Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 16:01, реферат
Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам: виду деятельности, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам, степени использования наемного труда и прочим.
По виду, или назначению, предпринимательская деятельность может быть производственной, коммерческой, финансовой, консультативной и др. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе. Будучи относительно самостоятельными видами предпринимательской деятельности, указанные ее формы взаимно пронизывают и дополняют друг друга, так что один из видов может содержаться в другом.
Введение ……………………………………………………………………..3
Сущность, формы и виды консультативного предпринимательства………………………………………………….4
Организация выполнения консультационного проекта…………….8
Методы консультирования……………………………………………9
Развитие рынка консультационного предпринимательства в России………………………………………………………………….14
Заключение …………………………………………………………………..19
Список использованной литературы………………………………………..21
Метод – это регулятивная норма или правило, определенный путь, способ, прием задачи теоретического, практического, познавательного характера. В теории управленческого консультирования специалисты выделяют общие и специальные методы.
Чтобы учесть все направления создания условий для проведения изменений в организационном развитии, целесообразно использовать следующие общие методы:
1) технологические – методы совершенствования производственных процессов (например, ротация – изменение и обогащение содержания работ, исследование с обратной связью);
2) структурные – методы создания новых ролей, новых подразделений или новых отношений подчиненности (горизонтальная и вертикальная дифференциация, формализация, централизация, координация);
3) управления человеческими ресурсами:
• методы, направленные на оздоровление организационного климата и межличностных отношений, сохранение ценностей, здоровья, функционирования и существования организации (обучение, тренинг, вмешательство в индивидуальное и групповое развитие);
• методы вовлечения в управление (системы вознаграждения);
• методы, ориентированные на улучшение межгрупповых, межличностных отношений (Т-группы, методы формирования команд, ролевой анализ, метод конфронтации и др.);
• методы работы с индивидуумом (индивидуальный тренинг, психологическое консультирование, психологический тренинг).
Фактически методики работы с людьми, клиентами-заказчиками являются социальными технологиями.
Кроме перечисленных, некоторые исследователи выделяют следующие методы консультирования:
• методы сбора информации: свободное и формализованное интервью, наблюдение, тестирование, опрос, анкетирование;
• методы обработки и анализа информации: анализ сил воздействия, анализ взаимного влияния (регрессивный анализ, анализ баланса сил, анализ причин и следствий), анализ документации, метод экспертных оценок, сравнение, определение приоритетных проблем;
• метод диагностики и разработки предложений: метод графа проблем, оценки вариантов решений, анализ потенциальных проблем.
К специальным методам консультирования относят группу методов, используемых в определенных видах деятельности консультантов, при оказании конкретных информационно-консультационных услуг. Одним из таких методов является метод составления баз данных. Каждый специалист по информационному консалтингу в процессе своей профессиональной деятельности нарабатывает свои, присущие только ему методы, которые позволяют наиболее эффективно решить проблемы клиентской организации. Консультантам в каждом конкретном случае приходится анализировать большое количество факторов, учитывать многообразные специфические условия организации-заказчика. Очень важно при этом осознавать, что проблемы клиентов-заказчиков, несмотря на внешнюю схожесть, являются всякий раз уникальными. Следовательно, методы и подходы консультанта должны носить индивидуальный характер.
Таким образом методы консультирования могут быть различными. Наиболее известны и применяемы три вида консультирования: экспертное, процессное и обучающее.
Экспертное консультирование – наиболее пассивная форма консалтинга. Здесь консультант самостоятельно осуществляет диагностику, разработку решений и рекомендаций по их внедрению. Клиент при этом лишь обеспечивает консультанта необходимой информацией.
При процессном консультировании специалисты консалтинговой фирмы на всех этапах разработки проекта активно взаимодействуют с клиентом, побуждая его высказывать свои идеи, предложения; консультанты вместе с клиентом анализируют проблемы и разрабатывают предложения.
При обучающем консультировании главная задача специалистов – подготовить почву для возникновения идей, для выработки решений. С этой целью они проводят у клиента лекции, семинары, разрабатывают для клиента учебные пособия, предоставляя тем самым всю необходимую теоретическую и практическую информацию.
На практике в чистом виде ни один из перечисленных методов консультирования не применяется, а как правило, применяются комбинации всех трех.
Консалтинговые услуги
могут быть самыми разнообразными. Европейский справочник-
Примеры консалтинговых проектов:
1. Консалтинговое
сопровождение открытия
Проектирование маркетинговой модели и процессов бизнеса при запуске
Команда аналитической группы разработала финансовые, инвестиционные и процессные модели и всю необходимую документацию для открытия косметологической клиники. Это потребовало нескольких месяцев исследований и разработок.
На первом этапе
команда помогла правильно
На втором этапе
пришлось заняться разработкой процессных
моделей и детальных
Третий этап
консалтингового проекта –
2. Консалтинговый проект для крупной компании в области Fashion (2007 г.)
Анализ рынка, бизнеса и разработка стратегии компании
Команда АМиР впервые
столкнулась с необходимостью решения
задачи комплексного развития крупного
производственно-торгового
Особенность этого проекта в том, что пришлось проводить как конъюнктурное и прогнозное исследование всего рынка, на котором работает компания-клиент, но и детально анализировать сам бизнес заказчика.
Команда в течение нескольких месяцев создала подробную конъюнктурную схему целого кластера рынка (бижутерия), подробно выделив и описав ценовые сегменты, принятую на рынке структуру дистрибуции и принятые сценарии потребления.
Параллельно команда
проекта изучала сам бизнес заказчика,
организовав систему
3. Консалтинговый
проект для крупного
Разработка
бренд-архитектуры
Команде проекта была поставлена задача разработать схему позиционирования множества продуктовых брендов холдинга.
В ходе проекта
команда изучила, систематизировала
и выдала рекомендации по архитектуре
брендов в рамках нескольких товарных
категорий. В данном проекте мы сочли
необходимым изучить всю
Интересным
оказалось даже не решение основной
задачи – разработка бренд-архитектуры
для мультитоварного и
4. Развитие рынка консультационного предпринимательства в России
В период развития консалтинговых услуг с 1990-х гг. по настоящее время повышенный спрос на некоторые консультационные услуги в различные периоды соответствовал ходу экономических реформ в России.
В деятельности крупнейших зарубежных консалтинговых фирм в России наметилась следующая характерная тенденция: привлечение к работе над проектами в России отечественных специалистов (как правило, около 60%) и предоставление для них своего бренда, что свидетельствует о стремлении фирм сочетать местный и мировой опыт и сделать услуги доступными для российских клиентов. Рынок консалтинговых услуг растет докризисными темпами: восстанавливается спрос со стороны оживающей клиентуры. Однако в отсутствие принципиально новых факторов развития консультанты
могут также быстро прийти к стагнации.
Прошедший 2011 год оказался для консалтинговых групп удачным. Суммарная выручка 150 крупнейших консалтинговых групп России по итогам 2011 года увеличилась на 21% и стала двенадцатизначной, достигнув почти 104 млрд рублей.
Для консалтингового бизнеса складывается благоприятная конъюнктура. Основа нынешнего роста – восстановление инвестиционных процессов и спроса на их сопровождение, сделки с активами, а также отложенные потребности клиентов в повышении эффективности деятельности.
Характерные потребности растущей экономики трансформируют услуги консалтингового сектора в повседневный сервис. Это делает рынок стабильным, но со временем уведет его в стагнацию.
Поэтому консалтингу необходимы новые импульсы для развития.
Список крупнейших консалтинговых групп России по итогам 2011 году представлен в таблице 1.
Таблица 1 - 10 крупнейших консалтинговых групп Росиии по итогам 2011 года
Свыше половины всего объема российского рынка консалтинга приходится на долю Москвы; так из 100 крупнейших компаний 68 расположены в г. Москве.
В 2008-2009 годах падение мирового рынка повлекло за собой наряду с общей негативной тенденцией в экономике, увеличение спроса на консультационные услуги. Количество заказов-контрактов выросло в среднем на 25-100%. Самыми востребованными услугами становятся: разработка концепции развития компании в условиях кризиса, проекты по снижению издержек, повышению эффективности, прогноз и корректировка цены на том или ином рынке, оптимизации воспроизводственного процесса.
Приоритетные направления консультационного предпринимательства
До 2008 года рынок консалтинговых услуг в России активно развивался и совершенствовался (рисунок 1). Возникли новые направления консалтинга, охватывающие деятельность как мелких и средних предприятий, так и крупных компаний. Консультирование применяется фирмами для решения задач, обусловленных особенностями рыночной проблематики, спецификой конкретных фирм, их ресурсами и целями.
Рисунок 1 - Темпы роста рынка консалтинговых услуг в России в период 2001-2005г.г.
Спектр услуг,
оказываемых российскими
Можно выделить
следующие направления
Основой текущего
спроса на консалтинговые услуги является
предоставление заказчикам максимально
широкого спектра услуг, охватывающего
самые различные области
Рисунок 2 - Структура выручки консалтинговых компаний по итогам 2011 года
Из рисунка 2 видно, что наиболее динамичным видом консалтинга в 2011 году стали услуги в области информации и телекоммуникации (ИТ-консалтинг).
В 2008 году на российском рынке был востребован консалтинг маркетинговой деятельности, на втором месте находился ИТ- консалтинг. Причинами обращения отечественных фирм к консалтингу маркетинговой деятельности являются:
- несоответствие
маркетинговой компетенции
- затруднения в нахождении инновационных решений, позволяющих реализовать в данных условиях конкурентные преимущества.
Консалтинговые фирмы предлагают в большей степени услуги по консультированию в сферах управления кадрами, маркетинга, общего управления. В меньшей степени, предоставляются услуги по консультированию в области культуры корпорации, управления инновациями, здоровья и безопасности, международного маркетинга, регулирования риска, гарантии безопасности, инженерного и экологического консалтинга. Мировой опыт показывает, что основным фактором, стимулирующим спрос на консалтинговые услуги, является неопределенность в сфере бизнеса.