Лицензирование деятельности субъектов предпринимательства в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Рыночная экономика в Российской Федерации вызывает необходимость постоянного совершенствования и поиска новых правовых средств государственного регулирования предпринимательской деятельности. При этом воздействие на субъекты предпринимательской деятельности реализуется в форме обязательных требований, которые предъявляются к ним на разных стадиях осуществления определенных видов предпринимательской деятельности. В ряду таких требований установлено и требование, состоящее в необходимости получения предпринимателем лицензии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. .3
1 ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ПРИНЦИПЫ ДИЦЕНЗИРОВАНИЯ РФ…...6
2 ВИДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ………………………………… 11
2.1 Правовые основы лицензирования…………………………………… 11
2.2 Виды деятельности, требующие особого порядка лицензирования...16
3 ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ И ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ ЛИЦЕНЗИИ СУБЪЕКТОВ РФ…………………………………………….. 26
3.1 Порядок получения лицензии…………………………………………..26
3.2 Основания и порядок приостановления действия и аннулирование лицензии………………………………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….36

Файлы: 1 файл

Лицензирование деятельности субъектов предпринимательства в РФ..docx

— 58.06 Кб (Скачать файл)

На стадии рассмотрения документов о выдаче лицензии осуществляется лицензионный контроль (ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности») в форме проверки:

— полноты и достоверности  сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах;

— возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий в порядке, предусмотренном Федеральным законом.

До настоящего времени  органы, осуществляющие лицензирование, выносили решение о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче только на основании той информации, которую  им представлял соискатель. Проверка представленной информации была только правом, но не обязанностью лицензирующих  органов9.

Теперь проверка проводится путем сопоставления таких сведений со сведениями из единого государственного реестра юридических лиц или  единого государственного реестра  индивидуальных предпринимателей. Лицензирующий  орган получает соответствующую  информацию в порядке, установленном  Правительством Российской Федерации, от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление  государственной регистрации юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей.

Лицензирующий орган принимает  решение о предоставлении или  об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления  о предоставлении лицензии и прилагаемых  к нему документов. Указанное решение  оформляется соответствующим актом  лицензирующего органа.

Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о  предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии. Основанием отказа в предоставлении лицензии является:

- наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной  информации;

- несоответствие соискателя  лицензии, принадлежащих ему или  используемых им объектов лицензионным  требованиям и условиям.

Выдача документа, подтверждающего  наличие лицензии, проводится в течение  трех дней после представления соискателем  документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии. Если лицензиат в течение  трех месяцев не уплатил лицензионный сбор, то лицензирующий орган, выдавший лицензию, вправе ее аннулировать.

По заявлению соискателя лицензии или лицензиата в отношении  отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в целях  защиты имущественных прав и законных интересов граждан, может применяться  упрощенный порядок лицензирования. Он возможен при условии заключения соискателем лицензии или лицензиатом  договора страхования гражданской  ответственности либо при наличии  у лицензиата сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам в отношении лицензирования следующих  видов деятельности: эксплуатация пожароопасных  производственных объектов; деятельность по реставрации объектов культурного  наследия (памятников истории и культуры); перевозки морским транспортом  грузов; перевозки внутренним водным транспортом грузов; перевозки воздушным  транспортом грузов; перевозки железнодорожным  транспортом грузов, грузобагажа; транспортировка  грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным  путям общего пользования, за исключением  уборки прибывших грузов с железнодорожных  выставочных путей, возврата их на железнодорожные  выставочные пути; погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным  грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, на железнодорожном  транспорте; деятельность по осуществлению  буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная  деятельность осуществляется для обеспечения  собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

При упрощенном порядке лицензирования соискатель не представляет документы, подтверждающие его соответствие лицензионным требованиям. Срок рассмотрения документов сокращен до 15 дней. Переход на упрощенную систему носит уведомительный характер. В последующем лицензиат освобождается  от плановых проверок выполнения им лицензионных требований и условий лицензирующим  органом.

Введение упрощенной процедуры  лицензирования, обусловлено общей  тенденцией снижения контроля за предпринимательской деятельностью и необходимостью исключения дублирования государственных функций, ведь наличие договора страхования ответственности или сертификата соответствия определенным требованиям предполагает, что требования, предъявляемые к лицу при получении лицензии, также выполняются.

 

3.2 Основания и порядок приостановления действия и аннулирование лицензии      

Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий. 
      Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, который не может превышать шести месяцев. В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. 
      Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. 
      Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

Аннулирование лицензии возможно:

1. Во внесудебном порядке. Лицензирующие органы могут аннулировать лицензию, без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев государственной пошлины за предоставление лицензии.

2. В судебном порядке.  То есть решением суда на  основании заявления, лицензирующего  органа в случае, если нарушение  лицензиатом лицензионных требований  и условий повлекло за собой  нанесение ущерба правам, законным  интересам, здоровью граждан,  обороне и безопасности государства,  культурному наследию народов  Российской Федерации и (или)  в случае, если в установленный  срок лицензиат не устранил  нарушения, в связи с которыми  действие лицензии было приостановлено. Одновременно с подачей заявления  в суд лицензирующий орган  вправе приостановить действие  указанной лицензии на период  до вступления в силу решения  суда. 
      Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия. 

Решение о приостановлении  действия лицензии и об аннулировании  лицензии может быть обжаловано в  порядке, установленном законодательством  Российской Федерации.

Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

На Правительство РФ возложена важная функция урегулирования лицензионных правоотношений путем утверждения положений о лицензировании конкретных видов деятельности. Каждый лицензируемый вид деятельности предполагает наличие особых условий и требований, которые должны выполняться и соблюдаться при осуществлении лицензируемых видов деятельности. Истории лицензирования в России известен негативный опыт регулирования лицензионных правоотношений множеством разноуровневых нормативных актов, поэтому принцип установления лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности играет важную роль в правоприменительной лицензионной практике, позволяя хозяйствующим субъектам эффективно осуществлять свою деятельность в соответствии с лицензионными требованиями и условиями, тем самым, обеспечивая соблюдение прав и свобод граждан и интересов государства.

Для эффективного развития современной экономики необходимо четкое установление пределов действия института лицензирования без чрезмерного  расширения или необоснованного  сокращения лицензируемых видов  деятельности. Это связано, прежде всего, с тем, что избыток лицензируемых  видов деятельности порождает так  называемые административные барьеры, которые мешают развитию государства  с рыночной экономикой. В настоящее  время пришло осознание того, что  государственное влияние эффективнее  тогда, когда устанавливаются общие  правовые рамки деятельности, в которых  предоставляется полная свобода  предпринимательской инициативе. При  этом очень важны детальная правовая регламентация указанного явления  на федеральном уровне и единый законодательный  подход к формированию перечня лицензируемых  видов деятельности.

Основными эффектами лицензирования можно считать избирательный  допуск лиц к осуществлению лицензируемой  деятельности, усиление ответственности  за нарушение лицензионных требований и условий, использование государством полученных в процессе лицензирования информации и средств, ограничение  конкуренции и укрупнение структуры  рынка.

Негативные эффекты лицензирования связаны, как правило, с особенностями  работы государственных органов. Ввиду  чего, государственное вмешательство  целесообразно тогда, и только тогда, когда предельная ценность его результата для общества не меньше предельной ценности общественных затрат.

Таким образом, Закон о  лицензировании (перечень лицензируемых  видов деятельности, работ и услуг  по видам деятельности), имеет принципиальное значение для всего процесса лицензирования, поскольку если какой-либо конкретный вид деятельности не включен в  рассматриваемый перечень, то, соответственно, вопрос о процедуре лицензирования отпадает сам собой.

Закон направленного на установление единых норм правового обеспечения  в сфере лицензирования, упрощение  порядка лицензирования, сокращение перечня лицензируемых видов  деятельности, недопущения определения  работ и услуг по лицензируемым  видам деятельности в подзаконных  актах, обеспечивающего единство экономического пространства на всей территории Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННО  ЛИТЕРАТУРЫ

 

1 Гражданского кодекса Российской Федерации от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 24.02.2010)

2 Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 29.12.2010) ;

3 Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (ред. от 02.02.2011г);

4 Федеральный закон от 26.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ред. от 03.12.2011г);

5 Федеральный закон от 21.11.1995 N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (ред. от 19.07.2011);

6 Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ «О животном мире» (ред. от 21.11.2011г);

7 Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ «Об оружии» (ред. от 05.04.2011);

8 Федеральный закон от 18.07.1999 N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» (в ред. от 29.06.2004 N 58-ФЗ);

9 Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ред. от 11.07.2011);

10 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (ред.от 01.07.2011);

11 Закон Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (ред. от 30.11.2011);

12 Закон Российской Федерации от 20.02.1992 N 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле»(ред. от 10.07.2011г);

13 Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» (ред.от 06.12.2011г);

14 Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (ред. от 21.07.2011г);

15 Закон Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» (ред. от 08.11.2011г);

16 Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1(ред.06.12.2010г);

17 Багандов А.А. Особенности осуществления лицензирующими органами правореализующей деятельности и лицензионный контроль // Законодательство и экономика. - 2009. - N 1.

18 Воронов А.В., Трофименко И.Н. Некоторые проблемы лицензирования // Юридический мир. - 2008. - N 12. - С. 29.

19 Гущин А.В. Лицензирование  предпринимательской деятельности // Вестник МГИУ. - 2008. - Выпуск N 3. - С.295.

20 Малахов С.А. Лицензирование  деятельности в механизме государственного  регулирования - Волгоград, 2007.

21. Спектр Е.И. Лицензирование  в Российской Федерации: правовое  регулирование. - М.: Юстицинформ, 2007.

22. Хуторецкий Р. Лицензирование в гражданском праве // Право и жизнь. - 2010. - N 29.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Спектр Е.И. Лицензирование в Российской Федерации: правовое регулирование. - М.: Юстицинформ, 2007.

2 Гущин А.В. Лицензирование предпринимательской деятельности // Вестник МГИУ. - 2003. - Выпуск N 3. - С. 78.

3 Воронов А.В., Трофименко И.Н. Некоторые проблемы лицензирования // Юридический мир. - 2008. - N 12. - С. 29.

4 Гражданского кодекса Российской Федерации от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 24.02.2010)

5 Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 29.12.2010)

6 Хуторецкий Р. Лицензирование в гражданском праве // Право и жизнь. - 2010. - N 29

7 Гущин А.В. Лицензирование предпринимательской деятельности // Вестник МГИУ. - 2008. - Выпуск N 3. - С.295

8 Малахов С.А. Лицензирование деятельности в механизме государственного регулирования - Волгоград, 2007.

9 . Багандов А.А. Особенности осуществления лицензирующими органами правореализующей деятельности и лицензионный контроль // Законодательство и экономика. - 2009. - N 1.


Информация о работе Лицензирование деятельности субъектов предпринимательства в РФ