Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 12:22, курсовая работа
В начале XXI века страна столкнется с рядом новых явлений, последствия которых для качества экономического пространства России не однозначны:
- необходимость продолжения экономического роста на новой качественной основе;
- усиливающаяся зависимость российских регионов от мирового хозяйства;
- переход к постиндустриальному и информационному обществу с особыми функциями различных регионов;
- изменения образа жизни и связанные с этим требования к развитию социальной сферы;
- ужесточение экологических требований в связи с переходом мирового сообщества на парадигму устойчивого развития.
Новые реалии будут создавать для экономического пространства Российской Федерации как новые сложные проблемы, так и новые возможности.
Введение. 2
1.Географическое положение экономического района 4
2.Население и трудовые ресурсы. 7
3.Экономическая оценка природных условий и ресурсов района 11
3.1Климатические условия 11
3.2Природные ресурсы района 12
3.3Экологические проблемы 17
3.4Производственная структура 20
4.Транспортные и экономические связи в районе 22
5.Внутрирайонные различия по областям 26
5.1Санкт-Петербург 26
5.2Ленинградская область 30
5.3Новгородская область 35
5.4Псковская область 39
6.PEST – анализ 44
7.Основные перспективы развития Северо-Западного экономического района 49
8.Матричный метод попарного сравнения 54
9.Определение отсталых и депрессивных территорий 59
10. Разработка проекта развития региона до 2010 года 63
Заключение 66
Список использованной литературы 67
Северо-западный район специализируется на производстве промышленной продукции, которая требует глубокой специализации в сочетании с многочисленными и многообразными связями по внутри- и межотраслевому производственному кооперированию и квалифицированного труда.
Ведущая роль в специализации принадлежит машиностроительному комплексу: Машиностроительный комплекс – многопрофильный. Исторически развивается без наличия металлургической базы тяжелое машиностроение. 40% машиностроения дает Санкт-Петербургский промышленный узел. Машиностроение отличается большой потребностью в труде массовых профессий (энергетика, сельское хозяйство, полиграфическое машиностроение), предприятия машиностроения, ориентированные на высококвалифицированные трудовые кадры, металлоемкие (радиоэлектроника, приборостроение, электроника).
Значительная роль в специализации района принадлежит химическому комплексу: Нефтегазохимический комплекс представлен в районе верхними этажами нефтехимического производства, включая переработку сланцев, и зависит от ввоза сырья из других районов.
Ведущее место в комплексе отраслей легкой промышленности занимает текстильная, фарфоро-фаянсовая, кожевенно-обувная промышленность.
В районе также получил развитие индустриально-строительный комплекс, представленный стекольной промышленностью, производством железобетонных изделий и конструкций и других строительных материалов. Предприятия индустриально-строительного комплекса расположены во всех крупных городах района.
Основная часть топливно-
Современная специализация Северо-
Особенности промышленной специализации района отражены в следующей таблице.
Таблица 12 Отраслевая структура производства Северо-западного района
Отрасли промышленности |
% |
Промышленность – всего |
100,0 |
Электротехника |
11,7 |
Топливная промышленность |
7,5 |
Черная металлургия |
1,7 |
Цветная металлургия |
3,5 |
Химическая и нефтехимическая промышленность |
6,9 |
Машиностроение |
26,2 |
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность |
8,6 |
Промышленность строительных материалов |
4,5 |
Стекольная и фарфоро- |
1,2 |
Легкая промышленность |
3,9 |
Пищевая промышленность |
19,2 |
Мукомольная, крупяная и комбикормовая промышленность |
2,6 |
Северо-Западный район располагает всеми видами современного транспорта. На его долю приходится значительная доля морских и речных перевозок.
В настоящее время
· выход к Балтике через Москву всей южной и юговосточной части России и прилегающих государств СНГ.
· выход к Балтике Белоруссии и Украины и связь Балтийского бассейна с Черноморским.
· связь с Балтикой северных регионов России.
Именно решение этих трёх задач делает Северо-Запад наиболее перспективной зоной мирохозяйственных связей России.
Потеря балтийских портов усиливает нагрузку на Санкт-Петербургский транспортный узел, стимулируя ускоренное развитие всего транспортного хозяйства и главным образом морского. Но перспективы дальнейшего расширения порта очень ограничены тем, что он вырос «в теле» крупного города, массовый транзит через который нецелесообразен. Да и ресурсы городской территории также ограничены. Поэтому расчетная мощность петербургского порта после его расширения оценивается в 20-30 млн. тонн грузооборота в год. А потребности России в этом регионе оцениваются в перспективе в 100-120 млн. тонн ежегодно. Поэтому начато создание на Балтике системы российских портов.
Расширение уже существующих
небольших портов в Выборге
и Высоцке, строительство
Также значительное развитие получили все элементы транспортного процесса – путевое хозяйство, подвижной состав, погрузочно-разгрузочная техника, складское хозяйство, перевалочные базы, пересадочные узлы.
В Санкт-Петербурге и других
городах изготовляется различна
Транспортная система Северо-За
Как уже было отмечено, транспортная сеть района имеет ярко выраженную радиальную структуру: все виды транспорта, как в фокусе, сходятся в Санкт-Петербурге – одном из самых мощных транспортных узлов страны. Это специфическое значение главного района образующего центра определяет большие объемы и высокую интенсивность межрайонных перевозок и относительно невысокую долю в структуре транспортно-экономического баланса района межобластных и внутриобластных связей.
Транспортная сеть, хорошо связывая
Санкт-Петербург с другими
Концентрация транспортных функций на определенных направлениях способствует формированию полимагистралей - своеобразных транспортных коридоров, по которым проложены коммуникационные линии различных видов транспорта. Например, вдоль железнодорожной магистрали Санкт-Петербург – Москва на значительном протяжении проходит автомагистраль. В том же направлении проложены газопровод, телефонная и телеграфная связь. Аналогичная картина наблюдается и вдоль других транспортных магистралей: Санкт-Петербург – Череповец, Санкт-Петербург – Псков, Санкт-Петербург – Выборг.
Суммарный объем перевозок грузов без трубопроводного транспорта составляет почти 1 млрд. т., более половины приходится на железнодорожный, почти 2/3 – на автомобильный транспорт.
В ввозе, который превосходит вывоз,
преобладают топливно-
В настоящее время в Северо-
В планах создания региональной межотраслевой транспортной системы большое значение отводится сооружению кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга (это позволит освободить город от значительной части грузового автотранспорта), реконструкции аэропорта Пулково и строительству нового современного аэропорта. Наконец, значительные масштабы должно принять сооружение трубопроводов (в первую очередь от Киришского НПЗ).
По плотности железнодорожной
сети Северо-Запад опережает
Автомобильный транспорт играет очень важную роль как во внутрирайонных перевозках, так и в межрайонных и зарубежных. Также значительная часть перемещений населения как в пределах района, так и вне его, происходит именно на автомобилях и автобусах. Как уже было сказано, готовится строительство кольцевой дороги вокруг Санкт-Петербурга, что значительно облегчит перемещение в северные страны Европы.
В последние годы получил развитие трубопроводный транспорт (Введен трубопровод “Сияние Севера”, планируется сооружение трубопровода от Киришского НПЗ).
Наиболее тесные связи сложились с Северным районом. Развиты экономические связи с Центральным районом.
Таблица 13
Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, км дорог на 1000 кв.км терр-ии
Год |
Санкт- Петербург |
Ленинградская область |
Новгородская область |
Псковская область |
2002 |
1520 |
122 |
156 |
179 |
2003 |
1556 |
123 |
157 |
180 |
2004 |
1589 |
123 |
158 |
180 |
2005 |
1630 |
124 |
159 |
180 |
Таблица 14
Эксплуатационная длина
Год |
Санкт- Петербург |
Ленинградская область |
Новгородская область |
Псковская область |
2002 |
480 |
2470 |
1080 |
1050 |
2003 |
480 |
2590 |
1100 |
1080 |
2004 |
480 |
2690 |
1140 |
1090 |
2005 |
480 |
2780 |
1200 |
1100 |
Географическое положение
Территория г. Санкт-Петербурга составляет 1439 км2. Город расположен в восточной части Финского залива.
Санкт-Петербург расположен в пределах плоской Приневской низменности, слегка наклоненной в сторону Финского залива и реки Невы. Большая часть городской территории подвержена опасности наводнений.
Климатические условия
Морской климат города с частой сменой воздушных масс определяет неустойчивость погоды в течение всего года. Зима мягкая, лето умеренно теплое, средняя температура января -7,8°С, июля – +17,8°С. Большая часть годовых осадков (620 мм) выпадает в летние месяцы, часты туманы.
Население
По предварительным итогам переписи
2002 г., численность населения г. Санкт-Петербурга
составила 4669 тыс. чел. Экономически активное
население составляет 2468 тыс. чел. В
2002 г. уровень зарегистрированной
безработицы составил 0,9%.
Возрастная структура населения: к трудоспособному
относится 61,6% населения, моложе трудоспособного
возраста – 14,8%, старше трудоспособного
возраста – 23,6%.
На территории города проживает (по переписи 1989 г.) население более 120 национальностей. Основная часть населения - русские (89,1%). Здесь живут также украинцы (1,9%), евреи (2,1%), белорусы (1,9%), татары (0,9%) и др. Санкт-Петербург разделен на 13 административных районов. Кроме того, в его подчинении находятся 8 городов: Колпи-но, Кронштадт, Ломоносов, Павловск, Петродворец, Пушкин, Сестрорецк и Зеленогорск.
Информация о работе Конкуретное преимущество Ленинрадской области