Лицензирование деятельности субъектов предпринимательства в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Рыночная экономика в Российской Федерации вызывает необходимость постоянного совершенствования и поиска новых правовых средств государственного регулирования предпринимательской деятельности. При этом воздействие на субъекты предпринимательской деятельности реализуется в форме обязательных требований, которые предъявляются к ним на разных стадиях осуществления определенных видов предпринимательской деятельности. В ряду таких требований установлено и требование, состоящее в необходимости получения предпринимателем лицензии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. .3
1 ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ПРИНЦИПЫ ДИЦЕНЗИРОВАНИЯ РФ…...6
2 ВИДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ………………………………… 11
2.1 Правовые основы лицензирования…………………………………… 11
2.2 Виды деятельности, требующие особого порядка лицензирования...16
3 ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ И ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ ЛИЦЕНЗИИ СУБЪЕКТОВ РФ…………………………………………….. 26
3.1 Порядок получения лицензии…………………………………………..26
3.2 Основания и порядок приостановления действия и аннулирование лицензии………………………………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….36

Файлы: 1 файл

Лицензирование деятельности субъектов предпринимательства в РФ..docx

— 58.06 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. .3

1 ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И  ПРИНЦИПЫ ДИЦЕНЗИРОВАНИЯ РФ…...6

2 ВИДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ………………………………… 11

2.1 Правовые основы лицензирования…………………………………… 11

2.2 Виды деятельности, требующие  особого порядка лицензирования...16

3 ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ И  ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ ЛИЦЕНЗИИ  СУБЪЕКТОВ РФ…………………………………………….. 26

3.1 Порядок получения лицензии…………………………………………..26

3.2 Основания и порядок приостановления действия и аннулирование лицензии………………………………………………………………………31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Рыночная экономика в  Российской Федерации вызывает необходимость  постоянного совершенствования  и поиска новых правовых средств  государственного регулирования предпринимательской  деятельности. При этом воздействие на субъекты предпринимательской деятельности реализуется в форме обязательных требований, которые предъявляются к ним на разных стадиях осуществления определенных видов предпринимательской деятельности. В ряду таких требований установлено и требование, состоящее в необходимости получения предпринимателем лицензии. Причем регламентация этого требования, как на уровне законодательных актов, так и принимаемыми в соответствии ними подзаконных нормативных актов, позволяет утверждать, что сложился правовой институт лицензирования предпринимательской деятельности.

Лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением  лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного  приостановления деятельности лицензиатов  за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов  за соблюдением лицензиатами при  осуществлении лицензируемых видов  деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением  в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

По своей природе лицензирование - это форма государственного регулирования  предпринимательства, выражающаяся в  юридическом запрете заниматься той или иной деятельностью без  получения специального разрешения.

Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление  которого на территории Российской Федерации  требуется получение лицензии в  соответствии с Федеральным законом  от 08.08.2001(ред. от 29.12.2010) № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Рассмотрение  лицензирования предпринимательской деятельности является достаточно актуальным, поскольку значительное число видов предпринимательской деятельности подлежат лицензированию. Среди них такие виды деятельности, как банковская деятельность, страховая деятельность, деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, оценочная деятельность, аудиторская деятельность и др. И хотя количественный состав лицензируемых видов предпринимательской деятельности существенным образом уменьшился после вступления в действие Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», влияние этого института на деятельность предпринимателей несомненно велико. Складывающиеся при этом отношения требуют не только адекватного нормативного регулирования, но и серьезного теоретического осмысления.

Необходимо признать, что  существующее нормативно-правовое регулирование  лицензирования предпринимательской  деятельности не является совершенным. Нормы Закона о лицензировании 2001 года не обеспечивают в полной мере регламентацию этого правового  института, не установлен общий перечень лицензируемых видов предпринимательской  деятельности, для его уяснения необходимо обращаться к иным законодательным  актам. Например, в Законе РФ от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» определены виды страховой деятельности и, соответственно, порядок предоставления лицензий на осуществление таких видов деятельности.

Институт лицензирования сравнительно «молодой» - как таковой  сформировался только в современной  России, и до настоящего времени  так и не сложился единый подход к пониманию сущности лицензирования. В последние годы использование лицензирования как инструмента для вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий стало встречаться намного реже: растет осознание того, что государственное влияние эффективнее тогда, когда устанавливаются общие правовые рамки деятельности, в которых предоставляется полная свобода предпринимательской инициативе.

В связи с этим тема работы очевидно актуальна и представляет интерес для исследования.

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы на основе теории предпринимательского права  исследовать правовой институт лицензирования предпринимательской деятельности.

Опираясь на федеральное  законодательство, я раскрою такие  вопросы, как: понятие лицензирования, правовые основы лицензирования предпринимательской  деятельности, понятие лицензии и ее содержание, порядок получения лицензии, порядок ее приостановления и аннулирования, юридическая ответственность и иные правовые последствия нарушений в сфере лицензирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ПРИНЦИПЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ РФ

Юридический термин "лицензирование" является производным от слова "лицензия" (лат. licentia - право, разрешение)1. Легальное определение лицензирования дается в ст. 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001г №128-ФЗ  «лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании». Из этого определения можно выделить следующие элементы: лицензирование - это мероприятия государства связанные непосредственно с его функциями - защитой интересов и прав граждан; объекты лицензирования - лицензируемые виды деятельности. То есть лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с законодательством.

Следует оговориться, что  специальные нормативные акты конкретизируют и определяют непосредственные объекты  лицензирования. Так, например, объектом лицензирования розничной торговли алкогольной продукции, является розничная  торговля алкогольной продукцией. К  алкогольной продукции же относятся  спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки (бренди), кальвадос, вино виноградное, вино плодово-ягодное и иная пищевая продукция с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более полутора процентов от объема единицы алкогольной продукции.

Тогда возникает вопрос: какая деятельность подлежит лицензированию, а какая нет. В Федеральном  законе "О лицензировании отдельных  видов деятельности" от 08.08.2001г  №128-ФЗ по этому поводу выделяется ряд  критериев. В соответствии с Законом  к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление  которых может повлечь за собой  нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне  и безопасности государства, культурному  наследию народов Российской Федерации  и регулирование которых не может  осуществляться иными методами, кроме  как лицензированием.

Таким образом, деятельность подлежащая лицензированию - это прежде всего такая деятельность, которая грозит нанесением ущерба нравственного или физического гражданам или угрожает безопасности государства2.

При осуществлении лицензирования, государство в лице надлежащих органов  руководствуется рядом принципов:

- защита свобод, прав, законных  интересов, нравственности и здоровья  граждан, обеспечение обороны  страны и безопасности государства;

- обеспечение единства  экономического пространства на  территории РФ;

- установление единого  перечня лицензируемых видов  деятельности и единого порядка  лицензирования на территории  Российской Федерации;

- гласность и открытость  лицензирования;

- соблюдение законности  при осуществлении лицензирования.

Таким образом, лицензирование - это инструмент используемый государством в лице полномочных органов, для  защиты непосредственно интересов  граждан и самого государства.

В Федеральном законе "О  лицензировании отдельных видов  деятельности" от 08.08.2001г №128-ФЗ определено, что лицензия - это специальное  разрешение на осуществление конкретного  вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и  условий, выданное лицензирующим органом  юридическому лицу или индивидуальному  предпринимателю.

В юридической литературе отмечается, что в российском законодательстве о лицензировании на различных этапах его развития лицензия рассматривалась  как3:

1) документ (п. 1 Порядка ведения  лицензионной деятельности, утвержденного  Постановлением Правительства РФ  от 24 декабря 1994 г. N 1418);

2) право (ст. 2 ФЗ № 158 от 25.09.1998г «О лицензировании отдельных  видов деятельности»);

3) юридический факт в  форме соответствующего решения  (ч. 3 п. 1 ст. 49 Гражданского Кодекса Российской Федерации от 26.11.2001 №146-ФЗ (далее ГК РФ))4.

Лицензирование как гражданско-правовой институт ведет начало с "доперестроечных времен", поэтому стадии его правового регулирования необходимо рассматривать в историческом развитии.

В советском праве лицензирование выполняло в основном функцию  государственного контроля над экспортом  и импортом товаров и расходованием  валютных средств. С началом перестройки  институт лицензирования вышел на качественно  иной уровень. Так, после принятия Закона "О предприятиях и предпринимательской деятельности" предприятия, независимо от формы собственности, приобрели право осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, во всех сферах и отраслях народного хозяйства. При этом отдельные виды деятельности предприятия могли осуществлять только на основании специального разрешения (лицензии).

Постановлением Правительства  РФ от 27 мая 1993 г. N 492 "О полномочиях  органов исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов  федерального значения по лицензированию отдельных видов деятельности" был утвержден примерный порядок  лицензирования отдельных видов  деятельности на территориях краев, областей, автономных образований, городов  федерального значения и Перечень видов  деятельности, лицензируемой на данных территориях. Этим Постановлением органам  исполнительной власти краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения было предоставлено право осуществлять лицензирование отдельных видов деятельности согласно установленному перечню.

В свою очередь, во исполнение данного Постановления и правовых актов субъектов Российской Федерации  органы местного самоуправления стали  активно принимать муниципальные  правовые акты, регулирующие отношения  по применению лицензирования на подведомственных им территориях. В результате такого активного правотворчества возникла угроза бесконтрольного расширения перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию.

Одним из основных законов, установивших принципиальные положения  применения такого режима, как лицензирование, стал Гражданский кодекс Российской Федерации. Пунктом 1 ст. 49 ГК РФ было установлено, что перечень видов деятельности, которыми предприниматели могут  заниматься только при наличии лицензии, определяется федеральным законом.

Результатом стало принятие Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»  №158 от 25.09.1998г, который закрепил перечень видов деятельности, на осуществление  которых требуются лицензии.

В настоящее время основным нормативным актом, устанавливающим  перечень лицензируемых видов деятельности и регулирующим порядок предоставления лицензии является Федеральный закон  «О лицензировании отдельных видов  деятельности» от 08.08.2001 №128-ФЗ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ВИДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ

2.1 Правовые основы лицензирования

Основным нормативным  актом, регулирующим порядок лицензирования в Российской Федерации, является Федеральный  закон "О лицензировании отдельных  видов деятельности". Данный Федеральный  закон согласно ст.1 регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными  предпринимателями в связи с  осуществлением лицензирования отдельных  видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. Действие закона не распространяется на следующие виды деятельности: деятельность кредитных организаций; деятельность, связанная с защитой государственной  тайны; деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной  и спиртосодержащей продукции; деятельность в области связи; биржевая деятельность; деятельность в области таможенного  дела; нотариальная деятельность; страховая  деятельность, за исключением пенсионного  страхования, осуществляемого негосударственными пенсионными фондами; деятельность профессиональных участников рынка  ценных бумаг; осуществление внешнеэкономических  операций; осуществление международных  автомобильных перевозок грузов и пассажиров; приобретение оружия и патронов к нему; использование  результатов интеллектуальной деятельности; использование орбитально - частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания (в том числе вещания дополнительной информации); использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира; деятельность, работы и услуги в области использования атомной энергии; образовательная деятельность.

Информация о работе Лицензирование деятельности субъектов предпринимательства в РФ