Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 19:47, контрольная работа
В юридической литературе лицензирование рассматривают наряду с государственной регистрацией формой легитимации предпринимательства.1 Поэтому, решив заняться видами деятельности, осуществление которых требует специального разрешения, выдаваемого уполномоченными органами государственной власти, индивидуальный предприниматель должен в установленном законом порядке получить лицензию. Возникающие при этом правовые отношения между лицензирующими органами и предпринимателями являются правоотношениями «по вертикали», т. к. складываются в порядке государственного регулирования экономики при осуществлении особого вида публичной деятельности - лицензионной.
1. Понятие и правовая база лицензирования. 3
2. Виды деятельности, подлежащие лицензированию, и органы
его осуществляющие. 5
3. Порядок получения и использования лицензии. 8
Список литературы. 13
Содержание.
В юридической литературе лицензирование рассматривают наряду с государственной регистрацией формой легитимации предпринимательства.1 Поэтому, решив заняться видами деятельности, осуществление которых требует специального разрешения, выдаваемого уполномоченными органами государственной власти, индивидуальный предприниматель должен в установленном законом порядке получить лицензию. Возникающие при этом правовые отношения между лицензирующими органами и предпринимателями являются правоотношениями «по вертикали», т. к. складываются в порядке государственного регулирования экономики при осуществлении особого вида публичной деятельности - лицензионной. При этом сам предприниматель берет на себя обязательства вести такую деятельность, соблюдая особенности, специальные установленные правила ее осуществления, а государство предоставляет ему право вести эту деятельность.
Лицензирование представляет собой одно из средств государственного регулирования рынка - единую систему оценки условий, содержания и результатов предпринимательской деятельности.2
Правовая база лицензирования весьма обширна. Особую роль в ней играют законы, и, прежде всего Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Согласно ст. 18 Закона № 128-ФЗ федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок лицензирования отдельных видов деятельности, предусмотренных п. 2 ст. 1 данного Закона, действуют в части, не противоречащей ему, и подлежат приведению в соответствие с ним. Значение этого акта в том, что в нем закреплен единый перечень лицензируемых видов деятельности и унифицирована процедура лицензирования.
В юридической литературе отмечается, что в российском законодательстве о лицензировании на различных этапах его развития лицензия рассматривалась как:
1) документ (п. 1 Порядка ведения лицензионной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. № 1418);
2) право (ст. 2 Закона о лицензировании 1998 г.);
3) юридический факт в форме соответствующего решения (ч. 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ).3
Закон о лицензировании
2001 г. устанавливает, что лицензией
считается специальное
Лицензия является основанием возникновения правоспособности, т. е. возможности заниматься определенными видами деятельности, перечень которых определяется законом (ст. 49 ГК РФ). Приобретаемая на основании лицензии правоспособность обусловливает персонифицированный характер лицензии, т. е. лицензируемая деятельность может выполняться только конкретным индивидуальным предпринимателем-лицензиатом.
В настоящее время используется два основных критерия определения лицензируемых видов деятельности:
1) потенциальная опасность того или иного вида деятельности, т. е. возможность нанесения ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, культурному наследию народов РФ;
2) невозможность регулирования иными методами, кроме лицензирования.
Подготовка и принятие Закона № 128-ФЗ сопровождались многочисленными высказываниями государственных деятелей о том, что перечень лицензируемых видов деятельности неоправданно расширен, служит источником коррупции и нуждается в радикальном сокращении (высказывалось мнение о необходимости сохранения лицензирования 60-80 видов деятельности).4 В конечном итоге перечень лицензируемых видов деятельности в Законе не подвергся столь резкому сокращению.
Законодатель сделал основной акцент на сохранении лицензирования видов деятельности, связанных с техникой, технологиями, источниками повышенной опасности. В отдельные группы можно выделить виды деятельности, нарушение порядка осуществления которых может причинить ущерб здоровью граждан (фармацевтическая деятельность, производство лекарственных средств, деятельность по распространению лекарственных средств и изделий медицинского назначения, медицинская деятельность, деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, производство дезинфекционных и дератизационных средств и т. п.), а также их правам и законным интересам (деятельность инвестиционных фондов, деятельность негосударственных пенсионных фондов, деятельность, связанная с трудоустройством граждан РФ за пределами РФ, и т. п.).
Следует перечислить виды деятельности, на осуществление которых больше не требуется наличие лицензии:
- риэлтерская деятельность;
- издательская и полиграфическая деятельность;
- деятельность по производству, розливу и оптовой реализации минеральной и природной питьевой воды;
- реализация предметов антиквариата.
Отдельные виды деятельности, ранее не лицензировавшиеся, после вступления в силу Закона № 128-ФЗ подлежат лицензированию, например деятельность по продаже прав на клубный отдых (так называемый «таймшер»).
В ст. 5 Закона № 128-ФЗ прописано, что Правительство РФ определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности. В связи с этим в настоящее время принято Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности»,5 из которого следует, что функции по лицензированию в отношении наиболее распространенных видов деятельности, в частности, осуществляют:
- МВД России - негосударственная (частная) охранная и сыскная деятельность;
- Минздрав России - деятельность по распространению лекарственных средств и изделий медицинского назначения; медицинская деятельность; фармацевтическая деятельность;
- ФСНС России - производство табачных изделий;
- Минсельхоз России - деятельность по разведению племенных животных, а также по производству и использованию племенной продукции (материала) (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд индивидуального предпринимателя); деятельность по хранению зерна и продуктов его переработки;
- Минтранс России - перевозка морским и водным транспортом пассажиров и грузов; перевозка пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом;
- Минтруд России - деятельность по оказанию протезно-ортопедической помощи;
- Минэкономразвития России - турагентская деятельность и деятельность по продаже прав на клубный отдых;
- Госкомспорт России - организация и содержание тотализаторов и игорных заведений.
Постановлением Правительства «О лицензировании отдельных видов деятельности» утвержден Перечень тех видов деятельности, лицензирование которых помимо федеральных органов исполнительной власти находится в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ:
- производство дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств;
- ветеринарная деятельность;
- заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов;
- заготовка, переработка и реализация лома черных металлов;
- публичный показ аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале.
Необходимо обратить внимание на то, что если индивидуальный предприниматель осуществляет несколько лицензируемых видов деятельности, то потребуется лицензия на каждый вид.
Для получения лицензии соискатель представляет следующие документы:
1) заявление о предоставлении лицензии с указанием:
- фамилии, имени, отчества, места жительства индивидуального предпринимателя;
- данных документа, удостоверяющего личность;
- лицензируемого вида деятельности, который индивидуальный предприниматель намерен осуществлять;
2) копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);
3) копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);
4) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
5) сведения о квалификации работников соискателя лицензии.
Кроме указанных документов в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, наличие которых при осуществлении конкретного вида деятельности установлено соответствующими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами.
В соответствии
с законодательством Российской
Федерации соискатель лицензии несет
ответственность за предоставление
недостоверных или искаженных сведений.
Все документы должны быть приняты
по описи. Лицензирующий орган обязан
вручить заявителю копию описи
За рассмотрение
лицензирующим органом
П. 2 ст. 9 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» определяется, что лицензирующий орган принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий шестидесяти дней со дня получения заявления о предоставлении лицензии и необходимых документов. Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа. Вместе с тем сохраняется возможность установления в положении о лицензировании конкретного вида деятельности более коротких сроков принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.
Если принято положительное решение, соискателю лицензии направляется письменное уведомление с указанием реквизитов банковского счета и срока оплаты лицензионного сбора. Это второй обязательный платеж в процессе лицензирования. Его размер составляет 1000 руб.
Федеральный закон содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче лицензии:
- наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
- несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.
В связи с этим лицензирующий орган не вправе отказать в выдаче лицензии по причине нецелесообразности хозяйственной деятельности, в частности достаточности того или иного вида товаров или услуг на рынке.6
Отказ в выдаче лицензии, а также бездействие лицензирующего органа могут быть обжалованы в судебном и административном порядке.
После получения документа, подтверждающего наличие лицензии, индивидуальный предприниматель вправе осуществлять указанный в этом документе вид деятельности. При этом передача лицензиатом своих прав и обязанностей, возникающих в связи с осуществлением лицензируемой деятельности, не допускается.
Лицензия - срочный документ. Ст. 8 Закона определяется, что срок действия лицензии не может быть менее пяти лет и по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Таким образом, Законом подтверждается норма о том, что положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.
При определенных
обстоятельствах, например в случаях
изменения имени и места
Лицензия теряет
юридическую силу в случае прекращения
действия свидетельства о государственно
Следует также
отметить, что лицензирующие органы
имеют право приостановить
Федеральным законом
предусмотрена возможность
- если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, культурному наследию народов РФ;
Информация о работе Лицензирование предпринимательской деятельности