них речь идет об издержках на единицу продукции, которые не имеют отношения к тем решениям, против которых направлены обвинения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. 2 Монополия в РФ и др. странах 
Монополии существуют во всём мире. Своеобразной монополией в РФ является её переходная экономика, построенная на всеобъемлющем директивном планировании, государственном ценообразовании, централизованном распределении материальных ресурсов и по самой своей природе не допускавшая конкуренции ни в одной своей части. Внутри этой экономики существует монополизм центральных ведомств, министерств и предприятий, которые не были независимыми хозяйственными субъектами.  
Российской экономике свойственна непропорционально высокая доля крупных и крупнейших предприятий и чрезвычайно малая доля мелких и средних по сравнению с развитыми странами. В РФ в 1997 г. на одно промышленное предприятие приходилось в среднем 420 рабочих мест, в Венгрии – 186, в Западной Европе – 86. Наиболее высокой была концентрация производства в металлургии, машиностроении, химической и текстильной отраслях. Нередко ту или иную продукцию выпускало одно-два предприятия, которые диктовали свои условия потребителю. Плохое качество товаров, завышенные цены или устаревший ассортимент мало сказывались на изменении спроса в условиях постоянного дефицита и отсутствия выбора поставщиков. 
Но социалистические монополии существенно отличаются от капиталистических аналогов. Капиталистические монополии возникали «снизу» в результате конкурентной борьбы, а социалистические насаждались «сверху» и действуют в тепличных условиях. Монополизм при капитализме прорывает предприятие. Лидер, который использует передовые технологии, имеет значительный производственный и научно-технический потенциал. При социализме же монополии зачастую появляются при отсталой технологической базе. Капиталистические монополии, участвуя в международном разделении труда, вынуждены для повышения конкурентоспособности улучшать качество продукции, равняясь на мировые образцы, что положительно сказывается и на внутреннем рынке, социалистические ограничиваются в лучшем случае региональными рамками. 
Специфика монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились тогда, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтоб воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.

2. 3 Конкуренция как критерий классификации рыночных структур

 В зависимости от  той или иной структуры рынка,  можно выделить разные формы конкуренции. В экономической науке выделяются следующие типы рыночных структур.

  • Чистая (совершенная) конкуренция. Это такое состояние рынка, когда большое количество фирм производит аналогичную продукцию, но ни размер самих фирм, ни другие причины не позволяет хотя бы одной из них воздействовать на рыночную цену.
  • Чистая (абсолютная) монополия. Рынок считается абсолютно монопольным, если на нем функционирует единственный производитель продукта, причем этому продукту нет близких заменителей в других отраслях. Следовательно, в условиях чистой монополии границы отрасли и границы фирмы совпадают.
  • Монополистическая конкуренция. Данная рыночная структура имеет сходство с совершенной конкуренцией, за исключением того, что в отрасли производится подобная, но не идентичная продукция. Дифференциация продукта дает фирме элемент монопольной власти над рынком. Различия в продукте могут и не затрагивать качества товара как такового. Покупатели могут отдавать предпочтение товару из-за более удобного расположения магазина, красивой упаковки и т.п.
  • Монопсония. Ситуация на рынке, когда на нем имеется только один покупатель. Монопольная власть покупателя ведет к тому, что он является создателем цены.
  • Монополия, практикующая дискриминацию. Обычно под этим понимается практика компаний, состоящая в назначении разных цен для разных покупателей.
  • Двусторонняя монополия. Рынок, на котором одному покупателю, не имеющему конкурентов, противостоит один продавец — монополист.
  • Дуополия. Рыночная структура, в которой действуют только две фирмы. Частный случай олигополия.
  • Олигополия. Ситуация на рынке, при которой небольшое число крупных фирм производит основную часть продукции всей отрасли. На таком рынке фирмы осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельности.

Перечисленные рыночные структуры имеют разную степень  распространения на рынке. Принято  считать, что «…наиболее распространенными  рыночными структурами являются монополистическая конкуренция  и олигополия. Чистая же монополия  представляет собой крайне редкое явление, особенно в масштабах всей страны. Что же касается совершенной конкуренции, то она на данный момент является скорее научной абстракцией, чем фактическим состоянием современного рынка».4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проведенный в настоящем  реферате анализ позволяет сделать  следующие выводы:

Разрыв между ценой  блага и предельными затратами  на его производство являются источниками потенциального преимущества. Конкуренция проявляется в экономике по мере того, как люди определяют, где существуют такие различия, и стараются использовать их, заполняя этот разрыв дополнительными благами.

Из всех форм конкуренции  наиболее равновесной следует признать совершенную конкуренцию, но в силу реалий современного общества наиболее распространенными рыночными структурами являются монополистическая конкуренция и олигополия.

За жалобами фирм на нечестную  конкуренцию зачастую скрывается их неконкурентоспособность.

Государство, безусловно, должно проводить антимонопольную  политику. Но следует помнить, что защита конкуренции и защита конкурентов — не одно и то же, а скорее противоположности.

Этот тезис применим и для частного случая антимонопольной  практики — для определения, в  каком случае снижение цены означает недобросовестную конкуренцию.  Далеко не всегда это можно определить однозначно.

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 

 

          Список использованных источников:

А.Багров Президент сказал новое слово // Коммерсантъ-Деньги 2009г, стр. 28.

А.Резникович Монополистическое  отечество в опасности // Коммерсантъ-Деньги 2009г — С. 31-33

В.Башмачников.  У фермера  уходит почва из-под ног // “Экономика и жизнь” №12 за 2009г. — С.28

Кураков Л.П. Экономическая  теория: Учебное пособие. — М.:Пресс-центр, 2011г. — 688 с.

Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. 1: Пер. с англ. — М., Прогресс, 2008г.

Пол Хейне. Экономический  образ мышления. — Пер. с англ. Издание второе, стереотипное. — М.:  Изд-во «Дело» при участии изд-ва «Catallaxy», 2008г — 704 с.

Экономика и жизнь  №14 за 2010 г.

         Экономика. Учебник/под ред. А.И.Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К.                         

          Юданов  А.Ю. Конкуренция: теория и практика. 4-е издание.  М., 2010.             

        Финансы / под ред. А.М. Ковалевой - М.: Финансы и статистика – 2009

        

 

1 Экономика. Учебник/под ред. А.И.Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. —М.: «Проспект», 2011г. — с.16.

2 Кураков Л.П. Экономическая теория: Учебное пособие. — М.:Пресс-центр, 2011г. — С.368.

3 Пол Хейне. Экономический образ мышления. — Пер. с англ. Издание второе, стереотипное. — М.:  Изд-во «Дело» при участии изд-ва «Catallaxy», 2008г — С. 296

4 Экономика./ Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: «Проспект», 2009. –С.63




Информация о работе Конкуренция в предпринимательской деятельности