Консалтинговое предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 16:01, реферат

Описание работы

Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам: виду деятельности, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам, степени использования наемного труда и прочим.
По виду, или назначению, предпринимательская деятельность может быть производственной, коммерческой, финансовой, консультативной и др. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе. Будучи относительно самостоятельными видами предпринимательской деятельности, указанные ее формы взаимно пронизывают и дополняют друг друга, так что один из видов может содержаться в другом.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………..3
Сущность, формы и виды консультативного предпринимательства………………………………………………….4
Организация выполнения консультационного проекта…………….8
Методы консультирования……………………………………………9
Развитие рынка консультационного предпринимательства в России………………………………………………………………….14
Заключение …………………………………………………………………..19
Список использованной литературы………………………………………..21

Файлы: 1 файл

реферат 2 Науменко И. 51 эконом.doc

— 469.00 Кб (Скачать файл)

 

Метод – это регулятивная норма или правило, определенный путь, способ, прием задачи теоретического, практического, познавательного характера. В теории управленческого консультирования специалисты выделяют общие и специальные методы.

Чтобы учесть все направления  создания условий для проведения изменений в организационном  развитии, целесообразно использовать следующие общие методы:

1) технологические – методы совершенствования производственных процессов (например, ротация – изменение и обогащение содержания работ, исследование с обратной связью);

2) структурные – методы создания новых ролей, новых подразделений или новых отношений подчиненности (горизонтальная и вертикальная дифференциация, формализация, централизация, координация);

3) управления человеческими ресурсами:

• методы, направленные на оздоровление организационного климата и межличностных  отношений, сохранение ценностей, здоровья, функционирования и существования организации (обучение, тренинг, вмешательство в индивидуальное и групповое развитие);

• методы вовлечения в управление (системы вознаграждения);

• методы, ориентированные на улучшение межгрупповых, межличностных отношений (Т-группы, методы формирования команд, ролевой анализ, метод конфронтации и др.);

• методы работы с индивидуумом (индивидуальный тренинг, психологическое  консультирование, психологический  тренинг).

Фактически методики работы с людьми, клиентами-заказчиками являются социальными технологиями.

Кроме перечисленных, некоторые  исследователи выделяют следующие  методы консультирования:

• методы сбора информации: свободное и формализованное интервью, наблюдение, тестирование, опрос, анкетирование;

• методы обработки и анализа информации: анализ сил воздействия, анализ взаимного влияния (регрессивный анализ, анализ баланса сил, анализ причин и следствий), анализ документации, метод экспертных оценок, сравнение, определение приоритетных проблем;

• метод диагностики и разработки предложений: метод графа проблем, оценки вариантов решений, анализ потенциальных проблем.

К специальным методам консультирования относят группу методов, используемых в определенных видах деятельности консультантов, при оказании конкретных информационно-консультационных услуг. Одним из таких методов является метод составления баз данных. Каждый специалист по информационному консалтингу в процессе своей профессиональной деятельности нарабатывает свои, присущие только ему методы, которые позволяют наиболее эффективно решить проблемы клиентской организации. Консультантам в каждом конкретном случае приходится анализировать большое количество факторов, учитывать многообразные специфические условия организации-заказчика. Очень важно при этом осознавать, что проблемы клиентов-заказчиков, несмотря на внешнюю схожесть, являются всякий раз уникальными. Следовательно, методы и подходы консультанта должны носить индивидуальный характер.

Таким образом методы консультирования могут быть различными. Наиболее известны и применяемы три вида консультирования: экспертное, процессное и обучающее.

Экспертное консультирование – наиболее пассивная форма консалтинга. Здесь консультант самостоятельно осуществляет диагностику, разработку решений и рекомендаций по их внедрению. Клиент при этом лишь обеспечивает консультанта необходимой информацией.

При процессном консультировании специалисты консалтинговой фирмы на всех этапах разработки проекта активно взаимодействуют с клиентом, побуждая его высказывать свои идеи, предложения; консультанты вместе с клиентом анализируют проблемы и разрабатывают предложения.

При обучающем консультировании главная задача специалистов – подготовить почву для возникновения идей, для выработки решений. С этой целью они проводят у клиента лекции, семинары, разрабатывают для клиента учебные пособия, предоставляя тем самым всю необходимую теоретическую и практическую информацию.

На практике в чистом виде ни один из перечисленных методов консультирования не применяется, а как правило, применяются комбинации всех трех.

Консалтинговые услуги могут быть самыми разнообразными. Европейский справочник-указатель консультантов по менеджменту в настоящее время выделяет 84 вида консалтинговых услуг, объединяемых в восемь групп: общее управление, администрирование, финансовое управление, управление кадрами, маркетинг, производство, информационная технология, специализированные услуги.

Примеры консалтинговых проектов:

1. Консалтинговое  сопровождение открытия косметического  салона (2009 г.)

Проектирование  маркетинговой модели и процессов  бизнеса при запуске

Команда аналитической  группы разработала финансовые, инвестиционные и процессные модели и всю необходимую  документацию для открытия косметологической  клиники. Это потребовало нескольких месяцев исследований и разработок.

На первом этапе  команда помогла правильно спозиционировать предполагаемый бизнес, определив оптимальную  ценовую нишу и ассортимент предлагаемых услуг. Самым интересным решением, полученным на этом этапе стала инвестиционная модель, позволяющая прогнозировать окупаемость инвестиций в планируемый бизнес.

На втором этапе  пришлось заняться разработкой процессных моделей и детальных регламентирующих документов, вплоть до прайс-листов и  процедур взаимодействия с клиентами. Детальная модель динамики привлечения клиентов и предполагаемых продаж (с учетом структуры ассортимента услуг) позволила спроектировать финансовую модель запускаемого бизнеса.

Третий этап консалтингового проекта – разработка программы запуска и первоначального  продвижения бизнеса на период формирования постоянной клиентской базы. Здесь пришлось спроектировать понедельный график запуска предприятия, программу маркетинговых коммуникаций, медиаплан и медиабюджет компании.

2. Консалтинговый  проект для крупной компании в области Fashion (2007 г.)

Анализ рынка, бизнеса и разработка стратегии  компании

Команда АМиР впервые  столкнулась с необходимостью решения  задачи комплексного развития крупного производственно-торгового бизнеса.

Особенность этого  проекта в том, что пришлось проводить как конъюнктурное и прогнозное исследование всего рынка, на котором работает компания-клиент, но и детально анализировать сам бизнес заказчика.

Команда в течение  нескольких месяцев создала подробную  конъюнктурную схему целого кластера рынка (бижутерия), подробно выделив и описав ценовые сегменты, принятую на рынке структуру дистрибуции и принятые сценарии потребления.

Параллельно команда  проекта изучала сам бизнес заказчика, организовав систему включенного  наблюдения в оптовом и розничных  подразделениях бизнеса. Сформировав финансовую и процессную модель действующего бизнеса, оказалось возможным определить дальнейшую стратегию компании и дать ряд конкретных предложений по развитию бизнеса (например, разработать схему и стандарты франчайзинга, архитектуру брендов компании, разработать бренд-бук и мерч-бук).

3. Консалтинговый  проект для крупного регионального  агрохолдинга (2007 г.).

Разработка  бренд-архитектуры мультипродуктового бизнеса

Команде проекта  была поставлена задача разработать  схему позиционирования множества продуктовых брендов холдинга.

В ходе проекта  команда изучила, систематизировала  и выдала рекомендации по архитектуре  брендов в рамках нескольких товарных категорий. В данном проекте мы сочли  необходимым изучить всю цепочку  производственно-сбытовых процессов Агрохолдинга, от поставок кормов до реализации продуктов питания в торговыми предприятиями.

Интересным  оказалось даже не решение основной задачи – разработка бренд-архитектуры  для мультитоварного и мультибрендового бизнеса, а то, что огромный холдинг, вполне прилично управляемый с точки зрения финансовых потоков, совершенно не имеет представления о маркетинговой стратегии, организации и регламентации процессов, системе дистрибуции и массе подобных вещей. Значительную часть этих задач команде пришлось в авральном порядке решать в ходе проекта.

 

4. Развитие рынка консультационного предпринимательства в России

 

В период развития консалтинговых услуг с 1990-х гг. по настоящее время повышенный спрос  на некоторые консультационные услуги в различные периоды соответствовал ходу экономических реформ в России.

В деятельности крупнейших зарубежных консалтинговых фирм в России наметилась следующая  характерная тенденция: привлечение  к работе над проектами в России отечественных специалистов (как правило, около 60%) и предоставление для них своего бренда, что свидетельствует о стремлении фирм сочетать местный и мировой опыт и сделать услуги доступными для российских клиентов. Рынок консалтинговых услуг растет докризисными темпами: восстанавливается спрос со стороны оживающей клиентуры. Однако в отсутствие принципиально новых факторов развития консультанты

могут также  быстро прийти к стагнации.

Прошедший 2011 год оказался для консалтинговых групп удачным. Суммарная выручка 150 крупнейших консалтинговых групп России по итогам 2011 года увеличилась на 21% и стала двенадцатизначной, достигнув почти 104 млрд рублей.

Для консалтингового  бизнеса складывается благоприятная  конъюнктура. Основа нынешнего роста – восстановление инвестиционных процессов и спроса на их сопровождение, сделки с активами, а также отложенные потребности клиентов в повышении эффективности деятельности.

Характерные потребности  растущей экономики трансформируют услуги консалтингового сектора в повседневный сервис. Это делает рынок стабильным, но со временем уведет его в стагнацию.

Поэтому консалтингу  необходимы новые импульсы для развития.

Список крупнейших консалтинговых групп России по итогам 2011 году представлен в таблице 1.

Таблица 1 -  10 крупнейших консалтинговых групп Росиии по итогам 2011 года

 

Свыше половины всего объема российского рынка  консалтинга приходится на долю Москвы; так из 100 крупнейших компаний 68 расположены  в г. Москве.

В 2008-2009 годах  падение мирового рынка повлекло за собой наряду с общей негативной тенденцией в экономике, увеличение спроса на консультационные услуги. Количество заказов-контрактов выросло в среднем на 25-100%. Самыми востребованными услугами становятся: разработка концепции развития компании в условиях кризиса, проекты по снижению издержек, повышению эффективности, прогноз и корректировка цены на том или ином рынке, оптимизации воспроизводственного процесса.

Приоритетные  направления консультационного  предпринимательства

До 2008 года рынок  консалтинговых услуг в России активно  развивался и совершенствовался (рисунок 1). Возникли новые направления консалтинга, охватывающие деятельность как мелких и средних предприятий, так и крупных компаний. Консультирование применяется фирмами для решения задач, обусловленных особенностями рыночной проблематики, спецификой конкретных фирм, их ресурсами и целями.

 

Рисунок 1 - Темпы роста рынка консалтинговых услуг в России в период 2001-2005г.г.

Спектр услуг, оказываемых российскими консалтинговыми  компаниями, достаточно широк и ничем  не отличается от американского или европейского набора.

Можно выделить следующие направления консалтинговых услуг: общее управление и администрирование, управление кадрами, оценочная деятельность, финансовый, юридический, налоговый, маркетинговый  и IT- консалтинг, а также производственный консалтинг.

Основой текущего спроса на консалтинговые услуги является предоставление заказчикам максимально  широкого спектра услуг, охватывающего  самые различные области управления. По итогам 2011 года доля выручки от оказания услуг в области ИТ-консалтинга составляет почти 51% от всех доходов консалтинговых компаний (рисунок 2).

 


Рисунок 2 - Структура выручки консалтинговых компаний по итогам 2011 года

Из рисунка 2 видно, что наиболее динамичным видом консалтинга в 2011 году стали услуги в области информации и телекоммуникации (ИТ-консалтинг).

В 2008 году на российском рынке был востребован консалтинг маркетинговой деятельности, на втором месте находился ИТ- консалтинг. Причинами обращения отечественных фирм к консалтингу маркетинговой деятельности являются:

- несоответствие  маркетинговой компетенции фирмы  в осмыслении причинно-следственной  взаимосвязи внутренних проблем  и изменений внешней среды  динамичным и сложным условиям  развития мировой и отечественной  рыночной ситуации,

- затруднения в нахождении инновационных решений, позволяющих реализовать в данных условиях конкурентные преимущества.

Консалтинговые  фирмы предлагают в большей степени  услуги по консультированию в сферах управления кадрами, маркетинга, общего управления. В меньшей степени, предоставляются услуги по консультированию в области культуры корпорации, управления инновациями, здоровья и безопасности, международного маркетинга, регулирования риска, гарантии безопасности, инженерного и экологического консалтинга. Мировой опыт показывает, что основным фактором, стимулирующим спрос на консалтинговые услуги, является неопределенность в сфере бизнеса.

Информация о работе Консалтинговое предпринимательство