Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 20:55, курсовая работа
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы на основе теории предпринимательского права исследовать правовой институт лицензирования предпринимательской деятельности.
Опираясь на федеральное законодательство, раскрыть такие вопросы, как: понятие лицензирования, правовые основы лицензирования предпринимательской деятельности, понятие лицензии и ее содержание, порядок получения лицензии, порядок ее приостановления и аннулирования, юридическая ответственность и иные правовые последствия нарушений в сфере лицензирования.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. .3
1 ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ПРИНЦИПЫ ДИЦЕНЗИРОВАНИЯ РФ…...6
2 ВИДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ………………………………… 11
2.1 Правовые основы лицензирования…………………………………… 11
2.2 Виды деятельности, требующие особого порядка лицензирования...16
3 ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ И ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ ЛИЦЕНЗИИ СУБЪЕКТОВ РФ…………………………………………….. 26
3.1 Порядок получения лицензии…………………………………………..26
3.2 Основания и порядок приостановления действия и аннулирование лицензии………………………………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….36
Лицензирование
Федеральный закон от 18.07.1999 N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» (в ред. от 29.06.2004 N 58-ФЗ) определяет, что внешнеэкономические операции, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий (в том числе прав на них) иностранным лицам, ввоз отдельных видов контролируемых товаров и технологий на таможенную территорию Российской Федерации в случаях, если это необходимо для обеспечения безопасности государства или выполнения международных обязательств Российской Федерации, подлежат лицензированию. Лицензии на осуществление внешнеэкономических операций выдаются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля.
Приобретение оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежит лицензированию на основании статьи 9 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ «Об оружии» (ред. от 05.04.2011);. Исключение составляет приобретение оружия и патронов к нему государственными военизированными организациями. Лицензии на приобретение оружия и патронов к нему выдаются органами внутренних дел на основании заявлений граждан Российской Федерации.
Использование результатов интеллектуальной деятельности регулируется ч. IV Гражданского кодекса Российской Федерации от 18.12.2006 N 230-ФЗ ред. от 24.02.2010 (далее - ГК РФ). Особенность лицензирования указанного вида деятельности заключается в том, что, согласно ст. 1235 ГК РФ, функцию лицензии здесь выполняет лицензионный договор, заключаемый между обладателем исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиаром) и лицензиатом. Лицензиат может использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором. Срок, на который заключается лицензионный договор, не может превышать срок действия исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации. В случае, когда в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет, при этом в случае прекращения исключительного права лицензионный договор также прекращается. Статьи 1236, 1239 ГК РФ предусматривают три вида лицензионных договоров (лицензий): простая (неисключительная), исключительная, принудительная.
Специфика лицензирования использования орбитально - частотных ресурсов и радиочастот для осуществления теле- и радиовещания заключается в самом предмете лицензирования. Так, согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 01.02.2000 N 88 «Об утверждении Основных положений государственной политики в области распределения, использования и защиты орбитально-частотного ресурса Российской Федерации и Положения о государственном регулировании допуска и использования иностранных систем спутниковой связи и вещания в информационном (телекоммуникационном) пространстве Российской Федерации», защита орбитально-частотного ресурса Российской Федерации и управление его использованием являются одной из важнейших областей деятельности государства, связанной с экономическими и социальными аспектами развития страны, обеспечением президентской и правительственной связи, нужд обороны, безопасности, охраны правопорядка, а также хозяйственной деятельности юридических и физических лиц на территории Российской Федерации. Однако в информационное (телекоммуникационное) пространство Российской Федерации на основании решений Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации могут быть допущены иностранные системы спутниковой связи и вещания, прошедшие международную координацию в рамках Международного союза электросвязи, и пользователи. При этом создание и развитие наземной инфраструктуры, а также организация предоставления услуг связи на территории Российской Федерации относятся к компетенции российских операторов, получивших в установленном порядке лицензии на осуществление указанной деятельности, выдачу которых производит Министерство Российской Федерации по связи и информатизации. В такой лицензии в обязательном порядке должны быть определены требования о предоставлении безусловного приоритета всем сообщениям об угрозе жизнедеятельности на земле, в море, воздухе и космическом пространстве, о неотложных мероприятиях в области обороны, безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации, а также сообщениям о крупных авариях, катастрофах, эпидемиях и стихийных бедствиях. Лицензия дает право оператору связи после проведения сертификации оборудования и получения разрешения Службы государственного надзора за связью в Российской Федерации на использование рабочих частот и эксплуатацию начать предоставление услуг электросвязи.
Лицензирование использования природных ресурсов, в силу их многообразия, также осуществляется целым рядом нормативных актов. Так, согласно Федеральному закону от 24.04.1995 N 52-ФЗ «О животном мире» (ред. от 21.11.2011г), пользование животным миром осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензии в течение срока, указанного в лицензии по соглашению сторон и зависящего от вида пользования животным миром в границах определенной территории и акватории, а гражданам выдаются именные разовые лицензии на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте или на конкретный срок. Долгосрочную лицензию на пользование животным миром выдает специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решений высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Предоставление участка
(участков) недр в пользование на
условиях соглашения о разделе продукции
оформляется лицензией на пользование
недрами. Лицензия является документом,
удостоверяющим право ее владельца
на пользование участком недр в определенных
границах в соответствии с указанной
в ней целью в течение
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1995 N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (ред. от 19.07.2011), разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии выдаются эксплуатирующим организациям, а также организациям, выполняющим работы и предоставляющим услуги в области использования атомной энергии органами государственного регулирования безопасности. В разрешении (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии должны быть указаны владелец разрешения (лицензии), требования и условия, необходимые для обеспечения безопасности при ведении работ, и срок действия разрешения (лицензии).
Лицензирование
Положение о лицензировании
образовательной деятельности, утвержденное
Постановлением Правительства РФ от
18.10.2000 N 796, устанавливает порядок
лицензирования образовательной деятельности
по программам дошкольного, общего (начального,
основного, среднего (полного) образования,
дополнительного образования
Особенностью процесса лицензирования образовательной деятельности является проведение экспертизы, устанавливающей соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых соискателем лицензии, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников соискателя лицензии, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов. По результатам проведенной экспертизы принимается решение о выдаче лицензии.
Особенности лицензирования деятельности инвестиционного фонда, деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, регулируются Постановлением Правительства РФ от 06.10.2008 N 744. В названном нормативном акте определяются особые лицензионные требования и условия осуществления вышеперечисленных лицензионных видов деятельности, специальный перечень документов, необходимых для получения лицензии
3 ПОРЯДОК ПОЛЧЕНИЯ И ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ ЛИЦЕНЗИИ СУБЪЕКТОВ РФ
3.1 Порядок получения лицензии
Для того, чтобы получить лицензию соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указывается7:
- полное и (в случае,
если имеется) сокращенное
- фамилия, имя и (в
случае, если имеется) отчество
индивидуального
- идентификационный номер
налогоплательщика и данные
- лицензируемый вид
К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются8:
- копии учредительных
документов (с представлением оригиналов
в случае, если верность копий
не засвидетельствована в
- документ, подтверждающий
уплату государственной
В зависимости от специфики деятельности в положении о лицензировании конкретного вида деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, подтверждающих соответствие соискателя лицензии установленным лицензионным требованиям и условиям.
Так, например, для получения лицензии на производство лекарственных средств, соискателям лицензии, наряду с документами предусмотренными выше придется предоставить, следующие документы:
- перечень лекарственных
средств, которые соискатель
- описание основных
- согласие органов местного
самоуправления на размещение
производства лекарственных
- копии документов, свидетельствующих
о наличии у соискателя
- копии выданного в
установленном порядке
- копии документов, подтверждающих
соответствующую лицензионным
Но требовать от соискателя лицензии представления иных документов, не предусмотренных Федеральным законом РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001г №128-ФЗ и иными федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, не допускается.
Заявление о предоставлении
лицензии и прилагаемые к нему
документы в день поступления
в лицензирующий орган
Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.
Информация о работе Лицензирование деятельности субъектов предпринимательства в РФ