Конкуретное преимущество Ленинрадской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

В начале XXI века страна столкнется с рядом новых явлений, последствия которых для качества экономического пространства России не однозначны:
- необходимость продолжения экономического роста на новой качественной основе;
- усиливающаяся зависимость российских регионов от мирового хозяйства;
- переход к постиндустриальному и информационному обществу с особыми функциями различных регионов;
- изменения образа жизни и связанные с этим требования к развитию социальной сферы;
- ужесточение экологических требований в связи с переходом мирового сообщества на парадигму устойчивого развития.
Новые реалии будут создавать для экономического пространства Российской Федерации как новые сложные проблемы, так и новые возможности.

Содержание работы

Введение. 2
1.Географическое положение экономического района 4
2.Население и трудовые ресурсы. 7
3.Экономическая оценка природных условий и ресурсов района 11
3.1Климатические условия 11
3.2Природные ресурсы района 12
3.3Экологические проблемы 17
3.4Производственная структура 20
4.Транспортные и экономические связи в районе 22
5.Внутрирайонные различия по областям 26
5.1Санкт-Петербург 26
5.2Ленинградская область 30
5.3Новгородская область 35
5.4Псковская область 39
6.PEST – анализ 44
7.Основные перспективы развития Северо-Западного экономического района 49
8.Матричный метод попарного сравнения 54
9.Определение отсталых и депрессивных территорий 59
10. Разработка проекта развития региона до 2010 года 63
Заключение 66
Список использованной литературы 67

Файлы: 1 файл

1. Ãåîãðàôè÷åñêîå ïîëîæåíèå ýêîíîìè÷åñêîãî ðàéîíà 4.doc

— 914.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Производственная структура

 

Северо-западный район специализируется на производстве промышленной продукции, которая требует глубокой специализации в сочетании с многочисленными и многообразными связями по внутри- и межотраслевому производственному кооперированию и квалифицированного труда.

Ведущая роль в специализации принадлежит машиностроительному комплексу: Машиностроительный комплекс – многопрофильный. Исторически развивается без наличия металлургической базы тяжелое машиностроение. 40% машиностроения дает Санкт-Петербургский промышленный узел. Машиностроение отличается большой потребностью в труде массовых профессий (энергетика, сельское хозяйство, полиграфическое машиностроение), предприятия машиностроения, ориентированные на высококвалифицированные трудовые кадры, металлоемкие (радиоэлектроника, приборостроение, электроника).

Значительная роль в специализации  района принадлежит химическому  комплексу: Нефтегазохимический комплекс представлен в районе верхними этажами  нефтехимического производства, включая  переработку сланцев, и зависит  от ввоза сырья из других районов.

Ведущее место в комплексе отраслей легкой промышленности занимает текстильная, фарфоро-фаянсовая, кожевенно-обувная  промышленность.

В районе также получил развитие индустриально-строительный комплекс, представленный стекольной промышленностью, производством железобетонных изделий и конструкций и других строительных материалов. Предприятия индустриально-строительного комплекса расположены во всех крупных городах района.

Основная часть топливно-энергетического  комплекса – теплоэлектростанции, которые работают на привозном топливе – Печорском и Донецком. В энергетическом балансе района приобретает значение атомная энергетика (Сосновоборская АЭС), газоснабжение.

Современная специализация Северо-западного  района обусловлена, прежде всего, наличием в регионе крупнейшего промышленного центра – Санкт-Петербурга и во многом определяет темпы научно-технического прогресса во всех отраслях народного хозяйства России.

Особенности промышленной специализации  района отражены в следующей таблице.

 

Таблица 12  Отраслевая структура производства Северо-западного района

Отрасли промышленности

%

Промышленность – всего

100,0

Электротехника

11,7

Топливная промышленность

7,5

Черная металлургия

1,7

Цветная металлургия

3,5

Химическая и нефтехимическая  промышленность

6,9

Машиностроение металлообработка

26,2

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

8,6

Промышленность строительных материалов

4,5

Стекольная и фарфоро-фаянсовая  промышленность

1,2

Легкая промышленность

3,9

Пищевая промышленность

19,2

Мукомольная, крупяная и комбикормовая  промышленность

2,6


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Транспортные и экономические связи в районе

 

Северо-Западный район располагает  всеми видами современного транспорта. На его долю приходится значительная доля морских и речных перевозок.

 В настоящее время транспортная  система ориентированна на решение  трёх основных задач: 

· выход к Балтике через Москву всей южной и юговосточной части  России и прилегающих государств СНГ.

· выход к Балтике Белоруссии и Украины и связь Балтийского бассейна с Черноморским.

 · связь с Балтикой северных  регионов России.

Именно решение этих трёх задач  делает Северо-Запад наиболее перспективной  зоной мирохозяйственных связей России.

Потеря балтийских портов усиливает  нагрузку на Санкт-Петербургский транспортный узел, стимулируя ускоренное развитие всего транспортного хозяйства и главным образом морского. Но перспективы дальнейшего расширения порта очень ограничены тем, что он вырос «в теле» крупного города, массовый транзит через который нецелесообразен. Да и ресурсы городской территории также ограничены. Поэтому расчетная мощность петербургского порта после его расширения оценивается в 20-30 млн. тонн грузооборота в год. А потребности России в этом регионе оцениваются в перспективе в 100-120 млн. тонн ежегодно. Поэтому начато создание на Балтике системы российских портов.

 Расширение уже существующих  небольших портов в Выборге  и Высоцке, строительство новых  крупных портов в Усть-Луге  в 100 км к западу от Санкт-Петербурга, в бухте Батарейной вблизи г. Ломоносова (в 30 км западнее Санкт-Петербурга) и на северном берегу Финского залива в Приморске, а также пополнение флота современными крупнотоннажными судами будет способствовать расширению экономических связей региона.

Также значительное развитие получили все элементы транспортного процесса – путевое хозяйство, подвижной состав, погрузочно-разгрузочная техника, складское хозяйство, перевалочные базы, пересадочные узлы.

 В Санкт-Петербурге и других  городах изготовляется различная техника для транспорта, ведется подготовка квалифицированных кадров. Все это позволяет говорить о том, что в данном районе сложилась общерайонная транспортная система – составная часть единой транспортной системы страны.

Транспортная система Северо-Западного района – одна из главных предпосылок развития производительных сил, повышения эффективности производства. Она обеспечивает связи между промышленностью и другими отраслями хозяйства, способствует специализации и кооперированию, концентрации и комбинированию производства. За длительный период формирования транспортная система улучшила экономико-географическое положение района, упрочила надежность осуществления межрайонных и внутрирайонных транспортно-экономических связей. Наличие различных видов транспорта позволяет рационально распределять перевозки грузов и пассажиров.

Как уже было отмечено, транспортная сеть района имеет ярко выраженную радиальную структуру: все виды транспорта, как в фокусе, сходятся в Санкт-Петербурге – одном из самых мощных транспортных узлов страны. Это специфическое значение главного района образующего центра определяет большие объемы и высокую интенсивность межрайонных перевозок и относительно невысокую долю в структуре транспортно-экономического баланса района межобластных и внутриобластных связей.

Транспортная сеть, хорошо связывая Санкт-Петербург с другими центрами экономических районов, не обеспечивает однако, удобных связей с отдельными частями Северо-Западного района. Недостатки в сложившейся конфигурации сети снижают маневренность работы транспорта, надежность его, а в конечном счете, сдерживают рост эффективности перевозок и эффективность производства в целом. Неравнозначность транспортной освоенности отдельных частей территории района снижает уровень развития отдельных административных районов, приводит не только к экономическим, но и к социальным различиям.

Концентрация транспортных функций  на определенных направлениях способствует формированию полимагистралей - своеобразных транспортных коридоров, по которым  проложены коммуникационные линии различных видов транспорта. Например, вдоль железнодорожной магистрали Санкт-Петербург – Москва на значительном протяжении проходит автомагистраль. В том же направлении проложены газопровод, телефонная и телеграфная связь. Аналогичная картина наблюдается и вдоль других транспортных магистралей: Санкт-Петербург – Череповец, Санкт-Петербург – Псков, Санкт-Петербург – Выборг.

Суммарный объем перевозок грузов без трубопроводного транспорта составляет почти 1 млрд. т., более половины приходится на железнодорожный, почти 2/3 – на автомобильный транспорт.

В ввозе, который превосходит вывоз, преобладают топливно-энергетические и минерально-сырьевые ресурсы –  нефть, газ, каменный уголь, нефелины, а  также лес, металл, строительные материалы, продовольствие. В вывозе главенствующее положение занимает продукция машиностроения, химической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Меньшую долю составляет продукция легкой и пищевой промышленности, а также других отраслей (например, вывоз огнеупорных глин из Новгородской области).

В настоящее время в Северо-Западном районе намечаются очень значительные масштабы нового транспортного строительства. Широкую известность получил  проект высокоскоростной магистрали, которая через Санкт-Петербург (в обход города) свяжет Москву со Скандинавией. Одновременно проектируются реконструкция и модернизация Октябрьской магистрали.

В планах создания региональной межотраслевой  транспортной системы большое значение отводится сооружению кольцевой  автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга (это позволит освободить город от значительной части грузового автотранспорта), реконструкции аэропорта Пулково и строительству нового современного аэропорта. Наконец, значительные масштабы должно принять сооружение трубопроводов (в первую очередь от Киришского НПЗ).

По плотности железнодорожной  сети Северо-Запад опережает большинство  регионов РФ. От Санкт-Петербурга берут  начало несколько направлений железных дорог: на Москву, Урал (через Череповец  – Вологду), Беларусь и Украину (через Витебск – Оршу – Харьков). Железные дороги связывают Северо-Запад с Севером (Санкт-Петербург – Петрозаводск – Мурманск и через Вологду и Котлас с Сыктывкаром и Воркутой), государствами Балтии (Санкт-Петербург – Таллин, Санкт-Петербург – Псков – Рига, Санкт-Петербург – Псков – Вильнюс и далее – на Калининград). Особое значение все эти дорого имеют потому, что соединяют практически всю РФ с Балтикой.

Автомобильный транспорт играет очень  важную роль как во внутрирайонных перевозках, так и в межрайонных и зарубежных. Также значительная часть перемещений населения как в пределах района, так и вне его, происходит именно на автомобилях и автобусах. Как уже было сказано, готовится строительство кольцевой дороги вокруг Санкт-Петербурга, что значительно облегчит перемещение в северные страны Европы.

В последние годы получил развитие трубопроводный транспорт (Введен трубопровод  “Сияние Севера”, планируется сооружение трубопровода от Киришского НПЗ).

Наиболее тесные связи сложились  с Северным районом. Развиты экономические связи с Центральным районом.

Таблица 13

Плотность автомобильных дорог  общего пользования с твердым  покрытием, км дорог на 1000 кв.км терр-ии

Год

Санкт-

Петербург

Ленинградская область

Новгородская область

Псковская область

2002

1520

122

156

179

2003

1556

123

157

180

2004

1589

123

158

180

2005

1630

124

159

180


 

 

 

 

 

Таблица  14

Эксплуатационная длина железных путей общего пользования, км

Год

Санкт-

Петербург

Ленинградская область

Новгородская область

Псковская область

2002

480

2470

1080

1050

2003

480

2590

1100

1080

2004

480

2690

1140

1090

2005

480

2780

1200

1100


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Внутрирайонные различия по областям

    1. Санкт-Петербург

 

 

 

 

Географическое положение 

 

Территория г. Санкт-Петербурга составляет 1439 км2. Город расположен в восточной части Финского залива. 

Санкт-Петербург расположен в пределах плоской Приневской низменности, слегка наклоненной в сторону Финского залива и реки Невы. Большая часть  городской территории подвержена опасности  наводнений.

 

Климатические условия

Морской климат города с частой сменой воздушных масс определяет неустойчивость погоды в течение всего года. Зима мягкая, лето умеренно теплое, средняя  температура января -7,8°С, июля – +17,8°С. Большая часть годовых осадков (620 мм) выпадает в летние месяцы, часты туманы.

 

Население

По предварительным итогам переписи 2002 г., численность населения г. Санкт-Петербурга составила 4669 тыс. чел. Экономически активное население составляет 2468 тыс. чел. В 2002 г. уровень зарегистрированной безработицы составил 0,9%. 
Возрастная структура населения: к трудоспособному относится 61,6% населения, моложе трудоспособного возраста – 14,8%, старше трудоспособного возраста – 23,6%.

На территории города проживает (по переписи 1989 г.) население более 120 национальностей. Основная часть населения - русские (89,1%). Здесь живут также украинцы (1,9%), евреи (2,1%), белорусы (1,9%), татары (0,9%) и др. Санкт-Петербург разделен на 13 административных районов. Кроме того, в его подчинении находятся 8 городов: Колпи-но, Кронштадт, Ломоносов, Павловск, Петродворец, Пушкин, Сестрорецк и Зеленогорск.

Информация о работе Конкуретное преимущество Ленинрадской области