Контрольная работа по дисциплине "Бытовое обслуживание населения"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 16:38, контрольная работа

Описание работы

Вопрос № 7. В чём состоит суть улучшения обслуживания населения.
Вопрос № 8. В чём состоит суть повышения эффективности производства услуг.
Вопрос № 76. Что такое резервы бытового обслуживания.
Вопрос № 78. Приватизация предприятий бытового обслуживания.

Файлы: 2 файла

тит лист.docx

— 11.25 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Вопрос.docx

— 35.74 Кб (Скачать файл)

Командно-административная система  — это такая форма организации  экономической деятельности, при  которой материальные ресурсы находятся  в государственной собственности, а координация хозяйственной  жизни происходит путем централизованного  директивного планирования. Управление обществом осуществляется в основном административными методами. До предприятий  из единого центра доводят планы  работ, выполнение их жестко контролируется. Господствует уравнительное, внеэкономическое распределение материальных благ.

Командно-административной системе  присущи следующие характерные  черты:

тотальное огосударствление народного  хозяйства, означающее, что только государство  является собственником материальных ресурсов, и только оно может принимать  экономические решения. Огосударствление хозяйственной жизни ведет к  сверхмонополизации и деформированности структуры экономики, затратному ее характеру, к "ничейной" собственности, отделению работника от условий и результатов производства;

отсутствие реальной системы товарных отношений: развитой системы банков, рынка труда, формальное действие основных категорий рынка, отсутствие ценовых  индикаторов и т. д.;

социальное иждивенчество —  когда многие предприятия и члены  общества, по сути дела, существуют посредством  перераспределения прибыли от высокоэффективных к плохо работающим;

всеобщий дефицит товаров и  услуг, их повсеместное рационирование;

подавленная инфляция и скрытая  безработица;

закрытость экономики по отношению  к западным странам.

Указанные черты привели  к тому, что в странах с командной  экономикой со временем стали все  больше проявляться и нарастать  отрицательные ее последствия: снижение эффективности производства; преобладание экстенсивного типа развития; невосприимчивость  экономики к достижениям научно-технического прогресса; диспропорциональность  развития народного хозяйства; уравнительное  распределение благ в сочетании  с привилегиями для отдельных  групп; подрыв трудовой мотивации работников и др. В частности, советская экономика к середине 80-х гг. столкнулась с полным исчерпанием возможностей наращивания производства за счет дополнительного вовлечения природных, трудовых и иных ресурсов. На рубеже 80-х-90-х гг. наступает системный кризис и, по сути дела, происходит крах советской экономики.

Нельзя не признать также  и тот факт, что крах советской  модели социализма явился во многом следствием борьбы социалистической и капиталистической  систем на политической арене. В конечном итоге назрела необходимость  глубоких реформ, перехода к современной  рыночной системе.

Переход России к рыночной экономике

Переходная экономика — особое состояние в эволюции экономики, когда она функционирует в  период перехода от одной экономической  системы к другой. Здесь происходят изменения не внутри устоявшейся  системы, а переход от одной системы  организации хозяйства к другой.

Особенности переходной экономики  проявляются прежде всего в глобальности происходящих изменений. Изменениям подвержено все: отношения собственности, способ распределения ресурсов, мотивация, цели и средства экономического развития, ценностные ориентации населении, экономические и социальные институты. Экономическая структура переходной экономики характеризуется сегментарностью, то есть взаимным переплетением и взаимным влиянием разных сегментов. В одних доминируют элементы исходного уровня — плановой системы, в других — конечной стадии — рыночной системы, в-третьих — некий симбиоз элементов двух систем. Экономические процессы изменяются в направлении усиления рыночных и ослабления административно-командных элементов системы. Поэтому характерной чертой переходного периода, во-первых, являются изменчивость и неустойчивость. Они настолько нарушают устойчивость системы, ослабляют ее, что в конечном итоге она уступает место другой экономической системе.

Во-вторых, для переходной экономики характерно появление  особых переходных экономических форм, в частности, многоукладности. Наряду с государственным в переходный период получают развитие мелкотоварный и частнокапиталистический уклады. Примером несовершенства переходных экономических форм в этот период может служить акционерная форма собственности. На первых порах она лишь внешне напоминает акционерные общества в рыночно-развитых системах. Преобладающие здесь закрытые акционерные общества по сути являются разновидностью номенклатурно-корпоративной собственности.

По мере повышения степени  развитости переходной экономики переходные формы постепенно начинают все больше соответствовать экономике рыночного  типа.

В-третьих, переходной экономике  присущ особый характер противоречий. Это противоречия нового и старого, элементов зарождающейся и отмирающей экономики, различных слоев общества. Разрешение этих противоречий в конечном итоге ведет к смене экономической  системы.

Наконец, в-четвертых, —  историчность переходной экономики, то есть ее преходящий характер, которая  сменяется периодом зрелого развития экономической системы. Длительность переходного периода зависит  как от условий переходной экономики, так и от особенностей региона  или отдельной страны.

Ряд изменений переходного периода  для всех стран носит неизбежный характер и выступает как закономерности.  Вот основные из них.

Либерализация экономических отношений — отмена государственной монополии на хозяйственную деятельность, переход к конкурентным рыночным отношениям, формирование цен в основном в соответствии со спросом и предложением, образование рынков факторов производства, раскрепощение предпринимательства, создание равных возможностей для деловой активности экономических субъектов.

Институциональные преобразования — принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства, изменяющего отношения собственности путем приватизация и формальные и неформальные условия хозяйственной деятельности, возникновение новых субъектов хозяйственной деятельности (коммерческие банки, товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды и т. д.).

Структурные преобразования — устранение диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства, развитие производства продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках.

Макроэкономическая стабилизация — сдерживание инфляции; поддержание высокого уровня занятости; сохранение высоких темпов роста (не менее 5—7 % в год); гарантирование справедливого распределения доходов и собственности; создание необходимой инфраструктуры; формирование уравновешенного платежного баланса при соответствующем балансе текущих платежей; достижение сбалансированности государственного бюджета и т. д.

Формирование соответствующей  рыночному хозяйству системы  социального обеспечения населения — переход от уравнительного распределения к адресной социальной поддержке нуждающихся членов общества; одновременно освобождение предприятий от выполнения широких социальных функций.

Общие для переходной экономики закономерности по-разному проявляются в различных условиях. Это необходимо учитывать при разработке программ реформирования экономической системы в переходный период. Например, либерализация экономических отношений позволяет избавиться от дефицита и неэффективного огосударствления экономики. Вместе с тем становление либеральных рыночных институтов представляет собой только средство для утверждения новых механизмов присвоения и распределения.

В конечном итоге в переходной экономике  должны быть созданы такие экономические  отношения и механизмы, которые  ориентировали бы все хозяйственные  субъекты не столько на наращивание  объемов производства, сколько на повышения уровня качества жизни  населения.

За период с начала реформирования, с 90-х гг. прошлого века, наша экономическая  система фактически обрела рыночную атрибутику и в этом смысле уже  не является переходной. Подавляющая  часть валового внутреннего продукта производится в негосударственном  секторе экономики. Россия получила официальный статус страны с рыночной экономикой. Следует признать необратимость коренных экономических и политических перемен и невозможность возврата к социалистическому прошлому, во всяком случае, в его прежнем виде.

Вместе с тем, нельзя не заметить, что функционирование рыночных институтов в российской экономике еще не отвечает современным требованиям  к организации национального  хозяйства. Институционально несовершенная  рыночная экономика требует своего дальнейшего реформирования. Кризис 1998 года завершил период становления  классического "дикого рынка", поставив как наиболее актуальную проблему задачу перевода рыночных отношений в цивилизованное русло.

В наиболее обобщенном виде этот процесс нацелен:

а) на достижение экономического роста, высокой конкурентоспособности  на основе формирования конкурентной среды и структурной перестройки  экономики;

б) на создание эффективной  правовой системы (прежде всего в  сфере обеспечения экономической  свободы и защиты предпринимательской  деятельности);

в) на формирование открытой экономики.

Создание конкурентной среды требует  необходимых предпосылок. Среди  них выделим: рассредоточение рыночной власти; многообразие предпринимательских  образований; государственная поддержка  предпринимательства; эффективное  информационное обеспечение и доступность  технологий; подготовка и переподготовка кадров, изменение у них мотивационных  ориентиров в сторону психологии рыночного типа.

Конкурентная среда способствует укреплению конкурентоспособности. Конкурентоспособность  — относительно новое понятие  для российской действительности, означающее способность хозяйствующих субъектов  противостоять на рынке конкурентам  своими более качественными и  дешевыми товарами и услугами внутри национальной экономики и за ее пределами.

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 75.   Назовите основные принципы рациональной организации предприятий бытового обслуживания.

 
Рациональной считается структура (процентное соотношение составляющих длительности производственного цикла), при которой наибольший удельный вес занимает время технологических  операций. 
 
Основными направлениями сокращения длительности производственного цикла являются: 
 
-     совершенствование технологии в части ее интенсификации; 
 
-     замена естественных процессов искусственными; 
 
-     совмещение транспортных и контрольных операций с технологическими, что требует, в свою очередь, применения более совершенных транспортных и контрольных средств; 
 
-     увеличение сменности с целью сокращения межсменного пролеживания; 
 
-     внедрение научной организации труда на рабочих местах; 
 
-     использование рациональных способов (видов) сочетания операций (видов движения предметов труда с операции на операцию). 
 
Инновационные изделия в процессе производства проходят сложный цикл и изготавливаются, как правило, партиями. Партия изделий – это группа одинаковых изделий, запускаемых в производственный процесс. Процесс изготовления партии состоит из совокупности операционных циклов, каждый из которых представляет собой выполнение одной операции над всеми предметами труда в данной партии. 
 
Совокупность операционных циклов, а также способ сочетания во времени смежных операционных циклов и их частей образуют структуру многооперационного цикла. Важнейшей характеристикой операционного (многооперационного) цикла является его длительность. 
 
Длительность операционного цикла – это период от начала до момента окончания изготовления партии инновационных изделий на одной технологической операции. Длительность многооперационного цикла изготовления партии инновационных изделий – это период от начала до момента окончания изготовления партии инновационных изделий на данной совокупности операций. 
 
Выделяют три вида многооперационного цикла: 
 
1) последовательный; 
 
2) параллельный; 
 
3) параллельно-последовательный (смешанный). 
 
 

 
Последовательный способ обработки применяется в единичном и мелкосерийном производстве или при изготовлении небольших партий малотрудоемких изделий. 
 
  При параллельном виде сочетания операций передача предмета труда с операции на операцию осуществляется поштучно или небольшими транспортными партиями. Оборудование работает непрерывно на наибольшей по длительности (наибольшей) операции. 
 
Достоинства параллельного способа обработки: 
 
-     минимальная длительность многооперационного цикла; 
 
-     отсутствует внутриоперационное пролеживание, изделия задерживаются только на первой операции в ожидании очередности и на последней – в ожидании сдачи всей партии; 
 
-     выраженная ритмичность процесса. 
 
К недостаткам параллельного метода относятся: 
 
-     перерывы в работе оборудования на всех операциях, кроме наибольшей, что вызывает снижение эффективности работы оборудования и рабочих (весь участок занят); 
 
-     сложность планирования и координации работы смежных технологических операций. 
 
Вследствие этого параллельный метод применяется для обработки относительно дорогостоящих деталей с большой продолжительностью операций, а также на непрерывно-поточных линиях, где операции хорошо синхронизованы.

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Бытовое обслуживание населения"