Лицензирование деятельности субъектов предпринимательства в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы на основе теории предпринимательского права исследовать правовой институт лицензирования предпринимательской деятельности.
Опираясь на федеральное законодательство, раскрыть такие вопросы, как: понятие лицензирования, правовые основы лицензирования предпринимательской деятельности, понятие лицензии и ее содержание, порядок получения лицензии, порядок ее приостановления и аннулирования, юридическая ответственность и иные правовые последствия нарушений в сфере лицензирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. .3
1 ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ПРИНЦИПЫ ДИЦЕНЗИРОВАНИЯ РФ…...6
2 ВИДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ………………………………… 11
2.1 Правовые основы лицензирования…………………………………… 11
2.2 Виды деятельности, требующие особого порядка лицензирования...16
3 ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ И ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ ЛИЦЕНЗИИ СУБЪЕКТОВ РФ…………………………………………….. 26
3.1 Порядок получения лицензии…………………………………………..26
3.2 Основания и порядок приостановления действия и аннулирование лицензии………………………………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….36

Файлы: 1 файл

Лицензирование деятельности субъектов предпринимательства в РФ..docx

— 58.06 Кб (Скачать файл)

Указанные виды деятельности лицензируются специальным отраслевым законодательством. Так при получении  лицензии на осуществление банковских операции – законом «О банках и  банковской деятельности» №395-1 от 02.12.1990 (ред.06.12.2010г) и т.д.

Все остальные виды деятельности, указанные в п.1 ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001г №128-ФЗ (ред. от 29.12.2010) лицензируются в строгом соответствии с положениями данного нормативного акта. Порядок лицензирования видов деятельности, указанный ст. 17, является единым и не может быть изменен по усмотрению каких-либо органов власти, участвующих в процедурах выдачи лицензий.

Федеральным Законом от 2 июля 2005 г. № 80-ФЗ «О внесении изменений  в ФЗ «О лицензировании отдельных  видов деятельности», ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и КоАП РФ» предусмотрено поэтапное сокращение перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию:

С 1 января 2006 г. упрощено требование наличия лицензии для осуществления таких  видов деятельности, как: сюрвейерское обслуживание морских судов в морских портах; деятельность по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава на железнодорожном транспорте; деятельность по техническому обслуживанию и ремонту технических средств, используемых на железнодорожном транспорте; оценочная деятельность; деятельность по разведению племенных животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); деятельность по производству и использованию племенной продукции (материала) (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); аудиторская деятельность; деятельность по производству элитных семян (семян элиты); осуществляемая в море деятельность по приемке и транспортировке уловов водных биологических ресурсов, включая рыб, а также других водных животных и растений5.

С 1 января 2007 г. прекращено лицензирование следующих видов деятельности: туроператорская; турагентская; проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения; строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения; инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.

Сокращение видов деятельности, подлежащих лицензированию, происходит в связи с тем, что, во-первых, после получения лицензии контроль над деятельностью практически не осуществляется. Между тем, основную опасность интересам граждан представляет именно процесс осуществления деятельности. Во-вторых, процесс получения лицензии на некоторые виды деятельности практически был превращен в формальную процедуру. Это произошло, прежде всего, потому, что установленным законом требованиям (наличие помещения и квалифицированных сотрудников с образованием и опытом работы) соответствовать совсем несложно. В результате формальное наличие лицензий не спасает потребителей от недобросовестных производителей. Поэтому преобладает тенденция перенесения контроля с лицензирования на систему контроля качества продукта (услуги).

Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001г №128-ФЗ (ред. от 29.12.2010) установлена и компетенция Правительства РФ в вопросах лицензирования.

Правительство России в целях  обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации в соответствии с определенными  Президентом РФ основными направлениями  внутренней политики государства утверждает Положения о лицензировании конкретных видов деятельности; определяет федеральные  органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности; устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации  могут передавать им осуществление  части своих полномочий. Таким  образом, лицензирование может осуществляться федеральными органами государственной  власти, а также органами государственной  власти субъектов РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Постановлением Правительства  РФ «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»  от 26.01.2006г. № 45 утвержден перечень федеральных  органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование; перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов  Российской Федерации, и федеральных  органов исполнительной власти, разрабатывающих  проекты положений о лицензировании этих видов деятельности.

В ст.7 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001г №128-ФЗ» (ред. от 29.12.2010) решается и проблема действия лицензии в пространстве. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Данный порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006г. № 45. Перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, утвержден этим же постановлением. К ним относятся:

1) заготовка, переработка  и реализация лома цветных  металлов;

2) заготовка, переработка  и реализация лома черных металлов;

Перечень конкретных органов  исполнительной власти, осуществляющих лицензирование соответствующих видов  деятельности, утверждается каждым субъектом  РФ самостоятельно. Однако проекты  положений о лицензировании конкретных видов деятельности, осуществляемой органами исполнительной власти субъектов  РФ, разрабатываются федеральными органами исполнительной власти - МинпромЭнерго России с участием органов исполнительной власти субъектов РФ.

Таким образом, "лицензионное" законодательство Российской Федерации  включает:

- Конституция Российской Федерации ;

- Гражданский Кодекс Российской Федерации (части первая, третья, четвертая)

- Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (ред. от 29.12.2010);

- Постановления Правительства РФ о лицензировании отдельных видов деятельности;

- правовые акты федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование;

- законодательство субъектов Российской Федерации;

- нормативные акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, изданные в рамках их полномочий.

Лицензионное законодательство - это относительно новая развивающаяся  сфера публичного права в общей  системе разрешительного регулирования  в Российской Федерации

В условиях новых форм экономических (рыночных) отношений, стремительного роста техногенной промышленности, экологической угрозы, нарастания социальной конфликтности, приоритетной задачей  государства стало создание новых, адекватных общественному состоянию  правовых институтов и механизмов, обеспечивающих безопасность граждан, законность публичных отношений  и устойчивый порядок в государстве. И к таким новым правовым институтам, отвечающим современным требованиям  публичных отношений в Российской Федерации, с бесспорным основанием относится лицензирование.

 

2.2 Виды деятельности, требующие  особого порядка лицензирования

Пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 29.12.2010) дает исчерпывающий перечень видов деятельности, на которые не распространяется действие этого Закона. Данное положение обусловлено рядом особенностей перечисленных видов деятельности, их специфическим характером, сроками действия, особым характером ответственности за нарушение условий лицензии, специальными нормативными актами, регулирующими особый порядок лицензирования.

Следующие особенности лицензирования этих видов деятельности, позволяющих  вывести их из-под сферы действия Закона о лицензировании.

Так, согласно Федеральному закону «О банках и банковской деятельности»  от 02.12.1990 N 395-1(ред.06.12.2010г), лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается Центральным банком Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) после ее государственной регистрации. Такие лицензии выдаются без ограничения сроков ее действия.

Учитывая специфику такого предмета лицензирования, как деятельность, связанная с защитой государственной  тайны, Закон Российской Федерации  от 21.07.1993 N 5485-1(ред. от 08.11.2011г) «О государственной тайне» устанавливает, что для получения допуска предприятиями, учреждениями и организациями к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, необходимо наличие лицензии на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности. Лицензия на проведение указанных работ выдается на основании результатов специальной экспертизы предприятия, учреждения и организации и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну. Более того, в указанном Законе установлен ряд обязательных условий, при выполнении которых предприятию, учреждению, организации может быть выдана лицензия (ст. 27 Закона).

Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 21.07.2011г) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» предусматривает, что лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции, которые четко перечислены в ст. 18. В названном Законе определен порядок выдачи лицензий и установлено, что документы, представленные организацией в лицензирующий орган для получения лицензии, регистрируются и подлежат экспертизе лицензирующим органом (п. 5 ст. 19). Лицензирующий орган до принятия решения о выдаче лицензии вправе провести обследование организации на соответствие установленным лицензионным требованиям. В статье 20 указанного нормативного акта предусмотрены особый порядок и условия приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии и аннулирования лицензии.

Особенности лицензирования деятельности в области связи  установлены Федеральным законом  от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» (ред. от 06.12.2011г). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются. Лицензии выдаются либо по результатам рассмотрения заявлений, либо в определенных случаях по результатам проведенных торгов6 (аукциона, конкурса) (п. 3 ст. 29, ст. 31 Закона).

Лицензирование биржевой деятельности регулируется Законом  Российской Федерации от 20.02.1992 N 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле»  (ред. от 10.07.2011г) и Положением о порядке лицензирования деятельности товарных бирж на территории Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.02.1994 N 152. Согласно вышеназванным актам, биржевая торговля может осуществляться на биржах только на основе лицензии, выдаваемой в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков, при этом биржа вправе подать заявление о предоставлении ей лицензии, если к моменту обращения сумма вкладов в уставный капитал составляет не менее 50% его объявленной суммы.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1(ред. от 05.07.2010г), нотариальной деятельностью вправе заниматься гражданин Российской Федерации, получивший лицензию на право заниматься этой деятельностью. Федеральная регистрационная служба организует выдачу, а ее территориальные органы выдают лицензии на право нотариальной деятельности.

Закон Российской Федерации  от 27.11.1992 N 4015-1(ред. от 30.11.2011) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» регулирует вопросы лицензирования деятельности субъектов страхового дела, определяя специальный субъектный состав (орган страхового надзора, страховщики, страховые брокеры), исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования, а также их дополнительных видов, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности. В целях проверки полученной информации орган страхового надзора вправе направлять в организации запросы в письменной форме о предоставлении (в пределах их компетенции) информации, касающейся документов, представленных соискателем лицензии.

Согласно ст. 39 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (ред.от 01.07.2011);, все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг осуществляются на основании лицензии, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг лицензируется тремя видами лицензий: лицензией профессионального участника рынка ценных бумаг, лицензией на осуществление деятельности по ведению реестра, лицензией фондовой биржи.

Информация о работе Лицензирование деятельности субъектов предпринимательства в РФ